Экологический проект «Покормите птиц зимой»
презентация к уроку

Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический проект «Покормите птиц зимой»

 

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Вид деятельности:  проектная.

Срок реализации проекта: январь-март.

Участники проекта: учащиеся и родители 1 класса.

Тема проекта: «Покормите птиц зимой»

Цель проекта: развитие экологического воспитания школьников и формирование правильного отношения к представителям животного мира (птицам) через различные виды деятельности.

Задачи:

  • Формировать интерес к исследовательской деятельности;


  • Развивать творчество, любознательность участников проекта;
  • Расширять представление детей о зимующих перелетных птицах;


  • Познакомить детей с особенностями внешнего вида птиц, с повадками и условиями их жизни;
  • Учить детей заботиться о птицах.


Актуальность проблемы.

Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.

На сегодняшний день экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней стали залогом выживания человека на нашей планете.

Работа по экологическому образованию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами.

Выбор темы «Покормите птиц зимой» обусловлен пониманием педагога и родителей значимости цели поставленной в этом проекте. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

И мы с родителями должны создать условия для общения с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Принципы:

  • принцип учета возрастных особенностей школьников;
  • принцип опоры на интересы ребенка;


  • принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • принцип наглядности;


  • принцип системности;
  • принцип последовательности;


  • принцип сотрудничества и взаимоуважения,
  • интеграционный принцип.


Этапы и содержание проекта

Подготовительный этап  (организационный)

  • Выявить уровень знаний детей о птицах.
  • Создать мотивационную основу для активного участия детей и родителей в проекте.


Основной этап (практический)

  • Реализовать в работе с детьми комплекс мероприятий, направленный на развитие познавательных способностей и поисковую активность детей.
  • Создать единый детско-взрослый коллектив.


Заключительный этап (итоговый)

  • Викторина “Что мы знаем о птицах”. Цель: закрепить полученные знания о птицах.
  • Вечер поэзии на тему «Покормите птиц зимой». Цель: воспитать в детях любовь и трепетное отношение к окружающей природе, животным и птицам.


  • Познакомить родителей с результатами работы по проекту «Покормите птиц зимой».
  • Презентация проекта   в сети Интернет


Ожидаемые результаты проектной деятельности:

Успешное освоение детьми материалов, пройденной темы, создание стойкого интереса к проектной деятельности.

Приложение:

  • Перспективный план образовательного процесса
  • Конспекты, сценарии мероприятий


  • Практический материал: игровое оборудование, дидактический демонстрационный и раздаточный материал, картотеки игр, стихов, иллюстративный материал.

 

Приложение № 1 к проекту «Покормите птиц зимой»

 

Перспективный план образовательной деятельности

  • Рассматривание книг, иллюстраций


  • Рисование на тему «Моя любимая птичка»
  • Чтение стихов про птиц


  • Аппликация «Сказочная птица»
  • Загадывание загадок о птицах.


  • Подвижные игры «Птички в гнёздышке», «Вороны и собачка», «Птички и кошка», «Воробушки и автомобиль».


  • Чтение пословиц и поговорок.
  • Чтение народных примет о птицах.


  • Рассказ воспитателя о пользе птиц.
  • Лепка из соленого теста «Снегири».


  • Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей».


  • Изготовление с детьми стенгазеты «Считалка для ворон».


  • Занятие с просмотром фильма на интерактивной доске.
  • Экспериментальная деятельность с перьями птиц.


  • Викторина «Что мы знаем о птицах».
  • Вечер поэзии «Птицы-наши друзья»


 

Приложение №2 к проекту «Покормите птиц зимой»

 

Подвижная игра «Птицы в гнезда летят»

Дети изображают птиц. Воспитатель называет птиц и животных. Если они слышат названия птиц (например слова: совы в гнезда летят, бегут и занимают «гнезда». Если названия не птиц. (например: щуки в гнезда летят) – стоят на месте.

Да вы не только наблюдательны, но и очень внимательны. Молодцы справились.

Хотите еще поиграть? Тогда я предлагаю вам такую игру.

Дети надевают маски ворон.

 

Подвижная игра «Вороны»

Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который на распев говорит воспитатель. Слова

«кар-кар-кар» произносят все дети.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны: «КАР-КАР-КАР» (ГРОМКО)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали. «КАР-КАР-КАР»

(ГРОМКО)

(ДЕТИ БЕГАЮТ ПО КОМНАТЕ, РАЗМАХИВАЮТ РУКАМИ КАК КРЫЛЬЯМИ)

Только к ночи умолкают.

И все вместе засыпают : «КАР-КАР-КАР» (ТИХО)

(САДЯТСЯ НА КОРТОЧКИ, РУКИ ПОД ЩЕКУ – ЗАСЫПАЮТ)

— Ребята, а вы не забыли о какой помощи просила ворона нас? А как вы думаете, что можно сделать, чтоб помочь ей? Чтоб у птички появилось много друзей- воронят?

— В любое время года мы радуемся яркой стайке птичек. Вот и мы с вами сегодня устроим веселый птичий переполох у себя в группе – сделаем вот таких ворон. Хотите? ну тогда приступим

Не забывайте «Правила 5 пальчиков»

Можно:

правая рука:

1-й пальчик — задумываем, что будем делать,

2-й пальчик — какой материал нам нужен,

3-й пальчик — делаем, стараемся,

4-й пальчик — обязательно поднимем руку, когда нужна помощь, поможем товарищу, если просит,

5-й пальчик – уберем за собой рабочее место.

Нельзя:

левая рука:

1-й пальчик – выкрикивать,

2-й пальчик – перебивать воспитателя и товарища,

3-й пальчик – вставать без дела,

4-й пальчик – неправильно сидеть (осанка)

5-й пальчик – обижать друга-товарища.

Приступаем к работе.

У нас есть готовые заготовки : 2 детали – туловище, 2 детали – крылья, 1 деталь – клюв, 1 деталь — хохолок, 4 детали – лапки, 1 веревочка, 2 глазика.

Берем туловище одну деталь и к ней приклеиваем сначала крылышки и хохолок. А потом веревочку — ножки. Заклеиваем заднюю сторону бумагой.

На лицевую сторону приклеиваем глазки и клювик. Закручиваем крылышки и хохолок.

 

Зарядка для глаз «Птички»

Представьте, что на указательный пальчик вам села птичка, понаблюдайте за ней:

Птичка вправо полетела,

Птичка влево полетела,

Полетела птичка вниз,

Ой, смотри – не ушибись!

Взмыла птичка за версту,

И уселась на носу!

Вот что у нас получилось:

Какие вы молодцы. Старались все. Давайте немного разомнемся.

Физкультминутка «деревья и птицы»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Руки подняли и помахали —

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сгибает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут – покажем:

Крылья сложили назад.

Мы очень устали, пока гуляли по лесу. Давайте немного отдохнем перед дорогой домой.

Птицы – наши друзья

Ход игры:

Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вы тянете к нему руки, ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно. По одному пальчику сложите на ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим дыханием. прижмите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони, чтобы птенец взлетел. Улыбнитесь ему, не грустите, он еще вернется к нам.

Ребята мы с вами помогли вороне найти друзей. И теперь мы можем возвращаться в детский сад.

А наши веселые вороны полетят к вам домой. На этом наша прогулка в лес завершается. Пора возвращаться в группу.

Звучит музыка, и дети вместе с воспитателем возвращаются из леса.

Вот мы и вернулись из леса.

Итог:

— Ребята, а вам понравилась прогулка в лес?

— Кому мы смогли помочь в лесу?

-Давайте будем беречь природу. Заботится о птицах. Пусть нас с вами всегда радует солнышко.

Звучит музыка «пение птиц».

 

 

Подвижные игры

 

Воробушки и автомобиль.

Цель: Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.

Описание: Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или коны. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Полетели, воробушки, на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками-крылышками.

По сигналу воспитателя «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки! » автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.

 «Птички и кошка»

Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.

Ход игры: В большом кругу сидит «кошка», за кругом — «птички». «Кошка» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить «птиц», а они убегают за круг. Пойманных «птичек» «кошка» отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.

«Ворона и собачка»

Цели: учить подражать движениям и голосам птиц; двигаться, не мешая друг другу. Материал: большая пушистая собака, эмблемы с изображением ворон.

