Пути повышения качества учебно-воспитательного процесса через инновационные формы обучения
статья

Бахтиярова Анна Николаевна

в своей деятельности использую различные инновационные формы, методы и технологии обучения, благодаря которым ребёнок учится через действие: пишет, говорит, руководит, рисует, моделирует и т.д. Таким образом, он не только наблюдатель и слушатель, а активный участник того, что происходит. В результате у детей младшей школы не отбивается желание учиться, а наоборот, они чувствуют свою значимость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути повышения качества учебно-воспитательного процесса через инновационные формы, средства, методы и технологии обучения

Задача школы на сегодня – подготовить человека думающего и чувствующего, способного не просто получать знания, но и использовать их на практике, в жизни, умеющего жить в обществе. Поэтому каждый учитель старается находить новые пути усовершенствования образовательного процесса, заинтересованности детей в учёбе и повышения качества их успеваемости, формирования жизненных ценностей, развития самостоятельности, творческих способностей.

Считаю своей главной задачей как учителя начальных классов – дать старт всестороннему развитию ребёнка, его способностям, интеллектуальным, творческим, физическим, обучать навыкам самостоятельного добывания знаний, умению творчески мыслить, решать возникающие проблемы, заставить размышлять. Л.Н.Толстой по этому поводу говорил: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать».

Следовательно, всё это способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса. Из чего вытекают основные цели и задачи.

Цели: совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения; создание условий для повышения мотивации к обучению, самостоятельности в принятии решений; использование здоровьесберегающих технологий.

Задачи: обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта; формирование установок на освоение современных педагогических технологий.

Принципы моей работы: видеть в каждом уникальную личность, развивать способности учеников, дарить радость познания, верить в свои силы, учить так, чтоб ребёнок понимал необходимость полученных знаний для жизни.

Поэтому в своей деятельности использую различные инновационные формы, методы и технологии обучения, благодаря которым ребёнок учится через действие: пишет, говорит, руководит, рисует, моделирует и т.д. Таким образом, он не только наблюдатель и слушатель, а активный участник того, что происходит. В результате у детей младшей школы не отбивается желание учиться, а наоборот, они чувствуют свою значимость.

Например, технология личностно-ориентированного образования. Она используется с целью повышения эффективности УВП.

Для предупреждения неуспеваемости применяю технологию уровневой дифференциации.

На уроках математики, например, основное назначение дифференцированных заданий в том, чтоб, зная и учитывая индивидуальные способности детей, обеспечить для каждого оптимальный характер познавательной деятельности в процессе обучения. Именно поэтому важно дать каждому ребёнку не только знания, а и способы их получения.

На уроках литературного чтения использую элементы развивающего обучения, учу малышей не только слушать, а и слышать, не только смотреть, но и видеть, не бояться высказывать свои мысли, делать выводы, сопоставлять.

Важно  помнить, что интересно полезное и актуальное, и готовясь к урокам, хочу показать ученикам, что эти знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для успеха в жизни. Личностно-ориентированное и дифференцированное обучение позволяют во многом решать вопросы, связанные с повышением внутренней мотивации учеников.

Для этого использую различные методы и приёмы, которые стимулируют развитие творческой активности. Поэтому на уроках имеют место различные виды творческих работ: составление предложений по схемам; творческие диктанты, которые развивают речевые навыки учащихся и орфографическую зоркость; творческие диктанты с изменением формы предложения или его части с перестановкой членов или частей предложения.

Применяя дифференцированное обучение на всех этапах урока, особое внимание уделяю самостоятельной работе (индивидуальной, парами).

Уверена, что без оценивания работы ученика невозможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, окружающему миру. Каждый ребёнок хочет утвердиться не только в глазах учителя, а и среди одноклассников. Поэтому за любые достижения стараюсь хвалить ребёнка. Считаю, что необходимо создавать ситуацию успеха на уроке, что является одной из составляющих повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Приём «Эврика!» Часто создаю такую ситуацию, когда ученик сам приходит к выводу, который раскрывает личностные качества, о которых сам ребёнок да этого не знал. Например, можно предложить ребятам создать любого героя в своей фантазии (словесное рисование), при помощи четверостишия, песенки, рисунка.

