Родительское собрание «Воспитание ответственности у обучающихся младших классов»
консультация (4 класс)

Юлия Рафилевна Идрисова

Собрание предназначено для родителей учеников младших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_otvetstvennost_1.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Воспитание ответственности у обучающихся младших классов»

Тема: «Воспитание ответственности у обучающихся младших классов»

Учитель : Идрисова Юлия Рафилевна

Класс:

Уважаемые родители! Я рада сегодня встрече с вами. Каждый из вас хочет, чтобы ваши дети были культурными, умными, добрыми, замечательными людьми. Я предлагаю сегодня обсудить очень важный вопрос: «Как воспитать у ребенка чувство ответственности?».

Выполнение задания «Незаконченное предложение»

Родители делятся на две группы.

Воспитатель: Перед вами на партах лежат листочки. Предлагаю подумать и закончить предложение: «Быть ответственным — значит ...». Каждый из вас по очереди будет писать ответ, сворачивая листок и передавая друг другу.

Родители выполняют задание.

Я вижу, что работа завершена, теперь давайте поделимся своими мыслями. Прошу выбрать по одному представителю от каждой группы для чтения ответов (читаются ответы). Сейчас вы услышали мнение друг друга.

А теперь я предлагаю послушать, что означает слово «ответственность» в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова: «Ответственность — это необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них».

 Каждому из нас приходилось встречать людей, которые любят жаловаться. На плохую работу, плохого начальника, коллег, родственников. В любой своей беде они обязательно находят виновных среди окружающих. Такой взгляд на жизнь типичен для человека, не способного брать на себя ответственность.

Ответственный человек все ситуации рассматривает с позиции: «Это сделал я., и я сам могу это исправить, если захочу». Человек, не умеющий брать на себя ответственность, считает, что он жертва обстоятельств и других людей. И все должны измениться, полюбить его и делать так, чтобы ему было удобно и комфортно. Ответственный человек всегда знает, что инициатива находится в его руках и что происходящее зависит от него. Чувство ответственности несовместимо с позицией жертвы. А это означает, что человек всегда что-то делает для достижения поставленных целей, сражается до конца и уверен, что победа будет за ним.

Об ответственности за свои поступки мы начинаем говорить или намекать ребёнку с раннего возраста. Сюжет о том, как тяжело даётся малышу признание в том, что это именно он разбил чашку или любимую мамину вазу, втихую съел сливы или варенье, встречается во многих детских книгах. И неспроста. Это действительно трудно – взять на себя ответственность за свои поступки и, в конечном счёте, за свою жизнь.

Особенно активно чувство ответственности формируется в период учёбы в начальной школе. У ребёнка появляются обязанности, которые нельзя отменить, нельзя переложить на других. Его учат работать по правилам, самому оценивать свои действия согласно общепринятым эталонам, воспитывают в нём стремление соответствовать им.

Для воспитания в ребенке ответственности, родителям необходимо выполнить определенные условия:

  1. Любой ребенок нуждается в положительной самооценке. А дети дошкольного и младшего школьного возраста складывают мнение о самих себе только из слов значимых для них взрослых. Уверенный в себе ребенок легче справляется с любой задачей. В то время как ребенок с низкой самооценкой, склонен видеть в любом незначительном деле непреодолимые препятствия и трудности. Поэтому, прежде чем приучать ребенка к ответственности, помогите ему развить самоуважение и позитивную самооценку. Тогда приступая к выполнению какого-то задания, ребенок сможет быть уверен, что он с ним справится и, не смотря ни на что, добьется результата.
  2. Обязательно вводите в жизнь ребенка разумные ограничения. Они обеспечат чувство защищенности и безопасности. Но правила и ограничения не должны вступать в явные противоречия с естественными потребностями ребенка. Ограничения и требования должны быть согласованы обоими родителями между собой. Также очень важна последовательность их исполнения.

  1. Проявите терпение, будьте готовы к тому, что дети становятся ответственными не сразу. Должно пройти определенное время (зависит от темперамента ребенка, его характера и типа ваших взаимоотношений) для развития ответственного поведения. Старайтесь всегда учитывать возрастные особенности и накопленный детский или подростковый опыт.

