«Праздник Белого месяца - Сагаалган»
план-конспект занятия (3 класс)

Шаданова Лариса Ефимовна

Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала младшими школьниками с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по разучиванию национального танца ёохор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл классный час34.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Улейская средняя общеобразовательная школа»

Внеклассное мероприятие

           

 Тема: «Праздник Белого месяца - Сагаалган»

Подготовила: Шаданова Лариса Ефимовна,

учитель начальных классов

Оглавление

  1. Введение.
  2. Подготовительный этап.
  3. Исследовательский этап.
  4. Заключительный этап.
  5. Список использованной литературы.

Исследовательский проект

«Праздник Белого месяца - Сагаалган»

1.Введение

Актуальность темы проекта: проект направлен на расширение и обобщение знаний о культуре бурятского народа, на то, как создавали, сочиняли благопожелания,  на осознание значимости орнамента, узоров в жизнедеятельности человека, на раскрытие особенности бурятской  национальной кухни.

Цель проекта: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала младшими школьниками с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по разучиванию национального танца ёохор.

Предметные результаты: 

Обогатить и расширить знания обучающихся о традициях и обычаях бурятского народа в праздновании Сагаалгана, донести до обучающихся мысль о необходимости сохранять  народные традиции и обычаи.

Обогащать словарь детей малыми формами: пословицами, поговорками, загадками.

Развивать умение сопоставлять и сравнивать факты, делать выводы.

Воспитывать уважение и понимание к народным обычаям и традициям, воспитывать в душах обучающихся любовь и заботу к родному краю, к земле на которой они живут.

Развивать познавательные и творческие способности детей.

Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Формировать осознанно-правильное отношение  к труду человека.

Метапредметные результаты:

УУД формируемые на занятии:

Регулятивные УУД: организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;

Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов свой деятельности.

Познавательные УУД: проводить сравнение и классификацию объектов;

Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

Проявлять индивидуальные, творческие способности.

Коммуникативные УУД: умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со  сверстниками в достижении цели;

Умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Принципы:

Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытие проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.

Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется  с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры края.

Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее и изученному материалу на новом, более высоком уровне.

Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду,  культуре.

 

Для реализации проекта был разработан план:

  1. Выбор актуальной темы.
  2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.
  3. Сбор, покупка, накопление различного (методического и технического) материала.
  4. Включение в план-схему занятий, игр и др. видов деятельности.
  5. Итог проекта – лэпбук, брошюра, открытки, танец Ёохор..

Прогнозируемый результат:  

 

Закрепление и расширение знаний детей об обычаях и традициях бурятского народа, формирование на этой основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности.

Исследовательским путем найти слова ёохора, благопожелания, движения ёохора, рецепты приготовления национальных блюд.

Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса.

Способы оценки успешности: наблюдение, беседы, практикумы.

Участники проекта: учащиеся начальных классов, родители и учителя начальных классов.

Вид проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: с сентября по январь.

  1. Подготовительный этап

- учителя и обучающиеся собрали и классифицировали материал;

- подготовили материал для открыток, брошюр, лэпбуков;

- изготовили алгоритм  приготовления блюд;

- сделали подборку дидактических материалов.

  1. Исследовательский этап

Дети под руководством учителя и родителей собрали благопожелания, узоры и орнаменты, движения и слова ёохора.

  1. Заключительный этап

       - Учащиеся изготовили лэпбуки, открытки, брошюры. Дети с большим удовольствием читали благопожелания, пели и танцевали ёохор.

       - Была организована выставка работ.

План работы с родителями:

- Провести родительское собрание.

- Предложить родителям помочь детям собрать благопожелания, песни ёохора, движения

  1. Используемая литература:

  1. «Золотая книга о бурят» В. Алагуева
  2. Бурятская литература 3 класс С.Ц Содномов
  3. Организация встречи с фольклорным ансамблем «Гуламта»
  4. Интернет - ресурсы

Заключительный этап внеурочного занятия в начальных классах

Тема: Праздник Белого месяца - Сагаалган

Цель проекта: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала младшими школьниками с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по разучиванию национального танца ёохор.

Предметные результаты: 

Обогатить и расширить знания обучающихся о традициях и обычаях бурятского народа в праздновании Сагаалгана, донести до обучающихся мысль о необходимости сохранять  народные традиции и обычаи.

Обогащать словарь детей малыми формами: пословицами, поговорками, загадками.

Развивать умение сопоставлять и сравнивать факты, делать выводы.

Воспитывать уважение и понимание к народным обычаям и традициям, воспитывать в душах обучающихся любовь и заботу к родному краю, к земле на которой они живут.

Развивать познавательные и творческие способности детей.

Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Формировать осознанно-правильное отношение  к труду человека.

