Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности.
материал (4 класс)
Воспитание творческой направленности личности в условиях коллективной деятельности на уроках ИЗО и труда с использованием методов правополушарного и интуитивного рисования, скрапбукинга и коллажной техники изготовления творческих работ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности
Творческая реабилитация – путь повышения качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.
Многим из ребят моего класса свойственны процессы общего отставания в психическом развитии, которые охватывают интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферу жизнедеятельности. У них наблюдается снижение познавательной активности, ограниченность кругозора, ситуативность умственных действий, которая определяется либо предметным окружением, либо прямыми указаниями взрослого, неразвитое воображение, отсутствие целеустремлённости. Дети не умеют фантазировать, мечтать, их желания ограничены сиюминутными потребностями. При этом отмечается целый набор негативных черт характера: замкнутость, болезненное честолюбие, упрямство, эгоизм, агрессивность.
Перепады настроения, излишняя агрессивность, неустойчивость эмоционального состояния — все эти «прелести» уходят под влиянием правополушарного рисования. Зато появляются: уверенность в своих силах, возможность самоутвердиться и завести новых друзей.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Педагог В. А. Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”. Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра для детей – важное средство самовыражения. В играх учитель может лучше узнать своих учеников, их характер, привычки, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. Игры сближают классного руководителя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт. Именно элементы игры с красками, кисточками, различными материалами и изображениями помогают раскрыть творческий потенциал моих учеников.
Интуитивное рисование – это развитие творческого потенциала и творческого самовыражения. Данный метод призван развить интуицию, уравновесить эмоциональное состояние, понять самого себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более яркой и красочной. У школьников занятия правополушарным рисованием повышают интерес к учёбе, они становятся спокойнее, меньше получают стрессов, легче начинают реагировать на трудности и преграды. Подростки начинают видеть многовариативность решений, творчески подходить к жизненным задачам, обучаются владеть и верно направлять свои эмоции. Правополушарное рисование– это интенсивный метод обучения рисованию, формированию художественной уверенности и получению доступа к творческим силам мозга.
Разработан метод американской преподавательницей рисования Б. Эдвардс и основан на исследовании мозга Нобелевского лауреата Р. Сперри.
Методика рисования по Бетти Эдвардс - это набор уроков, каждый из которых постепенно приучает рисовать с использованием возможностей правого полушария
- видеть контуры, вместо фигуры, различать негативные и позитивные пространства (менять местами фигуру и фон), видеть перспективу и соотношение предметов (чувствовать пропорции), видеть работу света и тени и собирать отдельные элементы в целостное восприятие.
Методика основывается на развитии правого полушария, т. к. именно оно отвечает за творческие процессы.
Как работает метод?
Правое полушарие мозга обладает творческой силой, чувством пространства и формы, естественным умением рисовать, в то время как левое полушарие чувствует языки, логику, символы, но совершенно не умеет реалистично рисовать. Часто случается, что доминирующее левое полушарие мешает правому в его попытках рисовать. В таких случаях человек считает себя совершенно неспособным к рисованию. В программу правополушарного рисования входят упражнения, от которых отказывается левое полушарие, а это, в свою очередь освобождает правое для рисования.
После того как получен доступ к правому полушарию, изучаются 5 основных навыков восприятия, которые являются основами рисования: восприятие краев, восприятие относительных углов и пропорций, восприятие пустого пространства, восприятие света и тени, восприятие в целом.
При подъеме активности правого полушария и балансировки его с уровнем левого происходят уникальные вещи: производительность работы мозга увеличивается в 5 раз, повышается скорость принятия решений, включается режим вдохновения и окрыленности, внутреннего спокойствия, гармонии, проявляющийся во всех областях деятельности, что в разы улучшает уровень качества жизни человека.
Как определить работу полушария? Как определить, когда в мозге включается нужная функция, и начинается именно правополушарное рисование?
Упражнения на создание конфликта разума и интуиции помогут в этом. Понадобится классическая оптическая иллюзия. Что нарисовано - ваза или два профиля? Каждый обращает внимание на разные элементы, но суть не в этом. Чтобы сделать упражнение, нужно разрезать эту картинку пополам. Правшам взять левую часть, левшам - правую. Картинку с половинкой вазы кладем на чистый лист бумаги. Начинаем упражнение: Провести карандашом по готовому профилю, при этом мысленно или вслух проговаривая названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок. Теперь нужно дорисовать картинку сразу после проговаривания. В момент прорисовки разум начнет диктовать ранее проговоренные слова. Тут и возникает конфликт сознания с подсознанием - рисовать симметрично профили, проговаривая слова, почти невозможно. Следует рассмотреть, как все же была решена эта задачка. Если, не обращая внимания на симметрию, испытуемый просто нарисовал профиль, значит, логика возобладала. Когда удается абстрагироваться от слов и рисовать линии, включается правополушарное рисование. При подъеме активности правого полушария и балансировки его с уровнем левого происходят уникальные вещи: производительность работы мозга увеличивается в 5 раз, повышается скорость принятия решений, включается режим вдохновения и внутреннего спокойствия, снимаются барьеры, блокирующие индивидуальность, происходит толчок к поиску новых креативных решений и, конечно, раскрываются “сонные” творческие возможности личности.
Особое удовлетворение ученикам доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех одноклассников. Детей радуют коллективные занятия, их совместная деятельность по созданию одного общего рисунка, композиции, коллажа. Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Они понимают, что вместе могут получить более значительное изображение, чем каждые в отдельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Воспитание творческой личности школьников в условиях коллективной деятельности.»
В условиях современной школы цель и основное назначение педагогической деятельности классного руководителя – создание условий для разностороннего развития самоактуализирующейся личности школьник...

доклад на МО "Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСТАРО-ОНОХОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАЗАИГРАЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ Творческ...

Воспитание творческой направленности личности младших школьников в условиях коллективной деятельности
Цель: Создание в классном коллективе условий для развития социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую активность и гражданственность.Задачи:1....

Статья на тему «Воспитание творческой направленности личности младших школьников в условиях коллективной деятельности»
Изобретателем методики коллективно - творческой деятельности( КТД), создателем педагогики, о которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, считают доктора пе...

Выступление на МО " Воспитание творческой направленности личности школьников в условии коллективной деятельности "
В помощь учителям начальных классов....

«Развитие творческой направленности личности младших школьников в условиях коллективной деятельности»
Наше время - это время перемен. Стране нужны люди, умеющие принимать нестандартные решения и креативно мыслить. Поэтому главной задачей учителя является развитие творческих способностей обучающихся. Н...
