Программа "Ритмика"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО приказом директора Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Школа № 79 имени Николая Алексеевича Зайцева» от _____________г. № ______-О |
Рабочая программа
Коррекционно - развивающего курса
__________________Ритмика__________________
Коррекционно – развивающее занятие
(вариант 7.2)
Срок освоения программы
(5 лет) 1, 1 доп. - 4 класс
Разработана:
учителем начальных классов
Савиновой Валерией Евгеньевной
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа по коррекционному курсу «Ритмика» разработана для специальных (коррекционных) классов VII вида и предназначена для 1, 1 дополнительного, 2-4 специальных (коррекционных) классов VII вида.
С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка.
Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы, хорошо поддаются коррекции специфическими средства воздействия на ребенка, свойственными ритмике.
У большинства детей с ЗПР наблюдаются следующие двигательные нарушения:
- нарушение координации движений;
- скованность при выполнении движений и упражнений;
- отсутствие плавности движений;
- недостаточная ритмичность, трудность формирования двигательного автоматизма, двигательные персеверации.
Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны не с нарушением опорно - двигательного аппарата, а с недоразвитием высших психических функций. У этих детей ослаблено формирование межанализаторных связей, снижено внимание, память, восприятие, мыслительное и речевое развитие. Недостатки формирования ВПФ тесно связаны с развитием общей, ручной и артикуляционной моторики ребенка.
На занятиях ритмики средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.
Данная программа направлена на коррекцию особенностей нервно -психического склада, своеобразия поведения и личностной реакции, а также эмоционально-волевой незрелости у детей с ЗПР.
Планируемые результаты освоения курса.
Общая цель занятий ритмикой заключается в развитии двигательной активности обучающегося с ЗПР в процессе восприятия музыки.
Целью программы является создание условий для личностного развития обучающихся с ЗПР и коррекции отклонений в психическом и физическом развитии обучающихся с ЗПР, посредством воздействия специфическими средствами, свойственными ритмике.
В соответствии с обозначенными в ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи коррекционного курса:
- развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития;
- развитие выразительности движений и самовыражения;
- развитие мобильности;
- коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер благодаря согласованному воздействию музыки и движения;
- развитие общей и речевой моторики;
- развитие ориентировки в пространстве;
- формирование навыков здорового образа жизни и укрепление здоровья.
В соответствии с целью и задачами коррекционного курса "Ритмика" для обучающихся планируются следующие личностные и метапредметные результаты.
Личностные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
- проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
- проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного здоровья.
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов
учебной деятельности;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
Метапредметные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
- обеспечение защиты и сохранения личного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;
- планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом индивидуальных возможностей и требования сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;
- управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.
- формирование умения понимать причины успеха
(неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
- двигаться в соответствии с характером, темпом и динамикой музыки, отличать начало и конец звучания музыкального произведения;
- ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать по кругу, между предметами, воспроизводить несложный ритм и простые движения с предметами, выполнять игровые и плясовые движения, согласовывая движения рук с движениями ног и туловища;
- выполнять дыхательные упражнения;
- использовать на уроках ритмики умения, полученные на занятиях по музыке и физической культуре;
- уметь себя самопрезентовать в выступлениях перед зрителями.
Учитывая, что занятия ритмикой являются частью образовательной и коррекционно - развивающей работы с обучающимися с ЗПР, можно выделить четыре основных направления работы с детьми, реализуемые на занятиях ритмики:
Занятия ритмикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, у детей формируются правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует в целом оздоровлению всего детского организма. Таким образом, на первый план выходит необходимость первоначальной коррекции двигательной сферы детей с ЗПР на занятиях коррекционной ритмикой. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Музыкально - ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность. Занятия ритмикой тесно связаны с обучением на занятиях физкультурой и музыкой. При этом формирование и отработка основных двигательных навыков, как и овладение основными музыкальными понятиями и умениями, осуществляются на занятиях физкультурой и музыкой. На занятиях ритмики происходит дальнейшее практическое освоение понятий, умений и навыков в специфической форме музыкально-ритмической деятельности. Коррекционно-развивающие занятия ритмикой являются эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с ЗПР, построенного на сочетании музыки, движения и слова. Ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии (с элементами кинезотерапии) средствами специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР средствами музыкально-ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Включенные в занятие игры имеют особое значение. Это связано с тем, что игра являются основной формой деятельности школьников. Они способствуют развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры активизирует личностные, и познавательные качества ребёнка. Вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Чтобы ребенку быть успешным в игре среди детей, ему необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Таким образом, предъявление на занятия ритмикой заданий в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия, а при работе с детьми с ЗПР, иногда это и единственный способ решить на занятии все поставленные задачи. Следует также отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения. |
Организация работы по программе.