Ход игры

Воспитатель произносит:

Возле елочки зеленой

Скачут, каркают вороны: «Кар! Кар! Кар!»

Дети прыгают, изображая ворон, издают каркающие звуки.

Педагог подходит к «воронам», берет в руки игрушечную собачку и говорит:

Тут собачка прибежала И ворон всех разогнала: «Ав! Ав! Ав!»

«Вороны» разбегаются в разные стороны.

Игра по желанию детей повторяется 2-3 раза.

Птички в гнёздышках

Цель игры: обучение основным видам движения, развивает дисциплинированность и внимательность.

На игровой площадке раскладываются обручи или рисуются круги диаметром 50—60 см по числу участников игры. Это гнездышки для птичек. В каждое из них становится ребёнок-«птичка». Воспитатель говорит: «Солнышко светит. Птички вылетели из гнезда».

После этих слов «птички» выпрыгивают из своего гнезда и разлетаются по игровой площадке, машут руками-«крылышками», переходя с ходьбы на бег и обратно.

Воспитатель подает другой сигнал: «Вечер наступает… Птички летят домой!..»

После этих слов «птички» спешат занять свободное или только свое гнездо (зависит от условий игры).

Правила игры: выпрыгивать и впрыгивать в гнездышко только на двух ногах. Во время «полета» по игровой площадке не сталкиваться друг с другом. При занятии свободных гнездышек не толкаться, не ссориться, не применять силу, выталкивая другую птичку.

Воспитатель отмечает детей, первыми вернувшихся в гнездышки, детей, кто лучше «вылетал» и возвращался в гнездышко, кто лучше «летал» по площадке, не забыв похвалить всех детей, создав положительные эмоции.

Игровая гимнастика Е. Железновой «Воробушки»

 

  • Идем на улицу.


  • А сейчас мы пойдем свами на улицу посмотреть на воробушков, идем по кругу друг за другом.

раз-два, раз-два, раз-два, раз-два.

  • Воробушки машут крылышками.


Воробушки машут крылышками и прыгают. Сперва покажем, как воробушки машут крылышками — руки разведем с стороны и поднимем, опускаем руки вниз скрещиваем их перед собой, а потом поднимаем в стороны и вверх, колени легка сгибаются затем воробушки прыгают, подпрыгиваем не высоко, машем руками.

Скрестили, подняли, раз-два, раз-два,  прыгаем.  Скрестили, подняли, раз-два, прыгаем

  • Воробушки клюют, воробушки проголодались. Давайте поклюем крошки. Кулачки сожмем, указательные пальцы вытянем как клювики. Будем приседать и два раза стучать по полу, раз-два, затем вставать и два раза стучать по ножкам, раз-два. Приготовились, сели раз-два встали, раз-два сели, раз -два встали, раз-два, раз-два.
  • Котята


А вот на прогулку вышли котята, они хотят подкрасться к воробушкам поближе. Котята делают 6 шажочков и останавливаются. Смотрят,  не улетели ли еще воробушки.  Ходим, ходим, ходим стоп, ходим, ходим, ходим стоп .

  • Воробушки полетели

Увидели воробушки котят и улетели. Руки подняли в стороны, бежим легко .

  • Идем домой.


Пора и домой возвращаться. Идем друг за другом, ноги высоко поднимаем, хорошо работаем руками: раз-два, раз-два, раз-два, раз-два

 

Приложение № 4 к проекту «Покормите птиц зимой»

 

Картотека стихов о птицах

* * *

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

Автор: Т. Зайцева

* * *

Снегирь сидит на ветке

В розовой жилетке,

А дятел в ярко-красной

Шапочке атласной.

Вдали мелькают сойки —

Синие ковбойки.

Автор: М. Пляцковский

* * *

К нам с ветрами прилетели

Стайки ярких свиристелей.

Прилетели свиристели,

Песню севера запели.

Автор: Г. Ладонщиков

* * *

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари.

Эти красные фонарики

Засветили снегири.

Автор: Л. Татьяничева

* * *

Жаворонок полевой,

Нет певца чудесней!

В чистом поле — домик твой.

В ясном небе — песня.

Автор: В. Берестов

* * *

Воробушки

О чем поют воробушки

В последний день зимы?

