КТД "Волга-матушка"
методическая разработка (2, 3, 4 класс)

Лапина Ксения Денисовна

Проект КТД "Волга-матушка" подойдет для учащихся 2-4 классов для развития патриотического воспитания во внеурочной деятельности. Ребята поработают в группах, выполнят творческие задания, создадут книжку-раскладушку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktd_-_volga_-_matushka.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Коллективное Творческое Дело «Волга-матушка»

(создание книжки-раскладушки)

1 этап. Вместе с активом класса продумывается КТД. Предлагаются различные идеи, темы. Обсуждается всем классом.

2 этап. Выбор определенной темы. Назначаются ответственные.

3 этап. Оповещение других учащихся класса о КТД.

4 этап. Подготовка к КТД, написание текста выступления, изготовление реквизитов.

5 этап. Проведение КТД.

6 этап. Анализ работы КТД.

Цели:

1)обобщить знания о реке Волге;

2)развивать связную речь и воображение у детей;

3)воспитывать чувство здорового соперничества.

Подготовительная работа:

1) класс делится на команды;

2) каждая команда готовит название, девиз;

3) каждая команда разрабатывает свою «страничку» в книжке-раскладушке;

4) заготавливаются необходимые вспомогательные материалы.

Коллективно-творческое дело, направленное на выявление лидеров, творческих способностей участников и формирование коллектива.

ТИП: Творческое проектное дело по составлению страницы для книжки-раскладушки.

ФОРМА: Состязание.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ: команды состязаются в творчестве, остроумии и эрудиции, выполняя страничку для общей книжки. Игра включает в себя ряд разнообразных заданий, дающих возможность каждому ребенку показать свои творческие и организаторские способности.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ: выявление деловых и эмоциональных лидеров микрогрупп, творческих способностей детей, а также на сплочение коллектива через совместную деятельность группы.

ДЛЯ КАКОГО ВОЗРАСТА: младшие школьники.

КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ: 4 микрогруппы.

СОВЕТЫ ОРГАНИЗАТОРАМ: Одним из важных моментов любого коллективно-творческого дела является разбивка детей на микрогруппы, которые и выполняют полученные от ведущего задания. Поэтому нужно разделить ребят на примерно равносильные команды .

ПРОГРАММА: Класс делится на 4 микрогруппы, выбирается капитан, придумывается название, девиз и выполняется тематическая страничка для создания общей книжки-раскладушки про реку Волгу. Каждая группа выполняет задания ведущих, в конце создаёт свою тематическую страничку для общей книги.

Педагог: Каждая страна имеет национальную реку. Россия имеет Волгу - самую большую реку в Европе, царицу наших рек.

Тополя высокие, стройные стоят,

И на Волгу-матушку

С нежностью глядят.

Я хожу по берегу, вижу корабли,

Но они от берега ой как далеки!

Волга, Волга-матушка,

Русская река, города на Волге –

Родина моя.

1-я страничка: Географическая

1-й ученик. Реки подобны вечности. Из века в век текут они от истоков к устьям, непрерывно меняя свой вид, становясь все более полноводными и могучими. Они пересекают равнины, пробиваются ущельями сквозь каменные громады гор, передвигают границы морских побережий. Реке все под силу.

2-й ученик. Тем более - великой реке. А в мире нет страны, у которой не было бы такой реки: Дунай и Днепр, Лена и Енисей, Рейн и Нил, Миссисипи - их сотни. И великими их делают не столько их протяженность и полноводность, сколько судьба этого народа, его повседневная жизнь от легендарных времен до сегодняшнего дня. В России такая река - Волга.

Звучит народная песня «Вниз по матушке, по Волге».

3-й ученик. Тысячекратно воспетая в лирических песнях и героических сказаниях, всем своим раздольным, могучим обликом воплощающая русский национальный характер, Волга- матушка и в нашем собственном представлении, и в глазах всего мира уже стала одним из символов России.

Звучит стихотворение «Родина».

Ширь твоих степей венчают горы,

За тайгой морей студеных лед,

Проплывая над твоим простором,

Даже солнце за день устает.

Велика ты, Волга-матушка, красива!

Берега суровые любя, степи вольные не в силах

Заключить в объятия тебя.

Обойти тебя не хватит жизни,

Хоть шагай упрямо день за днем.

Как же ты, великая Отчизна,

В сердце умещаешься моем!?

