Доклад на тему: Индивидуальный подход: «сильные и «слабые» дети
материал

Сорокина Любовь Михайловна

   Индивидуальный  подход в обучении учащихся начальной коррекционной школы имеет немаловажное значение. Это связано с тем, что дети приходят в школу с разным уровнем подготовленности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2024.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Воскресенская коррекционная

общеобразовательная школа – интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

ДОКЛАД

                                                                                                                                                                                          Разработала: учитель высшей

                                                                                                                                                                                   квалификационной категории                                                      

                                                                                                                                                                                                     Сорокина Любовь Михайловна   

С.Воскресенское - 2024

Индивидуальный подход: «сильные и «слабые» дети

   Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Целью индивидуального подхода к обучению является всемерное способствование тому, чтобы подметить в каждом ученике его самую сильную или слабую сторону, помочь  развиться в деятельности так, чтобы в ребенке засверкала его человеческая индивидуальность, организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача:

- увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее;

- помочь ребенку поверить в свои силы;

- обеспечить его максимальное развитие;

- вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных»

   Индивидуальный  подход в обучении учащихся начальной коррекционной школы имеет немаловажное значение. Это связано с тем, что дети приходят в школу с разным уровнем подготовленности. Учебные мотивы, как правило, не сформированы, преобладают игровые. Период адаптации к школьной жизни, к учебной и трудовой деятельности у них протекает очень медленно и по-разному. В начальном периоде  обучения всем  детям свойствен очень низкий уровень самостоятельности, все они нуждаются в помощи учителя. Результаты выполнения ими заданий нередко зависят от незначительных факторов. Поэтому,  один и тот же ученик может по-разному выполнять одинаковые по сложности задания.   Основная форма учебной работы в коррекционной школе есть урок. На уроке ведется фронтальная работа по единому плану с общей целевой установкой.

Урок есть не только основная работа учебной работы, но и основная форма воспитания у детей привычки работать в коллективе, воспитание дружбы, чувства взаимопомощи, сознательной дисциплины, усвоения правил поведения школьника и т.п.

 В последнее десятилетие в специальном образовании произошли значительные изменения. Инновационные процессы требуют смены привычных взглядов на комплексное решение проблем, связанных с обучением, воспитанием, коррекцией, социализацией школьников с ограниченными возможностями здоровья. Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии. Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся.

Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. Учителя начальных классов выделяют  для себя три основные группы технологий:

1.Технология объяснительно-иллюстрированного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и предметных умений.

2.Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности

3.Технология компенсирующего обучения, то есть создание вокруг ребенка реабилитирующего пространства, в котором предусматриваются компенсация недостатков школьного образования, устранение нарушений работоспособности и  произвольной регуляции деятельности, охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья.

      Планируя свою работу в целом, планируя отдельные уроки, учителя начальных классов обязаны  предусмотреть возможности каждого ученика в отдельности. Например, снижать требования (объем знаний, сложность задания) к таким ученикам, которые могут быстрее и глубже овладеть знаниями и навыками по сравнению с другими учениками класса. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других – легкой. Одни понимают сразу, другим надо

повторить, а третьим необходимо разъяснить. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием.

 Следовательно, перед каждым учителем постоянно стоит задача создавать такие условия, при которых стало бы возможным использование физических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе. Поэтому учитель организует уровневую дифференциацию на всех этапах урока: при изучении нового материала, закреплении, при проверке ЗУН.

  Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям — это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к их обучению.

Работа ведется  по этапам:

  1. этап: определить возможности и трудности школьников, сгруппировать их с целью дальнейшего обучения.

   Это возможно лишь в результате комплексного и динамического  исследования детей. Предварительное изучение материалов, собранных медико-педагогической комиссией (протокол, медицинская карта, личное дело), и беседы со школьным врачом предоставляют сведения, необходимые для организации занятий по труду. Это  данные о внимании и памяти учеников, их работоспособности, об умственном развитии, практическом опыте, а также о структуре дефекта и наличии различных осложнений (церебрастенический синдром, психопатоподобное поведение, нарушение зрения, двигательной сферы и т. д.)  

   Основное значение для изучения школьников имеют текущие наблюдения, проводимые планомерно и систематически. Фиксируем  свое внимание на трудностях, мешающих ребенку справиться с работой, учитываем уровень его знаний и возможностей, варьируем задания, намечаем пути и приемы работы с конкретными детьми. В качестве сопоставляемых показателей могут выступать следующие: понимание материала при фронтальном объяснении; умение обобщить

полученные знания и применить их при выполнении однотипных или новых простых или сложных заданий, в самостоятельной работе; восприимчивость к помощи.

2 этап.  Каким же образом проводим  работу по дифференцированному подходу.

 Условно в научных исследованиях выделены  три группы учащихся в зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала по русскому языку, математике, труду и определены их типологические особенности (В. Воронкова, П.Г.Тишин, В.В.Эк, Е.А.Ковалева и др.).