Метапредметные результаты:

УУД формируемые на занятии:

Регулятивные УУД: организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;

Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов свой деятельности.

Познавательные УУД: проводить сравнение и классификацию объектов;

Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

Проявлять индивидуальные, творческие способности.

Коммуникативные УУД: умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со  сверстниками в достижении цели;

Умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

                                                           

                                               Ход занятия:

1. Вступительное слово.

- Ребята, садитесь поудобнее. улыбнитесь друг другу и пожелайте успешной работы.

Послушайте стихотворение

В последнем месяце снегов

Земля еще себя не знает

Но прежде, чем сойти с холмов,

Снег на ладони тихо тает

И то, о чем не говорю,

Цветок доскажет, запах хвои

По лунному календарю

Приходит Новый год весною!

- Угадайте, что за праздник приходит весной? Да, это Сагаалган – Новый год у бурят по восточному календарю. Он длится тридцать дней – лунный месяц. Этот прекрасный праздник пришел к нам из глубины  веков. Он вобрал в себя самые лучшие, красивые, мудрые национальные обычаи, обряды, традиции бурят. И поэтому мы его так любим и почитаем.

2. Игра «Продолжи слово»

А теперь поиграем в игру. Я начинаю, а вы продолжите.

Үтэлһэн хүнэй үһэн  …. (сагаан)

Үүр сайхада үдэр …. (сагаан)

Үбэлэй сагта шандаган …..(сагаан)

Һайн хүнэй һанаан ….. (сагаан)

Һая ороһон саһан …..(сагаан)

Һаамал үнеэнэй һүн ….(сагаан)

- Почему первый весенний месяц называется белым?

Белый цвет испокон веков буряты считали хорошим цветом, приносящим счастье.

Например: добрый человек – сагаан хүн

                   Чистое поле – сагаан  тала

                    Добрый путь – сагаан  харгы

                   Чистосердечность – саган һанаан.

      Отсюда и название Сагаан һара – счастливый, белый месяц.

- В день Сагаалгана необходимо поздравить своих родственников: родителей, бабушек, дедушек и преподнести им подарки. Существует поверье , что чем больше гостей будет в первый день, тем счастливее будет наступающий год.

3. Лунный календарь

У каждого года есть свое животное/

Благословен восточный календарь

12 разных он годов вмещает

 И каждый год каким – нибудь

Животным выступает.

- Давайте послушаем стихотворение М. Батоин «Арбан хоёр жэлнүүд» и узнаем, какие животные образуют магический круг восточного календаря в 12 лет.

Алтан дэлхэйдэ нютагтай,

Арбан зүгөөр гүйдэлтэй,

Арбан хоер жэлэй аха заха

Ама саган Хулгана жэл!

Аргай, даргай эбэртэй,

Аса дүрбэн туруутай,

Аажам, номхон алхалдаг

Аша ехэтэй Үхэр жэл!

Агуулын модондо нютагтай,

Арбан бүхын шадалтай,

Амитан бүхэниие айлгадаг

Алаг эреэн Бар жэл!

Бутын бургааһанда хэбтэритэй,

Буурал һаарал жүһэтэй,

Бушу һүрэн харайдаг

Булшан ехэтэй Туулай жэл!

Агаар тэнгэреэр дүүлидэг

Алтан бүмбэгэ толгойтой,

Арбан найман убдистай

Абарга дуутай Луу жэл!

Уулын энгэрээр мүлхидэг

Ута эреэн бэетэй,

Уулзаһан бүгэдые сошоодог

Уран хэлэтэй Могой жэл!

Алас газарта гүдэлтэй,

Атар талада нютагтай,

Аян замда  түшэгтэй

Агуу хүсэтэ Морин жэл!

Дун саган бэетэй,

Дугы һайхан һүлтэй,

Доржогонотор маарадаг

Дурасхал ехэтэй Хонин жэл!

Хүри улаан зүһэтэй,

Хүн шэнги аашатай,

Хүбшэ газарта байратай

Хөөрүү зантай Бишэн жэл!

Сахир саган үндэгэтэй,

Сахариг түхэреэн нюдэтэй,

Саг сагтаа донгододог,

Сагые мэдэдэг Тахяа жэл!

Хон-хон дуутай,

Хондолой дээрээ дэгээтэй,

Хото, хорео һахигша

Хүл хурдан  Нохой жэл!

Гадар зузаан бэетэй,

Гандан дэгээ хамартай,

Газарай хүрьһэ онгилдог

Гайхал ехэтэй Гахай жэл!

А в старину, чтобы лучше запомнить названия годов, родители с малых лет учили этому. Послушайте.

1год – год Мыши с беленьким рыльцем, приносящий счастье в юрту.

2 год – год Коровы, родившейся с длинным хвостом и рогами, всегда любимая хозяином.

