"Распределение обязанностей в семье"
материал

Практическое занятие по семейному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_po_semeynomu_vospitaniyu.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия "Распределение обязанностей в семье" (возраст 14-16 лет)

Для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи, является едва ли не самой заветной мечтой. Поэтому подготовка воспитанников к созданию семьи и семейной жизни - это одно из главных направлений в работе воспитателя детского дома. На занятиях, во время индивидуальных бесед воспитанники знакомятся с историческими традициям семейных отношений, современными взглядами на семью, основами семейного права. Вот одно из таких занятий, посвященное семейным отношениям.

Цель: формировать желание жить в гармоничной, дружной семье.

Задачи:

• научить правильно, распределять обязанности в семье;

• помочь сформировать правильное отношение к семье;

• воспитание у воспитанников ответственного отношения к созданию в будущем своей семьи;

• формирование духовных и нравственных качеств личности;

• воспитание любви и уважения к семье.

Виды деятельности: беседа – диалог, игра.

Инновационные технологии: использование ИКТ на мероприятии (презентация), личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Ход мероприятия.

Вступительное слово воспитателя:

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы продолжаем цикл занятий, посвящённых семье. Несколько лет назад ученые в ходе большого исследования подросткам задали вопрос: что для вас самое ценное. И, к удивлению ученых, самой большой ценностью для подростков оказалась «счастливая семейная жизнь». Да, именно в семье люди заботятся друг о друге, делят радости и печали. Рождение семьи это важный этап в жизни для каждого из нас. И для того, чтобы семейная жизнь приносила нам счастье, необходимо уметь правильно строить отношения. Сегодня мы поговорим об обязанностях супругов в семье.

Послушайте, пожалуйста, притчу, которая так и называется «Распределение обязанностей».

(слайд 1)

(дети слушают притчу, обсуждение по содержанию)

-Довольна ли своей семейной жизнью жена? Почему?

-Правильно ли оценивает муж, домашнюю работу жены?

-Какая главная мысль притчи?

(ответы детей)

Воспитатель: Основа дружной семьи - грамотное распределение ролей, прав и обязанностей. А это как?

Например, есть семья МЫ и есть семья Я+Я, и в этих разных семьях вопрос о распределении домашних дел и обязанностей решается по-своему.

Семья МЫ - обязанности у каждого, в основном, кто больше может и умеет: он рад это делать. Приведите примеры.

(ответы детей)

Семья Я+Я - большая семейная нагрузка у того, кто в отношениях больше заинтересован, кто более зависим и кого другой может в большей степени нагрузить...

(слайд 3)

Существует три основных ориентира при распределении семейных обязанностей:

• индивидуальные предпочтения (кто, что сам больше хочет);

• умения и способности (кто, что лучше умеет делать, тот тем и занимается);

• польза (ребенку мы поручим в семье то, что будет для него полезнее освоить для его будущей взрослой жизни)

(слайд 4)

Индивидуальные предпочтения - это самое простое и очевидное. Например, кому-то посуду нравится мыть больше, чем выносить мусор. А кто-то этот мусор может легко захватить по дороге на работу. Жене за тяжелыми покупками на рынок сходить тяжело, а мужчине это весело поразмяться: ему это и нравится, и полезно.

При этом исторически сложилось, что мужчины в семье в принципе больше занимаются заработком денег. А женщины – ведением хозяйства: определенный смысл в этом есть: мужчины и женщины отличаются друг от друга не только внешне, но и по характеру и предпочтениями. Мужчинам проще, приятнее и интереснее заниматься работой и зарабатыванием денег. Женщинам – воспитанием детей и налаживанием уюта.

(слайд 5)

Нормально ли, если все домашние дела на женщине, а мужчина только смотрит телевизор? Или правильно, если муж делает все вместе и поровну: муж вместе с женой готовит еду, моет полы и стирает белье?

(слайд 6)

(ответы детей)

Воспитатель: А может быть, все домашние дела должны делать быть на муже, а жена в это время занимается собой, как в современном Китае? Единого, правильного для всех ответа здесь нет. Ответы на этот вопрос во многом зависят от того, как вы воспитаны, какое у вас окружение, и какие у вас в семье отношения. Поэтому, уже в подростковом возрасте, нужно себя готовить к семейной жизни, заниматься самовоспитанием.

А теперь выберите те высказывания о взаимоотношениях в семье, которые вам ближе. Объясните свой выбор.

1.Мужчина находит правильную цель в жизни, а женщина – мужчину с правильной целью.

2.Быть женщиной – значит, научится быть «последователем», а не «рулевым».

3.Семья – это где муж почитаем, жена любима, дети беззаботные и счастливые.

4.Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости.

(слайд 7)

( дети объясняют свой выбор)

Воспитатель: наблюдения показали, что в счастливых семьях, там, где отношения между супругами отличные, не стоит вопрос, кому какую работу какому супругу выполнять. Распределение обязанностей мужа и жены там происходит естественно, как-бы "автоматически" и поэтому нет спора о том, кто какие обязанности в семье должен выполнять.

(слайд 8)

А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Я буду…».

