Отчёт учителя-наставника начальных классов по реализации групповой работы с молодыми специалистами
материал

Скворцова Марина Сергеевна

В данной статье описана работа, которую я провела , как наставник с группой молодых специалистов на протяжении учебного годва.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчёт  учителя-наставника

Скворцовой Марины Сергеевны,  учителя  начальных  классов

по  реализации групповой  работы  с  молодыми  специалистами:

Поповой Анастасией Максимовной, Рыбкиной Светланой Александровной,  Доможировой Анастасией Викторовной  за   2023/2024  учебный год

Школа второй год реализует программу по наставничеству .

Целью внедрения целевой модели наставничества является полное раскрытие потенциала личности наставляемых, необходимых для успешной личной и профессиональной самореализации, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех.

Основными задачами группового наставничества стало:

- повысить общедидактический и методический уровень молодых педагогов;

- создать условия для формирования индивидуального стиля творческой деятельности;

- развить потребность и мотивацию в непрерывном самообразовании.

Сведения о наставнике

Фамилия, имя, отчество

Скворцова Марина Сергеевна

Дата  рождения

01.02.1973г.

Образование

Высшее

Какое учебное заведение окончил

 Елецкий государственный педагогический институт

Год окончания учебного заведения

1995 г.

Специальность по диплому

 Педагогика и методика начального обучения

Педагогический стаж

28 лет

Предмет

Начальные  классы

Учебная нагрузка

36 часов

Классы

1,2

Квалификационная категория, год присвоения

Высшая -2019 г.

Сведения о молодом специалисте

Фамилия, имя, отчество

Доможирова Анастасия Викторовна

Дата  рождения

03.01.2002.

Образование

Среднее полное, неоконченное высшее

Какое учебное заведение окончил

ТГПУ им. Л. Н. Толстого

Год окончания учебного заведения

2024 г.

Специальность по диплому

Коррекционная педагогика в начальных классах

Педагогический стаж

2 года

Предмет

Начальные  классы

Учебная нагрузка

27часов+0,5 ГПД

Классы

Квалификационная категория, год присвоения

-

Сведения о молодом специалисте

Фамилия, имя, отчество

Попова Анастасия Максимовна

Дата  рождения

03.09.2001

Образование

Среднее профессиональное

Какое учебное заведение окончил

ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж»

Год окончания учебного заведения

2022

Специальность по диплому

Преподавание в начальных классах

Педагогический стаж

2год

Предмет

Начальные классы

Учебная нагрузка

35 часов

Классы

2 «В»

Квалификационная категория, год присвоения

-

Сведения о молодом специалисте

Фамилия, имя, отчество

Рыбкина  Светлана Александровна

Дата  рождения

17.04.2004

Образование

Среднее профессиональное

Какое учебное заведение окончил

ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж»

Год окончания учебного заведения

2023

Специальность по диплому

Преподавание в начальных классах

Педагогический стаж

1год

Предмет

Начальные классы

Учебная нагрузка

35 часов

Классы

1 б

Квалификационная категория, год присвоения

-

Формы работы с молодыми специалистами:

  • беседы;
  • собеседования;
  • тренинги;
  • встречи с опытными учителями;
  • открытые уроки, внеклассные мероприятия;
  • тематические педсоветы, семинары;
  • методические консультации;
  • методические недели;
  • посещение уроков;
  • взаимопосещение уроков;
  • анкетирование, тестирование;

      В  течение  учебного года    осуществлялось  консультирование по вопросам методологии преподавания предмета, дидактики.

Были  проведены  беседы (научно-теоретическое направление) по  темам:

  • « Основные этапы организации урока»,
  • «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее», 
  • ««Как организовать дисциплину в классе и завоевать авторитет?»,
  • «Теоретические основы построения современного урока»,
  • «Современный урок в начальной школе» ,
  • «Теоретические основы современных образовательных технологий» ,
  • «Теоретические основы формирования функциональной грамотности младших школьников»,
  • «Теоретические основы деятельности классного руководителя» ,

Практические  занятия ( методическое направление)

  • Практикум по разработке рабочих программ по предметам с использованием Конструктора рабочих программ
  • «В помощь молодому классному руководителю»,
  • «Подготовка и проведение воспитательного события»,
  • «Подготовка и проведение родительского собрания»,
  • «Самоанализ урока»,
  • «Технологическая карта урока»,
  • «Современные образовательные технологии»,
  • «Формирование функциональной грамотности младших школьников»:

        - формирование естественно-научной грамотности;

        - формирование математической грамотности;

        - формирование читательской грамотности;

        - формирование финансовой грамотности,

  • «Организация воспитательной работы в начальной школе»,
  • «Деятельность классного руководителя в начальной школе».

