«Нетрадиционные техники рисования детей младшего дошкольного возраста»
презентация к уроку

«Нетрадиционные техники рисования детей младшего дошкольного возраста»

 

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных.

Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приёмы нетрадиционного рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставит на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результат в своей работе. Во время рисования пальцами рук ребёнок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник рисования хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребёнок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своём творчестве, взрослый должен помогать ему.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способа рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

 

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • внимание и усидчивости;
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольников формируются навыки контроля и самоконтроля.

В детском творчестве окружающий его мир открывается по – разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает ребёнка к творчеству?

При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально – эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Нетрадиционные методы рисования использую не только на занятиях по изо – деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время.

Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).

1. Рисование как вид продуктивной деятельности у дошкольников

1.1. Понятие рисования

К видам продуктивной деятельности относятся виды деятельности, направленные на получение продукта познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, ресурсов личности (рисование, лепка, конструирование).

В словарной статье Б.Г. Мещеряков определил понятие продуктивной деятельности (детской) как деятельности ребенка с целью получения продукта, обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность. 

Для изобразительной деятельности характерно художественно-образное начало. В отличие от образов восприятия и памяти, художественный образ максимально субъективен и несет в себе печать личности автора. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем. Декоративное рисование, аппликация и лепка предполагают использование цветового строя и гармонии, а сюжетное - композиции.

В процессе конструирования решаются какие-либо технические задачи, предполагающие создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов.

Созданный в ходе продуктивной деятельности продукт отражает представление ребенка об окружающем его мире и эмоциональное отношение к нему.

Важно отметить, что в процессе продуктивной деятельности формируется познавательная активность и социальная мотивация.

В рамках нашей темы, мы рассмотрим более подробно изобразительную деятельность, а именно рисование.

Комарова Т.С., писала, что изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста и подготовки их к школе. Особое значение имеет рисование, как вид графической деятельности и основа изобразительного искусства, архитектуры, дизайна.

В процессе рисования у детей совершенствуется наблюдательность, чувственно - двигательная координация, дети знакомятся с новыми материалами (краски, мелки, карандаш, бумага) и способами их использования, в ходе занятия у детей воспитываются нравственно - волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать другу, преодолевать трудности и т.п. Во время занятия по рисованию дети обследуют предметы, выделяют их свойства (форму, цвет, величину), что способствует развитию чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства, а также рассматривают иллюстрации, репродукции картин, что положительно влияет на развитие связной речи.

Т.С. Комарова писала, что основная цель обучения рисованию в детском саду - научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений.

1.2. Виды рисования

В детском саду значительное время уделяется рисованию как средству обучения изобразительному искусству. Рисование делится на три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное.

Предметное рисование

Во второй младшей группе дети начинают изображать знакомые, интересные для них предметы и явления, усваивают способы изображения предметов округлой и прямоугольной формы.

Ребенку 3-4 лет сложно, изображая предмет, идти от наброска основной формы, поэтому дети рисуют предмет последовательно, часть за частью. Такой способ облегчает работу - закончив одну часть, ребенок вспоминает или видит на натуре, какая следует дальше, и пририсовывает ее. Постепенно необходимо научить детей начинать рисунок от общего наброска, так как в работе по частям есть своя сложность, затрудняющая передачу правильной формы - выделение главных частей и второстепенных, их пропорциональных соотношений и расположение в пространстве.

Дети четырех лет способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить еще один.

Темы, предлагаемые детям, просты: дом, около него растет куст, стоит скамейка; дом рядом гуляет девочка; трава, растут цветы, светит солнышко; по траве гуляют цыплята.

В этих рисунках не будет сюжетного развития действий, 2-3 предмета будут находиться рядом, но не будут иметь действенной связи.

1.3. Особенности развития рисования в дошкольном возрасте

Интерес к рисованию у детей появляется еще в раннем детстве. Выделяют два периода развития: доизобразительный и изобразительный.

Доизобразительный период

На втором году жизни ребенок проявляет интерес к карандашу и манипуляциям с ним. Водя карандаш по бумаге, ребенок подражает взрослым. Совершая хаотичные движения, ребенок не стремится что-либо изобразить. Он просто действует с карандашом, осваивает его функцию и получает удовольствие от процесса. Проводя карандашом, ребенок "открывает" - карандаш оставляет след, он замечает, что след получается разным из-за движения рук. Каракули вызывают у детей интерес, они пытаются их повторить. Такое стремление ведет к росту произвольности движений, к формированию зрительно-двигательных координации нового уровня.