(Для этой игры нужны несколько маленьких листочков бумаги с написанными на них обязанностями. Каждый кусочек бумаги свернут так, чтобы написанное не было заметно ни для кого. Дети должны по очереди брать с подноса и разворачивать кусочки бумаги, читая на нем, какая участь им уготована. При этом каждое разворачивание бумаги сопровождайте словами: «Я буду…», — а то, что написано, станет продолжением фразы. Обязанности могут быть следующими: мыть посуду, выносить мусор, зарабатывать деньги и т.д.)

(игра, обобщение по результатам игры)

Воспитатель: Давайте вспомним, о чем мы говорили на занятии? Что вам запомнилось? Я тоже надеюсь, что ваша семья будет дружной семьей и, как в хорошей семье, в ней будут царить уважение и взаимопонимание и взаимодействие. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели». Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме бу

Тема: «Семья. Родственные отношения».

Цель:

закрепление знаний о составе своей семьи, о родственных отношениях.

Задачи:

расширить представления детей о семье;

помочь детям осознать, что семья – это люди, связанные чувством любви и ответственности друг за друга;

формировать уважительное отношение детей к своим родителям;

воспитывать чувство гордости за свою семью;

формировать коммуникативные навыки;

развитие творческих способностей учащихся;

создание благоприятной атмосферы общения.

Оборудование: презентация, проектор, интерактивная доска, листы бумаги формата А4, карандаши, ластики, линейки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня необычное занятие, посмотрите, сколько гостей пришло к нам, давайте поздороваемся с ними, садитесь.

II. Основная часть.

- Я хочу начать наше с вами занятие со сказки.

Давным-давно, много веков тому назад, на небе не было так много звёзд как сейчас. И в ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звездочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный»? Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна. «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в дорогу, куда они так спешат»? «Ты узнала тайну спешащих странников»?- спросила Луна. «Да, - ответила Звёздочка.- Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…». «А какими были его глаза»? – недоумённо спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости», - ответила, тяжело вздохнув, звёздочка и продолжила. - Чему ты радуешься, странник»? И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью?» «А разве это возможно»? – с надеждой спросила Звёздочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья»!

-Как вы думаете, почему прозвучала именно эта сказка? О чем мы с вами сегодня будем говорить? (ответы детей.)

-Да, мы будем говорить о семье, потому что:

В семейном кругу мы с вами растём!Основа основ – родительский дом!В семейном кругу все корни твои!                                                              

И в жизнь ты выходишь из семьи!

- Что для вас означает слово «семья»? (ответы учащихся)

- Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.- Ребята, а можно ли назвать нашу школу, наш класс семьёй? Почему, как вы считаете? (ответы детей)

- Подчеркивая важность семьи, люди даже учредили Международный день семьи. Он отмечается ежегодно в мае. А кто-нибудь знает, какого числа? (15) Ежегодно 8 июля в нашей стране отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности.

КРУ

- А сейчас узнаем, как хорошо вы знаете своих членов семьи, разгадав кроссворд

1. Сын моей матери.2. Мой родитель.3. Брат отца или матери.4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня.5. Та, что дала нам жизнь.6. “Святая кровь” – мать мужа.7. Сестра мамы или папы.8. Сын моего ребенка.9. Мой наследник.10. Сын моей сестры или брата.11. Отец мужа.

- Скажите, какое у нас слово получилось? (ответы учащихся)

- А что означает это слово? (ответы учащихся)

- В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности.

- Можете ли вы привести примеры таких взаимоотношений в вашей семье? (ответы учащихся)

- Про такие семьи в народе сложены пословицы.

- На ваших столах лежат перепутанные пословицы, вы должны составить их правильно.

 Семья – печка: как холодно,  так и нужды нет.

 В семье любовь да совет,  так и душа на месте.

 Не нужен клад,  все к ней собираются.

 Когда семья вместе,  не страшна туча.

 Семья в куче -  и каша гуще.

В семье когда в семье лад.

- Молодцы ребята.

- Ребята, а как вы думаете, на чем строятся отношения в семье, на каких понятиях? (ответы учащихся)

Традиции. «Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Любая семья должна придерживаться традиций. Например, традиции праздновать дни рождения и другие замечательные даты, отмечать общенародные праздники и т. д.

Взаимопомощь. В семье должно быть взаимное уважение взрослых и детей. Начинается оно с общения, задушевных бесед, помощи друг другу.

Дружба. Она воодушевляет и окрыляет, дает каждому члену семьи почувствовать себя счастливым.

Трудолюбие. Любовь к труду прививается с детства в кругу семьи. Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком. Благодаря трудолюбию семья живет долго и счастливо.

Здоровье. Это одна из важнейших жизненных ценностей. «Все в твоих руках», — утверждал один мудрец. Человек выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье всем членам семьи.

Красота. Человек всегда стремился к прекрасному и эстетичному.

Чистота. Это залог здоровья и необходимое условие комфорта. Чтобы в доме было тепло и уютно, нужен элементарный порядок.

Понимание. Для человека важны хорошие отношения с каждым членом семьи. Стремление к пониманию друг друга — основа любой семьи: «Счастье — это когда тебя понимают».