— Мы выжили!

— Мы выжили!

— Мы живы, живы мы!

Автор: В. Берестов

* * *

Зяблик согрелся

Зяблик: — Пинь! Пинь! Пинь!

Шубу скинь! Скинь! Скинь! —

Зяблик распелся —

Зяблик согрелся!

Автор: Э. Мошковская

* * *

Кругом —

снег.

А на горке — нет!

Увидали грачи.

Каждый кричит,

Как матрос с корабля:

— Земля!

Автор: Э. Мошковская

* * *

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки — на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень.

Автор: А. Барто

Воробей

Воробей по лужице

Прыгает и кружится.

Перышки взъерошил он,

Хвостик распушил.

Погода хорошая!

Чил-чив-чил!

Автор: А. Барто

* * *

Прилетай же!

Милый скворушка-скворец,

Прилетай же, наконец!

Для тебя я дом построил —

Не скворечник, а дворец!

Автор: М. Карим

* * *

Ласточка

Ласточка

Сизокрылая

Под моим окном

Свила гнездышко —

И поет себе,

Заливается,

Весну красную

Прославляючи…

Автор: С. Дрожжин

* * *

Чик-чирик!

Теплом уж веет. И порой

Из сада слышен шумный крик.

То там воробушки толпой

Кричат на ветках: «Чик-чирик!»

Довольны птички, что из туч

Им солнце выглянет на миг;

Они встречают этот луч

Веселым криком: чик-чирик!

Тот луч им шепчет, что земля

Вся скоро станет как цветник,

Утонут в зелени поля…

И громче слышно: чик-чирик!

Автор: И. Косяков

* * *

Воробушек качаться захотел

Наш воробушек качаться

захотел,

В гости к тоненькой былинке

прилетел,

Сел на самую вершинку —

цинь-цвиринь:

«Покачай меня, былиночка,

подкинь!..»

Колыхается былинка на ветру.

Ой, как солнце ярко светит

поутру!

Ой, как весело, когда на свете

май!

Ты воробушка, былинка,

покачай!

Автор: М. Познанская

* * *

Скворцы прилетели

Ждет гостей высокий клен —

Дом на ветке укреплен.

Краской выкрашена крыша,

Есть крылечко для певцов…

В синем небе щебет слышен —

К нам летит семья скворцов.

Мы сегодня встали рано,

Ждали птиц еще вчера.

Ходит по двору охрана,

Гонит кошек со двора.

Мы скворцам руками машем,

Барабаним и поем:

— Поживите в доме нашем!

Хорошо вам будет в нем!

Стали птицы приближаться,

Долетели до двора,

Не смогли мы удержаться,

Хором крикнули: — Ура!

Удивительное дело:

Все семейство улетело!

Автор: А. Барто

Картотека загадок о птицах

На шесте — дворец,

Во дворце — певец.

(Скворец)

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться —

Два могучие крыла

У хозяина … (орла)

И петь не поет,

И летать не летает…

За что же тогда

Его птицей считают?

(Страус)

Кто на елке, на суку

Счет ведет: «ку-ку, ку-ку?»

(Кукушка)

Черный, проворный,

Кричит «крак» —

Червякам враг.

(Грач)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(Грач)

Кто так заливисто поет

О том, что солнышко встает?

(Петушок)

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встает,

Голосисто поет.

(Петух)

В своей короне красной

Он ходит, как король.

Его ты ежечасно

Выслушивать изволь:

— Я тут! Я начеку-у-у!

Я всех вас допеку-у-у!

Уснули дети. Свет потух.

Молчи, горластенький …

(петух)

Раньше всех встает,

«Ку-ка-ре-ку!» поет.

(Петушок)

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу.

(Петух)

Он носом в землю постучит,

Взмахнет крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный.

(Петух)

Не ездок, а со шпорами,

Не будильник, а всех будит.

(Петух)

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами.

(Петух)

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

(Петух)

Беленькие перышки,

Красный гребешок.

Кто это на колышке?

(Петя-петушок)

Он в мундире ярком.

Шпоры для красы.

Днем он — забияка,

Поутpy — часы.

(Петух)

На голове гребень,

На хвосте серп.

