Открытый урок. Работа с детьми-инофонами
план-конспект урока (3 класс)

Кочегарова Татьяна Рудольфовна

МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА

на базе МБОУ «Школа №1»

Из опыта работы с детьми-инофонами на уроках в начальной школе.

Кочегарова Татьяна Рудольфовн , учитель начальных классов

С увеличением миграционных потоков из стран СНГ, а также в связи с демографическими изменениями, происходящими в России, в школах все больше становится детей мигрантов.

В нашей школе обучаются дети из Узбекистана, Таджикистана и эта цифра каждый год увеличивается.

Учителя нашей школы, как впрочем, и других регионов сталкиваются со следующими проблемами:

1. Преодолением языкового барьера. Некоторые дети учили русский язык в национальных школах как иностранный, а теперь он становится для них основным языком общения, одним из главных способов адаптации к новым жизненным условиям. Некоторые дети вообще не учили русский язык и приехали в Россию чтобы пойти в 1 класс.

2. Психологический стресс. Попадая в новую языковую среду, ребенок получает стресс, в результате которого резко снижается его эмоциональный фон, что создает дополнительные препятствия на пути установления контактов со сверстниками.

3. Трудности в подготовке домашнего задания. Так как трудности возникают и при усвоении учебного материала, для успешной подготовки домашнего задания приходится тратить значительное количество времени, особенно в младших классах.

4. Отсутствие помощи родителей. Родители многих учеников с трудом разговаривают по-русски и, следовательно, не могут помочь ребенку в выполнении домашнего задания.

5. Наличие национального акцента. Отсюда типичные ошибки: неправильное ударение, низкая грамотность, глотание окончаний и так далее.

В результате для некоторых учащихся характерное поведение – стремление обособиться и замкнуться в себе, ограничив круг общения исключительно по национальному признаку, опираясь на обычаи, традиции и нравственно-этические нормы своего народа.

Ситуация, когда такие дети поступают в 1 класс в наших школах, является наиболее благоприятной для них, так как методика преподавания русского языка как иностранного очень похожа на методику работы в начальных классах школы: работа по образцу, повторение, использование образных и смысловых опор и т.д.

Предметная комиссия проверяет знания ребёнка по основным предметам программы соответствующего класса (согласно документам о полученном образовании, которые предоставляют его родители) и решает, в какой класс он может быть зачислен. При собеседовании, также, определяется уровень социально-культурной адаптированности ученика.

Методические приемы работы, которые можно использовать, как на уроке, так и во время проведения дополнительных занятиях с учащимися-инофонами:

Лексическая работа для детей-инофонов является наиболее значимой, т.к. ограниченный словарный запас приводит к возникновению трудностей на всех учебных предметах. Но лексическая работа и так является неотъемлемой частью учебного процесса на всех без исключения предметах в начальной школе. 1 класс – Букварь – натуральная или предметная наглядность при выделении звука, постоянный лексический анализ слов.

В работе с детьми всегда важна ориентация на успех, при работе с инофонами это особенно актуально, так как такие дети чаще других оказываются в ситуации «незнания и непонимания». Показать значимость того, в чем они разбираются лучше других детей, необходимо каждому из учеников.

 

 

      Учащиеся полиэтнических классов, для которых русский язык является неродным, часто нарушают порядок слов в русском предложении. В узбекском языке, например, обычный порядок слов: подлежащее + дополнение + сказуемое: — Охотник волка убил. В русском языке обычный порядок слов: подлежащее + сказуемое т.е. распространенное предложение чаще заканчивается дополнением либо обстоятельством. Нарушение порядка слов можно предупредить только постоянной работой на уроке с семантическими связями внутри предложения. Необходимо учить детей правильно задавать вопросы ко всем членам предложения.

В методике обучения русскому языку как неродному принята следующая последовательность введения в речь падежей:


  • именительного падежа в сопоставлении с винительным (без предлога — с предлогами);

  • дательного падежа (без предлога — с предлогом   к, по);

  • творительного падежа (без предлога в значении орудия/объекта действия; как именная часть сказуемого — с предлогом с в значении совместного действия — с предлогами перед, над, под, за со значением места);

  • предложного падежа (разграничивать конструкции с предлогами в и на, к, по со значением места — с предлогом о);

  • родительного падежа (обозначение отсутствия предмета в отрицательных безличных предложениях со словами нет, не было, не будет — в значении принадлежности — в количественном значении — с предлогами из и с обозначением места, откуда исходит движение).

