Методическая разработка тематического урока на тему "Дружба"
методическая разработка (3, 4 класс)

Ранцева Елена Анатольевна

Данная методическая разработка будет полезна при проведении тематических уроков, классных часов на тему "Дружба". Содержит дополнительный литературный материал (стихотворения, пословицы, афоризмы о дружбе), задания для обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка тематического урока (классного часа) на тему «Дружба»

Цель:

- формировать у детей представление о понятиях «дружба», «дружеские отношения».

Задачи:

- выяснить, какие отношения бывают между людьми;

- познакомить учащихся с определениями понятия «дружба»;

- определить, чем дружеские отношения отличаются от других отношений между людьми;

- выяснить, какими личными качествами обладает настоящий друг;

- способствовать развитию речи учащихся;

- развивать эмоциональную сферу детей.

Виды деятельности: беседа, работа с понятием, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с литературными источниками, самостоятельная творческая работа.

Основные термины и понятия: «дружеские отношения». «дружба».

Ход урока:

1. Организационный момент.

#1040;ктуализация имеющихся знаний по теме.

Мы живём в мире среди людей, постоянно с кем-то общаемся, сотрудничаем.

- С кем вам приходится общаться в жизни? Кого можно назвать другом? Есть ли у вас друзья? Какие они? Как поступает настоящий друг?

3. Работа с понятием «дружба»

- Какие отношения существуют между людьми? Приведите примеры.

- Не каждого человека, с которым мы общаемся, учимся, можно назвать своим другом.

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое дружба и какие отношения называют дружескими.

Задание: разобрать по составу слово дружба.

- От какого слова оно произошло?

В тетрадях у учащихся запись: дружба-дружить

- Какое значение имеет слово дружить?

(Дружить – находиться с кем-н. в дружбе)

- Что обозначает слово дружба?

Выслушиваются мнения детей.

- Определим значение слова дружба, воспользовавшись толковым словарём.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (С. И. Ожегов)

(определение понятия записывается на доске)

- Какие опорные слова, вы бы выделили в этом определении? Как вы их понимаете?

- Расскажите своими словами, что же такое дружба.

Задание: записать в тетрадь отличительные черты дружбы (или чем дружеские отношения отличаются от других отношений).

В тетрадях появляется запись:

отличительные черты дружбы

- избирательность;

- бескорыстность;

- взаимная симпатия;

- общность интересов.

- Объясните, что скрывается за каждым записанным вами пунктом.

- Как вы думаете, на чём ещё строятся дружеские отношения?

(взаимное уважение, доверие, умение признавать свои ошибки, забота друг о друге, готовность прийти на помощь, не требуя ничего взамен…)

4. Работа с литературным материалом.

Работа проводится в группах. Детям выдаются стихи, посвящённые друзьям, дружбе. (См. Приложение 1)

Ребята читают стихи. После прочтения им задаются вопросы:

- Какими качествами должен обладать настоящий друг?

- Что значит быть настоящим другом?

Обмен мнениями в группах, потом в классе.

В ходе обмена мнениями составляется список личных качеств человека - настоящего друга:

- искренность, открытость;

- сочувствие;

- умение выслушать;

- интерес к делам и переживаниям другого;

- готовность прийти на помощь, быть рядом в трудную минуту;

- готовность прощать;

- умение признавать свои ошибки;

- умение принимать советы;

- умение хранить секреты;

- надёжность.

5. Самостоятельная творческая работа.

Первое задание. Составь пословицы о дружбе. Сравни свою работу с соседом по парте. Перепиши одну из пословиц в тетрадь. (См. Приложение 2)

В классе обсуждается смысл каждой пословицы.

Второе задание. Прочитай пословицы и афоризмы. (См. Приложение 3)

Подумай, какое качество настоящего друга в каждом из этих высказываний заключено (не заключено) или какую отличительную черту дружбы каждое из них отражает (не отражает). Докажи своё мнение.

(Афоризм – краткое выразительное изречение.)

6. Рефлексия.

- Сегодня на уроке мы узнали, что такое дружба, что отличает дружеские отношения от других отношений, каким должен быть настоящий друг.

- А что значит слово дружба лично для вас?

Далее дети продолжают фразу: «Для меня дружба – это…»

- С какими красками ассоциируется у вас это слово?

7. Домашнее задание (по выбору).

1) напиши небольшой рассказ о своём друге, пользуясь составленным планом:

- Как я понимаю слово дружба.

- Кто такой мой друг.

- Почему я дружу с этим человеком.

- Что дает мне дружба.

2) нарисуй символ дружбы.

Приложение 1

А РАЗВЕ ДРУГА НАДО ЗВАТЬ

А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?

Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце – ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?

Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но... если друга надо звать –
То вряд ли это друг...

Я НЕ СКАЖУ ТЕБЕ, ЧТО ЗНАЧИТ ДРУЖБА

Я не скажу тебе, что значит дружба,
Я подарю тебе и время, и тепло –
Всё то, что, может быть, тебе сильнее нужно,
Чем бесконечность повседневных слов.

Отдам тебе я силы и старанье,
Откликнусь и приду к тебе, когда
Вдруг одиночество и чуда ожиданье
Опустят настроение до дна.

Я помогу, когда вдруг станет сложно,
Попробую понять твой необычный мир
И свет в моём окне всегда зажжётся
На фоне остальных, тебе чужих квартир.

Я не скажу тебе, что значит дружба...
Мне кажется, слова излишни тут.
Ты лишь спроси меня о том, что тебе нужно,
И я приду, когда другие не придут

ДРУЖБА

Есть у вас хороший друг,
Дружбе верен он всегда.
Если что случилось вдруг –
Друг ваш рядом, не беда!

Друг в беде всегда поможет,
Если настоящий друг.
Жизнь за вас отдать он может
Если надо это вдруг.