      С целью знакомства с педагогическим «почерком» молодых специалистов Поповой А.М., Рыбкиной С.А., Доможировой А.В. методами и формами работы, выявления затруднений, оказания методической помощи было организовано посещение уроков педагогом-наставником Скворцовой М.С., совмещение проектирования уроков с   посещением и подготовкой анализа с рекомендациями и предложениями в письменном виде. Были посещены  уроки  молодых  специалистов:

Дата

Предмет

Тема

19.10.2023

Математика

Попова А.М. (2в)

Работа с величинами: измерение времени. Единица времени: час

12.12.2023

Русский язык

Попова А.М. ( 2в )

Слова с удвоенными согласными. Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Закрепление правописания букв гласных и согласных в корне слова.

04.03 2024

Математика

Попова А.М. (2в)

 Деление чисел, название результата и компонентов при делении»

22.11.2023

Литературное чтение

Рыбкина С.А. (1 б)

  Знакомство со строчной и заглавной буквами Й, й. Особенность согласного звука.

19.10.2023

Математика

Рыбкина С.А. (1 б)

 Число и цифра 0. Число и цифра 0 при измерении и вычислении.

06.03.2024

Литературное чтение

Рыбкина С.А. (1 б)

Нравственные ценности и идеи в русских народных и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе, людям, предметам).

20.11.2023

Окружающий мир

Доможирова А.В. ( 1а)

 Неживая и живая природа

19.03

Русский язык

Доможирова А.В. ( 1а)

Слово. Как единица языка в речи. Значение слова. Слова, называющие предметы и явления, слова, называющие признаки предметов, слова, называющие действия. предметов. Тематические группы слов.

04.04.2024

Математика

Доможирова А.В. ( 1а)

Вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. Вычисления вида 10 + 7. 17 - 7. 17 - 10 

     Все уроки были проведены на хорошем методическом уровне, цели уроков были достигнуты. Учебный процесс по усвоению тем проектировался от цели до результата.

Конспекты уроков построены методически верно в соответствии с программным материалом и требованиями ФГОС. Использовались эффективные методы работы с информацией. Организовалась поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально- познавательная и рефлексивная деятельность школьников. Учителем использовались разнообразные методы, приемы и формы обучения.

Рекомендации:

Контролировать дисциплину на уроке. Использовать на уроке работу в парах, групповую работу. Активизировать деятельность учащихся, включая в работу не только успешных детей. Четко контролировать время выполнения заданий обучающимися. Нацеливать на самостоятельный поиск нужной информации в учебнике. С целью совершенствования методики ведения уроков по возможности посетить уроки других педагогов нашей школы.

      Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

 Одной из эффективных форм наставничества является показ уроков и внеклассных мероприятий  наставником, и последующий их анализ с целью выявления находок, затруднений, корректировки методов и приемов работы с детьми.
Такие формы взаимодействия обогащают практический опыт начинающих педагогов, развивают у них деловую коммуникацию, умение проектировать свою педагогическую деятельность. Молодые специалисты посетили  уроки своего наставника Скворцовой М.С.

Дата

Предмет

Тема

19.02.2024

Математика

Скворцова М.С. (2б)

Умножение чисел. Название компонентов действия умножения, запись равенства.

12.02.2024

Русский язык

 Скворцова М.С. ( 2б )

 Упражнения в написание слов с парными согласными в корне)

20.02 2024

Русский язык

 Скворцова М.С. ( 2б )

 Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком.

22.11.2023

Литературное чтение

Скворцова М.С. ( 2б )

Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, помощь друг другу В.А. Осеева «Синие листья».

