Классный час ко Дню инвалида «Оглянись вокруг !».
классный час (4 класс)
Тема классного часа: «Оглянись вокруг !».
Цели классного часа:
-Сформировать представление об «особом ребенке».
-Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.
-Развивать чувство эмпатии к людям и людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в частности.
-Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.
-Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.
Эпиграф классного часа: «Мы живем, чтобы нести миру добро и красоту».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 339.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное
общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа - интернат ст-цы Костромской
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Оглянись вокруг!»
к Международному
Дню инвалидов
Подготовила
классный руководитель
Кулакова И.А.
01 декабря 2023 г.
Тема классного часа: «Оглянись вокруг !».
Цели классного часа:
-Сформировать представление об «особом ребенке».
-Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.
-Развивать чувство эмпатии к людям и людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в частности.
-Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.
-Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.
Эпиграф классного часа: «Мы живем, чтобы нести миру добро и красоту».
Ход классного часа
- Организационный момент.
- Встали, улыбнулись друг другу, поприветствовали друг друга на занятии.
- Сообщение темы и цели занятия
— «Здравствуйте!» Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены. Здоровье очень важно для человека. Здоровье — это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим — желаем и себе. (Слайд 1)
— Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?
— Я предлагаю вам вспомнить сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик». А сделаем мы это так: я буду задавать вопросы, а вы — будете отвечать. (Слайд 2)
— Сколько лепестков было у волшебного цветка?
— Кто помнит волшебные слова? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели).
— Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид) (Слайд 3-4)
— К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм.
-Наше занятие посвящено Международному Дню Инвалидов (Слайд 5). Тема сегодняшнего занятия – «Оглянись вокруг!» (Слайд 6)
2. Основная часть
-Правильно вы говорите, всем им необходимо внимание и поддержка со стороны окружающих, Но 3 декабря – особенный день. 3 декабря Международный день поддержки инвалидов. (Слайд 7)
-Они так же нуждаются в добром, внимательном отношении. А как вы, понимаете слово инвалид? (звучат ответы детей)
-В энциклопедическом словаре это слово объясняется так (на доске запись, которую читают дети). Инвалид (от латинского слова) – слабый, немощный. Инвалидность - стойкое нарушение (снижение или утрата) общей трудоспособности, в следствие заболевания или травмы. (Слайд 8)
-А как понимаете словосочетание «Общество инвалидов» (группа людей с ограниченными возможностями)
-В 1992 году Организация Объединенных Наций приняла решение о праздновании Международного дня инвалида. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия
-Проведение 3 декабря Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия, на привлечение внимания общества на преимущества которые оно получает, от участия инвалидов в политической, социальной, экономической и культурной жизни
— Кто же это такие — инвалиды? (Ответы)
— Скажите, пожалуйста, все ли дети могут учиться в школе как вы? Сидеть за партой 40 минут, носить тяжелые портфели, бегать по лестницам, посещать уроки физкультуры?
—(Слайд 9-13) Бывает, что дети рождаются инвалидами или становятся инвалидами в результате несчастных случаев или болезней. Например: кто-то попал прямо под колесо машины, кого-то толкнули, и тот ударился и получил травму, кто-то защищал свою Родину и семью от (бандитов…), кто-то во время тренировки что-то повредил.
Инвалиды — это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.
-К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм. Да действительно, часто это происходит из-за невнимательного отношения к самому себе и близким.
-Баловство в школе, на дороге, дома, неаккуратное обращение с пиротехникой могут привести к различным травмам.
-У людей –инвалидов различные особенности. Людей, которые плохо видят или не видят совсем, называют «инвалид по зрению» ( на доске карточка). Внешне, они мало отличаются от нас с вами. Но им живется намного сложнее, чем нам, ведь они не видят окружающие нас предметов, различные ориентиры на дороге и дома. (Слайд 15)
-Прочитайте слово, написанное на доске (дети читают «зрение»)
-Эти люди могут прийти в кинозал, на концерт, но они смогут только слушать, а не смотреть. А как вы думаете, могут ли они работать? ( ответы детей)
-В больших городах есть «Общество слепых», где люди не имея зрения, изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки) и даже могут читать книги, но специальные для слепых. (Слайд 16)
-Среди знаменитых и талантливых людей тоже есть люди – инвалиды по зрению: Джордж Ширинг — английский музыкант, композитор и виртуоз фортепиано, Андреа Бочелли— итальянский оперный певец, Диана Гурцкая - российская эстрадная певица. (Слайд 17)
- Чтобы прочувствовать на себе, как трудно приходиться жить таким людям, предлагаю выполнить одно задание «Принеси предмет закрытыми глазами»
-Подойдите кто-то один, завяжите глаза. А теперь подойдите к книжному шкафу и возьмите книгу с 3- ей полки. Принеси ее ко мне.
-Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?
-Для нас всех это обыкновенное упражнение и при желании мы можем открыть глаза. И проделать задание с открытыми глазами. Думаю, что каждый из вас понимает, что инвалиды по зрению себе такого позволить не могут.
