Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольника»
консультация

Нечаева Ирина Николаевна

Консультация для воспитателей

«Театрализованная деятельность как средство

 развития речи дошкольника»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Театрализованная деятельность как средство

 развития речи дошкольника»

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

          Можно успешно использовать упражнения, направленные на развитие речи. С маленькими детьми хорошо использовать такой прием как совмещение  действий с проговариванием слов. Дети легко усваивают речевой материал, в котором много глаголов. При помощи этих слов детям легче показать разнообразные движения персонажей, например,  «Самолеты загудели», «Машина сигналит»,  выполнять эти игровые упражнения детям легко и интересно.

Чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи целесообразно подбирать тексты на активизацию словаря. Очень нравятся малышам, когда на занятие приходят куклы театра би-ба-бо ( дед, бабка, и другие сказочные персонажи). Дети с удовольствием вступают с ними в беседу, отгадывают загадки, описывают предметы, которые им предлагают рассмотреть. Хороший эффект дают потешки,  короткие стихи и обыгрывание их, используя жесты, движения, мимику.

             Связная устная речь существует в двух формах: диалогическая и монологическая. Текст должен быть последовательным, логичным, точным, выразительным в языковом оформлении. Одним из эффективных средств развития связной речи является театрализация. Театрализованная игра, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием развития речевой активности детей. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи детей:

- словаря;

- грамматического строя;

- диалогической и монологической речи;

- совершенствованию звуковой стороны речи.

       Интенсивному речевому развитию способствуют  самостоятельная театрализованная деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно-речевой деятельности:

- выбор темы;

- передача знакомого содержания;

- сочинение;

- исполнение от лица персонажей.

             Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, желания и взгляды, чувства, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь посторонних слушателей. При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, мимика, напев, движения). Поэтому работу в этом направлении проводят начиная с младших групп. Она заключается в следующем: воспитатели побуждают детей к общению (игра  «Назови мне свое имя», «Чей это голос?» ,  сказка-потешка «Кисонька-Мурысонька», А.Барто «Лошадка», «Бычок»). Учат детей находить выразительные средства в интонации логики речи (показ сказки «Теремок», где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных). Учат детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки. Дети учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного. Учат детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно, Ша-ша ша-наша каша хороша и т.д.). В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем: продолжается работа по интонационной выразительности речи закрепляются умения сочетать движения с речью (пальчиковые игры, игровое упражнение «Представьте себе», ролевой театр), закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией. Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью. В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировка, театрализованные игры). Продолжается развитие монологической и диалогической речи: постановка спектакля, инсценировка.

           Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования связной речи, эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий: - единства социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития; - насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием; - постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности; - наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми; - совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Проектный метод в обучении старших дошкольников"

В начале третьего тысячелетия личность, общество, государство предъявляют к образованию принципиально новые требования. Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые при...

«ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В современном дошкольном образовании, речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение об...

Консультация для родителей "Театрализованная деятельность в жизни детей."

Консультация для родителей о театрализованной деятельности детей дошкольного возраста...

консультация для воспитателей "Театрализованная деятельность в детском саду"

В статье рассмотрены особенности развития театрализованной деятельности средствами детской художественной литературы. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня разв...

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольника»

Консультация для воспитателей«Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольника»...