«Советы родителям»

Жизнь, безопасность и здоровье. Уже в 2-3 года ребенок понимает, что горячий чайник трогать нельзя, потому что будет больно. В более взрослом возрасте объясняйте малышу, что невкусное лекарство ему нужно принять, чтобы выздороветь. Такое понимание причин и последствий своих действий развивают сознательность ребенка.

Благополучие  близких людей. Все мы помним замечательные строчки из детского стихотворения «Мама спит, она устала, ну и я играть не стала…». В нем как раз показан пример ответственного поведения девочки по отношению к уставшей маме. Осознание важности таких поступков поможет ребенку построить отношения с другими людьми. Поэтому так важно обращать внимание ребенка на то, как его поведение влияет на отношение к нему других людей.

Домашние питомцы. Если у вас есть животное, ребенок должен иметь обязанности по уходу за ним. Малыш должен осознавать, что без его помощи всеобщему любимцу будет плохо. Если вовремя не вывести животное на прогулку, то придется за ним убирать, а без еды собачка (кошка, хомяк) может заболеть и даже умереть.

Свои вещи. Чем старше становится ребенок, тем большей становится его ответственность за сохранность вещей. Объясняйте, что игрушки могут сломаться, если не убрать их с пола (новые никто покупать не будет!), а одежду придется гладить самому, если вовремя аккуратно не повесить ее в шкаф.

Успехи и неудачи. Обращайте внимание ребенка на важность его личных усилий для достижения каких-либо целей. Поощряйте его успехи, но не торопитесь ему помочь, если что-то вдруг не получается. Дайте дельный совет, подскажите, но если Вы будете что-то делать за ребенка, то будете блокировать его ответственность за процесс.

Заботимся о природе. Нельзя сквозь пальцы смотреть, как ребенок бросает обертку от конфеты прямо посреди дороги или обрывает веточку дерева. Обращайте внимание своего малыша на важность бережного отношения к природе, всегда делайте ему замечания, если он забудет о вашем разговоре.

И в заключение, уважаемые родители, я хочу прочитать вам одну притчу.

Притча о Разумном воспитании

Однажды к мудрецу пришла молодая крестьянка и спросила:

- Учитель, как следует мне воспитывать сына, в ласке или в строгости? Что важнее?

- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал мудрец, - если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв власть над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Ну а если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого, тебе удастся вкусить желанных плодов.

Правила жизни таковы: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого. А поэтому старайтесь жить так, чтобы всё было хорошо. Пусть ваши дети будут здоровы и физически, и духовно, поддерживайте их, направляйте на благие дела и Вы увидите — ваш труд будет не напрасен. И в ваших семьях всегда будет светить солнышко, которое будет греть вас своими лучами, излучать добро, ласку и заботу.

Счастливы там, где есть взаимопонимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание:"Воспитание культуры поведения у младших школьников"

Цель собрания: Помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; Помочь увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения....

Родительское собрание Тема: "Ответственность родителей за воспитание и образование своих детей. Подготовка к новому учебному году."

Цель: Повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей.Задачи: Познакомить родителей с нормативно-правовыми документами.Содействов...

Родительское собрание «Воспитание и образование детей. Ответственность родителей за воспитание и образование своих детей»

Конспект родительского собрания на тему«Воспитание и образование детей. Ответственность родителей за воспитание и образование своих детей»...

Родительское собрание: "ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Цель собрания:Помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей;Помочь увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения....

Родительское собрание "Воспитание ответственности у ребёнка"

Сегодня мы  хорошо понимаем, насколько необходимым является формирование у ребенка чувства ответственности. Заглянув в любой толковый словарь, можно узнать, что ответственность — это способ...

Родительское собрание"Воспитание самостоятельности у детей младшего школьного возраста"

Родительское собрание"Воспитание самостоятельности у детей младшего школьного возраста"...

Родительское собрание "Воспитание ответственности"

Родительское собрание "Воспитание ответственности"...