РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ) с КАЛЕНДАРНЫМ ПЛАНОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа

Карпушенко Александра Олеговна

Рабочая программа с календарным планом предназначены для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЙПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ )

г. Сочи, 2023 год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа воспитания МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. на 2023-2024 учебный год начального общего образования (далее – Программа воспитания) разработана на основе нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);
  • Федеральный закон РФ от 04 сентября 2022 года №371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, (Указ Президента Российской Федерации от 02 июля 2021года № 400)
  • Приказ Минпросвещения Российской Федерации № 372 от 18 мая 2023 года «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»;
  • Приказ Минпросвещения Российской Федерации № 370 от 18 мая 2023 года «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;
  • Приказ Минпросвещения Российской Федерации № 874 от 30 сентября 2022 года «Об утверждении порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ»;
  • Приказ Минпросвещения Российской Федерации № 712 от 11 декабря 2020 года «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
  • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 года № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания», в соответствии с примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23.06.2022 г. № 3/22).
  1. Программа воспитания основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования.
  2. Программа воспитания:

∙ предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н.;

∙ разработана и утверждена с участием коллегиальных органов управления МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н.;

∙ реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания;

∙ предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;

∙ предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.

1.3. Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.

  1. Целевой раздел
  1. Содержание воспитания обучающихся в МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
  2. Воспитательная деятельность в МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Современный российский национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственности за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
  3. Цель воспитания обучающихся НОО в школе:

∙ развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

∙ формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человека труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде

  1. Задачи воспитания обучающихся НОО в школе:

• усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);

• формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);

• приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний;

• достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО.

  1. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают:

• осознание российской гражданской идентичности;

• сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;

• готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

• наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;

• сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом

Воспитательная деятельность в школе планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.

2.6. Направления воспитания.

Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:

Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры.

Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважении к другим народам России; исторического просвещения, формирования российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности.

Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирования традиционных российских семейных ценностей; воспитания честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.

Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщения к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;

Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;

Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;

Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей.

2.7. Целевые ориентиры результатов воспитания.

Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП НОО установлены ФГОС НОО.

Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования: 

Гражданско-патриотическое воспитание:

- знающий и любящий свою малую родину, свой край;

- имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее территории, расположении;

- сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную идентичность, проявляющий уважение к своему и другим народам;

- сознающий свою принадлежность к общности граждан России;

- понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей малой родины, родного края, своего народа, российского государства;

- имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и обязанностях, ответственности в обществе и государстве;

- понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.

Духовно-нравственное воспитание:

- понимающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека;

- умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать за них;

- доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям;

- понимающий необходимость нравственного совершенствования, роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к сознательному самоограничению;

- владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов, вероисповеданий;

- знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной принадлежности);

- сознающий и принимающий свой половую принадлежность, соответствующие ему психологические и поведенческие особенности с учетом возраста;

- владеющий первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- испытывающий нравственные эстетические чувства к русскому и родному языкам, литературе;

- знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе.

Эстетическое воспитание: 

- проявляющий уважение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего народа, других народов России;

- проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусства;

- способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей

Физическое воспитание:

- соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде;

- ориентированный на физическое развитие, занятия спортом;

- бережно относящийся к физическому здоровью и душевному состоянию своему и других людей;

- владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе.

Трудовое воспитание:

- сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи, народа, общества и государства;

- проявляющий уважение к труду, людям труда, ответственное потребление и бережное отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых поколений;

- выражающий желание участвовать в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности;

- проявляющий интерес к разным профессиям.

Экологическое воспитание.

- понимающий зависимость жизни людей от природы, ценность природы, окружающей среды;

- проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;

- выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм

Ценности научного познания:

- выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании;

- обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании;

- имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знаний.

3. Содержательный раздел.

3.1.1. Уклад МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. удерживает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик и репутацию МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. в окружающем образовательном пространстве, социуме.

3.1.2. Ниже приведён перечень основных и дополнительных характеристик, значимых для описания уклада, особенностей условий воспитания в МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н.

3.1.3. Основные характеристики: Свою историю школа начинает с 1967 года, со строительства четырехэтажного здания, в котором располагались четыре классные комнаты, приспособленные для организации учебного процесса.

В МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. численность обучающихся на 1 сентября 2023 года 1350 человек. Со дня своего основания и по настоящее время школа –социокультурный центр микрорайона.

На территории ОУ находятся:

четырехэтажное здание литер А, (построено в 1967 году) - учебный корпус;

одноэтажное здание литер О (2004 год) - столовая;

 газовая котельная;

Всего в четырехэтажном  учебном здании литер А, общей площадью 4800 кв.м.,   функционируют 9 кабинетов начальной школы,  23 кабинета  для обучающихся 5 – 11  классов.       

