"НАМ ДОРОГИ ЭТИ ПОЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ"
методическая разработка (4 класс)

Сайганова Татьяна Михайловна

Литературно-музыкальная компазиция к 9 мая для учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayganova_t.m._metodicheskaya_razrabotka.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н. А. Кузнецова»

«НАМ ДОРОГИ ЭТИ ПОЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ!»

(Музыкально-литературная композиция к 80-летию со дня Великой Победы для учащихся 3-4 классов)

Составила учитель начальных классов

Сайганова Татьяна Михайловна

г. Тамбов, 2025

ЦЕЛЬ: воспитание у ребят любви к Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого; закрепление и углубление исторических знаний, развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа.

(Под мелодию песни «День Победы» выходит семья: мама, папа-офицер, сын 6 - 7 лет. Они вернулись домой после парада.)

Мать – Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие.

Отец – Ну что, сынок, понравился тебе парад?

Сын – Да, папа! Какая у нас Армия: мощная и сильная. Я стоял и гордился!

Мать – А как держались ветераны! Сколько на их груди орденов и медалей! Это память о прошедшей войне.

Сын – Папа, а когда началась война?

Отец – Сядь, мой дружок, раскрой эту книгу, посмотри картинки, послушай о чём говорится.

Летней ночью, на рассвете,

Когда мирно спали дети,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских -

Это значит - против нас.

Мать – 22 июня 1941 год. Фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Это была смертоносная лавина, прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат. 190 дивизий (5,5 млн человек), около 5 тыс. самолетов, свыше 3 тыс. танков – всё это двигалось на нас, на наших бабушек и дедушек, которые были молоды так же, как мы с вами. Началась невиданная доселе по своим размахам и ожесточенности война, вошедшая в историю как Великая Отечественная.

(на фоне музыки «Эх, дороги!» видео с кинохроникой начала войны)

(выходит хор и исполняет песню «Священная война»)

Мать – Вставай, народ!

Услышав клич Земли на фронт солдаты Родины ушли.

С отцами рядом были их сыны –

Солдаты шли дорогами войны.

Отец – Много дорог прошагал солдат. Много вёрст намотал, сапог истаскал, жизнь отдавал, кровь проливал. Эти нам дороги позабыть нельзя!

Мать – Много война подарила героев,

Много из них не вернулись из боя.

Лётчик, ракетчик, моряк и танкист.

В память о них на холме обелиск.

Есть ещё один батальон.

На смерть сражался за каждый он дом.

Это десанта ряды боевые:

Береты, как небо, у них голубые.

(звучит песня «Десятый наш десантный батальон)

Сын – Папа, а как началась война?

Отец – Слушай, сынок, и смотри.

(звучит песня «А у нас во дворе», выходят парни и девушки (по 4 человека) и гуляют парами)

Парень 1 - Ребята, сегодня в клуб привезли новые пластинки, пойдёмте потанцуем!

Парень 2 - Пойдёмте!

(начинают танцевать под весёлую мелодию, неожиданно вой сирены, из репродуктора голос Левитана:

Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра, без всякого объявления войны, Германские вооружённые силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!)

(звучит мелодия песни «Вставай, страна огромная! молодые люди уходят)

Мать - Июнь, интендантство. Шинель с непривычки длина. Мать застыла в дверях. Что это значит? Нет, она не заплачет, что же делать, война… А во сколько твой поезд? И всё же заплачет… Синий свет на платформах, Белорусский вокзал… Кто-то долго целует. Как ты сказал?

Мила, тише…

И мельканье подножек,

И ответа уже не услышать.

И бомбёжка… И весь день, и всю ночь до рассвета неподвижные желтые как фонари над твоей головою ракеты.

Да, война не такая, какой нам описали её. Это горькая штука.

(звучит спокойная мелодия, выходят молодые пары, прощание на вокзале)

Парень 1 - Давайте, девчонки, напоследок станцуем нашу, любимую…

(исполняют танец «Кадриль»)

(Звук – стук колес поезда, звучит команда «По вагонам!)

Сын - Папа, а на войне солдаты совсем не отдыхали?

Отец - Отдыхать им, сынок, удавалось только между боями на привале, часто только ночью.

(сценка «У костра» - 4 бойца на привале)

Первый - Эх, тишина-то какая! Будто и войны вовсе нет.

