Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению клуба "Ямал глазами детей"
рабочая программа

Лакпаева Наталья Анатольевна

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса  "Ямал глазами детей" разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yamal_glazami_detey.docx69.06 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

клуба «Ямал глазами детей»

(1-4 классы)

                                                                                                                 

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа "Ямал глазами детей" духовно-нравственного направления предназначена для обучающихся начальных классов (1-4 классы), составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности в соответствии с образовательным планом внеурочной деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа N 9 г. Надыма» на 2022-2023 учебный год.

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса  "Ямал глазами детей" разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.

  1. Общая характеристика предмета.

         Направлен на развитие внутреннего духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта.

Учебный предмет  "Ямал глазами детей" позволяет младшему школьнику освоить понятие Истоки родного края.

В его основу положено многовековое представление нашего народа о важнейших проявлениях духовной жизни человека, заключающихся в:

а) уме (рациональном, интеллектуальном начале в человеке);

б) воле (психическом, иррациональном начале);

в) чувствах (чувственном, эмоциональном начале),

и составляющих в совокупности душу человеческую.

1 класс

Программа составлена на основе методических рекомендаций Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере» М.: ТЦ Сфера, 2018 г.; «Культура народов Ямала»- Салехард: ЯНОИПКРО, 2017 г.; Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2012.

Количество часов на изучение программы -33 часов   из расчета 1 час   в неделю.  

2 класс

Программа составлена на основе методических рекомендаций Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере» М.: ТЦ Сфера, 2018 г.; «Культура народов Ямала»- Салехард: ЯНОИПКРО, 2017 г.; Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2012.

Количество часов на изучение программы - 34 часа   из расчета 1 час   в неделю.  

3 класс

Программа составлена на основе методических рекомендаций Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере» М.: ТЦ Сфера, 2018 г.; «Культура народов Ямала»- Салехард: ЯНОИПКРО, 2017 г.; Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2012.

 Количество часов на изучение программы -34 часа   из расчета 1 час   в неделю.  

4 класс

Программа составлена на основе методических рекомендаций Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере» М.: ТЦ Сфера, 2018 г.; «Культура народов Ямала»- Салехард: ЯНОИПКРО, 2017 г. ; Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2012.

Количество часов на изучение программы -34 часа   из расчета   час   в неделю.  

Цель программы: формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.

Задачи:

  • Приобщить детей, их семьи к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность;
  • Организовать взаимодействие детей и взрослых;
  • Создать условия для развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
  • Формировать бережное и созидательное отношение к окружающему миру;
  • Формировать способности получать значимые социокультурные результаты.

Формы и режим занятий

Программа включает в себя 135 занятий по 35 - 45 минут и рассчитана на четыре года обучения.

Занятия являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера. К активным формам обучения на занятиях по программе  "Ямал глазами детей" относятся:

  • акции;
  • трудовые дела;
  • праздники;
  • беседы;
  • конкурсы;
  • выставки;
  • экскурсии;
  • социальная проба;
  • творческие дела.
  • ресурсный круг;
  • работа в паре;
  • работа в четверке.

Занятия чередуются с посещением городского краеведческого музея.

         На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал и информационно-коммуникативные технологии.

  1. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:

  • овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;
  • приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие управленческих способностей;
  • наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;
  • развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;
  • создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.

Содержание программы кружка направлено на гуманизацию обучения и развитие индивидуальных возможностей детей младшего школьного возраста. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования.

Формирование универсальных учебных действий.

1.Личностные результаты.

Всфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей;
  • основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;
  • знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;
  • эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • установки на здоровый образ жизни;
  • чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.

        В сфере регулятивных УУД обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;
  • проявлять познавательную инициативность;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
  • различать способ и результат действия;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме.

В сферепознавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;
  •  фиксировать информацию об окружающем мире, о себе, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, обобщать;
  • устанавливать аналогии.

 В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах).

Выпускник получит возможность научиться:

  • правильно использовать коммуникативные, речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
  • учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;
  • владеть диалогической формой речи; задавать вопросы;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Оценивать объём знаний и умений детей, полученных в результате обучения по данному курсу возможно как по внешним стандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с самим собой прежним.

