Конспект занятия "Разговоры о важном" по теме "Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады"- 4класс
план-конспект занятия (4 класс)

Крайчикова Дарья Владимировна

Цель мероприятия Формировать у обучающихся общие представления о блокаде Ленинграда и освобождении героического города, познакомить с фактами, рассказывающими о жизни людей блокадного города, воспитывать чувство преклонения перед мужеством, силой воли и стремлением ленинградцев ради Родины пережить голод и личное страдание.

Задачи мероприятия

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к подвигу ленинградцев; воспитывать интерес к истории нашей страны, чувство патриотизма, гражданского долга, чувство любви к Родине.

Развивающая: развивать словесно-логическое мышление, образную память.

Образовательная: познакомить с одним из самых страшных событий в истории страны – блокадой Ленинграда.

Необходимое оснащение Компьютер, проектор, фотографии «Занятия жителей Ленинграда во время блокады», записи из дневника Тани Савичевой, изображения чемодана, мясорубки, корзины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada.pptx2.09 МБ
Файл konspekt_22_01.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Непокорённые. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Цель: Познакомиться с историей блокадного Ленинграда, узнать о занятиях людей во время блокады.

Слайд 2

8 сентября 1941 года начался один из самых трагических этапов Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда. В этот день фашистские войска окружили Ленинград, так назывался во время Великой Отечественной войны город Санкт-Петербург.

Слайд 3

Блокада - система мероприятий, имеющих целью изолировать какое-н. государство, лишить его возможности поддерживать общественно-политические, торговые, культурные отношения с другими государствами.

Слайд 7

Правило работы в группе 1. Работаем дружно 2. Важно мнение каждого 3. Распределяем обязанности 4. Объясняем свою точку зрения 5. Уважаем мнение всех членов группы 6. Работаем тихо, чтобы не мешать другим

Слайд 13

Ответы «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года». «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.». «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.». «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год». «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год». «Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.» «Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

Слайд 15

Непокорённые. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Цель: Познакомиться с историей блокадного Ленинграда, узнать о занятиях людей во время блокады.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №1»

Школа: №152

Класс: 4 «Е»

Учитель:

Отметка за проведение:

Подпись:

Студенты: Варенцева Анастасия, Волкова Софья, Крайчикова Дарья, Уфин Елизавета, Ширяева Анна, Щетинин Марк

Методист: Корнилова Е.В.

Подпись:

Конспект воспитательного мероприятия

Дата проведения

22.01.2024

Форма мероприятия

Классный час

Тема мероприятия

Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Цель мероприятия

Формировать у обучающихся общие представления о

блокаде Ленинграда и освобождении героического города, познакомить с фактами, рассказывающими о жизни людей блокадного города, воспитывать чувство преклонения перед мужеством, силой воли и стремлением ленинградцев ради Родины пережить голод и личное страдание.

Задачи мероприятия

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к подвигу ленинградцев; воспитывать интерес к истории нашей страны, чувство патриотизма, гражданского долга, чувство любви к Родине.

Развивающая: развивать словесно-логическое мышление, образную память.

Образовательная: познакомить с одним из самых страшных событий в истории страны – блокадой Ленинграда.

Необходимое оснащение

Компьютер, проектор, фотографии «Занятия жителей Ленинграда во время блокады», записи из дневника Тани Савичевой, изображения чемодана, мясорубки, корзины.

Этапы мероприятия

Содержание этапов

Примечание

I. Организационный

У: Добрый день, ребята! Все встаем. *Гимн России*.

У: Садитесь. Для начала, мы должны познакомиться с вами, верно? *Ответ учеников: «Да»*
У: Давайте поиграем в игру «Вкусное угощение». Каждый из вас будет вставать по очереди, называть своё имя и любимое угощение. Например, «меня зовут Анна Павловна, и моё любимое угощение – клубника». Всем понятно? *Ответ учеников: «Да»*

У: Начнём с тебя. *Учитель показывает на ученика, сидящего на первой парте, первого ряда, первого варианта. В конце представляются другие учителя*

У: Отлично! Вот мы с вами и познакомились. Сегодня на классном часе, мы поднимем очень важную для нашей страны тему. Послушайте стихотворение и попробуйте понять, о чем мы сегодня будем говорить. *Звучит стихотворение Воронова Ю.П. «Опять война, опять блокада...»*

У: «Опять война,

Опять блокада...

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

"Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне".

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда -

Не права!

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть.

Она,

Как сила, нам нужна...»

У: Услышав стихотворение, как вы думаете, о чём пойдет сегодня пойдет речь? *Ответы учеников: «Блокада Ленинграда», «война». Слайд 1 (по щелчку тема)*

У: Ваши ответы верны! Сегодня мы поговорим о блокаде Ленинграда.

У: А какую цель мы можем поставить, чтобы лучше разобраться в этой теме? *Ответы учеников: «Познакомиться с историей блокадного Ленинграда, узнать о занятиях людей во время блокады»*

У: Прочитай, пожалуйста, со слайда, какая цель сегодня стоит перед нами. *Ученик читает. Слайд 1 (по щелчку цель)*

II. Основной

У: Спасибо! А в каком году началась Великая Отечественная война? Когда закончилась? *Ответы учеников: «22 июня 1941 года, 8 мая 1945 года»*

У: А кто-то знает, когда началась блокада Ленинграда? *Ответы учеников: «8 сентября 1941 года»*

У: А что это за город – Ленинград? *Ответы учеников: «Санкт-Петербург»*

У: Верно! 8 сентября 1941 года начался один из самых трагических этапов Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда. В этот день фашистские войска окружили Ленинград, так назывался

во время Великой Отечественной войны город Санкт-Петербург. *Слайд 2*

У: А как вы понимаете значение слова «блокада»? *Ответы учеников: «окружение войск противника с целью уничтожения»*

У: Спасибо! Прочитай, пожалуйста, со слайда, определение слова «блокада», которое дает нам словарь Ушакова. *Ученик читает. Слайд 3. Блокада - система мероприятий, имеющих целью изолировать какое-н. государство, лишить его возможности поддерживать общественно-политические, торговые, культурные отношения с другими государствами*

У: В Ленинграде блокада длилась 872 дня. Эти дни стали жестоким испытанием для жителей города. В этот период сообщение велось только по воде Ладожского озера, а зимой по льду. На момент блокады в городе находились 2,5 млн. жителей. Отсутствие достаточных продовольственных запасов на складах и ранние холода 1941 г. только усугубили ситуацию. От истощения и обморожений погибли тысячи людей. Доставка некоторого количества продовольствия стала возможна только после того, как на Ладоге установился лед. Эта ледовая трасса стала для ленинградцев настоящей Дорогой Жизни. *Слайд 4*. Дорога длиной 46 км идёт от окраин Санкт-Петербурга до западного берега Ладожского озера. *Слайд 5* Часть жителей, около 500 тыс. была эвакуирована по льду. Как вы думаете, почему дорогу называли «Дорогой жизни»? *Ответы учеников: «Это была единственная дорога, по которой можно было провести продовольствие в осажденный город»*
У: В городе очень быстро закончилась еда. Хлеб давали по карточкам, но его было очень мало и многие умирали от голода. В день каждому выдавалось по кусочку хлеба весом в 125 гр. *
Слайд 6* От безысходности для того, чтобы выжить, люди варили клей, обои, дабы спастись от голода. Иногда у людей пропадали домашние животные, детей не выпускали одних выходить из дома, поскольку их тоже могли украсть для страшных намерений.

У: Теперь давайте разделимся по группам и выполним задание. Но для начала, нужно вспомнить правила работы в группе. Какие правила вы знаете? Отвечайте по поднятой руке. *Ответы учеников: «выслушивать мнение каждого участника группы, не перебивать, работать сообща, не кричать».

У: Спасибо! Прочитай, пожалуйста, правила работы в группах со слайда. *Слайд 7* Сейчас мы раздадим вам карточки с изображением. Рассмотрите вашу фотографию, которая рассказывает об одном из занятий граждан Ленинграда во время блокады. В группах, вы должны ответить на вопрос, опираясь на фотографию: «можно ли сказать, что жизнь в городе остановилась?» и объяснить свой ответ. Также вам нужно будет выбрать одного представителя из вашей группы, который даст нам ваш общий ответ. На выполнение задания вам дается 3 минуты. *Слайд 8*

У: Время вышло. Сейчас один представитель из вашей группы показывает всем ваше изображение, рассказывает, что на нем изображено и отвечает на вопрос: «можно ли сказать, что жизнь в городе остановилась?». Начнем с 1 группы. *Ответы учеников*

У: Вы отлично справились с заданием! Ленинградцы не сдавались, несмотря ни на что город продолжал жить: работали школы, и дети, которые могли ходить - учились, это тоже был подвиг маленьких ленинградцев. *Слайд 9* Люди стали выращивать овощи в парках и скверах, власти это всячески поощряли. Из выращенных овощей делали заготовки на зиму. *Слайд 10* Спасались и ловлей рыбы. Под обстрелом врага рыбачили на Неве. *Слайд 11* Что касается очередей за продуктами питания, то тут люди действовали вполне осознанно. Каждый участник очереди обхватывал локти впередистоящего и плотно прижимался к нему всем телом. Такая сплоченность не только препятствовала преступникам, но и помогала сохранить тепло и не давала упасть на землю, если кому-то вдруг становилось плохо от голода. *Слайд 12*

У: А сейчас, давайте немного отдохнем и проведем физминутку. Все встаем. *Проведение физминутки. Слайд 13*

У: Спасибо! Садитесь и будем продолжать. Город регулярно, по несколько раз в сутки бомбили с воздуха. А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома. Давайте прослушаем его звук и ответим на вопрос: «на что был похож звук?». *Слайд 14*

У: Что вам напомнил этот звук? *Ответы учеников: «Звук метронома похож на биение сердца».