(Петух)

Явился в желтой шубке:

— Прощайте, две скорлупки!

(Цыпленок)

Картотека пословиц и поговорок о птицах

 

 

  • Видно птицу по полету.
  • Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.


  • Старого воробья на мякине не проведешь.
  • Лучше синица в руке, чем журавль в небе.


  • Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.
  • Поменяли кукушку на ястреба.


  • Всякая ворона свой зобок набивает.
  • Воля птичке дороже золотой клетки.


  • Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
  • Лес без птиц и птицы без леса не живут.


  • Знает птица, что без Родины не годится.
  • Всякая птица своим пером гордится.


  • Всякая птица по-своему поет.
  • Всякая птица своим клювом сыта.


  • У каждой пташки — свои замашки.
  • Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.


  • Вороне соколом не быть.
  • Вороненку гнездо — родимая хата.


  • Мала синичка, да коготок остер.
  • Немного синица ест, пьет, да весело живет.


  • Сорока без причины не стрекочет.
  • Сорока весть на хвосте принесла.


  • Пируют в ночи совы да сычи.
  • Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.


  • Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.
  • Соловей берет пением, а человек — умением.


  • Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
  • Кукушка кукует, по дому горюет.


  • Лебедь по поднебесью, мотылек над землей — всякому свой путь.
  • Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку.


  • Грудь лебединая, походка павлинья.
  • Журавль прилетел и тепло принес.


  • Журавль высоко летает, а от реки не отлетает.

 

Картотека народных примет

  • Птица залетела в дом через открытое окно и вылетела – по примете придет послание; или в доме кто-то умрет.


  • Аист совьет гнездо на трубе дома- хозяина ожидает богатая жизнь и счастье.
  • Птица влетела в каминную трубу — в доме кто-то умрет.


  • Ворон, каркающий над домом, предвещает болезнь кому-нибудь из домашних.
  • Птица села на окно (подоконник) — примета сулит небольшие материальные траты.


  • Дятел долбит крышу дома – быть беде.
  • Если птица в клетке умрет в утро свадьбы – примета предвещает несчастный брак, супруги в конце концов разойдутся.


  • Если аист удаляется прежде времени от какого-нибудь места – предзнаменует этому месту несчастье.
  • Птица парит над домом или летает вокруг — кто-то сильно заболеет.


  • Если ворона летает над домом и каркает троекратно, в доме кто-то умрет
  • Птица парит — берегитесь предательства, особенно если птица хищная.


  • Если ласточка построит гнездо, а потом его покинет – это предвещает беду.
  • Птицы неожиданно меняют направление полета — к наблюдателю приближается опасность.


  • Если петух важно ходит у дверей и кричит, жди в гости незнакомца.
  • Птицы летят на вас – к удаче. Птицы летят от вас — дурной знак.


  • Сова близ дома кричит – к новорожденному.
  • Увидеть летящих птиц перед началом пути — успех, если они летят вправо; неудача, если они летят влево.


  • Сорока скачет на доме больного — к его выздоровлению. Если возле окна сидит сорока – скоро будут гости, а если в доме есть больной – он скоро выздоровеет.
  • Увидеть летящего аиста — к встрече с приятным вам человеком, приезду долгожданного гостя


  • Помет птицы попал на вас — примета считается благоприятной, возможны материальные улучшения.
  • Три чайки, одновременно пролетающие над головой, – предупреждение о смерти.


  • Если человек увидел в небе жаворонка — это предвещает неожиданную и приятную встречу или получение добрых вестей.
  • Увидеть белую птицу — примета к несчастью. Увидеть мертвую птицу — примета к несчастью.


  • Галки и вороны, сидящие с криком перед домом, особенно утром – к худу; на крыше дома – в этом доме будет свадьба.
  • Услышать крик певчей птицы в полете — примета к удаче.


 



Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ.

Тема урока: «Покормите птиц зимой».

Цели:

научить изготавливать экокормушки для птиц.

Задачи:

  • учить работать по алгоритму;
  • развивать точность выполнения изделия, аккуратность;
  • воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к родной природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

-выполнять изделие «экокормушка»;

-оформлять композицию с изготовленным изделием.

