Классный час: "Зелёный мир"
план-конспект занятия (2 класс)

Увжикоева Лидия Ирбековна

Конспект классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экология 2 класс124.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                 ГБОУ РФМЛИ

  КЛАССНЫЙ ЧАС ВО 2 «В» КЛАССЕ

   «ЗЕЛЁНЫЙ МИРЕ»

     (ко Дню Российской Науки)

  Учитель начальных классов: УВЖИКОЕВА Л.И.

           

                            Владикавказ 2024

Цели: расширить представление о природном окружении как среде жизнедеятельности человека; развивать познавательный интерес к явлениям окружающей среды; воспитывать нравственное отношение к окружающей среде; умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими моральными нормами.

Оборудование: знаки поведения в природе; рисунки детей; раскладушка «Красота окружающего мира»; аудиозапись «Весенние голоса птиц»; спортинвентарь для игр «Забавы животных»; звукозапись песни «Вместе весело шагать…»; презентация «Зелёный мире».

                                               Ход занятия

Учитель:

 (2 слайд. Портрет М. Пришвина).

-Замечательный писатель и большой любитель природы, М.  Пришвин писал: «Мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице- воздух, зверю- лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»

-Послушайте стихотворение Н. Заболоцкого «Просьба»

(читают дети)

Ученик:

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сох пор мне снится-

На траве кровавой вздрагивала птица.

Ученик:

Люди - исполины, люди - великаны,

Есть у вас винтовки, сети и  капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце, сердце человечье!

Ученик:

Люди - человеки, страны и народы!

Мы теперь навечно должники природы

Надо с этим долгом как- то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

Учитель:

 Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.

- Тема сегодняшнего классного часа «ЗЕЛЁНЫЙ МИР». Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (высказывания детей)

Правильно, говорить мы будем, о хрупком мире природы, о её защите, о правилах поведения в ЗЕЛЕНОМ МИРЕ.

(3 слайд «Дым из заводских труб»).

- Почему такая серая картина? Почему всем стало грустно? Отгадайте загадку. (читает ученик)

Ученик:                                                                                                                             Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

Учитель:

 -О чём речь в этой загадке? (воздух)

-Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живём в воздушном океане, который называется атмосферой.

(4 слайд «Атмосфера»).

Отгадайте загадку.

Ученик:                                                                                                                             Выше леса, выше гор,

Расстилается ковёр.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной.

То он серый, то он синий,

То он ярко- голубой. (небо).

(5 слайд «Голубое небо»)

Учитель:

- Мы привыкли воздушный океан называть небом. Всё живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он бывает таким. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например грипп? Когда в комнате много людей, а окна закрыты, то микробов может накопиться очень много. Что надо делать, чтобы микробов было меньше? (ответы детей: проветривать)                                                                                                                                  

(6 слайд «Красота леса» с надписью Лес - фабрика чистого воздуха.)

Ученик:                                                                                                                             Жизнь в зелёном мире этом

Хороша зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком.

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,

Человек природе друг!

Учитель:

- Основу живой природы составляют растения. Они дают пищу и кислород всем живым существам. А ещё хорошо очищают и освежают воздух растения.  Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик.

(7 слайд -шоу «Русский лес» видеоролик)                                                                  

Стихотворение «Русский лес»

Ученик:                                                                                                                             Нет ничего милее бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить, то мне лесовичок

Средь зарослей колючих покажет родничок.

Ученик:                                                                                                                             Нагнусь к нему напиться - и видно все до дна.

Течёт вода- водица, вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина, орехи и грибы,

Душистая малина на кустиках густых.

Ученик:                                                                                                                             Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший с зелёной бородой.

Жизнь кажется иною, и сердце не болит,

Когда над головою, как вечность, лес шумит.

                                                                           С.Никулин.

(8 слайд -шоу  Звучит запись «Весенние голоса птиц») (Дети поочерёдно читают стихи М.Глазкова «Поделитесь с птицами едой…»).

Ученик:                                                                                                                             Поделитесь с птицами едой,

Накрошите хлеба им на блюдце.

Пусть они под вьюжною бедой

Не опустят крылья не согнутся.