Педагог. Волга волнует, как сама Россия. Жизни не хватит, чтобы насмотреться на волжскую красоту, зеленые берега, тихие плесы, так бы и любовался ею на рассвете, и при высоком солнышке, и по ночам, когда в воду опрокидывается звездное небо с его глубоким мерцанием, грозным и таинственным, как сама вечность.

Для нас Волга - исконно русское название, вобравшее в себя столь многое, что его с полным правом можно поставить в ряд с другим светлым словом - Россия.

Русскому сердцу слышится в нем и Вольга - имя былинного богатыря, и слово «воля», выражающее заветное стремление нашего народа к свету, братству и единению.

Ребята, кто знает, как называли Волгу в древности?

Об этом нам расскажут ученики...

4-й ученик. В древности ее называли «Ра» - щедрая. Арабы в Средние века именовали ее «Итиль», что в переводе означает «река рек», а арабский географ X века Ибн-Хаукаль писал о ней как о «реке русов», русской реке.

5-й ученик. Специалисты утверждают, что название Волги - финского происхождения (ведь в ее бассейне с древности и доныне живут племена и народы финской ветви) и означает «светлое, священное». Но и для нас, и для всего мира это название давно уже стало исконно русским, сохранив, вобрав в себя значения всех иных названий.

6-й ученик. Начинается Волга с небольшого ручейка на Валдайской возвышенности, принимая на пути притоки и речушки - своих друзей, становится все шире и шире и могучее, в районе Астрахани ширина реки достигает 50 километров, а длина ее 3 688 километров.

Педагог. Волга прошила своей голубой нитью всю Европейскую Россию. Семью тысячами малых и больших притоков связывает она север страны с югом и запад с востоком. Об этом говорится в стихотворении А. Твардовского «Семь тысяч рек».

Семь тысяч рек - ни в чем не равных

И с гор стремящих бурный бег,

И меж полей в изгибах плавных

Текущих вдаль - семь тысяч рек

Она со всех концов собрала –

Больших и малых, до одной,

Что от Валдая до Урала

Избороздили шар земной...

Пусть воды их в ее теченье

Не различимы, как одна.

Краев несметных отраженье

Уносит волжская волна.

В нее смотрелось пол-России:

Равнины, горы и леса,

Сады и парки городские,

И вся наземная краса.

Вот почему нельзя не верить,

Любуясь этою волной,

Что сводит Волга - берег в берег –

Восток и запад над собой,

Что оба края воедино

Над нею сблизились навек,

Что Волга - это середина

Земли родной. Семь тысяч рек!

Педагог. Волга не просто река, не просто вода, не просто водный путь. Волга - путь исторический, где сходятся прошлое и настоящее русского народа и всех народов, населяющих волжские берега: удмуртов и марийцев, татар и чувашей, мордвин и калмыков, где сплетаются воедино старое и новое, великое и вечное. Волга - широкая дорога российской государственности, над которой шумели эпохи княжеских междоусобиц и феодальной разобщенности, борьбы с иноземными захватчиками и объединения волжских земель под эгидой России.

2-я страничка: Историческая

Педагог. Все перевидала Волга, все пережила, все перечувствовала. Волга, наконец, а может быть, в первую очередь - это люди, живущие на ее берегах. Все наиболее сильное, здоровое, талантливое всегда стремилось к ней. Она укрепляла патриотический дух достойных сыновей и поднимала могучие таланты на служение всей России. С ее берегов и с ее благословения в нашу историю, в наш день, в наши сердца шагнули предводители волжской вольницы Разин и Пугачев. Ей обязаны глубиной проникновений в суть народных явлений Радищев, Карамзин, Чернышевский, Добролюбов, Островский, Некрасов, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Алексей Толстой, Горький. Не у нее ли занимали силы для своих добрых дел математик Лобачевский, «учитель учителей» Ушинский, биолог Вавилов?

А сколько с Волгой связано имен полководцев, певцов, художников, музыкантов, политических деятелей: Пожарский, Шаляпин, Репин, Саврасов, Левитан, Русланова. Волга неисчерпаема! Об этом пишет Е. А. Евтушенко в стихотворении «Волга».

Мы русские. Мы дети Волги.

Для нас значения полны

Ее медлительные волны,

Тяжелые, как валуны.

Любовь России к ней нетленна,

К ней тянутся душою всей

Кубань и Днепр, Нева и Лена,

И Ангара, и Енисей.

Люблю ее всю в пятнах света,

Всю в окаймленьи ивняка...