Переломный момент наступает, когда дети начинают узнавать в каракулях предметы окружающего мира. Вопросы взрослого: «Что ты нарисовал?», его подсказки: «Похоже на домик» помогают детям установить связь изображения с реальным объектом. Такой рисунок еще очень далек от действительности, и у ребенка нет намерения что-либо нарисовать. Вопросы взрослого переключают внимание ребенка с действия карандашом на реальный продукт, получаемый в результате манипуляций. Постепенно ребенок сам начинает искать сходство своих каракуль со знакомым предметом.

Доизобразительный период плавно переходит в изобразительный.

Изобразительный период

Данный период примерно начинается в 3-4 года, когда ребенок приходит к называнию изображения определенным словом.

Слово устанавливает и закрепляет связь между предметом и изображением. Понимание того, что изображение является заместителем реального объекта, а не им самим, позволяет ребенку осознать, что его собственные рисунки что-то изображают. Слово закрепляется за определенной каракулей, которую ребенок может произвольно воспроизводить. Вершина развития каракулей - замкнутая, закругленная линия становится основой графического образа многих предметов.

Как только ребенок начинает приписывать своим каракулям содержание, они превращаются в средство передачи информации, в первую очередь взрослым.

Позже ребенок начинает осознавать, что одного обозначения предмета недостаточно, изображение должно быть похоже на оригинал, иначе оно не удовлетворяет взрослых, поэтому ребенок стремится к тому, чтобы его рисунок узнавали другие люди и прежде всего взрослые.

Во взаимодействии с взрослым у ребенка формируется ручная умелость. Она позволяет в процессе рисования создавать изображение, близкое действительности.

Ручная умелость состоит из трех компонентов:

●первый компонент включает способы использования орудий и материалов (кисточки, карандаши, краски и пр.).

●второй складывается на основе установления связи предмета с тем изобразительным движением, которое следует воспроизвести для передачи его формы.

●третий компонент формируется на основе действия восприятия, когда движения управляются зрительным контролем, представлением об особенностях того рисунка, который должен сделать ребенок.

В рисунке ребенка отражается его опыт, полученный из самостоятельных действий с предметами, из своей графической деятельности по изображению, из обучающих воздействий взрослого.

В изобразительном периоде рисунок часто схематичен, является только указанием на предмет, а не его подробным изображением, поэтому лишь напоминает реальный объект. Причина схематизма кроется в несовершенстве технических приемов рисования, а также в образном, конкретном характере мышления дошкольника. Ребенку важно передать наиболее существенные, на его взгляд, признаки и части объекта, пропустив менее важные. Рисуя предметы, ребенок руководствуется своеобразной логикой, отбирая те черты, которые в данном контексте наиболее значимы, передавая свое представление о действительности и отношение к ней.

Конечно, в рисунке присутствует обобщение, но образное. Если ребенок ориентируется на подчеркивание существенных признаков в объектах, то получаются схематические изображения. То есть в ходе рисования возникают предпосылки графического моделирования.

Таким образом, рисунок, создает своеобразную модель действительности. Дошкольник принимает на себя роль персонажа, которого рисует, наделяет героя переживаниями и мыслями. Ребенок пытается отразить взаимосвязи между объектами, развитие ситуации, показать динамику и временную протяженность события.

В процессе рисования ребенок не только отражает свое представление о мире, но и размышляет о нем, выражая свое понимание окружающего.

В данном периоде у ребенка появляется замысел в рисунке. Это связано с тем, речь переходит с конца процесса рисования на его начало и дает дошкольнику возможность заранее определить, что он будет рисовать.

Постепенно осваивая изобразительную деятельность, у ребенка создается внутренний план действия, который отсутствует в раннем детстве. Поэтому важно отметить, что изменения, происходящие в психике ребенка в процессе рисования, имеют гораздо более важное значение, чем сам рисунок.

Рисование отражает представления ребенка о действительности, помогает ему ее освоить, является средством познания. Целенаправленное обучение изобразительной деятельности приводит к освоению технических умений и навыков. Например, дети третьего года жизни рисуют ниточки к шарикам, учась изображать прямые линии. В начале дошкольного возраста в рисунках все чаще появляется изображение человека. Примерно до 5 лет ребенок рисует одни и те же предметы (в разных ситуациях), которые взрослые его научили изображать (например, дом, девочку, дерев). После 5 лет, также при помощи взрослого, дети начинают преодолевать сложившиеся шаблоны. Подолгу рисуя, они создают огромное количество рисунков, отражая все, что происходит. В содержание рисунков теперь входят сюжеты любимых сказок, эпизоды их собственного опыта, образцы, увиденные на картинках, в фильмах.