2. Метапредметные результаты.

        В результате освоения курса выпускники получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).

Выпускник получит возможность научиться:

  • организовывать поиск необходимой информации, сведений, фактов,
  • определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученную информацию, сопоставлять и обобщать её;
  • пересказывать текст в разной форме, составлять письменные отзывы;
  • участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;
  • осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;
  • различать государственные и духовные праздники
  • создавать иллюстрации, по содержанию прочитанного или услышанного;
  • распознавать особенности построения малых фольклорных форм;
  • узнавать государственную символику РФ и региона, достопримечательности родного края и исторических мест России;
  • используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;
  • реализовывать свой творческий потенциал;
  • узнавать и эмоционально оценивать шедевры национального искусства;
  • передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных промыслов России и своего региона;
  • адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека;
  • готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ,

  1. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности

Форма контроля:

-оценивающий тренинг;

-представление коллективного результата группы обучающихся, в рамках одного направления происходит на ключевом мероприятии: творческой презентации.

Тематическое планирование

1класс

п/п

Дата

Темы занятий

1

Я и моя семья.

2

Профессии моих родителей

3

Мой город.

4

Символика нашего города

5

Мой край родной - Ямал.

6

Географическое положение Ямала

7

Салехард – столица Ямала.

8

Символика Ямала

9

Климатические условия Севера

10

Загадка природы - северное сияние.

11

Богатства недр Ямала

12

Основные отрасли производства на Ямале.

13

Природа края.

14

Дары тундры.

15

Кто живёт в северном лесу

16

Птицы Севера.

17

Кто живёт в реке

18

Красная книга ЯНАО.

19

Зеленая аптека.

20

Жители Ямала.

21

Ненецкое жильё - чум.

22

Жизнь и быт местного населения

23

Национальная одежда ненцев

24

Праздники народов Севера

25

Праздники народов Севера

26

Национальные игрушки детей Севера

27

«Ум да разум»

28

Профессии жителей современного Ямала.

29

Жители современного Ямала (многонациональность ямальцев)

30

Викторина «Знаешь ли ты, Ямал?»

31

Сказки, игры коренных жителей Ямала

32

Экскурсия в музей истории и археологии

33

Чем славится мой родной город?

34

Экскурсия по родному городу.

Тематическое планирование

2 класс

п/п

Дата

                                    Темы занятий

1

Раздел.
Ямал - сокровищница России.

2

Мой малый край большой Отчизны-Надым!

3

История народов севера.

4

Символика Надыма. Что это такое?

5

Промышленное освоение севера.

6

Город Надым.  Мой край на карте России и карте Тюменской области.

7

Богатства недр родного края.

8

Времена года и сезонные явления севера.

9

Колесо истории города Надым.

10

Путешествие по родному городу - Надым. Экскурсия по городу.

11

Колесо истории города Надым.

12

Город на полярном круге.

13

По рыбьему следу рек и озер нашего края

14

Ямал - Ири спешит к нам в гости!

15

Знакомьтесь - ненцы.

16

Знакомьтесь - ханты.

17

Кочевой образ жизни.

18

Устройство жилища (чума).

19

Средства передвижения.

20

Роль оленя и собаки в жизни кочевника.

21

Рыбаки и рыбки.

22

Питание и одежда кочевников.

23

Национальные узоры и орнаменты.

24

Украшения из бисера - национальное украшение.

25

Особенности воспитания детей в семьях северных народов.

26

В сумочке у девочек-ненок.

27

Мальчик-ненец – будущий оленевод.

28

Легенда о вороне. Вороний день.

29

Загадки, пословицы, сказки народов Севера

30

Игры народов Ямала

31

Экскурсия в краеведческий музей.

32

Повторение пройденного за год.

33

Игра-путешествие « Что я знаю о Надыме»

34

Обобщающий урок

Тематическое планирование

3 класс

п/п

Дата

                                  Темы занятий

I. Раздел. В краю морошковом- 8 ч.

1

Край, в котором я живу.

2

Профессии Ямала.