 

Упражнения для развития артикуляционной базы: скороговорки, чистоговорки, потешки, заучивание стихотворений, словарные игры, работа с иллюстрациями. С таких речевых разминок начинается большинство уроков обучения грамоте и литературного чтения в начальных классах. Это не только повышает уровень работоспособности детей, но и развивает навыки восприятия русской речи на слух, помогает улучшать произношение и вырабатывать навыки беглого проговаривания словосочетаний и предложения, облегчает запоминание лексико-грамматического материала.

Большую помощь учащимся-инофонам оказывают словари, причем важно научить ребенка работать не только с толковым словарем, где он может найти лексическое значение незнакомого для него слова. Важна и работа со словарями синонимов, антонимов, словарями иностранных слов и грамматическими словарями.

Не секрет, что одной из ярко выраженных трудностей в освоении языка является понятие категории рода. Ошибка в роде существительного проявляется в выборе системы окончаний, часто дети изменяют формы прилагательных и глаголов, трудность представляет и употребление местоимений он, она, оно. «Мне мама подарил» или «Она каждый слово повторил», «Я уже выучил эту стихотворению».

Для успешного овладения данным умением ребенка активно включаем в проигрывание коммуникативных ситуаций, инсценировку (на уроках обучения грамоте, литературного чтения, часто на классных часах). Основной принцип – от речевого опыта к правилу. Когда речевой образец не просто заучивается, а происходит естественное овладение в ходе повторения различных коммуникативных ситуаций.

Начиная с 1 класса, а особенно во 2-4 классах при обучении детей-инофонов необходимо активное использование правил-инструкций (алгоритмов). Такому ребенку, как впрочем, и многим русскоязычным детям, в силу возрастных особенностей сложно удержать в памяти сразу несколько действий, которые необходимо выполнить в определенной последовательности. Детям-инофонам значительно чаще, чем другим учащимся класса, требуется демонстрация правильного образца, желательно в письменном виде, т.к. именно восприятие устной речи для них бывает затруднительно. Например, в 3 классе дети впервые знакомятся с решением составных уравнений, используя памятку-алгоритм, процесс формирования навыка проходит гораздо быстрее и успешнее.

Коммуникативный метод в работе по развитию речи реализуется в, различного рода, ситуативных упражнениях, основанных на учете факта зависимости содержания и речевого оформления высказывания от речевой ситуации.

Методика обучения неродному (второму) языку должна разрабатываться таким образом, чтобы приоритетной считалась цель — обучить школьников речи, научить их разговаривать, а потом уже читать и писать на этом языке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Урок развития речи. «Звуки весны»

Коллективное написание мини - сочинения – описания.

Цели: 1. Развитие умения писать сочинение по опорным словам.  

            2.  Развитие кооперативной компетенции, используя парную форму работы.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности и активности;
  • развивать навыки связной монологической и диалогической речи, активизировать словарь по теме «Весна»; работать над интонационной выразительностью речи; развивать эмоциональную сферу через игровые моменты;
  • коррегировать память, логическое мышление, зрительное внимание.
  • развивать креативные способности через оживление весенней картины; развивать умения работать в парах и самостоятельно;

Воспитательные:

  • прививать эстетические чувства, учить замечать красоту ранней весны;
  • воспитывать интерес и любовь к родной природе, бережное и внимательное отношение к ней.

Оборудование: компьютер, звукозапись «Весенняя капель», плакаты с текстами, карточки: «Звуки весны», «глаголы звучания», «деловой текст» «художественный текст», «звуки живой природы», «звуки неживой природы», рисунок девушки-весны, карточки  для самостоятельной работы.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  1. Приветствие.

2. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, сегодня у нас с вами много гостей. Но я вам открою ещё один маленький секрет. Оказывается, к нам сегодня на урок пришла ещё одна гостья.  Кто же это,  спросите вы? Попробуйте отгадать.

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая, -

Значит, к нам пришла…….весна.

 

- Да, к нам в гости, действительно пришла весна.

На доску под музыку  прикрепляется рисунок весны.

  • Посмотрите, какая она нарядная красивая, пестрит яркими, свежими красками.
  • А как вы догадались, что к нам пришла именно весна? (дети называют приметы весны)
  • А кому из вас нравится это время года? Почему?

Пришла она к нам, вовсе не случайно, и принесла с собой множество различных  весенних звуков и мы сегодня попробуем совершить необыкновенное чудо, а именно  –рассказать об этих весенних звуках в своём сочинении.

