Рабочие тетради
материал (3 класс)
Тетради составлены к рабочей программе по внеурочной деятельности "Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 573.2 КБ | |
| 683.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная кадетская школа №4»
ОБРАЗ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА
НА СТРАНИЦАХ ДЕТСКИХ КНИГ
1 КЛАСС
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАЗАЧЬИ ПОСЛОВИЦЫ О РОДИНЕ
«Слово – тот груз, который в пути не тянет, а душу согревает», - говорят казаки. Рассмотрим, как вековая казачьямудрость нашла отражение в словах.
Без пословицы речь не молвится.
Поговорка – цветочек, пословица –ягодка.
Без пословицы не проживёшь.
Красна речь пословицей.
Пословица – всем углам помощница.
Пословица не даром молвится.
Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
Пословица не клинок, а колет в бок.
Старая пословица век не смолится.
- Что же такое пословица?
Пословица–это краткое высказывание, в котором заключён глубокий смысл. Люди с давних времён люди придумывали пословицы о добре и зле, правде и лжи, о труде и лени, об учёбе итруде. Однако смысл пословицы не всегда лежит на поверхности, чтобы его отыскать, надо поразмыслить.
- Прочитай казачьи пословицы
На какой земле родился – там и богу молись!
За морем теплее, а дома светлее.
Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт.
На родной земле хоть умри, но с нее не сходи!
- Как ты думаешь, какая тема объединяет эти пословицы?
Подсказка: разгадай ребус.
Важнейшей чертой характера казака является любовь к Родине. В три года мальчика сажали на коня и давали в руки шашку, чтобы он понимал, как нуждается в защитнике родная земля. В наше время сохранились казачьи пословицы о воинской чести.
- Пословицы разбежались. Чтобы познакомиться с ними, нужно соединить стрелками рассыпавшиеся части.
Донской казак честь не кинет, Казачья смелость И один в поле воин, Где тревога, У казака в бою Кто пули боится, | туда казаку дорога. тот в казаки не годится. нет спины. хоть головушка сгинет. порушит любую крепость. если он по - казачьи скроен. |
- Какой вывод можно сделать, прочитав и обдумав эти пословицы? Какие качества с детства воспитывались в казаках?
В мирное время у казаков тоже были свои заботы. Они пахали землю, сеяли хлеб.
- Собери пословицу.
- О чем говорит эта пословица?
- Сравни ее со следующими:
Мать-Сыра Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает!
Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей!
От безделья не бывает у казака веселья.
Не тогда казак мужает, когда отдыхает, а тогда, когда устаёт.
Каким у казаков было отношение к труду?
Подчеркни, какие качества ценились у казаков:
Трудолюбие, лень, усердие, прилежность, безделье, нерадивость, настойчивость, слабость, выносливость.
Известный писатель и журналист Василий Песков написал:
«Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через реку, и птицы, летящие на север. Это и Москва, и мое родное село Орлово. Это имена людей, названия рек и конечно же, наши родители.
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил».
- Прочитай слова песни Игоря Шаферана.
Журавлёнок
Ушло тепло с полей,
и стаю журавлей
Ведёт вожак в заморский край зелёный.
Летит печально клин,
И весел лишь один,
Один какой-то журавлёнок несмышлёный.
Он рвётся в облака,
торопит вожака,
Но говорит ему вожак сурово:
– Хоть та земля теплей,
А родина милей,
Милей – запомни, журавлёнок, это слово.
Запомни шум берёз
и тот крутой откос,
Где мать тебя увидела летящим;
Запомни навсегда,
Иначе никогда,
Дружок, не станешь журавлём ты настоящим.
У нас лежат снега,
У нас гудит пурга
И голосов совсем не слышно птичьих.
А где-то там вдали
Курлычут журавли,
Они о Родине заснеженной курлычут.
- Какую из пословиц, с которыми ты познакомился, тебе хотелось бы привести в пример журавленку? Почему?
Познакомься, это Тимофей. Он юный казак и будет знакомиться с традициями и обычаями казаков вместе с тобой.
- Расскажи ему, что ты узнал о казачьих пословицах.
- Какие качества должен в себе воспитывать Тимофей, чтобы стать настоящим казаком?
- В чем, по твоему мнению, главное предназначение казака?
Развиваем речь:
Расскажи родителям о Тимофее. Вместе с ними напиши ему письмо с советами, как стать славным казаком.
Художественная мастерская:
- Нарисуй, как будет выглядеть Тимофей, когда повзрослеет.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная кадетская школа №4»
ОБРАЗ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА
НА СТРАНИЦАХ ДЕТСКИХ КНИГ
1 КЛАСС
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАЗАЧЬИ СКАЗКИ
Казачью сказку слушать, что мед ложкой кушать.