На уроках  часто применяю технологию игрового обучения с целью развития у детей умений применять полученные знания в практической деятельности. Игра – незаменимый рычаг умственного развития ребёнка, который позволяет активизировать его познавательную деятельность.  Моим ученикам нравится, когда игра сосредоточена на сказочных персонажах, таких как Незнайка, Мудрая Сова, Винни-Пух, Хитрая Лисица, болтливая Сорока и другие.

На уроках русского языка с помощью игры «Волшебный ящик» можно закрепить различные умения и навыки. В ящике могут быть игрушки, в названиях которых есть орфограммы, на которые нужно обратить особое внимание.

Изучая однокоренные слова, провожу игру «Лото». Часто провожу такие игры, как «Третий лишний», «Хлопаем в ладоши», «Угадай слово», «Собери слово», «Кто быстрее», «Пирамида», «Если бы я был …» (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство) и другие.

На уроках математики можно поиграть в магазин, когда «продавец» и «покупатель» быстро считают, а другие следят за правильностью расчётов. В такой игре ребята тренируются в сложении и вычитании. Кроме этого, ребятам нравятся игры «Математический ручеёк», «Заверши логический ряд», «Художественная математика», спортивные игры (при правильном ответе – поднять руки вверх, при неправильном – руки вперёд).

Опыт показывает, что такая организация приобретения знаний даёт возможность активизировать учебно-познавательную деятельность и одновременно способствует не только повышению качества успеваемости, но и обеспечивает психологический комфорт каждого ребёнка уже с первых дней учёбы в школе.

Благодаря игровым формам привлекаю пассивных детей, даю им возможность испытать успех, поверить в свои силы.

Эффективным для повышения качества учебно-воспитательного процесса считаю применение технологии проблемного обучения, что особенно актуально при изучении нового материала, когда дети не получают готового материала, а сами подходят к теме урока. Это делает учебную деятельность увлекательной, поскольку учит преодолевать трудности, позитивно влияет на развитие активности, самостоятельности мышления,  на повышение качества УВП.

Например, задание «Ловушка». Разделите слова для переноса: собака, медведь, олень, заяц, слон.

Найди а + b и a – b, если а = 1 258, b = 624; 2) а = 2 167, b = 768.

Предмет «Окружающий мир». Метод «Хорошо или плохо?». Ребята должны доказать, что данное явление – это хорошо или плохо. Тема «У Чёрного моря». Необходимо высказать и аргументировать свою точку зрения, хотели бы они жить у моря.

Неотъемлемой частью эффективного образования в области русского языка и литературного чтения должна стать исследовательская работа учащихся. Они “открывают” знания, необходимые усвоению, путем решения задач, выдвинутых учителем. В результате у ребят появляется потребность в новых знаниях. Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путем её решения учащимися. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся основой для получения новых знаний. Развитие познавательной самостоятельности требует не только усвоение знаний и способов действия, но и воспитания глубокой внутренней потребности в познании, формирования на этой основе социально значимых мотивов учения, образования.

Система заданий поискового характера способствует более осознанному и глубокому усвоению знаний, требует от них самостоятельного овладения знаниями, что очень важно в общей системе работы под руководством учителя, а также развивает личностные качества учеников.

Для развития исследовательских навыков учащихся в процессе обучения применяю  проектную технологию. Это также является средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Если учебный проект носит творческий характер, повышение качества образования будет происходить наиболее эффективно. Например, проект «Энциклопедия одного слова».

Большое внимание  уделяю сохранению здоровья ребят, применяя с этой целью здоровьесберегающие технологии. Результатами применения этих технологий являются снижение утомляемости учащихся, профилактика заболеваний опорно-двигательной системы и органов зрения. 

Достигается это за счет обучения знаниям гигиены, правилам поведения в период обострения инфекционных заболеваний, ежедневная утренняя зарядка, физкультминутки, которые являются компонентом каждого урока, «Олимпийские уроки». У детей закладываются гигиенические знания, умения и навыки, вырабатывается умение правильно сидеть за партой, рационально использовать время, разумно организовывать свой труд, управлять своими эмоциями.

Все это способствует созданию благоприятного психологического климата, мотивации учащихся к учебной деятельности, использованию различных видов учебной деятельности.

Основным инструментом учителя на уроке остаётся  классическая доска. Однако урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю – работать с учеником индивидуально.