- Подумайте, как может звучать тема нашего сочинения? («Звуки весны», «Мелодия весны»)

 (Вывешивается карточка «Звуки весны»)

- Возьмите листы для творческой работы и запишите  тему  нашего сочинения.

II. Подготовительный этап.

- Сколько новых звуков дарит нам весна!

Я  предлагаю вам  послушать, что же за звуки,  принесла нам  с собой Весна.

1. Звучит песня «Весенняя  капель» 

- Какие же вы весенние звуки вам удалось услышать? (журчание ручейка, пение птиц, шелест листьев, шум дождя, детский смех)

- Эти звуки мы связываем именно с приходом весны. Потому что этих звуков не было всю зиму. Природа спала, а тут проснулась. И они напомнили человеку о том, что долгая  зима вновь сменяется весной. С приходом весны все оживает вокруг. Весна идет! В природе яркий праздник и, как на настоящем празднике, все шумит, живет, радуется. Сколько новых звуков, красок, запахов дарит нам весна,  всех не перечислишь!

2. Работа на листах (индивидуально)

- Запишем  звуки, которые вы услышали - с помощью глаголов (глаголы записывайте в столбик)

 (журчат, звенят, шелестят, свистит, поют, чирикают, щебечут, кричат, капает, гремит, жужжит, долбит)

3. Проверка записанных глаголов.

- Назовите глаголы, которые вы записали.

Учитель вывешивает карточки  с перечисленными глаголами.

- Что общего в лексическом значении всех этих глаголов. (глаголы, которые обозначают звуки)

- Все эти звуки можно разделить на две группы: звуки живой природы и  звуки неживой природы. Давайте попробуем это сделать.

4. Работа в парах.

- Возьмите карандаш и линейку и подчеркните зелёной чертой глаголы, которые обозначают звуки живой природы, а красной чертой – глаголы, которые обозначают звуки неживой природы.

5. Проверка.

- Назовите звуки неживой природы.   (журчать, звенеть, капать, греметь)

- Назовите звуки живой природы. (свистеть, петь, чирикать, щебетать, кричать, долбить, жужжит,  шелестеть,)

- А теперь рядом с каждым глаголом  запишите источники этих  звуков, выраженные именами  существительными.

6. Работа в парах.

 (Соотнести картинки сущ. с глаголами)

7. Проверка.

- Назовите глаголы звучания живой природы вместе с  имена существительными.  (, соловьи свистят, птицы поют, чирикают, щебечут, дети кричат, дятел долбит, насекомые жужжат,)

- Назовите глаголы звучания неживой природы вместе с  имена существительными.  (ручейки журчат, звенит ручей, река журчит, звенят, ветер свистит, гром гремит, сосульки капают, листики шелестят, )

Физминутка

8. Повторение сведений о тексте, типах и стилях текста.

- А сейчас, используя опорные слова, которые мы вместе подобрали  попробуем составить текст на тему: «Звуки весны».

- Вспомните, что же такое текст? (Текст -  это два и более предложений, связанных между собой по смыслу и объединены общей темой. Текст может иметь заглавие.)

 (На доске плакаты с записанными текстами)

 

1)  Переменная облачность.

Температура воздуха +9º.

К вечеру ожидается дождь.

   2) Наступила весна.

Светит яркое солнце.

 С крыш домов зазвенела веселая капель.

- Прочтите текст, записанный на первом плакате.

- Где мы можем услышать этот текст? (по радио или телевидению во время прогноза погоды.)

- Этот текст чётко, кратко, по – деловому описывает погодные явления. Это деловой текст.

- Прочитайте 2-ой текст и подумайте, где мы можем встретиться с таким описанием природы? (в художественных произведениях)

Этот текст рисует картину весенней  природы, передаёт её красоту. Это художественный текст.

- Какой стиль мы выберем для сочинения, главная мысль которого: показать, сколько новых звуков дарит нам весна? (художественный стиль)

   - Какие это части? (вводная, основная, концовка)

На доску вывешиваются плакаты:

     Вводная часть и концовка у нас уже есть. Прочитаем. Нам Осталось составить основную часть.

- А чтобы работа спорилась, и дело делалось, мы будем работать в парах.

1 пара – займётся корректировкой основной части текста. Добавит подходящие по смыслу  глаголы – звучания неживой природы

2 пара – составит предложения  из данных слов и свяжет их по смыслу.

3 пара – расположит предложения так, чтобы получился связный текст.

4 пара – займётся корректировкой основной части текста. Добавит подходящие по смыслу  глаголы – звучания  живой природы.

2. Проверка текстов. Дети зачитывают получившиеся тексты.