В изобразительный период дети совместно с взрослыми учатся подбирать нужные цвета к рисункам, благодаря этому у дошкольников формируется чувство цвета, которое помогает завершить образ.

Постепенно ребенок учится выделять верх и низ листа, правую и левую сторону, а затем и центр, помещая в нем главный предмет.

Таким образом, в изобразительный период у дошкольников формируется ручная умелость, развивается умение создавать и воплощать замысел, осваиваются выразительные средства изобразительной деятельности.

2. Использование нетрадиционной техники рисования в младшем дошкольном возрасте.

Рисовать хочется в любом возрасте. А дошкольники рисуют много и с большим желанием. Детское творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно поражает нас взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Научиться рисовать в дошкольной период нетрадиционным способом интереснее вдвойне.

В своей работе я активно использую нетрадиционную технику рисования. Термин «нетрадиционный» (от лат. traditio – привычный)  подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми.

Применение нетрадиционной техники рисования способствует обогащению знаний детей о предметах и их использовании, о материалах, способах применения. Дети учатся рисовать красками, карандашами, мыльной пеной, свечкой. Пробуют рисовать не только кисточкой, карандашами, фломастерами, но и ладошками, пальцами, кулачком, получать изображение с помощью подручных средств (ниток, трубочек, листьев деревьев).

Использование всех нетрадиционных техник изображения позволяет дошкольникам экспериментировать – смешивать краски с мыльной пеной, акварель с гуашью.

Непосредственно рисуя пальчиками, ладонью и кулачком дети познают свойства краски (густоту, твёрдость, вязкость), а добавляя воду, получать различные оттенки. Развивается тактильная чувствительность, цветоразличение.

Рисуя и экспериментируя, дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности работы. Так дети учатся планировать свою работу.

Используя нетрадиционную технику рисования, я обратила внимание как у детей «загораются глазки». У них появляется радостное настроение, и нет никакого страха перед тем, что у них не получиться. Рисуя, дошкольник не утомляется, у него сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнения задания, развивается уверенность в своих силах, развивается пространственное мышление, развивается мелкая моторика рук, появляется усидчивость и внимательность.

Используя нетрадиционную технику рисования можно облегчить сам процесс рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой – либо предмет.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность позволяет детям быстро достичь желаемого результата.

 

2.1. Виды и техники нетрадиционного рисования

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами).

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные верёвочки (ниткография).

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • печать по трафарету;
  • монотопия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

Каждая из этих техник – это маленькая игра.  Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения.

В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлёпывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр – тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Это ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого – либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения.

В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слонёнок.

Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.

Данная техника развивалась от одной интересной изобразительной техники – кляксографии. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.

Также существует техника «рисование нитками» (ниткография). Используются простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

В технике «рисования ребром картона» используются полоски картона (высота - 2 см, длина от 2 см до 6 см, она зависит от величины предмета, который будет изображен; ширина картона около 2 мм), бумага для рисования, гуашь, розетки для краски, кисть. Здесь ребро картона нужно окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.

Для техники «мятый рисунок» необходима бумага для рисования, цветные восковые мелки, крупная кисть, гуашь разных цветов, розетки для краски, подставка для кисти, баночка для воды, губка. Технология рисования: на листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.

Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже. В целом важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

Для развития творческих способностей детей мы использовали следующие способы нетрадиционного рисования:

  1. Рисование пальчиками – нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии. Краски (использовала гуашь) разводятся до густоты сметаны. При смене красок пальчики моют водой и вытирают салфеткой.
  2. Рисование ладошкой – нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и её прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка. Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы.
  3. Рисование с помощью штампа (в качестве штампа использовала фигуры из поролона) – нанесение краски на поверхность специальной формы. Прикладывание красочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска.

В качестве штампа можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного материала или вырезать шаблоны нужной формы.

 

2.2. План работы с детьми младшего дошкольного возраста

Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. На первых занятиях я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты. В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.

 

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

        Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

        Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши…

       А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нетрадиционные техники рисования детей младшего дошкольного возраста»

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных.

Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приёмы нетрадиционного рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставит на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результат в своей работе. Во время рисования пальцами рук ребёнок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник рисования хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребёнок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своём творчестве, взрослый должен помогать ему.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способа рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • внимание и усидчивости;
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольников формируются навыки контроля и самоконтроля.

В детском творчестве окружающий его мир открывается по – разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает ребёнка к творчеству?

При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально – эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Нетрадиционные методы рисования использую не только на занятиях по изо – деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время.

Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).

1. Рисование как вид продуктивной деятельности у дошкольников

1.1. Понятие рисования

К видам продуктивной деятельности относятся виды деятельности, направленные на получение продукта познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, ресурсов личности (рисование, лепка, конструирование).

В словарной статье Б.Г. Мещеряков определил понятие продуктивной деятельности (детской) как деятельности ребенка с целью получения продукта, обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность. 

Для изобразительной деятельности характерно художественно-образное начало. В отличие от образов восприятия и памяти, художественный образ максимально субъективен и несет в себе печать личности автора. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем. Декоративное рисование, аппликация и лепка предполагают использование цветового строя и гармонии, а сюжетное - композиции.

В процессе конструирования решаются какие-либо технические задачи, предполагающие создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов.

Созданный в ходе продуктивной деятельности продукт отражает представление ребенка об окружающем его мире и эмоциональное отношение к нему.

Важно отметить, что в процессе продуктивной деятельности формируется познавательная активность и социальная мотивация.

В рамках нашей темы, мы рассмотрим более подробно изобразительную деятельность, а именно рисование.

Комарова Т.С., писала, что изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста и подготовки их к школе. Особое значение имеет рисование, как вид графической деятельности и основа изобразительного искусства, архитектуры, дизайна.

В процессе рисования у детей совершенствуется наблюдательность, чувственно - двигательная координация, дети знакомятся с новыми материалами (краски, мелки, карандаш, бумага) и способами их использования, в ходе занятия у детей воспитываются нравственно - волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать другу, преодолевать трудности и т.п. Во время занятия по рисованию дети обследуют предметы, выделяют их свойства (форму, цвет, величину), что способствует развитию чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства, а также рассматривают иллюстрации, репродукции картин, что положительно влияет на развитие связной речи.

Т.С. Комарова писала, что основная цель обучения рисованию в детском саду - научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений.

1.2. Виды рисования

В детском саду значительное время уделяется рисованию как средству обучения изобразительному искусству. Рисование делится на три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное.

Предметное рисование

Во второй младшей группе дети начинают изображать знакомые, интересные для них предметы и явления, усваивают способы изображения предметов округлой и прямоугольной формы.

Ребенку 3-4 лет сложно, изображая предмет, идти от наброска основной формы, поэтому дети рисуют предмет последовательно, часть за частью. Такой способ облегчает работу - закончив одну часть, ребенок вспоминает или видит на натуре, какая следует дальше, и пририсовывает ее. Постепенно необходимо научить детей начинать рисунок от общего наброска, так как в работе по частям есть своя сложность, затрудняющая передачу правильной формы - выделение главных частей и второстепенных, их пропорциональных соотношений и расположение в пространстве.

Дети четырех лет способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить еще один.

Темы, предлагаемые детям, просты: дом, около него растет куст, стоит скамейка; дом рядом гуляет девочка; трава, растут цветы, светит солнышко; по траве гуляют цыплята.

В этих рисунках не будет сюжетного развития действий, 2-3 предмета будут находиться рядом, но не будут иметь действенной связи.

1.3. Особенности развития рисования в дошкольном возрасте

Интерес к рисованию у детей появляется еще в раннем детстве. Выделяют два периода развития: доизобразительный и изобразительный.

Доизобразительный период

На втором году жизни ребенок проявляет интерес к карандашу и манипуляциям с ним. Водя карандаш по бумаге, ребенок подражает взрослым. Совершая хаотичные движения, ребенок не стремится что-либо изобразить. Он просто действует с карандашом, осваивает его функцию и получает удовольствие от процесса. Проводя карандашом, ребенок "открывает" - карандаш оставляет след, он замечает, что след получается разным из-за движения рук. Каракули вызывают у детей интерес, они пытаются их повторить. Такое стремление ведет к росту произвольности движений, к формированию зрительно-двигательных координации нового уровня.

