Методическая разработка тематического урока на тему "Дружба"
методическая разработка (3, 4 класс)
Данная методическая разработка будет полезна при проведении тематических уроков, классных часов на тему "Дружба". Содержит дополнительный литературный материал (стихотворения, пословицы, афоризмы о дружбе), задания для обучающихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка тематического урока (классного часа) на тему «Дружба»
Цель:
- формировать у детей представление о понятиях «дружба», «дружеские отношения».
Задачи:
- выяснить, какие отношения бывают между людьми;
- познакомить учащихся с определениями понятия «дружба»;
- определить, чем дружеские отношения отличаются от других отношений между людьми;
- выяснить, какими личными качествами обладает настоящий друг;
- способствовать развитию речи учащихся;
- развивать эмоциональную сферу детей.
Виды деятельности: беседа, работа с понятием, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с литературными источниками, самостоятельная творческая работа.
Основные термины и понятия: «дружеские отношения». «дружба».
Ход урока:
1. Организационный момент.
#1040;ктуализация имеющихся знаний по теме.
Мы живём в мире среди людей, постоянно с кем-то общаемся, сотрудничаем.
- С кем вам приходится общаться в жизни? Кого можно назвать другом? Есть ли у вас друзья? Какие они? Как поступает настоящий друг?
3. Работа с понятием «дружба»
- Какие отношения существуют между людьми? Приведите примеры.
- Не каждого человека, с которым мы общаемся, учимся, можно назвать своим другом.
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое дружба и какие отношения называют дружескими.
Задание: разобрать по составу слово дружба.
- От какого слова оно произошло?
В тетрадях у учащихся запись: дружба-дружить
- Какое значение имеет слово дружить?
(Дружить – находиться с кем-н. в дружбе)
- Что обозначает слово дружба?
Выслушиваются мнения детей.
- Определим значение слова дружба, воспользовавшись толковым словарём.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (С. И. Ожегов)
(определение понятия записывается на доске)
- Какие опорные слова, вы бы выделили в этом определении? Как вы их понимаете?
- Расскажите своими словами, что же такое дружба.
Задание: записать в тетрадь отличительные черты дружбы (или чем дружеские отношения отличаются от других отношений).
В тетрадях появляется запись:
отличительные черты дружбы
- избирательность;
- бескорыстность;
- взаимная симпатия;
- общность интересов.
- Объясните, что скрывается за каждым записанным вами пунктом.
- Как вы думаете, на чём ещё строятся дружеские отношения?
(взаимное уважение, доверие, умение признавать свои ошибки, забота друг о друге, готовность прийти на помощь, не требуя ничего взамен…)
4. Работа с литературным материалом.
Работа проводится в группах. Детям выдаются стихи, посвящённые друзьям, дружбе. (См. Приложение 1)
Ребята читают стихи. После прочтения им задаются вопросы:
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- Что значит быть настоящим другом?
Обмен мнениями в группах, потом в классе.
В ходе обмена мнениями составляется список личных качеств человека - настоящего друга:
- искренность, открытость;
- сочувствие;
- умение выслушать;
- интерес к делам и переживаниям другого;
- готовность прийти на помощь, быть рядом в трудную минуту;
- готовность прощать;
- умение признавать свои ошибки;
- умение принимать советы;
- умение хранить секреты;
- надёжность.
5. Самостоятельная творческая работа.
Первое задание. Составь пословицы о дружбе. Сравни свою работу с соседом по парте. Перепиши одну из пословиц в тетрадь. (См. Приложение 2)
В классе обсуждается смысл каждой пословицы.
Второе задание. Прочитай пословицы и афоризмы. (См. Приложение 3)
Подумай, какое качество настоящего друга в каждом из этих высказываний заключено (не заключено) или какую отличительную черту дружбы каждое из них отражает (не отражает). Докажи своё мнение.
(Афоризм – краткое выразительное изречение.)
6. Рефлексия.
- Сегодня на уроке мы узнали, что такое дружба, что отличает дружеские отношения от других отношений, каким должен быть настоящий друг.
- А что значит слово дружба лично для вас?
Далее дети продолжают фразу: «Для меня дружба – это…»
- С какими красками ассоциируется у вас это слово?
7. Домашнее задание (по выбору).
1) напиши небольшой рассказ о своём друге, пользуясь составленным планом:
- Как я понимаю слово дружба.
- Кто такой мой друг.
- Почему я дружу с этим человеком.
- Что дает мне дружба.
2) нарисуй символ дружбы.
Приложение 1
А РАЗВЕ ДРУГА НАДО ЗВАТЬ
А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце – ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но... если друга надо звать –
То вряд ли это друг...
Я НЕ СКАЖУ ТЕБЕ, ЧТО ЗНАЧИТ ДРУЖБА
Я не скажу тебе, что значит дружба,
Я подарю тебе и время, и тепло –
Всё то, что, может быть, тебе сильнее нужно,
Чем бесконечность повседневных слов.
Отдам тебе я силы и старанье,
Откликнусь и приду к тебе, когда
Вдруг одиночество и чуда ожиданье
Опустят настроение до дна.
Я помогу, когда вдруг станет сложно,
Попробую понять твой необычный мир
И свет в моём окне всегда зажжётся
На фоне остальных, тебе чужих квартир.
Я не скажу тебе, что значит дружба...
Мне кажется, слова излишни тут.
Ты лишь спроси меня о том, что тебе нужно,
И я приду, когда другие не придут
ДРУЖБА
Есть у вас хороший друг,