-А сейчас, предлагаю вам, прочитать отрывок из произведения (на карточках текст ) «Стою и слушаю эти прекрасные звуки природы. На дереве дятел. На болоте - лягушки. Возле цветка шмель. В траве саранча».
-О чем текст? (о звуках природы).
-Мы с вами можем слышать все эти звуки, а вот люди, которые это сделать не могут, у них нет слуха – их называют инвалиды по слуху (на доске карточка – инвалид по слуху) (Слайд 18)
- Скажите, что может привести к потере слуха ? Что нужно делать, чтобы этого избежать? (ответы детей)
-Правильно, нужно остерегаться громких звуков, не ходить в мороз без шапки, не ковырять в ушах острыми предметами.
-(Слайд 19)— А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы «аукаем», чтобы не потерять друг друга, а как они?
— А они общаются жестами, это — жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда не слышащие люди могут понять и наш язык — по движению губ собеседника.
-Людвиг Ван Бетховен – выдающийся немецкий композитор, потерявший слух (Слайд 20)
- А ещё есть люди, у которых нет каких-либо конечностей (рук, ног). (Слайд 21-22)Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках.
-А знаете ли вы, что такие люди участвуют в спортивных соревнованиях, танцуют, рисуют? (Слайд 23-28).
-Для людей –инвалидов существуют даже специальные соревнования – Паралимпийские игры. (Слайд 29)
-Паралимпийские виды спорта: Легкая атлетика. Велосипедный спорт. Фехтование. Дзюдо. Тяжелая атлетика. Стрельба из лука. Лыжный кросс. Хоккей с шайбой (Слайд 30)
-Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.
-Что испытывали? Что хотелось сделать?
— А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашей станице? (Ответы)
— Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. Таких людей много. Это и взрослые и дети.
-Жизнь инвалида очень отличается от жизни обычных людей. Многие не выдерживают насмешек и неуважения и погибают, но среди них есть и жизнестойкие люди, они общаются, занимаются спортом, живут полноценной жизнью.
- Хотя жизнь инвалида отличается от жизни обычного человека, но все равно они такие же как и все. Они так же любят жизнь, любят спорт, любят творчество, любят животных, ждут и любят Новый год, с нетерпением и с замиранием сердца ждут подарков, любят играть, веселиться (Слайд 31-38). Разве они другие? Они сильные духом! (Слайд 39).
— Как мы должны относиться к таким людям? Что нужно для этого делать? (Ответы)
-Я, хотела бы попросить вас относиться к таким людям с уважением: уступать место в транспорте, помочь перейти скользкую дорогу, помочь донести тяжелую сумку и многое другое. Может быть, тогда от вашей доброты людям с ограниченными физическими возможностями будет легче переносить тяготы и лишения.
Практические упражнения (игры)
— Мы много говорим сегодня о здоровье. Здоровье — это движение. Давайте и мы немного поиграем-подвигаемся.
-Сейчас я попрошу встать 5 человек, закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды.
Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя.
— Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение.
Рефлексия:
- Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами?
- Приглашаются 2 человека. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.
Рефлексия:
— Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?
— Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?
-Попробуйте без помощи рук развязать шнурки на обуви.
Рефлексия:
— Что испытывали? Что хотелось сделать?
IV. Заключительная часть
— Ребята сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, инвалидах, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям инвалидам. А особенно трудно в нашем мире жить «особым детям».
-Подарите им частичку своего сердца. Прочитайте то, что вы бы хотели им сказать(Слайд 40).
-Я хочу вам помочь…
Я переживаю за вас….
Я поддержу вас в трудную минуту…
— Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течение занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: «Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам»
— Как вы понимаете эти слова?
— Думаю, многие из вас не станут смеяться над такими людьми, а наоборот по возможности предложат им свою помощь.
V.Итог классного часа.
— Что такое здоровье? Что означают слова «особый ребенок», «дети с ограниченными возможностями здоровья», инвалид?
— Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих?
— Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Что такое здоровый образ жизни?
Рефлексия занятия.
— Беречь здоровье необходимо, так как у здорового человека больше возможностей и сил для достижений своих целей, исполнения мечты, общения и т.д. Чтобы беречь здоровье необходимо заниматься спортом, не курить, не употреблять алкоголь, соблюдать режим. Выполнять советы врачей, чтобы не затягивать болезни. Сохранять и улучшать экологию. Нужно вести здоровый образ жизни.
— Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир»? Доброта- вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры. (Слайд 41).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал для внеурочной деятельности "Викторины для Почемучек или оглянись вокруг..."
Материал может быть использован и при закреплении и углублении знаний по темам: «Птицы», «Насекомые», «Растения». 2-3 класс....

"Жизнь дана на добрые дела" - классный час к Дню инвалида
Цель:показать, что добро живёт в людях, в их добрых поступках;учить понимать и ценить заботу и внимание;привлечь внимание школьников к проблемам людей-инвалидов,способствовать развитию нравственных ка...
Классный час ко дню инвалида "Моя доброта"
Классный час "Моя доброта" нацелен на воспитание толерантного поведения учащихся начальной школы к людям с ограничиными возможностями....