Учебный процесс организован в 2 смены.

Образовательное пространство представлено  светлыми, комфортными и уютными кабинетами с автоматизированными рабочими местами учителя и  всем необходимым техническим и лабораторным  оборудованием.      

Для организации внеурочной деятельности на территории школы обустроены  зоны отдыха и самореализации: комплекс уличных тренажёров, турники, элементы «полосы препятствий».      

В школе в течение многих лет работает стабильный педагогический коллектив единомышленников.       

Учебно-воспитательный процесс  обеспечивают 47 сотрудников. Из них – 30 педагогов, социальный педагог, педагог-психолог, педагог-библиотекарь, учитель-логопед, 3 заместителя директора по УВР.      

МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. (далее школа) - общеобразовательное учреждение, расположенное на территории Адлерского района г. Сочи Краснодарского края. На сегодняшний день в школе реализуются программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. За все эти годы главной миссией школы было развитие учащихся, их талантов, умственных и физических способностей в самом полном объеме. И в последнее десятилетие школа достигла достаточно высоких результатов. Школа оборудована кабинетами для проведения учебных занятий, имеет свою библиотеку, спортивный зал и спортивные объекты на территории. В школе организовано горячее питание для учеников, соблюдаются условия охраны здоровья обучающихся, имеется доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, а также имеются электронные образовательные ресурсы для обеспечения образовательного процесса.

На основании решения межведомственной топонимической комиссии МОБУ СОШ № 27 г. Сочи присвоено имя генерал-лейтенанта, начальника Черноморской береговой линии Раевского Николая Николаевича.

В рамках воспитательной работы МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. реализует проекты Общероссийской общественно-государственной детско- юношеской организации «Российское движение школьников» (далее РДШ), является первичным отделением РДШ. Также, в школе функционируют объединение волонтеров «Пламя», юнармейский отряд.

Программа воспитания учитывает многонациональный состав семей обучающихся. Для удовлетворения потребностей учеников в расширении социальных связей активно используем онлайн-платформы и ресурсы: «Электронный дневник и журнал», «Учи.ру», «Российская электронная школа», АИС «Навигатор», единая система электронного обучения https://educont.ru/profile. Различная информация для обучающихся, педагогов, родителей и законных представителей публикуется на официальном сайте образовательного учреждения - http://школа27.рф/

Воспитательное пространство школы представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых субъектами этого пространства - обучающимися, педагогами, родителями. Значительная часть семей связана со школой тесными узами: учились бабушки, дедушки, родители, внуки, выпускники возвращаются в школу в качестве сотрудников и педагогов. Эта особенность играет важную роль в воспитательном процессе, т.к. способствует формированию благоприятного микроклимата, доверительных отношений, укреплению традиций, лучшему взаимопониманию всех участников образовательных отношений (родители, учащиеся, учителя). В небольшом коллективе интенсивнее и быстрее идет процесс установления межличностных контактов, существует реальная возможность проявить себя в общем деле. Дети активно взаимодействуют не только со своими сверстниками, но и с ребятами других возрастов, а также со всеми учителями и сотрудниками школы.

Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:

-соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе;

-ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого;

-реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

-организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

-системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.       

Основными традициями воспитания в МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н.  Сочи являются следующие:

  • в течении года реализуются основные школьные дела, через которые осуществляется интеграции воспитательных усилий педагогических работников;
  • важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
  • коллективные разработка, планирование, проведение и анализ результатов ключевых дел и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников;
  • создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
  • ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
  • явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя, реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую функции.

Основу воспитательной системы МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. составляют наиболее значимые школьные события, традиционные дела, мероприятия, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов: Еженедельная Церемония поднятия Государственного Флага Российской Федерации, «День знаний», классные часы «Разговоры о важном», «День учителя», день самоуправления, выборы Совета школы, творческие фестивали, посвященные Дню матери, Новому году и Рождеству, марафоны добра, мероприятия военно-патриотической направленности (Уроки мужества, Дни воинской славы, смотр строя и песни, фестиваль агитбригад) патриотические, благотворительные и экологические акции , спортивные мероприятия, Последний звонок и др.

Значимые для воспитания всероссийские проекты и программы, в которых школа планирует принять участие в 2023-2024 учебном году:

  1. РДДМ «Движение первых».
  2. Всероссийский проект «Самбо в школу», «Шахматы в школу».
  3. Федеральный профориентационный проект «Билет в будущее».
  4. Федеральный проект «Орлята России».
  5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка».