Программа по курсу «Ритмика» рассчитана на 5 лет обучения для детей с ЗПР из 1 – 4-ых (специальных) коррекционных классов: 33 часа (одно занятие в неделю) в 1 и 1 дополнительном классах и 34 часа (одно занятие в неделю) во 2 – 4 классах после уроков во второй половине дня.
Общие требования к организации занятий.
В начале и в конце каждого занятия должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Ученикам необходимо для урока ритмики иметь тапочки и гимнастическую форму.
Уроки должны проводиться в специальном или приспособленном просторном помещении, отвечающем по санитарно-гигиеническим характеристикам тем требованиям, которые предъявляются к помещениям для подобных занятий.
В помещении должны находиться музыкальный инструмент, гимнастические скамейки, шведская стенка, стулья для отдыха для детей и для сидячих упражнений, желательно ковер или индивидуальные коврики подстилки (многие задания выполняются сидя на полу). Оборудование для проведения уроков ритмики: мячи, шары разных размеров и цвета, флажки, ленты, косынки, обручи, кегли, скакалки, гимнастические палки, колокольчики, барабанчики, бубны, ложки и т.п. – по количеству детей в классе.
Способ определения результативности освоения программы.
Программа считается освоенной, если ребенок присутствовал не менее, чем на половине занятиях по ритмике. По окончании курса дети получают сертификат.
Форма подведения итогов.
Участие в классных и общешкольных праздниках и концертах.
Содержание программы по коррекционному курсу "Ритмика".
Программа содержит 4 раздела:
- «Ритмико - гимнастические упражнения».
- «Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами».
- «Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку».
- «Народные пляски и современные танцевальные движения».
Содержание курса «Ритмика».
Раздел 1. Ритмико – гимнастические упражнения» (40 часов).
1 класс (8 часов)
Тема 1. Вводный урок.
Тема 2. Ходьба и бег. Разновидности ходьбы.
Тема 3. Танцевальный шаг на полупальцах.
Тема 4. Ритмико – гимнастические упражнения.
Тема 5. Подбрасывание, перекатывание малого мяча, обруча в заданном ритме под музыку.
Тема 6. Упражнение с препятствиями и на координацию движений.
Тема 7. Строевые упражнения. Перестроения.
Тема 8. Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой.
1 дополнительный класс (8 часов)
Тема 1. Вводный урок.
Тема 2. Ходьба и бег. Разновидности ходьбы.
Тема 3. Танцевальный шаг на полупальцах.
Тема 4. Перестроения.
Тема 5. Подбрасывание малого мяча, обруча в малом ритме.
Тема 6. Перекатывание, катание, бросание малого мяча под музыку.
Тема 7. Упражнение с препятствиями и на координацию движений.
Тема 8. Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой.
2 класс (8 часов)
Тема 1. Вводный урок.
Тема 2. Разновидности ходьбы.
Тема 3. Танцевальный шаг на полупальцах.
Тема 4. Перестроения.
Тема 5. Подбрасывание малого мяча, обруча в малом ритме.
Тема 6. Перекатывание, катание, бросание малого мяча под музыку.
Тема 7. Упражнение с препятствиями и на координацию движений.
Тема 8. Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой.
3 класс (8 часов)
Тема 1. Вводный урок.
Тема 2. Разновидности ходьбы.
Тема 3. Танцевальный шаг на полупальцах.
Тема 4. Перестроения.
Тема 5. Подбрасывание малого мяча, обруча в малом ритме.
Тема 6. Перекатывание, катание, бросание малого мяча под музыку.
Тема 7. Упражнение с препятствиями и на координацию движений.