Метапредметные:

Личностные: формировать способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы такие,как забота о живых существах, любви, трудолюбии, самостоятельности и инициативы.

Регулятивные: учить планировать свои действия, оценивать результаты работы, организовывать самопроверку.

Познавательные: учить работать с дополнительной литературой, использовать приобретенные знания в практической деятельности;

Коммуникативные: учить выстраивать коммуникации при работе в группе, формулировать высказывания.

Оборудование: компьютер, компьютерная презентация к уроку, раздаточный материал для работы, технологическая карта (алгоритм),на доске- работы учащихся о птицах.

Ход урока.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Орг. момент

План урока

Контрольный вопрос

1 этап урока- «Я-исследователь».

Физминутка.

Закрепление

А)вступление

Б)практич.работа

3 этап-подведение итогов работы

-Сегодня у нас много гостей. Мы должны быть радушными хозяевами и поприветствовать всех улыбкой.

-А теперь улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов.

-Ребята, послушайте стихотворение и скажите,о чем будет сегодняшний урок?

Н. Грибачев.

Ну, морозы, ну, морозы.

Нос наружу — ой-ой-ой!

Даже белые березы

В серой корке ледяной.

Даже белки-непоседки

В ожидании тепла

Не снуют на ветку с ветки,

Не вылазят из дупла.

И голодная синица

Тихо плачет у окна:

«Негде греться и кормиться,

Ни козявки, ни зерна.

День дымит морозной далью,

Ночи стылы и темны,

Замерзаю, голодаю.

Не дожить мне до весны!»

— Ребята, как вы думаете, что опаснее для птиц мороз или голод? Кто же сможет помочь голодающим птицам?

Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!

— Послушайте продолжение стихотворения.

И сказал Сережа: «Ладно!

Потерпи недолгий срок…»

И достал он из чулана

Длинный гвоздь и молоток.

Похрустев по снежной корке,

Где петлял следами лис,

Закрепил у старой елки

На пеньке фанерный лист.

А на лист — зерна.

А на лист — пшена.

Конопли две горсти —

Собирайтесь, гости!

Что сделал Сережа для спасения птиц от голода?

А чем мы можем помочь? Кто уже догадался, что мы будем сегодня делать на уроке?

Совершенно верно, но сначала нам нужно узнать, для каких птиц мы можем сделать кормушки, как правильно это сделать и чем можно кормить птиц!

(слайд 1).

-Как вы думаете каким будет урок?

-Какими качествами должны обладать учащиеся, чтобы урок был интересным?

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда-то дождались мы

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет

Серебром окутан весь.

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

-Для начала давайте назовём птиц, зимующих в наших краях, которых вы знаете. ( слайд 2)

-Где и когда мы можем встретить всех этих птиц?

-Какие из этих птиц живут в нашей местности круглый год?

-Как называются эти птицы?

- А кто к нам прилетает из северных мест?

-Как называются эти птицы?

- Ребята, а почему некоторые птицы улетают от нас на юг?

-Существует много информации о разных зимующих птицах, но сегодня я хотела бы,чтобы мы остановились на четырех птичках и послушали, что ребята о них узнали, потому что мы будем делать кормушки для этих птичек. Отгадайте из загадок, о ком пойдет речь.(слайд 3-6)

Повесь кормушку на опушке - 
И быстро прилетят подружки,
Звонкоголосые красотки,
И посвистуньи и трещотки,
Лесные птахи-невелички,
Лимонногрудые ... 
(Синички)

СИНИЦЫ круглый год живут в лесах, парках и садах. Зимой они собираются в стайки и перебираются к жилью человека. Когда нет насекомых, синицы едят семена деревьев и кустарников, любят хлеб и сало.

Он растрёпанный, драчливый.
Непоседливый, крикливый.
На асфальте, под окошком,
Хлеба собирает крошки.
Искупается в пыли
Или в луже на мели.
Отгадайте поскорей,
Эта птичка …
(Воробей)

ВОРОБЬИ зимой держатся поближе к человеку. В сильные морозы они забиваются в щели домов и под крыши сараев, чтобы не замёрзнуть.