Основные традиции воспитания в МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н.:

• в течение года реализуются основные школьные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников; • важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;

• педагогические работники школы ориентируются на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

∙ важное место в воспитательной работе отводится педагогическому сопровождению одарённых детей;

• ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

Традиции и ритуалы: в школе проводится еженедельная организационная линейка с поднятием Государственного флага РФ и выносом школьного знамени; посвящение в первоклассники, участие в социально значимых акциях и проектах, экологических акциях.

Школа имеет свою символику: эмблему, стиль. Разработаны и выполняются нормы этикета обучающихся (правила поведения в школе).

Важную роль в развитии, совершенствовании условий воспитания, воспитательной деятельности играют взаимодействие с социальными партнерами.

3.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности

3.2.1. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности представлены по модулям. В модуле описаны виды, формы и содержание воспитательной работы в рамках определенного направления деятельности в школе. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания.

3.2.2. Воспитательная работа МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. представлена в рамках основных (инвариантных) модулей: «Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность», «Классное руководство», «Основные школьные дела», «Внешкольные мероприятия», «Организация предметно-пространственной среды», «Взаимодействие с родителями (законными представителями)», «Самоуправление», «Профилактика и безопасность», «Профориентация», «Социальное партнерство».

3.2.3. Модули описаны последовательно по мере уменьшения их значимости в воспитательной системе МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н.

3.2.4. Модуль «Урочная деятельность»

Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, ауди-торных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает:

• максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;

• включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении воспитательных задач уроков, занятий;

• включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; • выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;

• привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;

• применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;

• побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;

• организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

• инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.

3.2.5. Модуль «Внеурочная деятельность».

Внеурочная деятельность обучающихся НОО школы реализуется в различных формах (кружки, спортивные секции, клубы, студии) и осуществляется через формирование детско-взрослых объединений, вовлечение школьников в интересную и полезную деятельность с целью самореализации, приобретения социально значимых знаний, а также личностного развития

         В МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. модель плана внеурочной деятельности с преобладанием учебно-познавательной деятельности.

Каждому обучающемуся предлагается до 6 программ в неделю. Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий по следующим направлениям:

∙ Спортивно-оздоровительное направление

∙ Общекультурное направление

∙ Общеинтеллектуальное направление

∙ Духовно-нравственное направление

∙ Социальное направление

Для всех обучающихся проводятся курс патриотической, гражданско-патриотической, направленности: «Разговор о важном», направленный на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимый ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе и курс по профориентационной и просветительской направленности .

В целом, внеурочная деятельность направлена на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

В рамках спортивно-оздоровительной направленности и деятельности школьного спортивного клуба «Высшая лига» в школе проводятся занятия по направлениям: «ОФП», «Шахматы в школу».

3.2.6. Модуль «Классное руководство».

Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида педагогической деятельности, направленной в первую очередь на решение задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает:

• планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической направленности (не реже 1 раза в неделю):

- классные часы, посвящённые значимым событиям страны, города и региона; посвящённые юбилейным датам, Дням воинской славы России;

- классные часы, направленные на развитие формирование здорового образа жизни, сплочение ученического коллектива;

- организационные классные часы по подготовке коллективного творческого дела и др;

• инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;

• организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;

• сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование (с возможным привлечением педагога-психолога), внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;

• изучение особенностей личностного развития обучающихся путем наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) с педагогом-психологом;

• доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и др.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;

• индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения (по желанию);

• регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;

• инициирование/проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;

• организацию и проведение регулярных родительских собраний (не реже 1 раза в четверть), информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;

• создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, школе;

• привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и школе; • проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других мероприятий.

3.2.7. Модуль «Основные школьные дела»

Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:

• общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и др.) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы: День знаний, День учителя, День матери, День защитника Отечества, День Победы, Праздник последнего звонка и др. Данные мероприятия организованы в том числе с учётом календаря памятных и знаменательных дат;

• участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России, мире: акции «Диктант Победы», «Свеча памяти», «Блокадный хлеб», «Георгиевская лента», «Сад памяти», «Окна Победы» и др.

• торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в образовательной организации, обществе: «Последний звонок», церемония вручения аттестатов, «Посвящение в первоклассники» и др.;

• церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за участие в жизни образовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной организации, федеральной территории (еженедельные линейки с чествованием победителей и призёров конкурсов, олимпиад, соревнований: фестиваль «Созвездие талантов», «Президентские состязания» и др);

• социальные проекты в школе, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками, в том числе с участием социальных партнеров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности (Экологический квест-конкурс «Черное море», проект «Я помню! Я горжусь!», акции «Чистый берег», «Посылка солдату», «Письмо солдату», «Помоги птицам зимой», «Георгиевская ленточка» и др.);

• вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей и др.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;

• наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогическими работниками и другими взрослыми

3.2.8. Модуль «Внешкольные мероприятия»

Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает:

• общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнерами образовательной организации;

• внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в школе учебным предметам, курсам, модулям: Предметные недели, праздник «Прощание с букварём» и др.;

• экскурсии, походы выходного дня (в музей, театры, спортивные мероприятия, выставки и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;

• литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, организуемые педагогическими работниками, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историкокультурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;

• выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.

3.2.9. Модуль «Организация предметно-пространственной среды»

Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе:

• оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в школу государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб);

• организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации;

• размещение карт России, региона, федеральной территории (современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;

• подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;

• оформление и обновление стендов в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчеты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и др.;

• подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;

• поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в образовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при образовательной организации;

• разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;

• создание и поддержание в вестибюле и/или библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;

• деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории;

• разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);

• разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе образовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности.

Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

3.2.10. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»

Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся предусматривает:

• создание и деятельность в школе, в классах представительных органов родительского сообщества (общешкольный родительский комитет, родительский комитет класса), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения;

• проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, а также получать консультации психологов, врачей, социальных работников, обмениваться опытом;

• организацию интернет-сообщества, группы с участием педагогов с целью обсуждения интересующих родителей вопросы, согласование совместной деятельности;

∙ организацию участия родителей в вебинарах, Всероссийских родительских уроках, собраниях на актуальные темы воспитания и образования детей;

• участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в образовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);

• привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий;

∙ участие родителей в деятельности Родительского патруля (профилактика ДДТТ), комиссии родительского контроля организации и качества питания обучающихся.

3.2.11. Модуль «Самоуправление».

Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в школе на уровне НОО предусматривает:

- организацию и деятельность органа ученического самоуправления.

- Совет класса;

- реализацию и развитие деятельности «Орлята России»;

- совместные мероприятия с классным руководителем, которые освещаются в социальных сетях, в том числе в группе ВКонтакте и Телеграм Канале.

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Основная цель модуля «Самоуправление» заключается в создании условий для выявления, поддержки и развития управленческих инициатив обучающихся. Участие в школьном самоуправлении – это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодолеть трудности, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт, научиться сотрудничеству с людьми.

3.2.12. Модуль «Профилактика и безопасность».

Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в Школе предусматривает:

• организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в Школе эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности (Всероссийские недели и акции безопасности; месячник безопасности дорожного движения; социально-психологическое тестирование; школьная служба медиации и т.д.);

• проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и др.): Мониторинг деструктивных проявлений обучающихся, а также мониторинг страниц обучающихся в социальных сетях с целью выявления несовершеннолетних, вовлечённых в активные деструктивные сообщества;

• разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия;

• вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в Школе и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнерами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодежные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и др.);

• организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;

• профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению, – познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, благотворительной, художественной и др.);

• предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в образовательной организации маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.);

• профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, обучающиеся с ОВЗ и др.)

3.2.13. Модуль «Социальное партнерство».

Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:

• участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и др.);

• участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности;

• проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;

• проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) с представителями организаций-партнеров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни образовательной организации, муниципального образования, региона, страны;

• реализацию социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с организациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.

3.2.14. Модуль «Профориентация».

Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы образовательной организации предусматривает:

• проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

• профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;

• экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы;

• совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования;

4. Организационный раздел.

4.1. Кадровое обеспечение.

Воспитательный процесс в МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. обеспечивают специалисты:

Должность

Количество

Функционал

Директор

1

Осуществляет контроль развития системы организации воспитания обучающихся, в том числе организации питания в образовательной организации, взаимодействуют с общешкольным родительским комитетом.

Заместитель директора по УВР

3

Осуществляет контроль реализации в основной и старшей школе воспитательного потенциала урочной и внеурочной деятельности, организует работу с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися и их родителями (законными представителями), учителями предметниками. Организует методическое сопровождение и контроль учителей-предметников по организации индивидуальной работы с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися, одаренными учащимися, учащимися с ОВЗ, из семей «группы риска».