В последнее время активно применяю информационно-коммуникационные технологии как необходимое условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Я считаю, что если процесс обучения построить на основе использования информационно-коммуникационных технологий, то это позволит организовать деятельность учащихся на основе поиска, открытия знаний, развития самостоятельности.

Цель использования ИКТ на уроках начальной школы:

·  повышение мотивации обучения, качества знаний учащихся,

·  развитие познавательной активности учащихся,

·  стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.

Применение компьютерных программных средств на уроках позволяет  решать самые разные задачи:

- заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию,

- облегчить контроль знаний учащихся,

- повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;

- повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ.

Для наглядности обучения эффективно использую самое простое, доступное программное обеспечение, которым может пользоваться каждый учитель – презентацию (PowerPoint). Презентация дает возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Я  использую созданные презентации  на всех этапах урока. Они эффективны, потому что способствует более качественному усвоению знаний: учащиеся с интересом самостоятельно анализируют, делают выводы. Такая работа развивает мышление.

Думаю, что учитель, внедряющий в практику своей работы компьютерные технологии, активно использует и ресурсы Интернета. Лично я частый гость таких сайтов, как Издательский дом «Первое сентября», завуч-инфо, Инфоурок и мн. др.

Интернет-ресурсы дают возможность совершать виртуальные экскурсии, много информации можно получить для уроков: портреты писателей, фотографии, шедевры русского искусства, музыку, аудио-пособия, фильмы. Таким образом, основная цель - обучая, развивать, воспитывать коммуникативную, социальную и информационную компетенцию.

Использование информационно-коммуникационных технологий помогает реализовать личностно-ориентированный подход, учитывать  особенности  детей, уровня  их успеваемости, интересов и склонностей.

Информационно-коммуникационные и  проектные технологии используются мною не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

У каждого учителя своя система работы, в которую включены уже проверенные на практике методы и приемы. В течение урока учащиеся должны выделять главное, делать выводы, обобщать, уметь аргументировать свой ответ, самостоятельно добывать знания из дополнительных источников, сопоставлять изучаемое на основе сходства с другими предметами.

В своей педагогической деятельности я использую различные формы работы: урок-экскурсию, урок-путешествие, урок-игру, урок-сказку и другие.

Применение таких форм проведения уроков стимулирует разнообразие творческой деятельности учащихся, дает возможность увеличить на уроке объем  информации, позволяет воспитывать навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету.

Исследования учёных и практика показывают, что ученики запоминают 5%, если слышат, 10% - если видят, 20% - если видят и слышат, 50% - если обсуждают, 75% - если практически применяют, 90% - если сами обучают, поэтому урок необходимо построить так, чтобы использовались активные формы обучения.

Средства обучения выбираю, опираясь на многие обстоятельства: психологические особенности, уровень развития учащихся, тему урока.

Домашние задания должны быть творческими, оригинальными, доступными, дифференцированными, интересными по форме, учитывающими способности и особенности детей.

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь», - говорил Василий Ключевской.   А иначе не помогут никакие даже самые новейшие технологии.   

    Результаты своей работы вижу в том, что у многих ребят сформирован устойчивый интерес к предметам. Они умеют наблюдать, анализировать, использовать полученную информацию в различных ситуациях; имеют большой словарный запас, могут свободно высказывать свои мысли, аргументировать свою точку зрения и находить решение проблемы; самостоятельно выполнять свою работу.  

Учебно-воспитательный процесс – это процесс постоянного совершенствования. И учитель, тогда настоящий учитель, когда не перестает учиться сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий»

Доклад "Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий"...

«Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий»

В последнее десятилетие аналитики образования слово "качество" повторяют чаще других слов.  Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и пре...

Повышение результативности учебно-воспитательного процесса в условиях реализации президентской инициативы «Наша новая школа".

«Игровые технологии на уроках как средство повышения результативности учебно-воспитательного процесса в условиях реализации президентской инициативы «Новая школа»....

«Методические рекомендации учебно-воспитательной работы с использованием инновационных технологий обучения и воспитания в начальной школе».

Предоставленный материал отражает опыт работы в рамках патриотического воспитания в начальной школе, основной задачей которого является формирование устойчивой гражданской позиции подрастающего поколе...