Конспект занятия "Разговоры о важном. День конституции" (3-4 класс)
план-конспект занятия (4 класс)

Гарбуз Снежана Евгеньевна

Методические материалы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_konstitutsii.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

классного часа

ТЕМА «День Конституции»

Составили студентки 321группы

Гарбуз Снежана Евгеньевна, Игнатькова Анна Александровна

МАОУ СОШ № 38, класс 4 каб. № 19

Дата проведения занятия:12.12.2022

Смена 1 Номер урока 0

Начало урока 08:00

ФИО учителя школы:

 Гурдиш-Туголукова Галина Викторовна

ФИО преподавателя-консультанта:

Данилович Ольга Николаевна

Допущена к проведению классного часа:

____________________, дата ________

(Подпись преподавателя)

_____________________ дата _______

        (Подпись учителя)                     

Цель классного часа: сформировать у обучающихся понимание значения Конституции как главного закона Российской Федерации, в котором изложены права и обязанности российских граждан; развивать умение соотносить статьи Конституции с конкретными фактами из реальной жизни, а также с поступками героев литературных сказок.

Задачи

Личностные: ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься; у ребенка сформирована учебная мотивация.

Метапредметные:

Регулятивные: ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно; у ребенка развита рефлексия; ученик способен к волевому усилию, ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

Познавательные: ребёнок может строить логическую цепь размышлений; ребёнок умеет осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию, у ребенка сформированы умения анализа и синтеза, ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию, ребёнок может проанализировать ход и способ действий.

Коммуникативные: ученик умеет вступать в диалог; ребенок умеет слушать и слышать; может создавать устные и письменные высказывания; умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации; ребенок может сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации; ребенок может интегрироваться в группу сверстников; ученик умеет договариваться несиловыми методами.

Оборудование:

У учителя: проектор, компьютер, колонки

У учащихся:

Образовательные ресурсы: https://razgovor.edsoo.ru/topic/28/

Ход классного часа:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Вступительный

Звучит гимн        

- Здравствуйте, ребята! Напоминаем, меня зовут Анна Александровна, а меня – Снежана Евгеньевна.

- Сегодня мы продолжаем разговор о нашей Родине. А чтобы узнать, о чем именно пойдет разговор, вам нужно правильно сложить словосочетание из букв на доске: НЬЕД ТУ-КОНС-ТИ-ЦИИ

- Знаете ли вы, какого числа отмечается День Конституции?

- Верно, день Конституции РФ ежегодно отмечается 12 декабря.

- А кто может рассказать своими словами, что такое Конституция?

- Действительно, Конституция - очень важный документ нашей страны, самый главный закон.

- Знакомы ли вы с Конституцией?

- Сегодня мы принесли конституцию специально для вас. Посмотрите, как она выглядит. 

- Ребята, не кажется ли вам странным, что такая тоненькая книжка – это главный закон нашей страны?

- А почему он самый главный? Что прописано в конституции? Зачем нужна конституция? Ответы на все эти вопросы мы с вами узнаем при просмотре видеоролика.

Демонстрация видеоролика (дикторский текст)

Мы с вами живём в самой большой стране на планете. Если мы полетим на самом быстром самолёте с запада на восток, то наше путешествие будет длиться целых 10 часов! Если мы на таком же быстром самолёте отправимся с самой северной точки России до самой южной, наш полёт будет длиться 5 часов! Наша страна настолько большая, что в одной её части сейчас утро, а в другой — вечер, где-то ваши сверстники уже играют в снежки, а где-то наслаждаются видом и ароматом цветущих роз. В России живут представители почти 200 разных народов! У каждого из них своя культура, обычаи и традиции. Но все-все жители нашей огромной страны, включая самого Президента, подчиняются главному закону — Конституции Российской Федерации. В Конституции записаны самые важные правила, по которым живёт наша страна. Но также, согласно Конституции, все 150 млн. россиян имеют одинаковые права. И каждый из вас тоже. Что за права такие? Давайте вместе на них посмотрим. Вот только что родился малыш, и согласно Конституции, ему гарантировано право на жизнь. Он просыпается в кроватке в своей комнате — Конституция обеспечивает ему право на жильё. Заболел наш малыш, доктор его лечит — это его право на охрану здоровья. Малыш подрос и пошёл в школу — он воспользовался своим правом на бесплатное образование. Кроме прав у каждого жителя нашей страны, есть ещё и обязанности. Соблюдать законы. Уважать права других людей. Защищать нашу страну. Бережно относиться к природе и историческим памятникам. Родители должны заботиться о своих детях, а взрослые дети — о своих родителях. Но помните, что в полном объёме свои права и обязанности вы сможете использовать только с 18 лет.