У: Для жителей Ленинграда метроном напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. Весь мир знает историю семьи ленинградской 11-летней девочки Тани Савичевой. Это была обычная большая ленинградская семья. Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева. На последней странице своего дневника Таня написала: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня». Сейчас вы поработаете в парах. Мы принесли листы из её дневника. Вам нужно будет разложить листы в том порядке, как делались записи, начиная с декабря 1941 года. На выполнение задания у вас будет 3 минуты. *Слайд 15*

У: Время вышло. Давайте посмотрим на слайд и сверим то, как расположили записи Тани Савичевой вы, и то, в каком порядке они были расположены. *Слайд 16. Сверяем полученные результаты*. У всех сошлись ответы? *Ответы учеников: «Да»*
У: Из семьи блокаду пережила только Нина, считавшаяся пропавшей без вести в феврале 1942 года. Выжил также Михаил, воевавший в партизанском отряде. Тяжелобольная Таня попала в детский дом, который в августе 1942 года был эвакуирован в Шатковский район Горьковской области. Её не стало 1 июля 1944 года от туберкулеза. Ей было 14 лет. Записную книжку Тани нашла вернувшаяся в Ленинград сестра Нина. В 1953 году дневник передан в Музей истории Ленинграда (Санкт-Петербурга). *
Слайд 17 с памятником*

У: 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Впервые за 28 месяцев ленинградцы, не опасаясь бомб и снарядов, вышли на израненные, но прекрасные и праздничные улицы, площади, набережные. Город праздновал своё освобождение. За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады. 27 января 2024 года исполняется 80 лет со дня снятия блокады Ленинграда.

III. Заключительный

У: Каждый день отделяет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников, тех, кто не щадил своей жизни. В память о павших в те дни на Пискаревском кладбище у братских могил горит вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, вспоминая тех, кто совершил подвиг. Давайте вспомним, чему был посвящен сегодняшний классный час? *Ответы учеников: «Мы говорили о блокаде Ленинграда». *Слайд 18 (по щелчку тема)*

У: Спасибо! Когда началась блокада Ленинграда? «Ответы учеников: «8 сентября 1941 года»*

У: Молодец! А что это за город – Ленинград и сколько продлилась блокада? *Ответы учеников: «Ленинград – это Санкт-Петербург, блокада продлилась 872 дня*

У: Что такое «Дорога жизни»? *Ответы учеников: «Дорога жизни – это единственная дорога, по которой было возможно провести продовольствие»*

У: А кто такая Таня Савичева? *Ответы учеников: «Таня Савичева – это 11-летняя девочка, которая вела свой дневник во время блокады Ленинграда»*

У: А сколько лет прошло со дня освобождения Ленинграда от фашистской блокады? *Ответы учеников: «80 лет»*
У: Молодцы! Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале классного часа? *Ответы учеников: «Познакомиться с историей блокадного Ленинграда, узнать о занятиях людей во время блокады».
Слайд 18 (по щелчку цель)*

У: Мы смогли добиться нашей цели? *Ответы учеников: «Да»*

У: На доске вы видите три предмета: чемодан, мясорубка и корзина. Чемодан означает, что информация, которую вы получили сегодня, пригодится вам в дальнейшем. Мясорубка означает, что вы переработаете информацию и поищите что-то новое для себя в дополнительных источниках. А корзина означает, что вы выбросите информацию из своей головы. Поднимите руку те, кто выбрал бы чемодан. *Ученики поднимают руки*. Поднимите руку те, кто выбрал бы мясорубку. *Ученики поднимают руки*. Поднимите руку те, кто выбрал бы корзину. *Ученики поднимают руки. Если кто-то поднял руку, спросить почему он считает информацию бесполезной*.

У: Спасибо вам за активную работу на классном часе! Нам было приятно с вами работать. Надеемся, вы смогли узнать что-то новое сегодня и воспользуетесь этой информацией в будущем. До свидания!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

900 дней Подвига. 70 лет полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады - материал для оформления тематической выставки в школьной библиотеке.

Блокада Ленинграда. Материал для оформления тематической выставки в школьной библиотеке к памятной дате. Рекомендательный список литературы....

70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады посвящается....

70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады посвящается....Презентация для младших школьников....

Викторина, посвященная дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады "Никто не забыт, ничто не забыто"

Викторина о блокаде Ленинграда. В презентации содержится материал с вопросами и ответами для детей. В начале детям предлагается ответить на вопросы по  теме занятия,тем самым открыть спрятанную ф...

Внеклассное мероприятие, посвященное дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады "Дети блокады"

На бесчисленных страницах истории нашей страны есть не только хорошие воспоминания. Мы, жители Петербурга, никогда не забудем те долгие 872 дня блокады нашего города, которая унесла жизни полутор...

Сценарий к мероприятию "День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады" (75 лет)

Сценарий к мероприятию "День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады" (75 лет)...

Конспект воспитательного мероприятия "Разговоры о важном" на тему: "Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады" (класс 2)

Форма: воспитательное мероприятие Тема: "Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады"Цель: формировать у обучающихся общие представления о блокаде ...

Конспект классного часа по тему "Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады." - 4 класс

Форма мероприятия: классный час.Тема мероприятия: «Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.»Цель мероприятия: Формирование у обучаю...