3 год – год Тигра, что живет в лесах на северной стороне горы.

4 год – год Зайца лопоухового, что скачет по земле.

5 год – могучего Дракона, летящего среди облаков по небу.

6 год – Змеи, что притаилась, свернувшись клубком.

7 год – год Коня быстроногого, сокращающего любые расстояния.

8 год – год Овцы, которая своим пометом заравнивает нашу землю.

9 год – Обезьяны, передразнивающей всех и вся.

10 год – Курицы с острым клювом, которая будит по утрам.

11 год – год Собаки звонкоголосой, что охраняет  юрту.

12 год – год Кабана, который своим клыком роет землю.

4. Встреча и приветствие гостей.

Люди в этот праздник приветствуют друг друга особым образом – золгохо. Младший подходит к старшему и протягивает руки ладонями вверх, показывая готовность принять все хорошее от старшего. А старший кладет свои руки на руки младшего ладонями вниз, показывая, что готов отдать это. Это означает, что старшие могут опереться на молодежь, найдут уважение и поддержку с их стороны. Также преподносят друг другу хадаки.                                                          

Хадаг белого цвета означает чистоту, святость, благополучие. С белым цветом связано все доброе, счастливое, священное.

Хадаг синего цвета означает вечно синее небо, верность, постоянство.

 Хадаг зеленого цвета – цвет травы и листьев, цвет Земли. Это плодородие, бескорыстие, рост и неувядание.

5. Работа в группах.

- А теперь, давайте разделимся на 3 группы по цвету хадаков.

Итак, мы разделились на 3 группы и выполним задания в группах.

Как русские встречают дорогих гостей хлебом и солью, так буряты  - молоком или другой молочной пищей, говоря при этом «Сагаалагты».

1 группа – выберите среди разных продуктов питания  пищу бурятской кухни и наклейте на лэпбук.

Есть у бурят обычай – говорить благопожелания (үреэл). Үреэл – это высокое искусство, это душа народа. Они передаются из поколения в поколение и имеются у бурят на все случаи жизни: к рождению ребенка, к свадьбе, к праздникам.

2 группа – ваша задача, из представленных благопожеланий выбрать благопожелания, посвященные к Сагаалгану и приклеить в брошюру, также красиво прочитать.

Орнамент – это древние  магические узоры, в которых есть созвучие Природы и Космоса, в них зашифрованы слова, послание или тайное знание. Бурятский орнамент обладает глубокой содержательностью. Играя роль оберега, талисмана, пожелания здоровья, долгих лет жизни, многочисленного потомства, счастья и богатства. Вещи с такими узорами приносят в дом мир и удачу.

3 группа – перед вами узоры разных народов. Вам нужно выбрать бурятские узоры, орнаменты и приклеить на открытки.

6. Защита выполненных работ.

  1. Демонстрация лэпбука бурятской кухни.
  2. Демонстрация брошюр, чтение благопожеланий.
  3. Демонстрация открыток с бурятскими узорами и орнаментами.

Позабудем печали,

Миром кончим раздор.

В этот день начинаем

С Буддой мы разговор.

Пусть закружится ёхор,                                                                

Как в степи белый снег.

Радость – это неплохо,

Счастлив будь человек.

7. Заключительный этап.

Любой праздник у бурят заканчивается хороводом (ёхором). Я буду показывать движение: правую ногу на полшага вперед и движемся. Движение и слова повторяем за мной.

(танцуем ёхор)

                                                            7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник Белого месяца - Сагаалган

Здесь содержится демонстрационный материал для проведения праздника Сагаалган. План-конспект праздника, который способствует расширению знаний детей о родном крае, коренных народах нашей республики, т...

Сагаалган праздник белого месяца!

В Бурятии начинаются празднования Белого месяца. Сагаалган - Новый год по лунному календарю. В нашем детском саду также прошли мероприятия посвященные этому светлому празнику. Родители сшили для детей...

Благопожелания к празднику Белый месяц

Поздравления с Сагаалганом на русском и бурятском языке могут прозвучать на официальных и неофициальных мероприятиях, которые проводятся в эти дни на предприятиях, в учреждениях культуры, школах и вуз...

Классный час "Традиции и обычаи празднования Белого месяца Сагаалган"

Традиции и обычаи празднования Белого месяца "Сагаалган"...

Праздник Белого Месяца "Сагаалган"

Цель праздника: приобщение учащихся к духовной культуре, возрождению традиций и обычаев бурятского народа, развитие познавательных навыков через бурятский фольклор.Оборудование:  художе...

Проект «Праздник Белого месяца-Сагаалган» Старшая группа

При всем разнообразии культурных традиций в мире не так много праздников, которые отмечаются повсеместно. В Бурятии одним из таких праздников является Сагаалган. Сагаалган – это символ обновлени...