Переломный момент наступает, когда дети начинают узнавать в каракулях предметы окружающего мира. Вопросы взрослого: «Что ты нарисовал?», его подсказки: «Похоже на домик» помогают детям установить связь изображения с реальным объектом. Такой рисунок еще очень далек от действительности, и у ребенка нет намерения что-либо нарисовать. Вопросы взрослого переключают внимание ребенка с действия карандашом на реальный продукт, получаемый в результате манипуляций. Постепенно ребенок сам начинает искать сходство своих каракуль со знакомым предметом.

Доизобразительный период плавно переходит в изобразительный.

Изобразительный период

Данный период примерно начинается в 3-4 года, когда ребенок приходит к называнию изображения определенным словом.

Слово устанавливает и закрепляет связь между предметом и изображением. Понимание того, что изображение является заместителем реального объекта, а не им самим, позволяет ребенку осознать, что его собственные рисунки что-то изображают. Слово закрепляется за определенной каракулей, которую ребенок может произвольно воспроизводить. Вершина развития каракулей - замкнутая, закругленная линия становится основой графического образа многих предметов.

Как только ребенок начинает приписывать своим каракулям содержание, они превращаются в средство передачи информации, в первую очередь взрослым.

Позже ребенок начинает осознавать, что одного обозначения предмета недостаточно, изображение должно быть похоже на оригинал, иначе оно не удовлетворяет взрослых, поэтому ребенок стремится к тому, чтобы его рисунок узнавали другие люди и прежде всего взрослые.

Во взаимодействии с взрослым у ребенка формируется ручная умелость. Она позволяет в процессе рисования создавать изображение, близкое действительности.

Ручная умелость состоит из трех компонентов:

●первый компонент включает способы использования орудий и материалов (кисточки, карандаши, краски и пр.).

●второй складывается на основе установления связи предмета с тем изобразительным движением, которое следует воспроизвести для передачи его формы.

●третий компонент формируется на основе действия восприятия, когда движения управляются зрительным контролем, представлением об особенностях того рисунка, который должен сделать ребенок.

В рисунке ребенка отражается его опыт, полученный из самостоятельных действий с предметами, из своей графической деятельности по изображению, из обучающих воздействий взрослого.

В изобразительном периоде рисунок часто схематичен, является только указанием на предмет, а не его подробным изображением, поэтому лишь напоминает реальный объект. Причина схематизма кроется в несовершенстве технических приемов рисования, а также в образном, конкретном характере мышления дошкольника. Ребенку важно передать наиболее существенные, на его взгляд, признаки и части объекта, пропустив менее важные. Рисуя предметы, ребенок руководствуется своеобразной логикой, отбирая те черты, которые в данном контексте наиболее значимы, передавая свое представление о действительности и отношение к ней.

Конечно, в рисунке присутствует обобщение, но образное. Если ребенок ориентируется на подчеркивание существенных признаков в объектах, то получаются схематические изображения. То есть в ходе рисования возникают предпосылки графического моделирования.

Таким образом, рисунок, создает своеобразную модель действительности. Дошкольник принимает на себя роль персонажа, которого рисует, наделяет героя переживаниями и мыслями. Ребенок пытается отразить взаимосвязи между объектами, развитие ситуации, показать динамику и временную протяженность события.

В процессе рисования ребенок не только отражает свое представление о мире, но и размышляет о нем, выражая свое понимание окружающего.

В данном периоде у ребенка появляется замысел в рисунке. Это связано с тем, речь переходит с конца процесса рисования на его начало и дает дошкольнику возможность заранее определить, что он будет рисовать.

Постепенно осваивая изобразительную деятельность, у ребенка создается внутренний план действия, который отсутствует в раннем детстве. Поэтому важно отметить, что изменения, происходящие в психике ребенка в процессе рисования, имеют гораздо более важное значение, чем сам рисунок.

Рисование отражает представления ребенка о действительности, помогает ему ее освоить, является средством познания. Целенаправленное обучение изобразительной деятельности приводит к освоению технических умений и навыков. Например, дети третьего года жизни рисуют ниточки к шарикам, учась изображать прямые линии. В начале дошкольного возраста в рисунках все чаще появляется изображение человека. Примерно до 5 лет ребенок рисует одни и те же предметы (в разных ситуациях), которые взрослые его научили изображать (например, дом, девочку, дерев). После 5 лет, также при помощи взрослого, дети начинают преодолевать сложившиеся шаблоны. Подолгу рисуя, они создают огромное количество рисунков, отражая все, что происходит. В содержание рисунков теперь входят сюжеты любимых сказок, эпизоды их собственного опыта, образцы, увиденные на картинках, в фильмах.