Второй - Эх, скажу вам, друзья, хоть минутку

Мне бы в крае родном побывать,

Чтобы дочку увидеть малютку,

Да жену свою к сердцу прижать.

Третий - А я вот письмо написал, мои ждут, обрадую их. (читает)

Дорогие мои, родные! Ночь. Дрожит огонёк свечи. Вспоминаю вас постоянно, как вы спите на тёплой печи.
Завтра снова я в бой иду за Отчизну свою, за Родину, что попала в лихую беду Соберу всю волю и силу, чтоб фашистов отчаянно бить, чтобы вам ничего не грозило, чтобы все мы могли счастливо жить.

Четвертый - Эх, растревожил ты душу, Иваныч. Спой-ка.

(звучит песня «В землянке»)

(звук выстрелов, уходят те, кто сидел на привале)

Сын - Мама, а если все мужчины и многие женщины ушли на войну, с кем же остались дети? И как они жили?

Мать - Во многих населенных пунктах: городах, деревнях и сёлах остались только старики, женщины и дети. Они работали на заводах, фабриках, полях. На ровне со взрослыми работали и дети, чтобы помочь фронту. Некоторые дети даже приписывали себе возраст, чтобы их взяли на фронт. А некоторые убегали тайком в лес к партизанам, чтобы ходить в разведку. Рядом с именами легендарных героев войны Маресьева, Каплунова, Покрышкина и многих других мы называем имена юных героев, отдавших жизнь за победу.

(Группа детей выстраивается в шеренгу спиной к залу. Они по очереди поворачиваются и рассказывают о героях (на экране демонстрируются портреты героев)

Ученик 1 Наши сверстники шли по дорогам войны вместе со своими отцами и старшими братьями.

Ученик 2 Дети войны… сколько их, маленьких, отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине…

Ученик 3 Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны!

Ученик 4 ЛЁНЯ ГОЛИКОВ – не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Лёня – за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетов в Москву.

Погиб Лёня 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука в Новгородской области. 2 апреля 1944 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик 5 ЗИНА ПОРТНОВА участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку. В декабре 1943 года девочку схватили фашисты и пытали. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием – званием Героя Советского Союза.

Ученик 1 МАРАТ КАЗЕЙ … Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в 5 класс. Школьное здание фашисты превратили в свой дом. После смерти мамы Марат ушел к партизанам и стал разведчиком. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял ценные сведения.

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.

Ученик 2 Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век..

Ученик 3 Боль и гнев тому сейчас причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Ученик 4 Сколько вас?

Попробуй перечислить,

Не сочтёшь, а впрочем, всё равно,

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, лёгком шуме листьев,

Тихо постучавшемся в окно.

Ученик 5 И сильнее кажемся мы втрое,

Словно тоже крещены огнём,

Юные безусые герои,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы сегодня мысленно идём.

Отец Сегодня мы опять вспоминаем ту войну. Для того, чтобы помнить всех тех, кто сделал всё, чтобы мы, живущие сейчас, могли смеяться и плакать, радоваться и огорчаться, учиться, работать – да просто жить. Пусть каждый из нас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей. Родина помнит своих героев. В каждом городе, селе есть памятники героям Великой Отечественной войны.

Сын Папа, а в нашем городе есть такой памятник?

Отец Да, сынок. Это памятник отважной девушке, нашей землячке, родившейся в Гавриловском районе Тамбовской области, Зое Космодемьянской. Она вступила в ряды партизанский отряд. Девушка перешла линию фронта и присоединилась к народным мстителям. В отряде полюбили Зою. Отважно переносила она все тяготы и невзгоды опасной жизни. «Партизанка Таня» - так называли её в отряде.

(на экране демонстрируются кадры из к/ф о Зое Космодемьянской. Зоя перерезает провода и поджигает дома, где остановились фашисты, её схватили фашисты и повели на допрос)

Мать На все вопросы фашистов Зоя отвечала: «Не знаю! Нет! Не скажу!» её приговорили к смертной казни.

(звучит песня о Зое Космодемьянской «Что такое подвиг? Прощанье или встреча»)

Сын Мама, а многие солдаты не вернулись домой с войны?

Мать Да, сынок. Каждая семья потеряла кого-то в этой страшной войне. Мы должны помнить об этом.

Неугасима память поколений

О тех, кого так свято чтим.

