Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 3-4 классов по теме «Энергетика Кольского полуострова – залог развития промышленности»
методическая разработка (3, 4 класс)

Денис Ирина Михайловна

Материал предназначен для реализации курса внеурочной деятельности "На Севере - жить!". данным сценарием могут воспользоваться учителя начальных классов, педагоги - организаторы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2023-11-24-3-4_stsenariy.docx190.8 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ

 внеурочного занятия

для обучающихся 3-4 классов

по теме «Энергетика Кольского полуострова – залог развития промышленности»

Цель занятия: познакомить с Кольской ветроэлектростанцией (ВЭС), формировать представление о профессиях людей, связанных с ветроэнергетикой.

Формируемые ценности: патриотизм, бережное отношение и рациональное использование человеком природных богатств родного края.

Планируемые результаты:

Личностные:

− воспитывать уважение к людям, работающим на предприятиях энергетического комплекса Мурманской области;

− формировать интерес младших школьников к трудовой деятельности на благо общества;

− осознавать ценность участия в различных видах трудовой деятельности;

− проявлять познавательный интерес, активность, инициативность.

Метапредметные:

− высказывать суждения;

− принимать участие в коллективном диалоге, высказывать свое отношение к обсуждаемым вопросам;

– делать простые выводы.

Предметные:

− называть разные виды электростанций, особенности работы ветроэлектростанции.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Форма занятия: беседа. Занятие предполагает использование презентационных и видеоматериалов, парную работу.

Оборудование и дидактический материал к занятию: медиапроектор, интерактивная доска, карта Мурманской области, раздаточный материал (1 лист на парту).

Материалы к занятию:

− сценарий;

− раздаточный материал;

− методические рекомендации;

− презентационные материалы.

Этапы занятия:

1. Вводная (мотивационная) часть – до 5 мин.

2. Основная часть – до 20 мин.

3. Заключительная часть, обобщение, рефлексия – до 5 мин.

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя

 Деятельность обучающихся

1. Вводная (мотивационная) часть.

Слайд 1.

- Мы продолжаем разговор о нашей Мурманской области.
- Отгадайте загадку.
Свет даёт он и тепло,
С ним уютно и тепло,
Он по проводам бежит,
Без него не можем жить!
Нам приборы он включает,
В темноте всё освещает,
Что же в дом несёт нам свет?
Знает кто, скажи ответ! (Электрический ток)


-
Ежедневно мы взаимодействуем со множеством электроприборов, которые делают нашу жизнь комфортнее. Разогреть еду в микроволновке, вскипятить чайник за пару минут, быстро зарядить телефон и даже автомобиль – для нас это обыденно и просто. Но за этой простотой стоит целая инфраструктура, с помощью которой электроэнергия мгновенно к нам поступает.

Слайд 2.

- Тема занятия «Энергетика Кольского полуострова – залог развития промышленности».

 

Отгадывают загадку, включаются в беседу.

2. Основная часть.

Слайд 2.

- Где вырабатывается электричество? (На электростанциях)

- На прошлом занятии мы говорили о предприятиях Мурманской области по добыче и переработке полезных ископаемых. Для успешной работы им необходимы большие объёмы электроэнергии, поэтому на Кольском полуострове построены и работают электростанции.

- Давайте познакомимся с ними более подробно.

- В состав энергосистемы Мурманской области входят 17 гидроэлектростанций (ГЭС). В своей работе они используют энергию водного потока для производства электроэнергии. Это один из наиболее популярных источников возобновляемой энергии в мире.  

- 2 тепловые электростанции (ТЭС). Это Мурманская и Апатитская ТЭЦ. ТЭЦ - разновидность тепловой электростанции, которая не только производит электроэнергию, но и является источником тепловой энергии в централизованных системах теплоснабжения (в виде пара и горячей воды, для обеспечения горячего водоснабжения и отопления жилых и промышленных объектов). Они работают на мазуте и каменном угле – это невозобновляемые энергетические ресурсы.

- В Мурманской области расположена единственная в России Кислогубская приливная электростанция. Она находится вблизи посёлка Ура-Губа в губе Кислая Баренцева моря. Приливная электростанция (ПЭС) – особый вид гидроэлектростанции, использующий энергию приливов.

- Кольская атомная электростанция расположена в 12 км от города Полярные Зори. Это самая северная АЭС в Европе. На АЭС происходит три взаимных преобразования форм энергии: ядерная энергия переходит в тепловую, тепловая энергия переходит в механическую, механическая энергия преобразуется в электрическую.

- Самая «молодая» электростанция Мурманской области – это Кольская ветряная электростанция (ВЭС).

Слайд 3.

- Кольская ВЭС расположена на 80 км Серебрянского шоссе недалеко от Териберки. Это крупнейшая в мире электростанция, расположенная за полярным кругом.

 Слайд 4.

- Положите перед собой карту Мурманской области. На побережье Баренцева моря найдите село Териберка. Отметьте его на карте.

- Теперь найдите наш населённый пункт (или более крупный, расположенный недалеко от места проживания).

- Ребята, как мы сможем добраться до Кольской ВЭС? На каких видах транспорта?

- Давайте совместно проложим маршрут путешествия.

Слайд 5.

Что такое ветроэнергетическая установка и ветряная электростанция? (Обучающиеся читают информацию слайда)

- Оказывается, Кольский полуостров по своим характеристикам является уникальной площадкой для строительства таких объектов. Здесь среднегодовые скорости ветра на высоте 10 метров составляют 5-9 м/с, что значительно выше средних показателей в Европе.

Слайд 6.

- Первый камень ветропарка «Кольская ВЭС» заложили 19 сентября 2019 года.