Но Волга для России - это

Гораздо больше, чем река.

А что она - рассказ не краток,

Как бы связуя времена,

Она - и Разин, и Некрасов,

И Ленин - это все она!

Педагог. Не только историю страны можно изучать, плывя по Волге. Река всегда была проспектом труда. На реке возникло много городов.

Тополя высокие, стройные стоят

И на Волгу-матушку

С нежностью глядят.

Я хожу по берегу, вижу корабли,

Но они от берега ой как далеки!

Волга, Волга-матушка,

Русская река, города на Волге –

Родина моя!

Какие города есть на Волге?

Рассказ учеников о Саратове, Волгограде, Ярославле, Нижнем Новгороде.

7-й ученик. Миллионы волжан живут в этих городах, учатся, трудятся во славу нашей России.

Но во всех этих образах Волга удивительна, щедра и трудолюбива, богата и народными промыслами.

Следующую страничку нашего устного журнала, которая называется «Народные промыслы Поволжья» освещает школьный библиотекарь.

3-я страничка: Народные промыслы Поволжья

Педагог:

Пожалуй, нет в России другого района, где бы народное искусство во всем многообразии его форм было бы представлено так широко и полнокровно, как здесь. Внимательно всмотреться в народное искусство Поволжья - значит познакомиться с богатейшей энциклопедией национального творческого гения.

Большинство жителей Поволжья с давних времен слыли искусными ремесленниками, особенно славились мастера по дереву - резчики, плотники, столяры. В народе даже говорили, что «лес заволжанина кормит». Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все. Но не только дерево в своей работе использовали умельцы.

Набор материалов, традиционно используемых в народном искусстве Поволжья, поразительно богат: дерево и керамика, металл и лаки, камень и ткани. А масштабы применения этих материалов — необозримы. Рядом с крестьянином-резчиком, украшающим свой дом фантастически затейливой резьбой, - городищенский мастер, переносящий те же приемы на доски. Рядом со сверкающими яркими красками изделиями хохломских живописцев - тонкие, предельно изящные палехские миниатюры.

Роспись по дереву относится к наиболее ярким проявлениям народного творчества. Во всем мире известны центры русской народной живописи Поволжья. Признание любителей народного искусства приобрели золотые травы хохломской росписи, сюжетная роспись Городца, лаковые миниатюры Палеха и, конечно же, наши знаменитые матрешки из города Семенова.

Давайте вспомним, ребята, как называется живопись, о которой мы говорили в прошлом году. Вот ее изделия. (Показывает изделия из Хохломы.) Верно, Хохлома. А теперь посмотрите на эти вещи. Эта роспись сильно отличается от хохломской, в первую очередь, своей сюжетностью. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития, плотников на строительстве дома и т. д. И эта роспись называется городецкой. В наши дни, хоть и расписываются другие изделия, технология росписи осталась такой же, как и много лет тому назад, и те же образы и мотивы присутствуют в их работах. Современные художники расписывают декоративные панно, шкатулки, разнообразные комплекты для кухни: шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы, солонки, детскую мебель и игрушки. И люди, как и раньше, с удовольствием покупают изделия Городецких мастеров и украшают ими свой дом.

А вот еще один вид народного искусства, зародившийся в Поволжье, - Палех. Волшебное искусство палешан возникло на основе древнерусской живописи. Сверкающие, как драгоценные камни, изделия из черного лака нельзя спутать ни с чем. Палехская миниатюра отличается разнообразием сюжетов на фольклорные, исторические, литературные и современные темы.

А это кто к вам в гости пришел? Ваша старая знакомая тетушка Матрешка.

У тетушки Матрешки

Дом большой, хороший.

В этом доме пять дверей,

Пять светлиц для дочерей.

В каждой светлице

Сидит по девице.

И приехали к нам эти матрешки из города Семенова Ивановской области. Узнали? Ну, конечно, узнали, ведь в прошлом году мы с ними очень подружились. Правда, ребята?

О народных промыслах, о народном искусстве, о народной культуре Поволжья можно говорить бесконечно, так как эта культура необычайно многолика. А традиции ее живут и развиваются и поныне. Некогда предназначенные только для себя, «для домашнего употребления», произведения народного творчества сегодня вышли на широкий простор, породили обширные, разветвленные промыслы, завоевали мировое признание.

Подлинная красота не знает старения, она созвучна любой эпохе...

4-я страничка: Экологическая

Сценка

Рыболов сидит на берегу, ловит удочкой рыбу, напевает.