Прочитайте получившийся текст.

  IV. Подведение итогов. Рефлексия.

  • Вам понравились ваши сочинения?
  •  Удалось ли нам достичь цели?
  • Как вы думаете благодаря кому и чему? (Благодаря упорной, совместной работе и, конечно же, самой красавице  Весне, ведь именно она вдохновила на творчество не только нас с вами, но и многих поэтов, писателей и художников. Об этом говорят картины и иллюстрации на доске)

Звучит звукозапись «Весенняя капель»

Карточка №3 (пара №3)

Расположите предложения в основной части так, чтобы получился текст. Запишите получившийся текст на лист творческой работы.

Наступила весна. Все вокруг ожило. Мир наполнился звуками.

Вместе с ветерком прилетает шум двора.

Где-то кричат мальчишки.

В открытую форточку влетает ароматный ветерок.

Только весной так звенит и поет улица.

Лает собака.

Грохочет проезжающая машина.

Все рады приходу весны!

Карточка №2 (пара №2)

Составьте предложения из слов (для основной части текста), так чтобы получился текст. Запишите получившийся текст на лист творческой работы.

Наступила весна. Все вокруг ожило. Мир наполнился звуками.

    1) на,  орут,  припеке,  петухи

    2) поёт,  окошка,  звонко, синица,  у

  1. бормочет, в, сойка,  лесу
  2. раздаётся, дробь, вдалеке, звонкая, дятла

   Все рады приходу весны!

.

Карточка №1 (пара №1)

 Откорректируйте основную часть текста. Вставьте подходящие по смыслу глаголы звучания неживой природы  в основной части текста. Запишите получившийся текст на лист творческой работы.

Наступила весна. Все вокруг ожило. Мир наполнился звуками.

……………… за окнами звонкая капель. …………… весёлые ручейки.

Деревья ……….…….молодыми  зелёными листочками.  

Но вдруг ………………… оглушительный гром, сверкает молния,  и вмиг …………..  тёплый весенний дождь.

 

  Все рады приходу весны!

Правильный вариант 2 группа

На припёке орут петухи.

Звонко поёт у окошка синица.

Бормочет в лесу сойка.

Вдалеке раздаётся звонкая дробь дятла

Правильный вариант  группа 1

Застучала за окнами звонкая капель. Зажурчали весёлые ручейки. Деревья зашелестели молодыми  зелёными листочками.  Но вдруг раздаётся оглушительный гром, сверкает молния,  и зашумел  тёплый весенний дождь.

Правильный вариант  группа 3

В открытую форточку влетает ароматный ветерок.

Вместе с ветерком прилетает шум двора…

Где-то кричат мальчишки.

Лает собака.

Грохочет проезжающая машина.

Только весной так звенит и поет улица.

Правильный вариант  группа 4

В чистом весеннем воздухе  поют  птицы. 

Одни птицы щебечут,   другие свистят,  третьи чирикают.

Жужжат  мухи, осы и пчёлы.

Карточка №4 (пара №4)

Откорректируйте основную часть текста. Вставьте подходящие по смыслу глаголы звучания в основной части текста. Запишите получившийся текст на лист творческой работы.

В чистом весеннем воздухе …… птицы. 

Одни птицы …..,   другие ….,  третьи …..

…… мухи, осы и пчёлы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Об особенностях работы с детьми-инофонами"

статья о работе с двуязычными детьми "Об особенностях работы с детьми - инофонами"...

Особенности работы с детьми-инофонами в начальной школе

В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей-инофонов становится все более важной и значимой. Трудности возникают у учителя, так как уче...

Работа с детьми инофонами и билингвами

в презентации предложены характеристика, средства общения с двуязычными детьми, методические приёмы, которые можно использовать в работе с ними...

Методический сборник по работе с детьми-инофонами

Памятка учителю, работающему с детьми-инофонамиМетодические рекомендации по обучению грамоте детей-инофоновМодифицированная рабочая программа "Русский язык как иностранный"Система дидактичес...

Особенности работы с детьми-инофонами по их социализации в дошкольном учреждении.

Дети-инофоны – это дети, принадлежащие к иной языковой и культурной общности,  чем большинство коренного населения страны, в которой они проживают и получают  образование, сл...

Моя инициатива в образовании - система наставничества в работе с детьми-инофонами (системный подход)

В текстовом документе содержится материал проекта, который я презентовал на городском конкурсе «Моя инициатива в образовании». Надеюсь, данный материал будет Вам полезен. Презентацию загру...