- 19 июля 2021 года на стройплощадке Кольской ВЭС был смонтирован первый ветрогенератор. В пик строительства ветропарка на площадке было задействовано более 1000 рабочих.
-
Первая очередь ветропарка была введена в коммерческую эксплуатацию 1 декабря 2022 года, а 1 марта 2023 года Кольская ВЭС официально перешла из статуса проекта в действующий самый крупный в мире ветропарк за Полярным кругом.
И, наконец, долгожданный финиш - 12 мая 2023 года Кольская ВЭС объявила о пуске в эксплуатацию второй очереди станции.
 Если учесть, что электроэнергии от одной ВЭУ мощностью один мегаватт хватит более чем тысяче домохозяйств, то 57 установок способны обеспечить электроэнергией целый город, например такой, как Ярославль или Рязань.

Слайд 7.

- Познакомимся с интересными фактами о Кольской ВЭС:

  • На строительство ветропарка было затрачено два миллиона человеко-часов.
  • На территории ветропарка установлено 57 ветроэнергетических установок.
  • Каждая башня высотой 84 метра и весит около 200 тонн.
  • Длина каждой лопасти – 65 метров.
  • Общая высота «ветряка» от земли до верхнего края лопасти составляет около 150 метров. Это можно сравнить с 40-этажным домом!

Слайд 8.
- В чём заключаются экологические преимущества?

  • Вырабатывают «зелёную» энергию: в работе используют возобновляемую энергию ветра.
  • Не являются источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты.
  • Не оказывают теплового воздействия на окружающую среду.

- Важно отметить, что во время проектирования Кольской ВЭС проводилась комплексная оценка факторов, влияющих на окружающую среду на всех этапах строительства и эксплуатации. На основе этой оценки были разработаны меры по предотвращению и снижению возможных негативных воздействий. Проект ветропарка разрабатывался с учетом мест обитания и путей миграции птиц и животных, чтобы минимизировать воздействие на их привычную жизнь. Ветроэнергоустановки Кольской ВЭС распложены таким образом, что наименьшее расстояние между лопастями двух ВЭУ около 200 м - так обеспечивается создание коридоров пролета для птиц. На края каждой лопасти нанесена дневная маркировка, она отчетливо выделяется на фоне местности и видна со всех направлений. Это позволяет улучшить видимость лопастей в дневное время суток и служит дополнительным сигналом опасности для птиц. Для ночного времени суток на каждую гондолу установлено по два красных заградительных огня, на башню - по четыре красных заградительных огня. Огни включены круглосуточно и служат сигналом опасности для птиц.

Слайд 9.

- Для безаварийной работы ветроэлектростанции трудятся люди разных профессий, например,  ИНЖЕНЕРЫ. Они разрабатывают, планируют и контролируют системы ветряной электростанции. Какими качествами характера должны обладать люди этой профессии?

Слайд 10.

-- Специалисты по техническому обслуживанию выявляют дефекты, которые могут повлиять на работу ВЭС, ремонтируют и обслуживают электрооборудование. Какими качествами характера должны обладать люди этой профессии?

Слайд 11.

- Электричество, выработанное на Кольской ВЭС, по воздушной линии передается на подстанцию в Мурманске. Длина линии около 70 км. При помощи Кола-Карельского транзита электроэнергия отправляется потребителям Мурманской области, а излишек отправляется в общую энергосистему России.

Слайд 12.

В завершении нашего занятия предлагаю посмотреть фильм о Кольской ВЭС.

Слушают рассказ учителя.

Работа с картой.

Работа с картой.

Парная работа.

Прокладывают на карте маршрут.

Работа с понятиями.

Слушают рассказ учителя.

Работа со слайдом, обсуждение информации.

Высказывают предположение

Высказывают предположение

Слушают рассказ учителя.

Смотрят видеоролик.

3. Заключительная часть, обобщение.

Слайд 13.

- Где построили самый большой в мире ветропарк за полярным кругом?
- Какие факты о Кольской ВЭС вы запомнили?

- Мурманская область вырабатывает больше электроэнергии, чем потребляет. Средний срок службы ветроустановки – 20 лет. Потом отдельные элементы конструкции должны быть утилизированы. Мы должны рационально расходовать электроэнергию, чтобы уменьшить вредное воздействие на окружающую среду.

Слайд 14.

Участвуют в беседе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ для обучающихся 1- ( доп.) классов по теме «ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ» Из цикла «Разговор о важном»

Внеурочное занятие  «День конституции» подводит обучающихся с ОВЗ к осознанию того, что главным законом Российской Федерации является Конституция, что государство охраняет права гражд...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1-4 классов по теме: «Что мы Родиной зовем?»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1-4 классов по теме:  «Что мы Родиной зовем?»Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданствен...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1-4 классов по теме: «Я и моя семья»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1-4 классов по теме: «Я и моя семья»Цель:  способствовать формированию потребности изучать и сохранять традиции своей семьи. Формировать уважит...

Внеурочное занятие для обучающихся 1-2 классов по теме "Отчество -от слова "отец"

Цель занятия: воспитывать уважение и благодарность к отцу, прививать уважение к семейным традициям и ценностям.Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственн...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1–2 классов по теме «КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ»

Цель занятия:Формирование культуры безопасного и эффективного использования  цифровых ресурсов и устройств, знакомство  с основами безопасности в сети и повышение уровня цифровой грамотности...

Разговоы о важном ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1–2 классов по теме «РОССИЯ В МИРЕ»

Россия, наша Родина, уникальна и неповторима. Россия – самая большая по территории страна в мире, которая расположена сразу в двух частях света: Европе и Азии. Наша страна очень красива и богата...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1–2 классов по теме «ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕдля обучающихся 1–2 классов по теме«ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»                          ...