Заместитель директора по ВР

1

Организует воспитательную работу в образовательной организации: планирование, реализация плана, контроль реализации плана, анализ реализации плана. Курирует деятельность социально-психологической службы, советника директора по воспитанию, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей, ученического самоуправления, объединений дополнительного образования, Школьного спортивного клуба

Советник директора по воспитанию

1

Осуществляет анализ и организует участие в планировании деятельности различных детских общественных объединений, направленных на укрепление гражданской идентичности, профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, вовлечение детей и молодёжи в общественно полезную деятельность; организует деятельность по созданию 28 социальных инициатив, а также социальных проектов учащихся школы

Социальный педагог

1

Организует работу с обучающимися, родителями (законными представителями), классными руководителями, учителями предметниками по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия. Проводит в рамках своей компетентности коррекционно-развивающую работу с учащимися «группы риска» и их родителями (законными представителями). Является куратором Школьной службы медиации. Организует разработку плана ИПР (при наличии обучающихся категории СОП), обеспечивает его реализацию, подготовку отчетов о выполнении.

Педагог-психолог

3

Организует психологическое сопровождение воспитательного процесса: проводит коррекционные занятия с учащимися, состоящими на различных видах учёта; консультации родителей (законных представителей) по корректировке детско-родительских отношений, обучающихся по вопросам личностного развития. Проводит занятия с обучающимися, направленные на профилактику конфликтов, буллинга, профориентацию др.

Педагог дополнительного образования

3

Разрабатывает и обеспечивает реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Классный руководитель

30

Организует воспитательную работу с обучающимися и родителями на уровне классного коллектива.

Учитель предметник

30

Реализует воспитательный потенциал урока.

4.2. Нормативно-методическое обеспечение.

Управление качеством воспитательной деятельности в МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. обеспечивают следующие локальные нормативно-правовые акты:

∙ Рабочая программа воспитания

∙ Календарные планы воспитательной работы по уровням НОО, ООО.

∙ Планы ВР классных руководителей

• Положение о классном руководстве.

• Положение о дежурстве.

• Положение о школьном методическом объединении.

• Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

• Положение о Совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

• Положение о школьной форме и внешнем виде обучающихся.

• Правила внутреннего распорядка обучающихся

∙ Положение о ППк.

• Положение об организации дополнительного образования.

• Положение о внеурочной деятельности обучающихся.

• Положение о школьном спортивном клубе.

∙ Положение о Штабе воспитательной работы (ШВР).

∙ Положение об ученическом самоуправлении.

∙ Положение о первичном отделении РДДМ «Движение первых».

∙ Положение о защите обучающихся от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

∙ Порядок о средствах мобильной связи.

∙ Положение об организации питания обучающихся.

∙ Положение о родительском контроле организации качества питания обучающихся.

Вышеперечисленные нормативные акты расположены на официальном сайте школы.

4.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями.

4.3.1. На уровне НОО обучается 10 обучающихся с ОВЗ. Для данной категории обучающихся в МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. созданы особые условия.

На уровне общностей: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов, приобретается опыт развития отношений между обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами. Детская и детско-взрослая общности в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.

На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его развития.

На уровне событий: проектирование педагогами учебной работы, отдыха, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы, событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих силах.

4.3.3. Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются:

- налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;

- формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;

- построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности.

4.3.4. При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями школа ориентируется:

• на формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;

• создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога;

• личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.

4.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся.

4.4.1. Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. 4.4.2. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. строится на принципах:

публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);

соответствия процедур награждения укладу общеобразовательной организации, качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной организации;

         прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);

регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и другое);

сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды);

привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций;

дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).

 4.4.3. Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, др.

4.4.3.1. Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при её организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями), фиксирующих достижения обучающегося.

Портфолио может включать признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и другого, участвовавшего в конкурсах).

Кроме индивидуального портфолио возможно ведение портфолио класса.

4.4.4. Информирование родителей (законных представителей) о поощрении ребенка МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н., о предстоящих торжественных процедурах награждения, о результатах награждения размещается на сайте школы и ее странице в социальных сетях.

4.5. Анализ воспитательного процесса.

4.5.1. Анализ воспитательного процесса в МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях образования. 4.5.2. Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.

4.5.3. Планирование анализа воспитательного процесса включено в календарный план воспитательной работы.

4.5.4. Основные принципы самоанализа воспитательной работы:

• взаимное уважение всех участников образовательных отношений;

• приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями;

• развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами);

• распределенная ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это результат как организованного социального воспитания, в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.

4.5.5. Основные направления анализа воспитательного процесса: 

4.5.5.1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.

Анализ проводится классными руководителями вместе с начальником отдела по воспитательной работе и дополнительному образованию ( педагогом-психологом, социальным педагогом ) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение, диагностика с использованием различного диагностического инструментария. Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:

- какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год;

- какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;

- какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу.

Диагностический инструментарий: диагностика «Достижения школьников» (оформляется сводной таблицей).