На снегу сидит, блистая,
Красногрудых птичек стая.
Бросим крошек поскорей
Для красавцев - …
(Снегирей)

СНЕГИРИ прилета-ют к нам из северных лесов. Их появление всегда связано с первым снегом, отсюда и их название. За тихую песенку снегирей называют тихопевами.

Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — … . (свиристели)

СВИРИСЕЛИ. С наступлением холодов на кустах рябины появляются яркие для городского пейзажа птицы. Среди привычных воробьевворонсорок они смотрятся шумными иностранными гостями. Это свиристели. Их щебетание, прерываемое громким свистом, привлекает внимание. Кроме ягод рябины, они не прочь полакомиться угощением из кормушек в парках и садах.Основная среда обитания – хвойные, смешанные, березовые леса северных регионов Евразии и Северной Америки. В России свиристель – житель тайги, включая лесотундру. Свиристели, перелетные или нет, — вопрос противоречивый, скорее, их признают кочевыми, покидающими привычные зоны обитания в юго-западном направлении на поиски ягод и плодов.

  

Зарядка для глаз «Птички»

Представьте, что на указательный пальчик вам села птичка, понаблюдайте за ней:

Птичка вправо полетела,

Птичка влево полетела,

Полетела птичка вниз,

Ой, смотри – не ушибись!

Взмыла птичка за версту,

И уселась на носу!

Вот что у нас получилось:

Какие вы молодцы. Старались все. Давайте немного разомнемся.

Физкультминутка «деревья и птицы»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Руки подняли и помахали —

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сгибает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут – покажем:

Крылья сложили назад.

Дидактическая игра «Найди лишнюю птичку» (работа в группах)  Приложение 1

Перед вами картинки птиц, найдите лишнюю (воробей, синица, ласточка, свиристель), (свиристель, петух, снегирь, воробей). Раскрасьте только тех птиц, которые нуждаются в помощи зимой, которым нужны кормушки.

Чем можно, а чем нельзя кормить птиц.

Чем кормить птиц зимой?  Как правильно кормить птиц зимой, советуют орнитологи. Они рекомендуют составлять смесь, семьдесят пять процентов которой будет состоять из семян подсолнечника. В связи с высокой калорийностью этот продукт станет основным энергетическим источником для мелких пернатых. Семенами подсолнечника с удовольствием питаются зерноядные птицы и дятлы. Любят этот корм поползни, синицы и т. д. Выжить в условиях зимних холодов позволяет большое количество тех растительных жиров, которые содержатся внутри семян этой культуры. Специалисты рекомендуют размещать в кормушках и кальциевую подкормку, которую обычно дают домашним птицам. Это могут быть куски штукатурки или скорлупа от куриных яиц. Семена растений. Некоторые пернатые предпочитают овес, просо, пшено, рис и пшеницу. Зерноядные птицы непременно посетят вашу кормушку, если в нее будет насыпан овес, пшено. На эту трапезу слетятся щеглы, воробьи, зеленушки и другие пернатые. Зерна предпочитают клевать и голуби. С удовольствием пернатые будут лакомиться семенами арбуза, тыквы, дыни, конопли, чертополоха, крапивы, лебеды и репейника. Склюют они и зерна кукурузы. Стоит иметь в виду, что семена арбуза предварительно следует подробить. Тогда их с удовольствием употребят в пищу поползни или синицы. Продукты животного происхождения. В качестве подкормки в голодный для пернатых период в меню можно включить мясо, сало, а также говяжий или куриный жир. Эти продукты придутся по нраву синицам, поползням, а также некоторым другим видам пернатых. Однако следует иметь в виду, что мясо и сало должно быть несоленым. Каким образом подкормить пташек? Сало или мясо следует разрезать на небольшие кусочки и нанизать их на бечевку. Затем продукты развешиваются на ветках деревьев или на кустарниках. Но для того, чтобы подкормка не досталась воронам, галкам, сорокам, собакам или кошкам, размещать кусочки следует подальше от земли. Повесить бечевку необходимо среди тонких веточек, на которые не смогут сесть тяжелые птицы.