Слушают гимн стоя.

- День Конституции

     

- Да, 12 декабря!

- Это документ, какие-то правила, книга.

- Да или нет

Размышления детей

Смотрят видеоролик

Познавательные: у ребенка сформированы умения анализа и синтеза; ребёнок умеет осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию; ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: ученик умеет вступать в диалог; ребенок умеет слушать и слышать; может создавать устные и письменные высказывания; умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

Личностные: ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься; у ребенка сформирована учебная мотивация.

Основной

- Ребята, так почему же Конституция является главным законом страны?

- Кажется, вы еще не совсем проснулись. Сейчас все стаем из-за парт и повторяем за нами.

Раз, два, три, четыре, пять. (Поочередно соединяют пальчики обеих рук).

Будем мир мы защищать! (Жмут руки друг другу).

На границе встанем, (Прямые руки вытягивают вперёд).

Всех врагов достанем. (Шаг, выпад вперёд)

Будем чаще улыбаться, (Повороты в стороны, улыбаются друг другу).

А не ссориться и драться! (Обнимаются друг с другом).

- Садитесь, продолжаем работать. 

- Как вы думаете, нужно ли всем нам, гражданам РФ, соблюдать Конституцию? Почему?

- Верно, правила, которые прописаны в Конституции одинаковы для всех граждан и касаются каждого из вас. Поэтому мы и должны соблюдать и уважать эти правила.

 - Именно благодаря Конституции каждый из нас имеет свои права и обязанности. В чем их различие?

-  Верно, «право» - это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а вот «обязанность», наоборот, - это то, что граждане гарантируют дать своему государству. В этом и состоит их различие.

- Знаете ли вы какие права есть у каждого из нас?

- Молодцы, хорошо запомнили свои права, а теперь напомните обязанности, которые нужно выполнять.

 

- Правильно, каждый человек обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры, защищать Отечество, долг каждого родителя – забота о детях, а долг подрастающего поколения – забота о пожилых.

- А какие обязанности нужно соблюдать в школе? Давайте вспомним некоторые из них.

- Верно, нужно хорошо учиться, не опаздывать на занятия, уважать учителей, учеников и работников школы, соблюдать правила техники безопасности, иметь опрятный внешний вид, бережно относиться к мебели, технике и другому имуществу школы.

- А сейчас мы приглашаем вас для участия в викторине, давайте повторим материал прошлых классных часов и закрепим новый.

- Предлагаем вам разделиться на 3 команды по колонкам. Посмотрите, на экране таблица с категориями вопросов: «Герб», «Гимн», «Флаг», «Конституция», обозначения «10», «20», «30», «40», «50»  - уровень сложности вопроса. Команды выбирают вопросы по очереди, затем мы даем немного времени на ответ. Если команда ответа не знает или ответ неверный, право ответить переходит к следующей команде. За правильный ответ команда получает 1 балл.

- Начинаем нашу викторину, но для начала немного разомнемся. Первое задание звучит для всех.

- Ребята, слова в предложении заблудились. Попробуйте их вернуть на свои места, чтобы получилась цитата из Конституции.

На слайде:

1) закон Российской – основной Конституция Федерации.

2) Российской является государства. Федерации Президент главой.

Вопросы для викторины:

«Герб»:

1. Вставьте пропущенные слова: «Герб – это официальная … (эмблема) государства, … (изображаемая) на печатях, бланках государственных органах, денежных знаках».

2.  Какого цвета изображен орёл на гербе России? (золотой)

3. Что держит орел в своих лапах? (скипетр, держава)

4. Что и кто изображен на груди орла? (герб Москвы, Георгий Победоносец)

5. Какие цвета встречаются на гербе России? Назовите, что они значат.

красный – цвет храбрости, мужества, отваги, пролитой крови защитниками Родины;

золотой – богатство во всех смыслах: материальные, природные достояния, духовные ценности;

синий – небо, свобода, верность, честь;

белый – чистота, благородство;

черный – символ зла.

Физминутка для глаз:

Вот какая стрекоза — как горошины глаза. (Пальцами делают очки)

Влево- вправо, назад- вперед- (Глазами смотрят вправо — влево)

Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко. (Смотрят вверх)

Мы летаем низко. (Смотрят вниз)

Мы летаем далеко. (Смотрят вперед)

Мы летаем близко. (Смотрят вниз)

«Гимн»

1. Что такое гимн? (гимн – это музыкально-поэтическое произведение, символ государства)

2. В каких случаях исполняют гимн? (в особых случаях: на соревнованиях, торжественных мероприятиях, обращения президента)

3. Назовите правила слушания гимна (стоя, мужчины – без головного убора)

4. Заполните пропуски в первом куплете гимна России.