Тема 8. Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой.
4 класс (8 часов)
Тема 1. Вводный урок.
Тема 2. Разновидности ходьбы.
Тема 3. Танцевальный шаг на полупальцах.
Тема 4. Перестроения.
Тема 5. Подбрасывание малого мяча, обруча в малом ритме.
Тема 6. Перекатывание, катание, бросание малого мяча под музыку.
Тема 7. Упражнение с препятствиями и на координацию движений.
Тема 8. Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой.
Раздел 2. Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами
(40 часов).
1 класс (8 часов)
Тема 1. Вводный урок.
Тема 2. Упражнения на внимание.
Тема 3. Упражнения на расслабление мышц.
Тема 4. Упражнения на координацию движений.
Тема 5. Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы.
Тема 6. Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности.
Тема 7. Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности.
Тема 8. Итоговое занятие.
1 дополнительный класс (8 часов)
Тема 1. Вводный урок.
Тема 2. Упражнения на внимание.
Тема 3. Упражнения на расслабление мышц.
Тема 4. Упражнения на координацию движений.
Тема 5. Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы.
Тема 6. Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности.
Тема 7. Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности.
Тема 8. Итоговое занятие.
2 класс (8 часов)
Тема 1. Вводный урок.
Тема 2. Упражнения на внимание.
Тема 3. Упражнения на расслабление мышц.
Тема 4. Упражнения на координацию движений.
Тема 5. Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы.
Тема 6. Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности.
Тема 7. Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности.
Тема 8. Итоговое занятие.
3 класс (8 часов)
Тема 1. Вводный урок.
Тема 2. Упражнения на внимание.
Тема 3. Упражнения на расслабление мышц.
Тема 4. Упражнения на координацию движений.
Тема 5. Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы.
Тема 6. Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности.
Тема 7. Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности.
Тема 8. Итоговое занятие.
4 класс (8 часов)
Тема 1. Вводный урок.
Тема 2. Упражнения на внимание.
Тема 3. Упражнения на расслабление мышц.
Тема 4. Упражнения на координацию движений и развитие двигательной активности.
Тема 5. Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы.
Тема 6. Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности.
Тема 7. Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности.
Тема 8. Итоговое занятие.
Раздел 3. Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку
(53 часа).
1 класс (10 часов)
Тема 1. Импровизация движений на музыкальные темы.
Тема 2. Упражнения, развивающие темп и ритм.
Тема 3. Индивидуальное творчество.
Тема 4. Подвижные игры с пением и речевым сопровождением.
Тема 5. Упражнения в передаче игровых образов под музыку.
Тема 6. Русские народные игры.
Тема 7. Индивидуальное творчество.
Тема 8. Упражнения на передачу в движении характера музыки.
Тема 9. Упражнения на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание.
Тема 10. Итоговое занятие.
1 дополнительный класс (10 часов)
Тема 1. Импровизация движений.
Тема 2. Упражнение в равновесии.
Тема 3. Индивидуальное творчество.
Тема 4. Упражнения с гимнастическими палками.
Тема 5. Упражнения с обручем.
Тема 6. Упражнения для развития ритма.
Тема 7. Упражнения на передачу в движении характера музыки.
Тема 8. Упражнения на передачу в движении характера музыки.
Тема 9. Упражнения на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание.
Тема 10. Итоговое занятие.
2 класс (11 часов)
Тема 1. Импровизация движений.
Тема 2. Упражнение в равновесии.
Тема 3. Индивидуальное творчество.
Тема 4. Упражнения с гимнастическими палками.
Тема 5. Упражнения с обручем.
Тема 6. Упражнения для развития ритма.
Тема 7. Упражнения на передачу в движении характера музыки.
Тема 8. Упражнения на передачу в движении характера музыки.
Тема 9. Упражнения на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание.
Тема 10. Упражнения на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание.
Тема 11. Итоговое занятие.
3 класс (11 часов)
Тема 1. Импровизация движений.
Тема 2. Упражнение в равновесии.
Тема 3. Индивидуальное творчество.
Тема 4. Упражнения с гимнастическими палками.
Тема 5. Упражнения с обручем.
