ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Решетникова Ирина Михайловна

Воспитание человека начинается с младенческого возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить. Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsionnye_semeynye_tsennosti.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376

ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

Решетникова Ирина Михайловна, ГБОУ «СКОШИ №2», учитель начальных классов, ir.reschetnikowa@mail.ru

Аннотация. Воспитание человека начинается с младенческого возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить. Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество.

Ключевые слова. Воспитание, семья,  традиции, патриотизм.

Будучи первичным институтом воспитания и становления человека, семья передаёт подрастающему ребёнку не только знания, но и формирует его мировоззрение и миропонимание таким образом, чтобы всякий человек, став взрослым, чувствовал ответственность не только за себя, но и за жизни окружающих его людей. Именно в семье мы учимся заботиться о ближних, доверять, любить, правильно выражать свои чувства и эмоции, быть справедливыми и честными, жить в коллективе и ставить интересы общества выше интересов отдельной личности.

Если человека не научить уважать родителей, ему просто невозможно привить любовь к Родине. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — с мамы, с папы,  с семьи, с родного дома, улицы, где он живет, школы, в которой он учится.

Наши педагоги воспитывая обучающихся всегда опираются на семью как основу общества. На родительских собраниях стараемся донести до родителей, что все хорошее и плохое закладывается в человеке с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим.

Нужно не забывать о том, что сейчас приводят в школу детей родители, которые росли и воспитывались в 90-е годы, отмеченные в нашей истории такими явлениями как свобода, независимость, вседозволенность, неуважительное отношение к взрослым и их мнению. Поэтому педагогам приходится воспитывать не только учащихся, но и родителей, объяснять им, что воспитывать детей, прививать им правила нужно с самого раннего возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить.

Формы семейных традиций могут быть совершенно разными:

  • Совместные чаепития с тортом, сладостями, вкусной домашней выпечкой. Полезно один или несколько раз в месяц собираться за одним столом всем большим кругом близких. В уютной обстановке можно приятно обсудить повседневные дела, интересные новости, сообщить о достижениях членов семьи. Эта традиция  способствует развитию таких ценностей, как уважение к старшим, любви и доброты.
  • Совместный вечерний досуг – настольные игры, такие как домино, лото или мафия, партия в шашки.
  • Здоровый образ жизни тоже может стать традицией. Каждые выходные, в зависимости от времени года, можно выезжать в парк покататься на велосипедах, роликах, коньках, санках. Детям это приносит огромное удовольствие и массу впечатлений. Совместные путешествия. Это не обязательно должна быть поездка на море. Многим нравится выезжать в лес, к реке, с палатками, котелками, спать в спальных мешках, ловить рыбу, готовить уху на костре, петь вечером песни под гитару. Для детей это необыкновенное приключение, а родителям такой отдых позволит отвлечься от повседневных будней, освежить свои чувства и просто насладиться природой.

Но эти перечисленные традиции все связаны с отдыхом. Для того, чтобы ребёнок с ОВЗ социализировался, нужно чтобы родители вовлекали  ребёнка в совместную трудовую деятельность.  Вот как описывает одна наша родительница генеральную уборку в доме. Этот день становится особенным уже с раннего утра. Вся семья собирается вместе, сплоченная общим делом. Каждый  знает свою роль и ответственность в этом общем деле. С малых лет нас учили не только чистоте и порядку, но и ценить и поддерживать семейные традиции.

Все больший интерес вызывает изучение прошлого, истории предков – как они выглядели, жили, кем были, чем занимались, откуда вообще пошел род, кто его основатель. Можно сказать, что это становится модным. Если в ещё несколько лет назад я предлагала родителям создать вместе с детьми своё родословное древо, то из класса отзывались  на такую просьбу одна, изредка 2 семьи. В этом году больше половины учеников нашего класса создали со своими родителями родословное древо.

Люди поняли значимость своей личной истории,  стали больше интересоваться прошлым своего рода, происхождением и этимологией своей фамилии. Во многих домах и квартирах можно увидеть большие фотопортреты своих родственников. Возродился интерес к забытому обычаю – составлению альбома.

Члены семьи выбирают фотографии, которые изображают самые значимые для них события и эмоции – свадьба, рождение детей, их первые шаги и достижения, празднования важных дат. Желательно привлекать к созданию альбома детей – придумывать интересные подписи и комментарии к каждой фотографии, выбирать понравившееся фото.

Создание семьи. и воспитание ценностей – тяжелая задача. Она требует большой самоотдачи и кропотливого многолетнего труда. Именно в браке закладываются такие качества, как верность своим идеалам, друзьям и родственникам, преданность своему отечеству, любовь и вера, доброта и щедрость, ответственность и взаимопомощь, уважительное отношение не только к старшим, но и ко всем окружающим. Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество. Они проявляются в поведении человека в садике, школе, институте, на работе и в общественном месте. Родовые ценности формируют культуру человека, делают общество более гуманным.

Список литературы

  1. Прохорова, О.Г. Семьеведение : словарь-справочник: учебное пособие для студентов вузов/ Авт.-сост.: О.Г.Прохорова, В.А.Румянцев. – М.: АНО «СПО «СОТИС», 2016. – 292 с.
  2. Патрушева, И.Н. Роль семьи в формировании духовно – нравственной личности /И.Н.Патрушева //Теория и практика образования в современном мире: материалы IV международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – СПб, 2014. – 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ТРАДИЦИОННЫЕСЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1–2 классов по теме «ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕдля обучающихся 1–2 классов по теме«ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»                          ...

Рабочие листы «Разговоры о важном» на 27 февраля «Традиционные семейные ценности» для 1, 2, 3, 4 классов.

РАБОЧИЙ ЛИСТ ДЛЯ 3-4 КЛАССОВ МОЖНО СКАЧАТЬ ОТДЕЛЬНО!Коллеги, напоминаю:1. Мои рабочие листы не являются обязательными. Это значит, что именно вы выбираете то, что необходимо вашим ученикам. В Инт...

Рабочие листы «Разговоры о важном» на 27 февраля «Традиционные семейные ценности» для 1, 2, 3, 4 классов.

Рабочий лист для 1-2 классов можно скачать отдельно!Коллеги, напоминаю:1. Мои рабочие листы не являются обязательными. Это значит, что именно вы выбираете то, что необходимо вашим ученикам. В Инт...

ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

Цель занятия: воспитывать у обучающихся уважение к семейным ценностям и традициям, способствовать пониманию необходимости выстраивать взаимоотношения в семье на основе любви, взаимоуважения и взаимопо...

Разговоры о важном. ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1–2 классов по теме «ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ» 27.02.23

Цель занятия: воспитывать у обучающихся уважение к семейным ценностям и традициям, способствовать пониманию необходимости выстраивать взаимоотношения в семье на основе любви, взаимоуважения и взаимопо...

Разговоры о важном " Традиционные семейные ценности" 5 коррекционный класс

Разговоры о важном " Традиционные семейные ценности" 5 коррекционный класс...