4.5.5.2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно-насыщенной и личностно-развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.

Анализ проводится начальником отдела по воспитательной работе и дополнительному образованию (педагогом-психологом, социальным педагогом при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся.

Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся.

Метод анкетирования направлен на выявление уровня организации воспитательной деятельности школы: качество организации внеурочной деятельности; деятельность классного руководителя; качество проводимого дополнительного образования.

Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете.

Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством реализации воспитательного потенциала:

− урочной деятельности;

− внеурочной деятельности обучающихся;

− деятельности классных руководителей и их классов;

− проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;

− внешкольных мероприятий;

− создания и поддержки предметно-пространственной среды;

− взаимодействия с родительским сообществом;

− деятельности ученического самоуправления;

− деятельности по профилактике и безопасности;

− реализации потенциала социального партнерства;

− деятельности по профориентации обучающихся.

4.5.6. Итоги самоанализа воспитательной работы МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. оформляются в виде отчёта, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом.



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Начального общего образования

Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Дела

Классы

Дата

Ответственные

Общешкольная        линейка,        посвященная

«Первому звонку – 2023 года. День знаний

1-4

1 сентября

Зам. директора по ВР

Классный час «Россия, устремленная в будущее»

1-4

1 сентября

Классные руководители

Подъем Флага РФ и исполнение Гимна РФ

1-4

каждый

понедельник

Зам. директора по ВР

Педагог - организатор

«Разговоры о важном»

1-4

каждый

понедельник

Классные руководители

День окончания Второй мировой войны. День солидарности в борьбе с терроризмом

1-4

3 сентября

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

Международный день распространения грамотности

1-4

8 сентября

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

Международный день памяти жертв фашизма

2-4

10 сентябрь

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

100 лет со дня рождения советской партизанки Зои Космодемьянской (1923-1941)

1-4

13 сентября

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

Конкурс рисунков «Мы за ЗОЖ»

1-4

с 15 сентября

Классные руководители

Конкурс чтецов

1-4

20 сентября

Классные руководители

День работника дошкольного образования. День туризма

1-4

27 сентября

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

Международный день пожилых людей. Международный день музыки.

1-4

1 октября

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

День защиты животных

1-4

4 октября

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

день учителя.

2-4

5 октября

Зам. директора по ВР

День отца в России

1-4

15 октября

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

Международный день школьных библиотек

1-4

25 октября

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

День народного единства

1-4

4 ноября

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России

1-4

8 ноября

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

День начала Нюрнбергского процесса

1-4

20 ноября

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

День матери в России

1-4

26 ноября

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

День Государственного герба Российской Федерации

1-4

30 ноября

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

Мастерская Деда Мороза: Изготовление

новогоднего оформления

1-4

декабрь

Классные руководители

Актив РДДМ

День неизвестного солдата

1-4

3 декабря

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

Международный день инвалидов

1-4

3 декабря

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

День добровольца (волонтера) в России

1-4

5 декабря

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

Международный день художника

1-4

8 декабря

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

День Героев Отечества

1-4

9 декабря

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

День прав человека

1-4

10 декабря

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

День Конституции Российской Федерации

1-4

12 декабря

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

День принятия Федеральных конституционных законов о Государственных символах Российской Федерации

1-4

25 декабря

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

Новогодние Ёлки

1-4

23-29 декабря

Зам. директора по ВР

Кл. рук

Мероприятия к 23 февраля (по отдельном плану)

1-4

19-21 февраля

Классные руководители

80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (27 января 1944)

1-4

27 января

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста.

1-4

27 января

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве

1-4

2 февраля

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

День российской науки, 300-летие со времени основания Российской Академии наук (1724)

1-4

8 февраля

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, 35 лет со дня вывода советских войск из Республики Афганистан (1989)

1-4

15 февраля

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

Международный день родного языка

1-4

21 февраля

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

День защитника Отечества

1-4

23 февраля

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

Мероприятия к 8 марта «Международный женский день».

1-4

4-8 марта

Заместитель директора по ВР. Советник директора по воспитанию. Классные руководители.

450-летие со дня выхода первой «Азбуки» (печатной книги для обучения письму и чтению) Ивана Федорова (1574)

1-4

14 марта

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

10 лет со Дня воссоединения Крыма с Россией.