- Внимательно прочитай казачью сказку.
КАЗАК И ЛИСА
ежит по дороге лиса. От кургана[1] к кургану, из куста в кусточек. Хвост к земле, нюхает поживу[2]. Побежит, побежит – сядет, оглянется по сторонам – и снова вперед.
Добежала до станицы[3]. Видит: возле куреня[4] казак сидит, сапоги тачает[5]. Увидала его лиса – шасть под кочку. Притаилась, а глаза во дворе. За плетнем[6] куры в золе гнездятся, утки в ушате плещутся, индейки у колодца кулдыкают.
Облизнулась лиса, язык за щеку – и захромала. Подлезла к казаку и жалобно запричитала:
– Бог помощь, добрый человек.
– Куда путь держишь? – спрашивает казак,
– Иду издалека. Да со шляха[7], вишь, сбилась. Обходить силы нет, отвори воротца, пройду напрямик к околице[8].
Поверил казак лисе, отложил ворота:
– Проходи, да поаккуратнее, птицу не всполоши.
– До птицы ли мне? Еле ноги волоку, – сказала лиса и поплелась, вот-вот упадет.
А казак опять за свое дело – что время терять? Кольнул шилом раз, другой – слышит, переполох птичий. «Что такое? – думает. – Кто потревожил птицу?»
Подскочил к воротам, видит: через гумно[9] наметом[10] лиса бежит с петухом в зубах.
– Ах ты, каналья, обманщица окаянная! А лиса казаку:
– Моя хитрость меня кормит, поит, к доверчивым людям водит. Спасибо тебе, казачок, за петушка. Забегу еще – готовь курочку.
Расхвасталась лиса, обо всем забыла.
– Я те вязы скручу[11]! – крикнул казак. И собаку на нее. – От моей собаки ни один зверь не уходил, а ты и подавно.
Заметила лиса собаку, метнулась в сторону, да поздно. Круть-верть – не уйти, цепко держит за кабаржину[12] собака. Тут и хитростям лисы конец, а мне – бражки корец[13].
Вопросы и задания:
- Понравилась ли тебе сказка? Как ты думаешь, чему она учит?
- Определи характеры главных героев. Какие они?
- За что была наказана лиса?
- Соедини стрелками характеристики с нужным персонажем:
хитрая
трудолюбивый
доверчивый
глупая
честный
ленивая
Учимся читать выразительно:
- Перечитай слова лисы в начале сказки и в конце. С какой интонацией надо читать ее слова?
- Подготовь вместе с другом чтение по ролям разговора казака и лисы.
Развиваем речь:
- Ты уже заметил, что непонятные тебе слова даны со сносками. Сноска – это примечание к тексту, перевод, толкование непонятного слова, помещаемые в нижней части страницы или в конце книги.
- В сказке лиса встретилась с казаком возле куреня, т.е. хаты, а знаешь ли ты, как выглядит казачья хата изнутри?
- Попробуй дать свое толкование слов, называющих предметы быта и убранства казачьей хаты.
- Рогач 2. Паляница 3. Лава 4. Рушник 5.Дробына.
Художественная мастерская:
Нарисуй свою иллюстрацию к сказке «Казак и лиса».
Творческий проект:
Вместе со своими друзьями вылепи из пластилина героев сказки,убранство казачьего двора и покажи своим одноклассникам самый настоящий спектакль.
[1] Курган - холм, горка.
[2] Пожива - то, чем можно поживиться, легкая нажива.
[3] Станица - большое селение в казачьих областях (на Дону, Кубани и т.п.).
[4] Курень - жилище, дом (у казаков).
[5] Сапоги тачает – зашивает.
[6] Плетень - изгородь, сплетенная из прутьев и ветвей.
[7] Шлях - наезженная дорога, путь.
[8] Околица - окольная, кружная дорога.
[9] Гумно - площадка для молотьбы сжатого хлеба
[10] Наметом – галопом.
[11] Я те вязы скручу – я тебя поколочу.
[12]Кабаржина – хребет.
[13] Корец – ковш.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса
В рабочей тетради представлены у пражнения на развитие внимания, памяти, мышления....
рабочая тетрадь участника научно-практической конференции (начальная школа)
Рабочая тетрадь участника научно-практической конференции (начальная школа) поможет учителям организовывать научно-исследовательскую деятельносить в школе...
рабочая тетрадь участника научно-практической конференции (начальная школа)
Этот материал поможет учителям начальной школы организовать НИР....
Соблюдение орфографического режима в рабочих тетрадях и тетрадях для контрольных работ в начальной школе.
На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в в...
Соблюдение орфографического режима в рабочих тетрадях и тетрадях для контрольных работ в начальной школе.
На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в в...





























