Педагогические технологии воспитания толерантности
статья

Последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, конфликты. Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность всё больше наблюдается в детской, особенно в подростковой среде. Подростки часто решают возникающие противоречия импульсивно. На формирование межэтнической толерантности должны быть направлены усилия всех: родителей и учителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii_vospitaniya_tolerantnost1.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии воспитания толерантности

 

"Все, сто находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи". Я.А. Коменский.

Последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, конфликты. Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность всё больше наблюдается в детской, особенно в подростковой среде. Подростки часто решают возникающие противоречия импульсивно. На формирование межэтнической толерантности должны быть направлены усилия всех: родителей и учителей.

Необходимо организовать систематическую и планомерную работу по формированию толерантности через привлечение родителей к воспитательной работе, дополнив содержание мероприятиями, способствующими формированию межэтнической толерантности. Поэтому необходим поиск эффективных методов воспитания детей в духе толерантности, в том числе принятия чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя людей. Для снижения остроты подобных ситуаций необходимо психологическое сопровождение подростков. Надо помочь овладеть знаниями и способностями эффективного управления и решения конфликта.

Данная технология и внедрение ее в учебно-воспитательный процесс дает основание на получение положительного результата: формирование общечеловеческих ценностей (доброта, милосердие, умение общаться друг с другом). Для этого мы используем следующие формы работы: мастерская, викторины, экскурсии, праздник класса, конкурсы и выставки работ, ток-шоу, дискуссии, театрализованные представления, школьные праздники, театры моды.

Игры по развитию коммуникативных навыков. Эти навыки развивают умения регулировать эмоциональное напряжение, помогают услышать друг друга, понять друг друга, выразить свои чувства.

- «Остров». Группе нужно уместиться на «острове» - куске ткани. Периодически «вода поднимается», т.е. размер острова уменьшается. (Ткань складывается в 2 раза, затем – в 4 и т.д.).

- «Определи на ощупь». Группа детей образует круг. Один, из которых проходит по кругу и определяет, у кого самые тёплые руки (нос, уши…) и т.д.

- «Поздоровайся». За 1 минуту ребёнок должен поздороваться с максимальным числом играющих детей. Здороваться можно, соприкасаясь руками, носами, коленками и т.д.

-«Молекулы». Дети хаотично передвигаются по помещению. По команде педагога: «Объединяемся в группы!» (по 3, 4.5 и т.д. человек) они быстро объединяются, как было указано, и крепко обнимают друг друга. Педагог может заранее рассчитать, по сколько человек должны объединиться в группы.

Игры по выработке навыков командной работы (развитие способности к сотрудничеству).

 - «Шеренга». По команде педагога дети молча строятся по росту; по цвету волос (от светлого до тёмного); по дням рождения (начиная с января) и т.д.

  -«Вместе с парой». Два ребёнка стоят, касаясь спинами друг друга. Они должны одновременно сесть и вместе встать в таком положении. Затем, стоя лицом друг к другу, взявшись за руки и отклонившись назад, они повторяют это упражнение. Вариант упражнения: группа из нескольких детей, стоящих в кольце.

- «М-м-м по кругу». Дети садятся в круг. Первый человек тянет звук м-м-м-м-м… на определённой высоте. В тот момент, когда он заканчивает, следующий подхватывает – и. т.д. по кругу. Важно, чтобы звук не прерывался.

- «Коленочки». Дети рассаживаются по кругу. Каждый кладёт руки на колени соседа справа и слева. Строго по очереди, по кругу, они должны хлопать ладонями по коленам. Кто ошибся, убирает руку, который хлопнул ошибочно.

Игры по созданию положительного эмоционального настроя (понимания своих чувств, эмоций, учащиеся получают знания о способах работы с ними).

- «Рисунок». Детям предлагается нарисовать портрет человека или ситуацию, которые вызывают негативные эмоции, потом подписать рисунок корявыми буквами, порвать его и выбросить.

- «Брейн-Ринг». Дети делятся на несколько команд. От каждой команды к ведущему (педагогу) подходят по одному участнику. Каждому он говорит на ухо какое-либо слово, обозначающее предмет. Возвратившись к своим командам, они должны мимикой и жестами изобразить этот предмет. Какая команда быстрее угадает, что сказал ведущий? Вариант: нарисовать или слепить задуманный предмет из пластилина.

Работа в этом направлении даст положительный результат: улучшение межличностных отношений подростков со сверстниками, родителями, педагогами, удовлетворенность психологической атмосферой класса, развитие способности к сотрудничеству, развитие способности к избеганию конфликта, находить пути разрешения конфликта.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся.

Выступление на заседании ШМО по теме" Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся". Тесты: "Толерантный класс", "Толерантный родитель", "Толерантный учитель"....

Технологии воспитания толерантности учащихся

Выступление на заседании МО учителей начальных классов школы...

Педагогические технологии воспитания толерантности

Систематическая и планомерная работа по формированию толерантности через привлечение родителей к воспитательной работе, дополнив содержание мероприятиями, способствующими формированию межэтнической то...

Педагогические средства воспитания толерантности у детей детей младшего школьного возраста.

Материал знакомит с педагогическими средствами воспитания толерантности у детей....

Содержание и технологии воспитания толерантности у младших школьников

Содержание  и  технологии воспитания толерантности у младших школьников...

Педагогический проект «Воспитание толерантности у младших школьников в условиях современного образования»

В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:эт...

Об итогах районного семинара для учителей начальных классов «Внедрение в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогическая технология воспитания детей 7-11 лет в духе толерантного общения»

В ходе  семинара участники ознакомились с опытом работы экспериментальной площадки по внедрению в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогич...