Оздоровительные прогулки в группе продленного дня
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Богданова Татьяна Александровна

В данной статье рассказывается о пользе прогулок в группе продленного дня

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оздоровительные прогулки в группе продленного дня: Создавая здоровое поколение

Группа продленного дня (ГПД) – это не просто присмотр за детьми после уроков, а уникальная возможность для организации полноценного досуга, сочетающего образовательные, развивающие и оздоровительные компоненты. В условиях современной жизни, когда дети все больше времени проводят в закрытых помещениях, оздоровительные прогулки в ГПД приобретают особое значение. Они становятся необходимым элементом для поддержания физического и психического здоровья школьников, способствуют их гармоничному развитию и повышают успеваемость.

Актуальность проблемы: Современные вызовы здоровью детей

Современные дети сталкиваются с рядом проблем, негативно влияющих на их здоровье. К ним относятся:

• Гиподинамия:

Недостаток двигательной активности, вызванный сидячим образом жизни, приводит к ослаблению мышц, ухудшению работы сердечно-сосудистой системы и повышает риск развития ожирения.

• Дефицит свежего воздуха:

Длительное пребывание в закрытых помещениях, особенно в условиях плохой вентиляции, приводит к снижению концентрации кислорода в крови, ухудшению самочувствия и снижению работоспособности.

• Электронная зависимость:

 Чрезмерное увлечение гаджетами приводит к ухудшению зрения, нарушению сна, снижению физической активности и социальной изоляции.

• Психоэмоциональное напряжение:

 Школьные нагрузки, конфликты с одноклассниками, семейные проблемы – все это может привести к стрессу, тревожности и депрессии.

Оздоровительные прогулки в ГПД призваны компенсировать негативное влияние этих факторов и создать благоприятные условия для роста и развития здорового поколения.

Организационно-методические аспекты проведения прогулок

Успех оздоровительных прогулок в ГПД во многом зависит от их правильной организации и методического обеспечения. Важно учитывать следующие аспекты:

•  Нормативно-правовая база:

 Организация прогулок должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, правилам безопасности и другим нормативным документам.

•   Кадровое обеспечение:

 Воспитатели ГПД должны обладать необходимыми знаниями и навыками в области физической культуры, педагогики и психологии. Желательно, чтобы в штате ГПД был инструктор по физической культуре или специалист по оздоровлению.

•   Материально-техническое обеспечение:

 Необходимо обеспечить наличие спортивного инвентаря, игрового оборудования, средств защиты от солнца и дождя. Желательно иметь доступ к спортивной площадке, парку или скверу.

• Планирование и учет:

Необходимо разрабатывать план-график прогулок, учитывающий погодные условия, возрастные особенности детей и их интересы. Важно вести учет проведенных прогулок и анализировать их эффективность.

Более детально о пользе оздоровительных прогулок:

• Воздействие на дыхательную систему:

 Свежий воздух способствует очищению легких от загрязнений и улучшает их вентиляцию. Глубокое дыхание на прогулке тренирует дыхательные мышцы и повышает жизненную емкость легких. Особенно полезны прогулки в сосновом лесу, так как выделяемые соснами фитонциды обладают антимикробными свойствами.

• Влияние на нервную систему:

 Пребывание на природе оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему, снижает уровень стресса и тревожности. Разнообразные зрительные впечатления, звуки природы и запахи стимулируют работу мозга и улучшают когнитивные функции.

• Улучшение обмена веществ:

 Физическая активность на прогулке стимулирует обмен веществ и способствует сжиганию калорий. Это особенно важно для детей с избыточным весом или склонностью к ожирению.

• Стимуляция сенсорного развития:

 Прогулки предоставляют возможность для развития всех органов чувств. Дети могут видеть разные цвета и формы, слышать звуки природы, ощущать прикосновения ветра и солнца, вдыхать запахи цветов и деревьев.

• Формирование экологической культуры:

 Наблюдение за природой воспитывает у детей бережное отношение к окружающей среде и формирует экологическую культуру.

Практические рекомендации по организации прогулок:

• Разминка перед прогулкой:

Перед выходом на улицу необходимо провести небольшую разминку, чтобы подготовить мышцы к физической нагрузке.

• Использование игровых элементов:

 Включайте в прогулку игровые элементы, чтобы сделать ее более интересной и увлекательной для детей.

• Учет индивидуальных особенностей:

 Учитывайте индивидуальные особенности детей, такие как уровень физической подготовки, состояние здоровья и интересы.

• Создание позитивной атмосферы:

 Создавайте на прогулке позитивную и дружелюбную атмосферу, чтобы дети чувствовали себя комфортно и безопасно.

• Проведение тематических прогулок:

 Организуйте тематические прогулки, посвященные определенным темам, например, "Мир растений", "Жизнь животных", "Времена года".

• Интеграция с образовательным процессом:

 Связывайте прогулки с образовательным процессом, например, проводите на прогулке наблюдения за природой и используйте их в качестве материала для уроков.

• Вовлечение родителей:

 Привлекайте родителей к участию в организации и проведении прогулок.

Безопасность превыше всего!

Важно помнить о безопасности детей во время прогулок.

Необходимо:

•Выбирать безопасные места для прогулок:

 Избегайте мест с интенсивным движением транспорта, строительными площадками и другими опасными объектами.

• Проводить инструктаж по технике безопасности:

 Перед каждой прогулкой необходимо проводить инструктаж по технике безопасности, объясняя детям правила поведения на улице.

• Обеспечивать постоянный контроль:

 Воспитатели должны постоянно следить за детьми во время прогулки, не допуская их самовольного ухода.

• Иметь аптечку первой помощи:

 На прогулке необходимо иметь аптечку первой помощи с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами.

• Обучать детей правилам дорожного движения:

 Необходимо обучать детей правилам дорожного движения и прививать им навыки безопасного поведения на дороге.

Заключение:

Оздоровительные прогулки в группе продленного дня – это мощный инструмент для укрепления здоровья и гармоничного развития школьников. Правильная организация и методическое обеспечение прогулок позволяют компенсировать негативное влияние современных вызовов и создать благоприятные условия для роста и развития здорового поколения. Инвестируя в здоровье детей сегодня, мы инвестируем в будущее нашей страны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение прогулки в группе продленного дня

Статья о важном значении прогулки в режиме работу группы продленного дня....

Статья: "Игры на прогулке в группе продленного дня"

В статье рассматриваются особенности выбора игр на прогулке с учащимися в группе продленного дня....

Правила поведения на прогулке в группе продленного дня

Группы продленного дня все больше становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального и нравственного развития. Следовательно, перед группами продленного дня сто...

Прогулка в группе продленного дня

  Использование прогулок в режиме ГПД предоставляет огромные возможности для улучшения и эстетического воспитания младших школьников. Мир прекрасного раскрывается через наблюдени...

Подвижные игры на прогулке в группе продленного дня (3, 4 класс)

Подвижные игры  на прогулке в группе продленного дня (3, 4 класс)Подвижные игры на свежем воздухе развивают координацию движения, способствуют улучшению кровообращения и главное, дарят ребёнку за...

Прогулка в группе продленного дня

Прогулка в группе продленного дня...