В первую группу входят ученики, успешно обучающиеся в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал. Это учащиеся с Вариантом 1.

Вторую группу составляют ученики, которые овладевают программным материалом коррекционной школы  на самом низком уровне или не овладевают совсем. Знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений. В2

         Все ученики коррекционной школы, выделенные в две группы, нуждаются в дифференцированном подходе в процессе фронтального обучения.

Положительные стороны индивидуального подхода:

  • Вовлечь в работу каждого ученика:
  • Сильным учащимся, развивая способность, можно уделить время, развивая способности;
  • Слабым учащимся можно помочь, уделяя внимание и контроль.

  Большое внимание учителю следует уделять тому, какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала. При этом следует обязательно учитывать имеющиеся у умственно отсталых школьников специфические психофизические нарушения, проявления которых затрудняют овладение ими знаниями, умениями и навыками даже в условиях специального обучения.

  Например, на уроках чтения разным ученикам предлагаются различные виды пересказа: кто-то может пересказать «близко к тексту», кто-то может рассказать с опорой на картинки, но есть и такие  дети, которым пересказ совсем не дается. В этом случае учитель  использует иллюстрации-слайды. На уроках математики дифференциация ясно выражается в разноуровневых заданиях. При решении и составлении задач учащимся первой группы предлагаются рисунки, по которым необходимо составить задачу и решить ее. Оформлением задачи они также занимаются самостоятельно. Естественно, учитель чутко следит за работой учеников.

Учащимся второй группы помимо рисунка необходимо предложить и решение задачи. Тем детям, кто не справляется с составлением задачи, учитель задает наводящие вопросы.

    Может быть организована и групповая работа учащихся на уроке. При этом дети каждой группы обсуждают и выполняют задания совместно.

На уроках по ручному труду учителя продумывают ход урока, стараются предусмотреть дополнительные методические приемы, наглядность, практические задания, различные приспособления, позволяющие успешно осуществлять дифференцированный подход к учащимся при формировании умений и навыков, учитывать индивидуальную работоспособность.

   Все учащиеся на уроке должны выполнять одно и то же задание. Однако для тех, кто работает медленно и быстро устает, несколько сокращают объем работы. Они изготавливают поделку, упрощенную по сравнению с образцом (не делают некоторые мелкие детали), выполняют изделие, в котором часть операций уже произведена учителем.

При дифференцированном подходе к обучению важно не забывать и о таких педагогических технологиях, как учебная игра, здоровьесберегающиетехнологии,  информационные технологии).

Использование средств новых информационных технологий позволяет  учителям усилить мотивацию учения благодаря новизне работы с компьютером. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики. Это очень важно особенно в коррекционной школе. Актуальность и необходимость использования данной технологии в коррекционной школе должны выходить на передний план.

На уроках для повышения умственной работоспособности детей и для предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, учителя начальных классов проводят физкультминутки.

 Дифференцированный (разноуровневый) подход, предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома» и в которой качество образования повышается.

И в заключении я бы хотела рассказать о том, как в моей педагогической деятельности два года назад я столкнулась с этой проблемой, где класс был набран из сильных и слабых учеников. Потребовался год работы, чтобы понять детей и разделить на сильных и слабых. У нас было 5 человек «сильных» Вариант 1 и 5 человек Вариант 2 «слабые» дети. Второй год работы велась индивидуально. Было тяжело и для меня и для сильных детей, т.к. слабые мешали заниматься. Уходило очень много времени на составление различных программ и СИПРов для слабых детей. Каждодневная работа настраивала детей двигаться дальше, достигать больших успехов.

 И спасибо нашей администрации за то, что открывают в нашей школе классы для слабых детей с Вариантом 2. Во-первых легче и учителю, он занимается по одной программе и для детей, т.к. они все с низкой обучаемостью.

  Необходимо хорошо понимать, что разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, а требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания.

Решение:

  1. Индивидуальный подход необходимо осуществлять в отношении всех обучающихся, поскольку каждый ребенок представляет собой относительно более сильные и слабые стороны.
  2. Педагогам видеть особенности детей: их подготовленность, склонности, интересы, способности и учитывать их при выборе и применении методов и приемов, дозировке домашних заданий, определении вариантов контрольных работ и воспитательном воздействии.
  3. Применять на уроках информационные технологии, игровые приёмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"

Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...

Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"

Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...

Доклад на тему:ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ....

Доклад на тему "Индивидуальный подход к учащимся на уроках русского языка".

Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь....

Доклад «Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении младших школьников».

Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика? Как дать любому ученику и сильному и слабому почувствовать себя успешным? Ответы на эти вопросы я вижу в реализации дифференцир...

Доклад на тему «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС» 2022г.

Доклад на тему «Современные подходы к обучению и воспитанию  детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС» 2022г....

Доклад на тему Современные подходы к обучению одарённых детей в рамках реализации ФГОС. 2022г.

Доклад на тему Современные подходы к обучению одарённых детей в рамках реализации ФГОС. 2022г....