Что нельзя класть в кормушку для пернатых? При составлении птичьего меню стоит учесть некоторые ограничения. Для этого следует знать, чем нельзя кормить птиц зимой. В меню для пернатых категорически запрещено вводить любые острые, соленые, жареные, а также кислые продукты. Большую опасность для них представляет черный хлеб. Этот продукт вызывает у птиц понос, что приводит пернатых к верной гибели. Дело в том, что черные сорта хлеба содержат большое количество соли. (слайд 7)

ЭКОКОРМУШКИ (слайд 8,9)

Алгоритм выполнения. Практическая работа. (слайд 10-15)

Правило, как и куда  вешать кормушки (слайд 16)

Покормите птиц

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна, —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

А. Яшин

Покормите, люди, птиц!

Покормите, люди, птиц:
Свиристелей и синиц,
Воробьев и снегирей.
Покормите их скорей!

Были чтоб у птиц всегда
Зерна, семечки, вода,
Знали, что их любят, ждут,
И всегда приют найдут.

Воробьишка прилетал,
Снег немножко притоптал.
Перья распушил слегка,
Знать, искал он червяка.

Но под снегом гололед,
Корма здесь он не найдет.
На деревьях не красно,
Ветви голые давно.

И в лесу кормушек нет,
Где найти ему обед?
Вот летят гурьбою птицы
В город наш, чтоб прокормиться.

Покормите поскорей
Наших маленьких друзей!
Все пернатые важны,
Помогать мы им должны.

Г. Рукосуева

Дети ладошками прикасаются друг к другу.

-О зимующих птицах.

-…«Покормите птиц зимой».

Дети отвечают.

Ответы детей.

Ответы детей.

-Воробей, синица, снегирь, дятел, глухарь, свиристель, сова.

Ответы детей.

- Воробей, синица, дятел, глухарь, сова.

-Эти птицы называются зимующими .Т.е. они зимуют там же, где живут постоянно

-Снегирь, свиристель.

-Эти птицы называются перелётными, так же как и те птицы, которые улетают от нас на юг. Только эти птицы прилетают к нам осенью, а весной улетают в северные края.

Предположения детей.

Сообщения детей

Дети выполняют физминутку, повторяют движения.

-Люди должны их подкармливать.

Ученики рассказывают правила.

Дети рассаживаются по группам.

Дети называют правила работы в группе.

Дети повторяют.

Ответы учеников.

Дети выполняют задание на рефлексию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ!»

Слайд 3

СИНИЦА

Слайд 4

ВОРОБЕЙ

Слайд 5

СНЕГИРЬ

Слайд 6

СВИРИСТЕЛИ

Слайд 7

Чем кормить птиц зимой? Семена подсолнечника . Кальциевая подкормка Семена растений. Продукты животного происхождения Что нельзя класть в кормушку для пернатых? острые, соленые, жареные, а также кислые продукты и черный хлеб.

Слайд 16

Нужно размещать кормушки не причиняя вреда деревьям и с расчётом, чтобы у птиц была возможность хорошего обозрения окружающего пространства. Это поможет им вовремя среагировать на приближающуюся опасность.

Слайд 17

«Бьются птицы о стекло – на морозе нелегко Ей найти семян, пшена. Как сурова ты, зима! Так давайте же кормушки мы развесим во дворах, Чтобы птицы щебетали, чтобы радовали нас!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Покормите птиц зимой!

Учебно-воспитательный проект....

Экологический проект "Покормите птиц зимой!"

В данном проекте задействованы дети 1 класса. Практическим путём на протяжении четырёх месяцев детьми изучается образ жизни и поведение птиц зимой....

Экологический проект "Покормите птиц зимой"

Работа ребят по оказанию помощи птицам...

презентация экологического проекта "Покормите птиц зимой, послужат тебе весной"

Презентацию можно использовать как на уроках, так и внеклассных мероприятиях учителями и воспитателями в целях экологического воспитания детей....

Экологический проект «Покормите птиц зимой»

Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катас...

Реализация экологического проекта "Покормите птиц зимой"

Цель экологического проекта - помочь птицам на территории городского парка пережить морозную зиму,привлечь к решению проблемы детей и родителей....

Дневник наблюдений за птицами на кормушке в рамках экологической акции «Покормите птиц зимой»

Дневник наблюдений за птицами на кормушкев рамках экологической акции «Покормите птиц зимой» Где учащиеся 3 "б" класса прдставили свои материалы по наблюдениям за птицами св...