Тема 6. Упражнения для развития ритма.
Тема 7. Упражнения на передачу в движении характера музыки.
Тема 8. Упражнения на передачу в движении характера музыки.
Тема 9. Упражнения на умение сочетать движение с музыкой.
Тема 10. Упражнения на внимание.
Тема 11. Итоговое занятие.
4 класс (11 часов)
Тема 1. Импровизация движений.
Тема 2. Упражнение в равновесии.
Тема 3. Индивидуальное творчество.
Тема 4. Упражнения с гимнастическими палками.
Тема 5. Упражнения с обручем.
Тема 6. Упражнения для развития ритма.
Тема 7. Упражнения на передачу в движении характера музыки.
Тема 8. Упражнения на передачу в движении характера музыки.
Тема 9. Упражнения на умение сочетать движение с музыкой.
Тема 10. Упражнения на внимание.
Тема 11. Итоговое занятие.
Раздел 4. Народные пляски и современные танцевальные движения
(53 часа).
1 класс (7 часов)
Тема 1. Танцевальные упражнения и движения.
Тема 2. Соединение движения с музыкой.
Тема 3. Танцевальные упражнения и движения с предметами.
Тема 4. Танцевальные упражнения и движения с предметами.
Тема 5. Элементы русских народных плясок.
Тема 6. Упражнения на развитие танцевального творчества.
Тема 7. Итоговое занятие.
1 дополнительный класс (7 часов)
Тема 1. Танцевальные упражнения и движения.
Тема 2. Соединение движения с музыкой.
Тема 3. Русские народные игры.
Тема 4. Упражнения на развитие танцевального творчества.
Тема 5. Элементы русских народных плясок.
Тема 6. Итоговое занятие.
Тема 7. Отчётный концерт.
2 класс (7 часов)
Тема 1. Танцевальные упражнения и движения.
Тема 2. Соединение движения с музыкой.
Тема 3. Русские народные игры.
Тема 4. Упражнения на развитие танцевального творчества.
Тема 5. Элементы русских народных плясок.
Тема 6. Итоговое занятие.
Тема 7. Отчётный концерт.
3 класс (7 часов)
Тема 1. Танцевальные упражнения и движения.
Тема 2. Танцевальные упражнения и движения.
Тема 3. Соединение движения с музыкой.
Тема 4. Упражнения на развитие танцевального творчества.
Тема 5. Элементы русских народных плясок.
Тема 6. Итоговое занятие.
Тема 7. Отчётный концерт.
4 класс (7 часов)
Тема 1. Танцевальные упражнения и движения.
Тема 2. Танцевальные упражнения и движения.
Тема 3. Соединение движения с музыкой.
Тема 4. Упражнения на развитие танцевального творчества.
Тема 5. Элементы русских народных плясок.
Тема 6. Итоговое занятие.
Тема 7. Отчётный концерт.
Тематическое планирование.
1 класс – 33 часа.
Блок и темы занятия | Количество часов | Форма проведения | Используемые ЭОР |
1 четверть – 8 часов. | |||
Раздел 1. Ритмико-гимнастические упражнения. (8 часов) - Вводный урок. - Ходьба и бег. Разновидности ходьбы. - Танцевальный шаг на полупальцах. - Ритмико – гимнастические упражнения. - Подбрасывание, перекатывание малого мяча, обруча в заданном ритме под музыку. - Упражнение с препятствиями и на координацию движений. - Строевые упражнения. Перестроения. - Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой. | 8 часов | учебная игра, ролевая игра; защита творческого проект; творческие конкурсы; КВН; заочная экскурсия коллективное творческое дело (КТД); тематические задания по подгруппам; беседа с игровыми элементами; сюжетно-ролевая игра; игра -путешествие; игра -имитация; викторины, соревнования, конкурсы. | Рекомендовано (на выбор): |
2 четверть – 8 часов. | |||
Раздел 2. Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами. (8 часов) - Вводный урок. - Упражнения на внимание. - Упражнения на расслабление мышц. - Упражнения на координацию движений. - Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы. - Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности. - Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности. - Итоговое занятие. | 8 часов | учебная игра, ролевая игра; защита творческого проект; творческие конкурсы; КВН; заочная экскурсия коллективное творческое дело (КТД); тематические задания по подгруппам; беседа с игровыми элементами; сюжетно-ролевая игра; игра -путешествие; игра -имитация; викторины, соревнования, конкурсы. | Рекомендовано (на выбор): |
3 четверть – 10 часов. | |||
Раздел 3. Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку. (10 часов) - Импровизация движений на музыкальные темы. - Упражнения, развивающие темп и ритм. - Индивидуальное творчество. - Подвижные игры с пением и речевым сопровождением. - Упражнения в передаче игровых образов под музыку. - Русские народные игры. - Индивидуальное творчество. - Упражнения на передачу в движении характера музыки. - Упражнения на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание. - Итоговое занятие. | 10 часов | учебная игра, ролевая игра; защита творческого проект; творческие конкурсы; КВН; заочная экскурсия коллективное творческое дело (КТД); тематические задания по подгруппам; беседа с игровыми элементами; сюжетно-ролевая игра; игра -путешествие; игра -имитация; викторины, соревнования, конкурсы. | Рекомендовано (на выбор): |