Дружбе верен он всегда.
Если что случилось вдруг –
Друг ваш рядом, не беда!
Друг в беде всегда поможет,
Если настоящий друг.
Жизнь за вас отдать он может
Если надо это вдруг.
Он за помощь с вас не спросит
Что-нибудь взамен.
Дружбе верность превозносит,
Потому что джентльмен.
Берегите вашу дружбу,
Верность другу вы храните.
Другу верному не в службу,
Если надо, помогите.
Дружба крепкая всегда
Между верными друзьями.
Не разлучить их никогда,
Дружба славится годами.
ОГОНЬ ДРУЖБЫ
Мой друг в беде меня не бросит.
Всегда он выслушать готов.
Себе же вряд ли что попросит,
Но защитит от всех врагов.
Со мною любит он общаться,
Свои секреты скажет мне.
Я честно вам могу признаться,
Что лучше друга нет нигде.
Он самый добрый, самый милый,
Ко мне внимательный такой...
А как душа его красива!
Мне дарит радость, мир, покой.
Его я очень уважаю,
Ведь он мне самый близкий друг.
Его проблемы понимаю.
Пусть все завидуют вокруг!
Хоть далеко мы друг от друга,
Но дружбы той огонь горит.
Ей не грозят мороз и вьюга,
Ничто её не устрашит!
МОЙ ДРУГ
У него вагон достоинств,
Недостатков нет почти,
Ничего ему не стоит
Вам улыбку принести.
Давать он хочет, а не брать,
Он сильный, а не слабый,
О нём я толстую тетрадь
Всю исписать могла бы!
Он выигрывать умеет,
Не боится проиграть,
«Очень быстро он умнеет!» –
Записала я в тетрадь.
Починил он клетку птице,
Дал котёнку молоко.
Он умеет извиниться,
Это тоже нелегко!
(А.Л. Барто)
У меня теперь есть Друг,
Преданный и верный.
Без него я как без рук,
Если откровенно.
Мы гуляем во дворе,
Весело играем,
Скоро в школу в сентябре
Вместе зашагаем.
Другу я любой секрет
Расскажу без страха.
Я несу ему котлет,
Спрятав под рубахой.
Ешь, мой маленький Дружок,
Что еще затеешь?
Ты пока еще щенок,
А дружить умеешь.
Приложение 2
Без беды тот же недруг.
Без друга опасный враг.
Друг в беде – друга не узнаешь.
Друг до поры – помогай в беде.
Неверный друг – друг вдвойне.
Назвался другом – в жизни туго.
Ответы:
Без беды друга не узнаешь.
Без друга в жизни туго.
Друг в беде – друг вдвойне.
Друг до поры – тот же недруг.
Неверный друг – опасный враг.
Назвался другом – помогай в беде.
Приложение 3
Пословицы о дружбе и друзьях
Без полной откровенности не бывает и дружбы.
Были бы пирожки – будут и дружки.
Дружба заботой да подмогой крепка.
Дружба крепнет правдой.
Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.
Кто разделяет с тобой трудную минуту – настоящий друг.
Трусливый друг опаснее врага: врага опасаешься, а на друга опираешься.
Дружба любит дело.
Друг твоё зеркало.
Единственный способ иметь друга – это быть другом.
Не бросай друга в несчастье.
Недостаток доверия вредит дружбе.
Плохой друг подобен тени: только в светлые дни его и видишь.
Товарищество, как и дружба, обязывает.
Афоризмы о дружбе и друзьях
Друг — это одна душа в двух телах. Аристотель
Тесная дружба бывает у сходных меж собою людей. Платон
У кого есть друзья, у того нет друга. Аристотель
Раздаточный материал (к Приложению 2)
Без беды тот же недруг.
Без друга опасный враг.
Друг в беде – друга не узнаешь.
Друг до поры – помогай в беде.
Неверный друг – друг вдвойне.
Назвался другом – в жизни туго.
Без беды тот же недруг.
Без друга опасный враг.
Друг в беде – друга не узнаешь.
Друг до поры – помогай в беде.
Неверный друг – друг вдвойне.
Назвался другом – в жизни туго.
Без беды тот же недруг.
Без друга опасный враг.
Друг в беде – друга не узнаешь.
Друг до поры – помогай в беде.
Неверный друг – друг вдвойне.
Назвался другом – в жизни туго.
Без беды тот же недруг.
Без друга опасный враг.
Друг в беде – друга не узнаешь.
Друг до поры – помогай в беде.
Неверный друг – друг вдвойне.
Назвался другом – в жизни туго.
Без беды тот же недруг.
Без друга опасный враг.
Друг в беде – друга не узнаешь.
Друг до поры – помогай в беде.
Неверный друг – друг вдвойне.
Назвался другом – в жизни туго.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предлагает во всех школах России провести 1 сентября 2012г «Уроки семьи и семейных ценностей». Представляю мето...
Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»
Конспект классного часа, посвящённый празднику Дня Знаний на тему: «Семья и семейные ценности». Данный урок поможет раскрыть значение понятий «семья», «семейные ценности», воспитывать уважение к члена...

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»
Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»...

Методическая разработка тематического классного часа«Семья и семейные ценности»
Цели и задачи:- формирование убеждения о важности и роли семьи и школы в жизни человека;- воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;- формирование духовных и н...

Методическая разработка тематического урока знаний «УЧИТЕЛЬ – ПРОФЕССИЯ НУЖНАЯ, ВАЖНАЯ, САМАЯ ГЛАВНАЯ НА ЗЕМЛЕ»
Методическая разработка урока знаний в первом классе, посвященного году учителя. В ходе беседы ребята знакомятся с понятием "профессия", со своими новыми "профессиональными" обязанностями и инструмент...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тематического урока «700 лет со дня рождения Сергия Радонежского»
Данный тематический урок проводился в 1-4 классах в предверии 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского....

Методическая разработка тематического урока. «Светофорик»
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и изготовление поделки «Светофорик»....