Ученик:                                                                                                                             Поделитесь с птицами едой,

С малыми друзьями, земляками,

Если дорожите дружбой той

И сердца в груди не камень.

Ученик:                                                                                                                             Поделитесь с птицами едой,

И они отплатят доброй песней.

Ну а с песней жить- то интересней,

До ста лет всё будешь молодой.

Поделитесь с птицами едой!

Учитель:

А сейчас проверим знаете ли вы птиц?

(7 слайд- шоу «Пернатые друзья»)

(загадки о птицах читают дети).

Не поет она - стрекочет,

Обратить вниманье хочет.

Меньше, чем вороны рост,

Очень длинный черный хвост,

В черном вся, но белобока,

Это модница - ...(сорока) 

(слайд)

Учитель:

Я зимой люблю кормушки,

Как на ёлочках игрушки,

Если поклевать хочу,

От одной к другой лечу.

Желтогрудая я птичка,

И зовут меня … (синица) 

(слайд)

Учитель:

Кто сидит в тенистом парке

На рябиновых ветвях?

Красногрудый, в черной шапке,

Сзади крылышки блестят.

Весь напыщенный и важный,

Как из дальних стран визирь.

Знают все, и знает каждый,

Что зовут его … (снегирь)  

(слайд)

Учитель:

«Ух, ух, ух, какая ночь!

Разбегайтесь мыши прочь!

Вижу, слышу в темноте –

Пища бегает везде!»

Крутит птица головой,

Видит даже за спиной,

Словно блюдца, глаза два…

Эта хищница - … (сова) 

(слайд)

Учитель:

У окна в кустах сирени,

Где дрожат под вечер тени,

Птичка малая живёт,

Песни славные поёт!

Под ночными небесами

Песни льются над полями...

Нету песен тех милей!

А поёт их ... (соловей) 

(слайд)

Учитель:

По всей Европе обитает,

На зиму в Африку летает.

С ним весело и не до скуки -

Легко заучивает звуки.

И, суть мелодии схватив,

Он повторит любой мотив.

Живёт под крышею певец

Красавчик, умничка - … (скворец) 

(слайд)

Учитель:

- Главное правило - не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнёзд, самое важное - не обижать никого, даже самых маленьких жучков и паучков.

 М. Пришвин писал: Земля - наш общий дом, ведь и растения, и животные живут в определённых местах, только там, где удобно и где они привыкли жить, пишет М. Пришвин,

Физминутка

Весенний дождь

Начинается с ветра (ладошку о ладошку)

Падают первые капельки дождя (щелчки пальцами)

Дождь усиливается (хлопки в ладоши)

Сильнее (руки крест - накрест и хлопают себя по плечам)

Сильнее (по коленкам ладошками)

Гром (прыжок)

Гром (прыжок)

Дождь идёт (по коленкам ладошками)

Становится тише (руки крест на крест и хлопают себя по плечам)

Ещё тише ветер (щелчки пальцами)

 Мы слышим ветер (ладошку о ладошку)

 И выглянуло солнышко (руки над головой)

 Поаплодируйте себе.

Учитель:

  Наш мир неповторим и прекрасен. Все в природе взаимосвязано и взаимозависимо. Каждое живое существо рождается и живет, чтобы нести добро и красоту в этот мир.

 Человек – это единственное существо на нашей планете, наделенное разумом. Мы с вами должны понять, имеем ли мы право наносить урон окружающему миру? Имеем ли право обижать и уничтожать животных? (Ответы детей)

Природу нужно уважать, ценить и беречь.

 

Учитель:

                                        «О Мусоре»

Все мы с вами неоднократно видели, как человек бросает бумажку в мусорное ведро, часто промахивается, но не придает этому никакого значения, проходит мимо. А эта бумажка так и осталась валяться возле ведра, засоряя нашу природу. Мусор, это творение человека. Ни животные, ни растения не создают мусора. Это человек загрязняет Землю.

Как вы думаете мусор вредит «Дому Природы»  

(Ответы детей. «Дом» разрушается) 

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки -

Быстро наши города превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Как же мы с вами можем помочь нашей планете? (Ответы детей)

Предлагаю вам выйти на прогулку и устроить субботник, собрать мусор.