1-4

18 марта

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

Всемирный день театра

1-4

27 марта

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

Акция «Письмо солдату»

3-4

апрель

Классные руководители

Участие в выставке Детского творчества

1-4

апрель

Классные руководители

Учителя технологии

Всемирный день здоровья

1-4

7 апреля

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

День космонавтики

1-4

12 апреля

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны

1-4

19 апреля

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

Всемирный день Земли

1-4

22 апреля

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

День российского парламентаризма

1-4

27 апреля

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

Праздник Весны и Труда

1-4

1 мая

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

Мероприятие «По   страницам   Великой

отечественной войны»

3-4

6 мая

педагог-организатор

Классные руководители

Участие        в        акции        «Окна        Победы»,

«Георгиевская ленточка», День Победы.

1-4

1-9 мая

Актив класса

Прощание с начальной школой

4

май

Классные руководители

Конкурс        рисунков        на        асфальте:

«Соблюдая ПДД, не окажешься в беде»

2-4

май

Педагог-организатор

Международный день музеев

1-4

18 мая

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

День детских общественных организаций России

1-4

19 мая

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

День славянской письменности и культуры

1-4

24 мая

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

Линейка «Последний звонок -2024»

1-4

23-25 мая

Зам. директора по ВР

Итоговые классные часы

1-4

30 мая

Классные руководители

День защиты детей

1-4

1 июня

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

День русского языка

1-4

6 июня

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

День России

1-4

12 июня

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

День памяти и скорби

1-4

22 июня

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

День молодежи

1-4

29 июня

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

День семьи, любви и верности

1-4

8 июля

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

День Военно-морского флота

1-4

28 июля

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

День физкультурника

1-4

10 августа

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

День Государственного флага Российской Федерации

1-4

22 августа

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

День российского кино

1-4

27 августа

Советник директора по воспитанию. Классные руководители

Модуль «Классное руководство»

(согласно индивидуальным планам классных руководителей)

Заседание МО классных руководителей

1-4

30 августа

Зам. директора по ВР

Планирование        воспитательной        работы

классов на 2023-2024 учебный год

1-4

до 15 сентября

Классные руководители

Проведение классных часов

1-4

раз в неделю

Классные руководители

Планирование индивидуальной работы с учащимися: активом, «Группой риска»,

«ОВЗ»

1-4

до 20 сентября

Классные руководители

Организация        занятости        учащихся        во внеурочное время в кружках, секциях,

клубах и ДОП (Навигатор)

1-4

до 15 сентября

Зам. директора по ВР Классные руководители

Проведение социометрии в классе

1-4

до 15 сентября

Классные руководители

Оформление классных уголков

1-4

до 15 сентября

Классные руководители

Участие в заседании МО классных рук-ей

1-4

ноябрь

март

Зам. директора по ВР

Педсовет по воспитательной работе

1-4

март

Зам. директора по ВР

Прогноз летней занятости учащихся

1-4

март

Классные руководители

Сбор информации о кандидатах на стенд

«Аллея спортивной славы»

2-4

до 17 мая

Зам. директора по ВР

Анализ ВР с классом за уч. год

1-4

до 10 июня

Классные руководители

Организация летней занятости учащихся

1-4

май- июнь

Классные руководители

Модуль «Внеурочная деятельность»

(согласно утвержденному расписанию внеурочной деятельности)

Название курса внеурочной деятельности

Классы

Количество

часов в неделю

Ответственные

«Разговоры о важном»

1-4

1

Классные руководители

Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»

Дела

Классы

Дата

Ответственные

Заседания        Родительских        комитетов

классов

1-4

в течение

учебного года

Председатели

родительских комитетов

Взаимодействие        с        социально-

психологической службой школы

1-4

сентябрь -

май

Социальный педагог

Родительские собрания

1-4

1 раз в

четверть

Классные руководители

Раздел «Информация для родителей» на сайте школы, информация для родителей по социальным вопросам, безопасности, психологического        благополучия,

профилактики вредных привычек и правонарушений и т.д.

1-4

в течение года

Зам. директора по ВР

Индивидуальная работа с семьями: в трудной жизненной ситуации, малообеспеченными и многодетными,

«Группы риска»

1-4

в течение года

Классные руководители Социальный педагог

День открытых дверей для родителей

будущих первоклассников

1-4

март

Зам. директора по УР

Модуль «Детские общественные организации»

Дни единых действий РДДМ

1-4

в течении года

Советник по воспитанию

Классные руководители

Всероссийская акция «Кросс наций»

3-4

16 сентября

Учителя физкультуры

Участие Юнармейцев в патриотических

мероприятиях

2-4

в течение года

Педагог - организатор

Участие во Всероссийских проектах по активностям        РДДМ        -        https://xn--

90acagbhgpca7c8c7f.xn--p1ai/projects

1-4

в течение года

Советник по воспитанию Классные руководители

Участие в благотворительных акциях

1-4

в течение года

Классные руководители

Участие в движении «Орлята России» -

https://orlyatarussia.ru/

1-4

в течение года

Советник по воспитанию

Классные руководители

Модуль «Профориентация»

Классные        часы        «Азбука профессий»,(согласно тематике каждого

класса)

1-4

1 раз в месяц

Классные руководители

Тематические экскурсии на предприятия

города

1-4

в течение года

Классные руководители

Модуль «Профилактика и безопасность»

Неделя безопасности. Беседы о правилах ПДД, ППБ, правила поведения учащихся в школе, общественных местах. Вводные

инструктажи.

