ОПРОСНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА
тест (3 класс)

Шелепова Юлия Сергеевна

Опросник для изучения внутренней позиции школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПРОСНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА

Беседа для выявления "Внутренней позиции школьника"
(Модифицированный вариант Н.И. Гуткиной)

Методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.

ОПРОСНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА

  1. Тебе нравится ходить в школу?  
  2. Почему тебе нравится (не нравится) ходить в школу?
  3. Ты хочешь вернуться в детский сад и еще год не ходить в школу?
  4. Почему ты ходишь в школу?
  5. Что тебе больше нравится: уроки или перемены?
  6. Какие занятия тебе больше всего нравятся?   Почему?
  7. Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается или бросаешь её?
  8.  Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит?   Почему?
  9.  Если бы мы сейчас играли в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником или учителем?

                        ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

  Если ребенок с желанием ходит в школу, то на вопросы №3,8 он отвечает несогласием, и наоборот.

  Важно обратить внимание на то, как ребенок понимает, зачем он ходит в школу (№4) и объясняет, почему ему это нравится (не нравится) (№2). Часть детей говорит, что они ходят в школу для того, чтобы научиться читать, писать и т.д. Но некоторые ребята отвечают, что в детском саду им надоело и в школе им не надо спать, т.е. желание в ходить в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса ребенка.

Вопросы №5,6 (отчасти №2,4) направляют на выяснение познавательного интереса испытуемого. Ответ на вопрос №7 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе.

Если ученик не хочет быть учеником, то его устроит ситуация, предлагаемая в вопросе №8, и наоборот.

Если ребенок хочет учиться, то, как правило, в предлагаемой игре в школу он выбирает роль ученика, объясняя это желанием учиться (№9), и предпочитает уроки переменам (№5). Если ребенок еще не очень хочет учиться, то он выбирает роль учителя и отдает предпочтение переменам.

Анализ ответов на вопросы показывает сформированность (+) или несформированоость (-) «внутренней позиции школьника». В неясных случаях ставится знак (+-)

Методика «Беседа о школе»

(модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 6,5 – 8 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание оценивания: ученик должен ответить на вопросы:

  1. Тебе нравится в школе?
  2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
  3. Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой - хороший ученик?» Что ты ему ответишь?
  4. Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить и школу. Ты согласишься?
  5. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание — там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?
  6. Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: Подумай, о чем он тебя может спросить.
  7. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь — шоколадку, игрушку или пятёрку в журнал».

Критерии оценивания:

1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.

2. Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что выражается в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.

3. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальные занятиям дома, социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).

Уровни оценивания:

0 б. - Отрицательное отношение к школе и поступлению в нее.

1 б. - Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

2 б. - Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.

3 б. - Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

Обработка результатов:

1. Внести результаты в соответствующую графу в таблице №3.

2. Подсчитать среднее значение по классу и внести итоговые значения в таблицу№3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по формированию внутренней позиции школьника

рекомендации по формированию внутренней позиции школьника....

«Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника».

С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция по...

Внутренняя позиция школьника

Формирование внутренней позиции младшего школьника. Значение. Советы родителям....

Программа занятий с элементами социально-психологического тренинга по формированию внутренней позиции педагога в условиях реализации ФГОС

Качество обучения и здоровье учащихся напрямую зависит от личности учителя, и прежде всего, его профессионально-педагогической направленности, ценностных ориентаций,   нравственных...

Занятие 1 класс. Внешний вид ученика. Внутренняя позиция школьника.

Задание 1. "Придумай историю". Рассмотри две картинки. Как ты думаешь, почему мальчик вернулся из школы неопрятный? Придумай историю. Задание 2. Тест. https://onlinetestpad.com/ru/testview/1...