Он за помощь с вас не спросит
Что-нибудь взамен.
Дружбе верность превозносит,
Потому что джентльмен.

Берегите вашу дружбу,
Верность другу вы храните.
Другу верному не в службу,
Если надо, помогите.

Дружба крепкая всегда
Между верными друзьями.
Не разлучить их никогда,
Дружба славится годами.

ОГОНЬ ДРУЖБЫ

Мой друг в беде меня не бросит.
Всегда он выслушать готов.
Себе же вряд ли что попросит,
Но защитит от всех врагов.

Со мною любит он общаться,
Свои секреты скажет мне.
Я честно вам могу признаться,
Что лучше друга нет нигде.

Он самый добрый, самый милый,
Ко мне внимательный такой...
А как душа его красива!
Мне дарит радость, мир, покой.

Его я очень уважаю,
Ведь он мне самый близкий друг.
Его проблемы понимаю.
Пусть все завидуют вокруг!

Хоть далеко мы друг от друга,
Но дружбы той огонь горит.
Ей не грозят мороз и вьюга,
Ничто её не устрашит!

МОЙ ДРУГ

У него вагон достоинств,
Недостатков нет почти,
Ничего ему не стоит
Вам улыбку принести.

Давать он хочет, а не брать,
Он сильный, а не слабый,
О нём я толстую тетрадь
Всю исписать могла бы!

Он выигрывать умеет,
Не боится проиграть,
«Очень быстро он умнеет!» –
Записала я в тетрадь.

Починил он клетку птице,
Дал котёнку молоко.
Он умеет извиниться,
Это тоже нелегко!

(А.Л. Барто)

У меня теперь есть Друг,

Преданный и верный.

Без него я как без рук,

Если откровенно.

Мы гуляем во дворе,

Весело играем,

Скоро в школу в сентябре

Вместе зашагаем.

Другу я любой секрет

Расскажу без страха.

Я несу ему котлет,

Спрятав под рубахой.

Ешь, мой маленький Дружок,

Что еще затеешь?

Ты пока еще щенок,

А дружить умеешь.

Приложение 2

Без беды тот же недруг.

Без друга опасный враг.

Друг в беде – друга не узнаешь.

Друг до поры – помогай в беде.

Неверный друг – друг вдвойне.

Назвался другом – в жизни туго.

Ответы:

Без беды друга не узнаешь.

Без друга в жизни туго.

Друг в беде – друг вдвойне.

Друг до поры – тот же недруг.

Неверный друг – опасный враг.

Назвался другом – помогай в беде.

Приложение 3

Пословицы о дружбе и друзьях

Без полной откровенности не бывает и дружбы.

Были бы пирожки – будут и дружки.

Дружба заботой да подмогой крепка.

Дружба крепнет правдой.

Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.

Кто разделяет с тобой трудную минуту – настоящий друг.

Трусливый друг опаснее врага: врага опасаешься, а на друга опираешься.

Дружба любит дело.

Друг твоё зеркало.

Единственный способ иметь друга – это быть другом.

Не бросай друга в несчастье.

Недостаток доверия вредит дружбе.

Плохой друг подобен тени: только в светлые дни его и видишь.

Товарищество, как и дружба, обязывает.

Афоризмы о дружбе и друзьях

Друг — это одна душа в двух телах. Аристотель

Тесная дружба бывает у сходных меж собою людей. Платон

У кого есть друзья, у того нет друга. Аристотель

Раздаточный материал (к Приложению 2)

Без беды тот же недруг.

Без друга опасный враг.

Друг в беде – друга не узнаешь.

Друг до поры – помогай в беде.

Неверный друг – друг вдвойне.

Назвался другом – в жизни туго.

Без беды тот же недруг.

Без друга опасный враг.

Друг в беде – друга не узнаешь.

Друг до поры – помогай в беде.

Неверный друг – друг вдвойне.

Назвался другом – в жизни туго.

Без беды тот же недруг.

Без друга опасный враг.

Друг в беде – друга не узнаешь.

Друг до поры – помогай в беде.

Неверный друг – друг вдвойне.

Назвался другом – в жизни туго.

Без беды тот же недруг.

Без друга опасный враг.

Друг в беде – друга не узнаешь.

Друг до поры – помогай в беде.

Неверный друг – друг вдвойне.

Назвался другом – в жизни туго.

Без беды тот же недруг.

Без друга опасный враг.

Друг в беде – друга не узнаешь.

Друг до поры – помогай в беде.

Неверный друг – друг вдвойне.

Назвался другом – в жизни туго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предлагает во всех школах России провести 1 сентября 2012г  «Уроки семьи и семейных ценностей». Представляю мето...

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»

Конспект классного часа, посвящённый празднику Дня Знаний на тему: «Семья и семейные ценности». Данный урок поможет раскрыть значение понятий «семья», «семейные ценности», воспитывать уважение к члена...

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»...

Методическая разработка тематического классного часа«Семья и семейные ценности»

Цели и задачи:- формирование убеждения о важности и роли семьи и школы в жизни человека;- воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;- формирование духовных и н...

Методическая разработка тематического урока знаний «УЧИТЕЛЬ – ПРОФЕССИЯ НУЖНАЯ, ВАЖНАЯ, САМАЯ ГЛАВНАЯ НА ЗЕМЛЕ»

Методическая разработка урока знаний в первом классе, посвященного году учителя. В ходе беседы ребята знакомятся с понятием "профессия", со своими новыми "профессиональными" обязанностями и инструмент...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тематического урока «700 лет со дня рождения Сергия Радонежского»

Данный тематический урок проводился в 1-4 классах в предверии 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского....

Методическая разработка тематического урока. «Светофорик»

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и изготовление поделки «Светофорик»....