- А дома вы следите за чистотой? Что вы делаете? И в природе мы тоже будем наводить порядок.

Учитель:

 «Куда девается мусор?»

Каждый современный город решает вопрос: куда девать мусор? А кто из вас, ребята, задумывался, куда девается мусор из контейнеров? Где мы ему найдем место в нашем «Доме Природы»? (Макет)

(Ответы детей) (Мусор из контейнеров вывозят мусоровозы и т.д.)

( 9 Слайд – свалка за пределами города)

- Свалки за пределами городов, куда свозится мусор, достигают гигантских размеров. От них на большое расстояние распространяется неприятный запах. На свалках размножается большое количество мух, мышей, крыс – переносчиков болезней.

Весь мусор годами может лежать в земле, засоряя её. А сжигать мусор вредно, потому что выделяются ядовитые газы, опасные для здоровья. Как же быть? Как сократить количество мусора?

(Ответы детей. - Отдельные части мусора можно перерабатывать и создавать новые вещи. Так мы и экономим, и убираем лишний мусор.)

Очень трудно из общей мусорной кучи вытащить отдельные нужные фрагменты, годные к переработке. Поэтому нужно научиться сортировать мусор уже дома. Во многих странах, а сегодня и у нас в России есть специальные контейнеры. Они выкрашены в разные цвета и мусор в них надо класть по-отдельности.

( 10 Слайд – контейнеры разного цвета)

В синий контейнер - бумагу, в жёлтый — пластик, а в зелёный – стекло.

Учитель:

«Что мы знаем о мусоре…»

Вопросы экологической викторины:

1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляет пластмасса

2. Сколько лет разлагается простой пластиковый (полиэтиленовый) пакет в земле?                  от 200 до 400 лет.

3. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо рассортировать

4. Что означает этот знак:

5. Появление свалок влечет за собой изменение климата

6. Брошенное в лесу стекло может стать источником пожара:

Игра – рефлексия: после произнесенной фразы надо совершить следующие действия: если это «хорошо», положительное влияние на природу – похлопать в ладоши; а если это «плохо», отрицательное влияние на природу – произнести звук «УУУУУ».

- Загрязнение воды и воздуха заводами и фабриками.

- Оставлять мусор в лесу.

+ Развешивать кормушки и домики для птиц.

- Браконьерство.

+ Очистительные фильтры на трубах заводов.

+ Создание заповедников.

+ Посадка деревьев.

- Разрушение памятников природы и культуры.

+ Оборудовать и очищать места отдыха.

- Ломать растения, срывать цветы.

+ Оберегать и подкармливать животных и птиц.

- Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнёзда.

+ Оберегать растения, любоваться красотой цветов в природе, ходить по

Тропинкам.

- Бросать бумажки от конфет мимо урны.

+ Любить свой город и свою планету.

Молодцы ребята! Сразу видно, что вы любите свой город, природу родного края и всю нашу планету «Земля» в целом.

Давайте стараться жить так, чтобы земля оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы. Наше будущее и будущее нашей планеты в наших с вами руках, расскажите своим родителям, друзьям, соседям, что природу нужно беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Красный, жёлтый, зелёный"

Классный час по теме "Красный, жёлтый, зелёный" для 2 класса....

Классный час "Зелёный огонёк"

Игра -эстафета с элементами викторины. Закрпление материала ПДД...

Открытый классный час «Зелёная аптека»

Цель:-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, любовь к пр...

Классный час по ПДД: «Зелёный нам дорогу открывает!» Направление - культура безопасности

Цель классного часа: привлечь внимание школьников к проблемам безопасности на дорогах....

Открытый классный час "В гости к зелёной аптеке"

Лечение целебными травами издавна привлекало внимание людей. Человек заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растени...

Классный час "Зелёная аптека".

Рассказывается о том, как без таблеток при помощи растений можно вылечиться....

Классный час "Зелёная Россия"

Представленный классный час на тему "Зелёная Россия" может быть использован учителями для работы с учащимися начальной школы. Данная разработка классного часа поможет учителю начальных класс...