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

(звук метронома, минута молчания)

(звучит песня «Поклонимся великим тем годам»)

Отец Про Великую Отечественную войну нам могут ещё рассказать сами герои этой войны, живые свидетели и участники, то есть те, кто пережил её и внёс свой вклад в Победу - ветераны. Их, к сожалению, немного осталось среди нас. И вы – последнее поколение, которое может поговорить с участниками Великой отечественной войны. У тех, кто родится после вас, уже не будет такой возможности. Мы не должны забыть этот страшный урок истории. Как только люди забудут ужасы войны, война снова начнётся на нашей земле. Миллионы людей погибли, чтобы на Земле был мир.

(слово ветерану, вручение цветов ветерану)

Мать Красоту, что дарит нам природа,

Отстояли солдаты в огне,

Майский день сорок пятого года

Стал последнею точкой в войне.

Бес потерь нет ни роты, ни взвода,

Но о тех, кто остался в живых,

Майский день сорок пятого года

Сохраним мы для внуков своих.

Да, отважные же люди, все дела по силам им. Кем же ты, сыночек, будешь?

Сын Офицером, как отец!

Мать Ах, какой ты молодец!

Отец Офицером быть похвально.

В этом вся мужская суть.

Чтоб служить своей Отчизне

Смелым и отважным будь.

Да, есть такая профессия Родину защищать. Только не лёгкое это дело: нужно сильным быть, чтобы не устать; смелым, чтобы не испугаться и умелым нужно стать, чтобы знать, как с оружием обращаться. Расти и ты, сынок, таким.

Сын Я понял, что такое война. У неё недоброе лицо.

Мать Уж 21 век идёт. Солдатам достойная смена растёт. Так пожелаем сыночку удачи, мирного неба и солнца в придачу.

Мать Для ветеранов, как букеты,

Салюты яркие сверкают.

Солдаты давних грозных лет

Войну, Победу вспоминают.

Отец Когда солдат к Берлину шёл,

Ещё в боях гремели пушки,

Но на оттаявшей опушке

Подснежник маленький зацвёл.

Мать Как все устали от войны!

Врага-фашиста разгромили.

Как все хотели тишины,

Чтоб жить, любить в свободном мире!

Отец И вот пришёл победный день,

Улыбки, слёзы – всё смешалось.

Солдаты русских деревень

Как птицы, к дому возвращались.

Мать Кто ранен, кто совсем седой

Спешили в семьи, к детям, жёнам,

Из наших рек святой водой

Смывали слёзы облегчённо.

Отец О них мы память сохраним,

Ведь годы подвиг не состарят.

Салюта яркие огни

Солдат Победы нынче славят!

Мать Фронтовых дорог тяжёлых,

Прошагал солдат сполна

Мать и отец (хором) Нам дороги эти позабыть нельзя!

(в исполнении хора звучит песня «День Победы», выходят все участники)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа, посвященный Дню Победы, – "Нам дороги эти позабыть нельзя…"

Классный час, посвящённый Дню Победы, - "Нам дороги эти позабыть нельзя...." может быть использован учителями начальных классов.Цели и задачи:...

Сценарий Конкурса инсценированной солдатской песни "Нам дороги эти позабыть нельзя..."

В разработке представлен сценарий проведения конкурса инсценированной солдатской песни, посвященной Дню Защитника Отечества....

Внеклассное мероприятие: " Нам дороги эти позабыть нельзя"

Внеклассное мероприятие " Нам дороги эти позабыть нельзя" посвящено событиям Великой Отечественной войне. Анализ мероприятияЦели и задачи мероприятия:- расширить представления детей о Великой Отечеств...

Сценарий праздника к Дню Победы «Нам дороги эти позабыть нельзя…»

Сценарий предназначен для воспитателей и учителей...

Час общения "Нам дороги эти позабыть нельзя....."

Класс: 4 класс Цели и задачи:- расширить представления детей о Великой Отечественной войне;-развивать интерес обучающихся к историческому прошлому членов своей семьи, принимавших участие в ВОВ;- ...

Сценарий классного часа. Час общения «Нам дороги эти позабыть нельзя…»

Классный час Час общения «Нам дороги эти позабыть нельзя…»...

Внеклассное мероприятие "Позабыть нельзя"

quot;Позабыть нельзя!" - это внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов, посвящённое празднованию дня Победы....