Уважение. Уважение к другому человеку, к его переживаниям — ведущее требование взаимоотношений между людьми, в том числе между членами семьи.

Любовь. Любить — значит понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, жить дружно и счастливо. «Тайна сия велика есть», — говорили древние о любви.

- Давайте ещё раз с вами ещё раз быстренько посмотрим и назовем, из каких «кирпичиков» состоит семья.

IV. Физкультминутка «Дерево»

И. П. : основная стойка, руки вдоль туловища.

--Покажите, какая большая у вас семья. (руки в стороны)

--Покажите, а какими вы были маленькими. (присесть)

--А какие вы сейчас? (встать)

--Как любит вас мама? (гладят себя по щёчкам)

--А бабушка? (гладят себя по головке)

--А как вы любите своих родных? (обнимают себя).

- Прекрасно, если человек живет в семье, в которой царят мир и согласие. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту.

- Сейчас я вам прочту разговор с дочкой, послушайте внимательно.

Мне не хватает теплоты, -Она сказала дочке.Дочь удивилась:Мерзнешь ты,И в летние денечки?Ты не поймешь, еще мала, -Вздохнула мать устало.А дочь кричит:Я поняла! -И тащит одеяло.

- О какой теплоте говорила мама? (о душевной.) Каким образом можно проявить душевную теплоту по отношению к родственникам? (ответы учащихся)

- В семье существуют не только традиции, но и определенные правила. Сейчас я прочту вам правила, существующие в некоей семье, скажем например, Ивановых. Послушайте их и скажите, какие правила вы, будучи уже взрослыми и уважаемыми главами своих семейств, решили бы оставить, а какие нет.

1.     Родители контролируют школьные дела детей.

2.     Каждый член семьи имеет свои обязанности.

3.     Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы.

4.     Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор.

5.     При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи вносит свое посильное участие.

6.     Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свое свободное от занятий время.

7.     Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.

- Вы так же можете придумать и добавить свои правила.

- Если мы все будем придерживаться этих правил, то в семье будет царить мир, взаимопонимание, взаимопомощь и т.д.

- Так же эти правила можно перенести и в нашу школьную семью, тогда и в ней всегда будет присутствовать дружба, понимание, взаимопомощь и т.д.

- Вы все знаете, что у всех стран имеется государственный герб. А что такое герб? (отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба) (ответы учащихся)

- Кроме государственных гербов существуют и семейные гербы.

- Ещё во времена Средневековья в Европе зародилась традиция изображать герб своей семьи. Во многих английских семьях до сих пор чтят эту традицию. (Демонстрация гербов).

- Послушайте описание герба, нарисованного вашим ровесником.

“Герб имеет форму щита. Это говорит о том, что наша семья всегда готова отразить нападение недоброжелателей, потому что мы все стоим горой друг за друга.

В нашей семье пять человек. Главными членами семьи являются мама и папа. О них рассказывают изображения в верхней части. Мама – учитель. Об этом свидетельствуют классная доска, журнал и указка. Папа – летчик ВВС, он капитан. Его увлечение – игра на гитаре.

Нижняя часть герба поделена на три части. Центральное место в этой части принадлежит бабушке. Большая кастрюля говорит о том, что готовит в семье в основном бабушка, она же занимается воспитанием внуков. Любимые занятия бабушки – просмотр телесериалов и вязание.

Левая часть герба посвящена моей сестре, которая учится в первом классе и мечтает стать балериной. Правая часть герба рассказывает обо мне, ученике четвертого класса. Мой любимый школьный предмет – география, любимый вид спорта – хоккей.

Наша семья дружная и веселая, поэтому верхнюю часть герба украшает солнце – символ тепла и доброты”

- А как бы вы изобразили герб своей семьи? Я предлагаю вам его нарисовать.

IV. Итог.

Рефлексия

- Я предлагаю вам дополнить одну из фраз, которые вы видите на доске:

сегодня я узнал…..

было трудно…..

я понял, что…..

я научился…..

я смог…..

было интересно узнать…..

меня удивило…..

мне захотелось…..

Оценка деятельности учащихся.

- А закончить наше занятие я хочу словами:

Семья пусть дарит маленькое чудо.В любой обыкновенный день:Свет солнышка, улыбку другаУспех и радость, луч надежды,И много добрых новостей,И ветра свежего глоток,И будет жизнь прекрасной, нежной,Как самый красочный цветок.дет тепло и солнечно, уютно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распределение обязанностей на судне.

В начальной школе действует Республика "Альфа маячок". Каждый класс путешествует на своём корабле. имеет свой уголок экипажа,судовой журнал пилотки и воротники. Это детская организация которая живёт и...

Беседа с игровыми элементами "Права и обязанности в семье"

Беседа для воспитанников 6-7- классов с элементами игры, ответов и вопросов....

Родительское собрание "Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье"

Цель: сформировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей младшего школьного возраста в семье....

Родительское собрание "Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье"

Родительское собрание "Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье"...

Оформление классного уголка "Распределение обязанностей"

Оформление классного уголка "Распределение обязанностей"...