Рыболов.

Я сижу на берегу,

Удочку кидаю,

Может быть, мне повезло:

Рыбку я поймаю.

Тихо плещется вода,

В ней луна полощется,

Рыбка, ты плыви сюда,

Очень кушать хочется.

Рыболов поймал рыбу-мутанта. На лице - испуг.

Рыболов. Вот это да! Ничего себе, ушица клюнула! Ты кто?

Рыба. Я-то? Раньше рыбой называлась, голавль я! А теперь мутантом кличут!

Рыболов. Ой! Да ты еще и говорить можешь!

Рыба. Да я теперь много чего могу, только есть меня нельзя! Ты, я вижу, хотел ушицы отведать? Эта ушица могла бы стать твоей последней. Поел бы ушицы, да на утро и не проснулся бы.

Рыболов. Вот тебе и на! Ну и страху ты на меня нагнала! Что же это с тобой стряслось, рыбонька? Кто же это тебя так изуродовал, голавлюшка?

Рыба. Вопрос твой скоро сказывается, да ответ мой долог будет, пойдем, человече. Я тебе кое-что покажу да кое-что расскажу!

Рыболов. Куда это мы пойдем? В речку, что ли?

Рыба. Да, в речку.

Рыболов. Ты что же - добровольно утонуть предлагаешь?

Рыба. Нет, не утонуть. Я на прием тебя зову к водяному. Последним таким гостем у нас Садко был, да с тех пор воды столько утекло. Ну, в общем, чистая вода так почти вся утекла, другая теперь течет. Эту новую теперь и водой-то назвать страшно. Это не вода, а целая таблица Менделеева. Ну, пойдем, авось жить останешься.

Рыболов. Ладно, пойдем, голавлюшка. Вижу я, здесь дело хитрое наклевывается.

Рыболов с рыбой уходят.

Педагог. Да, ребята, слушая эту сценку, есть над чем задуматься, какой у нее конец - судить вам.

А мы продолжаем нашу экологическую страничку.

8-й ученик. Земля - всего лишь малая частица Вселенной, но только на ней одной есть жизнь. Все мы любим лес с грибами и ягодами, с цветами и птичьими трелями. Любим речку, особенно в летнюю пору, когда можно окунуться или ранним утром посидеть на ее берегу с удочкой. Любим луг, такой пестрый от множества цветов, над которым неспешно летают и гудят пчелы, бабочки, стрекозы.

Все это мы любим и хотим, чтобы окружающая нас природа была красивой, богатой, радостной. Но ни лес, ни озера, ни луга, ни реки не могут сами позаботиться о себе. А человек все безжалостнее с каждым годом истребляет природу, и виноваты здесь не только заводы и фабрики, которые отравляют своими выбросами воздух и реку, но и мы с вами, ребята, тоже. Ведь очень часто мы, не задумываясь, можем раздавить букашку, сломать молодое деревце, нарвать домой целую охапку цветов.

Уже сейчас многие звери и птицы, растения и насекомые занесены в Красную книгу: книгу редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Ее обложка красного цвета - сигнал тревоги, опасности. В Красную книгу внесены те растения и животные, которых на земле очень мало, их надо охранять и оберегать. И сейчас мы хотим познакомить вас с некоторыми из них.

Демонстрация слайдов.

В Красную книгу внесены и взяты под охрану практически все цветы, которые встречаются в нашей области. Бархатистые грациозные ирисы, дикие пионы, гладиолусы и многие другие нуждаются в нашей защите. Берегите их! А если хотите собрать букеты из душистых ландышей, нежных колокольчиков - вырастите цветы сами. Почти у всех цветов есть садовые двойники. А вот кувшинка белая растет только в водоемах, это очень древнее и красивое растение, свое название кувшинка получила по форме плодов, напоминающих кувшин с широким горлом. Вместе с кувшинкой в Красную книгу попал и камыш, в честь которого назван город. К сожалению, мы не всегда понимаем, что к природе надо относиться бережно и мудро. Чтобы земля не превратилась в пустыню, человек должен изменить свое отношение к природе, стать ее другом. С чего же начать обращение к учащимся?

С самого простого. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев, не увозите с прогулок охапки цветов, берегите птиц, не разоряйте гнезда и муравейники. А природа отплатит вам своей красотой и богатством.

Мы перевернули последнюю страничку нашей книжки.

Что мы узнали нового сегодня, что расскажем родителям, придя домой?