    Скворцова М.С. оказывала молодым специалистам методическую помощь и поддержку в случаях профессиональных затруднений, активно привлекала подопечных к участию в методической работе школы через выступления на заседаниях МО, участию в различных   школьных, муниципальных конкурсах. Молодые специалисты принимали участие в следующих конкурсах и мероприятиях:

  • « День Знаний»,
  • Школьная выставка   поделок « Осенняя фантазия»,
  • Региональная акция « Отцовство звучит гордо» «Папа рядом»,
  • Фоточеллендж « Я люблю свою страну»,
  • Фотоквест « В поисках кошки»,
  • Всероссийский конкурс(региональный этап) « Память сильнее времени»,
  • Фотоконкурс « Зима в объективе»,
  • « Рождественский бал»,
  • Конкурс-фестиваль инсценированной песни «Моя армия самая, самая»,
  • Школьный отборочный тур этапа игры « Зарница 2.0»,
  • Школьный « Парад Победы»,
  • « День матери»,
  • Районный конкурс « Созвездие талантов»,
  • Фоточеллендже « Мой Крым»,
  • Районный « Красота Божьего мира»,
  • Акция « Окна Победы»,
  • « Прощание с Азбукой»,
  • « Гуляй, Масленица»,
  • « Помоги птицам перезимовать» совместно с городской детской библиотекой.
  • Акция в городской библиотеке « Читаем детям о войне»,
  • Мероприятия в музее:
  • Новогодний квест « Замышляем Новый год»
  • « Курс молодого бойца».
  • К 150-летию начала движения поездов на станции Узловая
  • Краеведческая квест- игра « Под перестук колес»,
  • Интерактивная экскурсия « Опорным пунктом стала Узловая»

Результаты предметных олимпиад

Уровень

(муниц., регион.)

предмет

Победители и призеры

ФИ

класс

Результат

(место)

Школьная олимпиада

Матемаит.

Окруж.мир

Котова К.

Доронина П.

( Попова А.М.)

( Попова А.М.)

1 место

3 место

Обобщение и распространение педагогического опыта

Уровень (школьный, муниципальный, региональный, федеральный)

Форма (МО, пед. совет, наставничество)

Тема

Участие (мастер-класс, доклад, семинар, открытый урок, демонстрация)

Школьный

конференция  «Повышение качества образования с использованием кураторских методик в наставничестве»

« Проблемы молодого специалиста в новом коллективе»

Попова А.М.

« Наставничество как процесс сопровождения учащихся с ОВЗ»

Доможирова А.В.

« Проблемы молодого специалиста при работе в школе»

Рыбкина С.А.

доклад

доклад

доклад

        Целесообразно также проводить анкетирование молодых педагогов в течение учебного года. Существует много видов анкет для учителя, применяемых в зависимости от цели. Определяю цели анкетирования. В результате анкетирования выясняю, какие направления методической работы были наиболее удачными и строю работу дальше.

Хочется отметить, что за этот год молодые коллеги стали более методически грамотными, готовыми анализировать профессиональную ситуацию, стали чувствовать себя увереннее. Таким образом, мы можем сказать, что большую эффективность в групповом наставничестве с молодыми педагогами имеют новые нетрадиционные или модернизированные формы работы: тренинги, деловые игры, ситуационный анализ (решение кейсов), "мозговые штурмы", разработка и презентация моделей занятия, презентация своего опыта, конкурсы и т.д. Они ускоряют процесс вхождения молодого педагога в профессиональную среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии.

В целом, задачи, поставленные перед наставником на 2023-2024 учебный год, выполнены.

Рекомендации:

       Молодым специалистам: Доможировой А.В, Поповой А.М., Рыбкиной С.А.

1. Продолжать повышать свой профессиональный уровень через участие в семинарах, вебинарах, по теме самообразования.

2. Посещать уроки опытных учителей с целью овладения методикой преподавания предмета.

3. Использовать различные формы и методы обучения, привлекать учащихся к постановке цели и задач на уроке, формировать у учащихся умения самостоятельно добывать необходимую информацию, работать в парах, группах.

4. На занятиях использовать разнообразные виды деятельности, развивать умения выявлять закономерности, выделять главное.

        Наставнику: Скворцовой М.С. продолжить работу с молодым специалистом по следующим вопросам:

1. Владение молодым специалистом  нормативной базы преподавания предметов;

2. Работа молодого учителя над темой самообразования;

3. Работа со школьной документацией.

Наставник:                                   Скворцова М.С.