1-4

4-9 сентября

Классные руководители

Учебная эвакуация   «Угроза   теракта»,

«Пожарная тревога».

1-4

начало сентября

Зам.        директора        по

безопасности

Составление        с        учащимися        схемы

безопасного пути «Дом-школа-дом»

1-4

4-8 сентября

Классные руководители

Неделя        профилактики        ДТП        Встречи сотрудников ГИБДД с учащимися, беседы

по ПДД

1-4

сентябрь

Педагог-организатор Классные руководители

Профилактическая акция

«Здоровье- твое богатство!»

1-4

октябрь

Педагог-организатор

Классные руководители

Беседы по   безопасности   учащихся   в

период осенних каникул

1-4

октябрь

Классные руководители

Неделя правовых знаний

1-4

13-20 ноября

Классные        руководители

социальный педагог

Беседы по пожарной безопасности, правилах безопасности на водоемах в зимний период, поведение на школьных

елках.

1-4

декабрь

Классные руководители

Беседы        с        учащимися        по        правилам безопасности в период весенних каникул

и «Осторожно, гололед».

1-4

март

Классные руководители

Месячник по профилактике ДТП

1-4

май

Классные руководители

Профилактика безопасного поведения на каникулах. Инструктажи по ПДД, ППБ, поведение на ж/д транспорте, на водоемах

в летний период и т.п.

1-4

май

Классные руководители

Модуль «Организация предметно-пространственной среды»

Оформление классных уголков

1-11

до 15 сентября

Классные руководители

Оформление        тематических        выставок

рисунков

1-4

в течение года

Педагог-организатор

Конкурс «Красота родного края»

1-4

с 23 октября

Классные руководители

Тематические        выставки        в        школьной

библиотеке

1-4

сентябрь -май

Педагог-библиотекарь

Выставка   Новогодних   плакатов,   1   от

класса, формат А3

1-4

с 1 декабря

Классные руководители

Новогоднее оформление кабинетов

1-4

с 10 декабря

Классные руководители

Тематическая выставка «М.В. Ломоносов –

создатель Российской науки!»

1-4

с 15 января

Классные руководители

Фото вернисаж: «Папа, мама, Я и книга –

лучшие друзья!»

1-4

с 26 февраля

Классные руководители

Выставка рисунков «Мы – Орлята России»

1-4

с 10 мая

Классные руководители

Модуль "Внешкольные мероприятия"

Внешкольные тематические мероприятия воспитательной        направленности, организуемые педагогами по изучаемым в образовательной организации учебным

предметам, курсам, модулям

1-4

в течение года

Классные руководители Учителя-предметники

Экскурсии,   походы   выходного   дня   (в

музей, картинную галерею, технопарк, на

1-4

в течение года

Классные руководители

предприятие и другое), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями

(законными представителями)

Модуль "Социальное партнерство"

Участие представителей организаций- партнеров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной

работы

1-4

в течение года

Зам. директора по ВР Социальный педагог

Участие представителей организаций- партнеров в проведении отдельных уроков,        внеурочных                занятий, внешкольных                мероприятий

соответствующей        тематической

направленности.

1-4

в течение года

Зам. директора по ВР Социальный педагог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫНА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД на все уровни образования...

План воспитательной работы на 2023-2024 учебный год

План воспитательной работы  на 2023-2024 учебный год...

План воспитательной работы на 2023-2024 учебный год

Подробный план воспитательной рабоы соответствует требованиям ФГОС. В нем отражены все основные цели, задачи воспитательной работы, анализ работы за предыдущий ...

План воспитательной работы на 2023-2024 учебный год

План воспитательной работына 2023-2024 учебный год...

План воспитательной работы на 2023-2024 учебный год ,ДЮСШ ГБОУ СОШ №1 г.Нефтегорска

План воспитательной работы на 2023-2024 учебный годЦель: развитие личности ребенка, создание благоприятных условий для формирования у детей отношения к здоровому образу жизни, как одному из главных пу...

План воспитательной работы на 2023-2024 учебный год

Цель воспитательной деятельности: создание в школе единого воспитательного пространства, направленного на формирование высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего с...