3

Строительство железной дороги.

4

Черное «золото» Ямала.

5

Орнамент севера - культурный код коренных народов Ямала.

6

Украшения костюма и его символика.

7

Изготовление и украшение одежды из оленей шкуры.

8

Чарующий мир бисера.

II. Раздел. Фольклор и праздники народов Ямала-4 ч.

9

Фольклор северных народов.

10

Сказки народов севера.

11

Праздники тундры.

12

Легенды народов севера.

III. Раздел. Мифология северных народов-5 ч.

13

14

15

Религиозные представления и культ.

Мифология Ямала.

16

Шаманство и его роль в жизни хантов и ненцев.

17

Святые места у северных народов.

IV.Раздел. Музыка, танцы и живопись северных народов-6 ч.

18

Музыкальные инструменты коренных народов Ямала.

19

Многообразие песен у коренных народов.

20

Поэты, писатели и композиторы Ямала.

21

Стихи о Ямале.

22

Песни Ямала.

23

Восприятие мира художниками Ямала.

V. Раздел.    Знакомьтесь - тундра!-11 ч.

24

Флора и фауна Ямала.

25

Особенности животного мира Ямала.

26

Растительный мир Ямала.

27

Красота ямальской тундры.

28

Красная книга Ямала.

29

Ягоды Ямала.

30

По следам северного зверя.

31

32

Экология Ямала. Экскурсия в краеведческий музей.

33

Лекарственные травы Ямала.

34

Сохраним нашу землю. Эколого-краеведческая игра.
Праздник «Если ты узнаешь север - не забудешь никогда!»

Тематическое планирование

4 класс

п/п

Дата

                                  Темы занятий

1

Мы – надымчане. Предмет «Истоки родного края»

2

Ямало-Ненецкий Автономный округ. Салехард – столица округа. Надым на картах России, округа.

3

День рождения Надыма.

4

История основания города Надыма. Герб и флаг города.

5

Обратимся к древности. Аборигенное население Ямала – ненцы. Первые поселения самодийских племён – предков ненцев.

6

Миграция древних самодийских племён – предков ненцев.

7

О чём поведала летопись?

8

Наука с лопатой в руках.

9

Археологи изучают северный край.

10

Экскурсия в музей истории и археологии города Надыма. Тема: «История Ямала. Быт и культура коренных народов Севера»

11

Путешествие в историю города и края.

12

Достопримечательности города. Экскурсия по городу.

13

«Страницы старого альбома». Фотодокументы.

14

Имена наших улиц.

15-16

Богат талантами Ямал.

17

Творчество ямальских художников.

18

Родительский дом.

19

Родная школа

20

Я и моя семья.

21-23

Где работают наши родители?

Экскурсия на производство.

24-25

Надым – город газовиков и строителей.

Что даёт наш край стране?

26

Природа ЯНАО. Растительный и животный мир.

27

Значение природы в жизни коренного населения.

28

Реки и озёра края, города.

29-30

Ямал в годы войны. Труд ямальцев на благо победы.

31

Твои люди, Ямал!

32

Будем беречь свой родной край.

33-34

«Историко-экологическими тропами»

  1. Методическое обеспечение курса.

Методические рекомендации

Соблюдение охранительного режима при проведении занятий с учащимися будет способствовать сохранению психического здоровья учащихся. Соблюдение определенных гигиенических требований при организации занятий, т. е. занятия, проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень освещенности и размещение учащихся на занятиях. На каждом занятии необходима смена видов деятельности, проведение упражнений разной направленности, применение здоровьесберегающих технологий и т.п. Материал должен быть доступным, хорошо домысленным. Очень важно, чтобы при объяснении заданий все учащиеся правильно поняли инструкцию. Ведущий должен помогать, объяснять, направлять работу учащихся над заданиями. На занятиях важно обеспечить возможность проявиться всем учащимся, «вытаскивать» молчунов (это можно, например, делать, во время групповой дискуссии, когда каждый должен сказать хотя бы несколько слов) и в тоже время - дать ребенку возможность не говорить о себе, если он этого не хочет. Исключить какую-либо оценку высказываний учащихся с точки зрения правильности- неправильности, возможна, и то в очень ограниченных случаях и в скупой форме, оценка с точки зрения большей или меньшей информативности высказывания. Значение имеют мягкий доброжелательный тон ведущего, внимание к подростку, поощрение его малейших успехов. Во время занятий необходимо поощрять естественность, изобретательность в самовыражении, стремление к самостоятельности, независимым суждениям учащихся. Подчеркивать и хвалить выразительность мимики и речи, жестикуляцию, гибкость в поведении учащихся. Использование методов опоры на наглядность, на реальные адекватные представления. Элементарный перенос знаний и возможность применения их для решения новых аналитических задач. Для достижения эффекта занятия должны быть направлены на поддержку в младших школьниках следующих проявлений: более позитивных мыслей и чувств о самом себе и других; симпатии к себе и другим; выражения гордости собой как человеком; описания с большей точностью собственных достоинств и недостатков.