В изобразительный период дети совместно с взрослыми учатся подбирать нужные цвета к рисункам, благодаря этому у дошкольников формируется чувство цвета, которое помогает завершить образ.

Постепенно ребенок учится выделять верх и низ листа, правую и левую сторону, а затем и центр, помещая в нем главный предмет.

Таким образом, в изобразительный период у дошкольников формируется ручная умелость, развивается умение создавать и воплощать замысел, осваиваются выразительные средства изобразительной деятельности.

2. Использование нетрадиционной техники рисования в младшем дошкольном возрасте.

Рисовать хочется в любом возрасте. А дошкольники рисуют много и с большим желанием. Детское творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно поражает нас взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Научиться рисовать в дошкольной период нетрадиционным способом интереснее вдвойне.

В своей работе я активно использую нетрадиционную технику рисования. Термин «нетрадиционный» (от лат. traditio – привычный)  подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми.

Применение нетрадиционной техники рисования способствует обогащению знаний детей о предметах и их использовании, о материалах, способах применения. Дети учатся рисовать красками, карандашами, мыльной пеной, свечкой. Пробуют рисовать не только кисточкой, карандашами, фломастерами, но и ладошками, пальцами, кулачком, получать изображение с помощью подручных средств (ниток, трубочек, листьев деревьев).

Использование всех нетрадиционных техник изображения позволяет дошкольникам экспериментировать – смешивать краски с мыльной пеной, акварель с гуашью.

Непосредственно рисуя пальчиками, ладонью и кулачком дети познают свойства краски (густоту, твёрдость, вязкость), а добавляя воду, получать различные оттенки. Развивается тактильная чувствительность, цветоразличение.

Рисуя и экспериментируя, дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности работы. Так дети учатся планировать свою работу.

Используя нетрадиционную технику рисования, я обратила внимание как у детей «загораются глазки». У них появляется радостное настроение, и нет никакого страха перед тем, что у них не получиться. Рисуя, дошкольник не утомляется, у него сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнения задания, развивается уверенность в своих силах, развивается пространственное мышление, развивается мелкая моторика рук, появляется усидчивость и внимательность.

Используя нетрадиционную технику рисования можно облегчить сам процесс рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой – либо предмет.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность позволяет детям быстро достичь желаемого результата.

2.1. Виды и техники нетрадиционного рисования

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами).

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные верёвочки (ниткография).

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • печать по трафарету;
  • монотопия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

Каждая из этих техник – это маленькая игра.  Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения.

В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлёпывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр – тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Это ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого – либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения.

В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слонёнок.

Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.

Данная техника развивалась от одной интересной изобразительной техники – кляксографии. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.

Также существует техника «рисование нитками» (ниткография). Используются простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

В технике «рисования ребром картона» используются полоски картона (высота - 2 см, длина от 2 см до 6 см, она зависит от величины предмета, который будет изображен; ширина картона около 2 мм), бумага для рисования, гуашь, розетки для краски, кисть. Здесь ребро картона нужно окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.

Для техники «мятый рисунок» необходима бумага для рисования, цветные восковые мелки, крупная кисть, гуашь разных цветов, розетки для краски, подставка для кисти, баночка для воды, губка. Технология рисования: на листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.

Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже. В целом важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

Для развития творческих способностей детей мы использовали следующие способы нетрадиционного рисования:

  1. Рисование пальчиками – нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии. Краски (использовала гуашь) разводятся до густоты сметаны. При смене красок пальчики моют водой и вытирают салфеткой.
  2. Рисование ладошкой – нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и её прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка. Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы.
  3. Рисование с помощью штампа (в качестве штампа использовала фигуры из поролона) – нанесение краски на поверхность специальной формы. Прикладывание красочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска.

В качестве штампа можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного материала или вырезать шаблоны нужной формы.

2.2. План работы с детьми младшего дошкольного возраста

Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. На первых занятиях я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты. В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

        Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

        Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши…

       А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»

Консультация для родителей   «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»...

Статья по теме "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста...

«Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта».

«Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта»....

"Простые и эффективные дидактические игры для развития сенсорных эталонов и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста".ПРЕЗЕНТАЦИЯ

материал презентации послужит хорошим методическим пособием и для масстер-класса для воспитателей и родителей...

Проект по ПДД для детей младшего дошкольного возраста

В презентации показана работа по проекту "Мы едем, едем, едем..." с детьми 3-4 лет СРЦН....