Россия -  священная наша держава,

Россия - … (любимая наша страна).

Могучая воля, великая слава -

… (Твое достоянье на все времена!)

5.  В какое время звучит гимн по радио и на телевидении? (6.00 и 00.00)

«Флаг»

1. Из каких цветов состоит флаг РФ? (белый, синий, красный)

2. Как расположены полосы на флаге России? (горизонтально)

3. Как часто называют флаг России? (триколор)

4. Найдите флаг РФ среди флагов других стран.

5. Что обозначают цвета, из которых состоит флаг?

белый – символ чистоты и невинности

синий – символ верности и красоты, цвет неба

красный – символ храбрости, мужества, любви.

 «Конституция»

1. Перед вами иллюстрация к сказке С.В. Михалкова «Три поросенка», вспомните, что произошло с её героем и какое право, закреплённое в Конституции России, нарушил волк по отношению к поросёнку Ниф-Нифу?(право на неприкосновенность жилища)

2. Каким правом, закреплённым в Конституции России, воспользовались животные в сказке Корнея Ивановича Чуковского «Айболит»? (право на охрану и укрепление здоровья)

3. Какое право, закреплённое в Конституции России, нарушено по отношению к герою Иванушке в русской народной сказке «Гуси-лебеди»? (право на свободу и личную неприкосновенность)

4. Каким правом, закреплённым в Конституции России, воспользовался главный герой в русской народной сказке «Колобок»? (право на свободу перемещения)

5. Какое право, закреплённое в Конституции России, нарушено по отношению к главному герою сказки Джанни Родари «Чиполлино»? (Право на свободу и личную неприкосновенность)

- Мы завершаем нашу викторину, все участники молодцы (объявление победителей).

-  В Конституции записаны самые важные правила, по которым живёт наша страна, права и обязанности граждан.

Выполняют физминутку

- Да! Потому что в ней прописаны права и обязанности граждан.

- Права – это то, что мы получаем от государства, а обязанности – это то, что мы должны делать для государства.

- Право на жизнь, право на охрану здоровья, право на жилье, право на бесплатное обучение, право на отдых.

- Соблюдать законы, уважать других людей, защищать нашу страну, бережно относиться к природе и памятникам. Родители обязаны заботиться о своих детях, а взрослые дети – о своих родителях.

- Хорошо учиться, не опаздывать, соблюдать дисциплину, бережно относиться к мебели.

- Конституция – основной закон РФ

- Президент Российской Федерации является главой государства

Коммуникативные: ученик умеет вступать в диалог; ребенок умеет слушать и слышать; может создавать устные и письменные высказывания; умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации, ребенок может сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, ребенок может интегрироваться в группу сверстников, ученик умеет договариваться несиловыми методами.

Познавательные: у ребенка сформированы умения анализа и синтеза; ребёнок может строить логическую цепь размышлений; ребёнок умеет осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию; ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию; ребёнок может проанализировать ход и способ действий.

Регулятивные: ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения, ученик способен к волевому усилию; ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно; ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

Личностные: ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься; у ребенка сформирована учебная мотивация.

Заключительный

- Отлично, вы справились со всеми заданиями, пришло время подвести итоги!

- О каком празднике мы вели сегодня беседу?

- Что важное прописано для нас в Конституции?

- Вы большие молодцы! Мы уверены, что классный час сегодня прошел не зря и что каждый из вас будет помнить не только свои права, но и уважать права окружающих, выполнять свои обязанности.

- Спасибо за работу, до свидания!

- О Дне Конституции!

-  Наши права и обязанности, которые нужно соблюдать.

Регулятивные: Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно; У ребенка развита рефлексия; Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Может создавать устные и письменные высказывания; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

Личностные: Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься; у ребенка сформирована учебная мотивация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий проведения праздничной конкурсной программы «День конституции» для 4 классов

12 декабря в нашей стране празднуется День Конституции. В целях гражданского и патриотического воспитания учащихся, формирования у них   гордости за достижения своей страны среди 4 классов м...

Классный час "День Конституции" 2-3 класс

Дети познакомятся с датой принятия Конституции, научатся слушать Гимн, поиграют, узнают слова присяги президента....

Презентация "День конституции" 1-2 класс

Презентация "День конституции" 1-2 класс...

Методическая разработка классного часа "День конституции РФ" 1 класс

Занятие  помогает раскрыть понятия «закон, порядок, право»; даёт представление о Конституции; знакомит учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном; воспитывает гордость за свою стра...