Методическое сопровождение.

 Игровая, сюжетно - ролевая формы. Словесно - наглядный метод. Технология ТРИЗ.

7. Список литературы

  1. Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2003.
  2. Фёдорова Л.В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Издательство ИПОС СО РАН,  2007 г.
  3.  Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера,   2018 г.
  4. Журавель Н. М. Краеведение Ямало – Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003 .
  5. Северные родники / Автор – составитель Л.В.Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2009.
  6. Борко Т.И., Галкин В.Т. Культура народов Ямала,2009 г
  7. П.В.Липин «Целебные свойства растений севера» - Сыктывкар, 2010 г. 
  8. «Мой северный край: разработки внеклассных мероприятий» - Салехард: ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, 2009 г. 
  9. «Безопасные советы для ямальчат. Учебное пособие на ненецком языке» - Салехард: ГОУ ДПО «ЯНОИПКРО», 2010 г. 
  10. В.Н.Гриценко «История ямальского севера» - Омское книжное издательство, 2004 
  11. «Культура народов Ямала» - Салехард: ЯНАО ИПКРО, 2017 г. 
  12. Акимушкин И.И. Мир животных - М. Издательский дом Мещерякова: 2017. 
  13. Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. Современная школа. – М.: Культура и традиции, https://search.rsl.ru/ru/record/01000652616 . 
  14. Барков А.С. Кто на севере живет. – М.: 2009. 
  15. Благосклонов К.Н. Охрана природы. Изд. 2-е, перераб.и доп. – М.: Колос, 2012. 
  16. Борейко В.Е. Экологическая этика. – М.: МНЭПУ, 2013. 
  17. Бушуев Ю.А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2010. 
  18. Воржба В. Почему? Загадки, игры в картинках для детей 6-12 лет. – М.: АСТ – Пресс, 2010 г. 
  19. Географический атлас ЯНАО –М. ДИК, 2006 г. 
  20. География Тюменской области. – Св.: 2010 г. 
  21. Дитрих А. Почемучка. Экологическая тревога. – М.: Педагогика –пресс, 2011 г. 
  22. Добринский Л.Н. Природа Ямала. – Е.: УИФ НАУКА

Использование медиаресурсов:

  • История русского быта, «Новый диск»
  • Энциклопедия православного христианина, «Новый диск»
  • Прогулки по достопримечательностям Москвы, «Новый диск»
  • Энциклопедия достопримечательностей России, «Новый диск»
  • Иллюстрированная библейская энциклопедия, «Новый диск»

Видеоматериалы:

  • «В гостях у батюшки», фильм 2, 3
  • «Сказка перед сном», фильм 2,4,6

Цифровые образовательные ресурсы:

  • Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ 
  • Сайт Единое окно доступа к образовательным ресурсам window.edu,ru/  
  • Сайт федерального центра информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru  
  • Сайт «Светоч» православная вера в презентациях http://www.svetoch-opk.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России»  для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»

Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по духовно-нравственному направлению кружок «Уроки эстетики»

Программа курса внеурочной деятельности «Уроки эстетики» (далее программа) разработана в целях обеспечения достижений требований стандарта и реализуется в рамках  духовно-нравственного направлени...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Азбука нравственности"

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Азбука нравственности» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной осно...