4 четверть – 7 часов | |||
Раздел 4. Народные пляски и современные танцевальные движения. (7 часов) - Танцевальные упражнения и движения. - Соединение движения с музыкой. - Танцевальные упражнения и движения с предметами. - Танцевальные упражнения и движения с предметами. - Элементы русских народных плясок. - Упражнения на развитие танцевального творчества. - Итоговое занятие. | 8 часов | учебная игра, ролевая игра; защита творческого проект; творческие конкурсы; КВН; заочная экскурсия коллективное творческое дело (КТД); тематические задания по подгруппам; беседа с игровыми элементами; сюжетно - ролевая игра; игра -путешествие; игра -имитация; викторины, соревнования, конкурсы. | Рекомендовано (на выбор): |
Календарно - тематическое планирование.
1 класс.
№ п/п | Блок занятий (с указанием количества часов) | Тема занятия | Форма проведения | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Раздел 1. Ритмико-гимнастические упражнения. (8 часов) | Вводный урок. | Основные виды деятельности: игры под музыку; танцевальные движения; общеразвивающие движения. | ||
2 | Ходьба и бег. Разновидности ходьбы. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
3 | Танцевальный шаг на полупальцах. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
4 | Ритмико – гимнастические упражнения.
| Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
5 | Подбрасывание, перекатывание малого мяча, обруча в заданном ритме под музыку. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения, восприятие музыки. | |||
6 | Упражнение с препятствиями и на координацию движений. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения, восприятие музыки. | |||
7 | Строевые упражнения. Перестроения. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
8 | Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
9 | Раздел 2. Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами. (8 часов) | Вводный урок. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | ||
10 | Упражнения на внимание. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
11 | Упражнения на расслабление мышц. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
12 | Упражнения на координацию движений. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
13 | Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
14 | Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности. | Основные виды деятельности: танцевальные движения; восприятие музыки. | |||
15 | Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности. | Основные виды деятельности: танцевальные движения; восприятие музыки. | |||
16 | Итоговое занятие. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
17 | Раздел 3. Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку. (10 часов) | Импровизация движений на музыкальные темы. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | ||
18 | Упражнения, развивающие темп и ритм. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
19 | Индивидуальное творчество. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
20 | Подвижные игры с пением и речевым сопровождением. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
21 | Упражнения в передаче игровых образов под музыку. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
22 | Русские народные игры. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
23 | Индивидуальное творчество. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
24 | Упражнения на передачу в движении характера музыки. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
25 | Упражнения на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
26 | Итоговое занятие. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
27 | Раздел 4. Народные пляски и современные танцевальные движения. (7 часов) | Танцевальные упражнения и движения. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; имитационные движения; игры под музыку, ритмическое отхлопывание, общеразвивающие движения. | ||
28 | Соединение движения с музыкой. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; имитационные движения; игры под музыку, ритмическое отхлопывание, общеразвивающие движения. | |||
29 | Танцевальные упражнения и движения с предметами. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; восприятие музыки; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
30 | Танцевальные упражнения и движения с предметами. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; восприятие музыки; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
31 | Элементы русских народных плясок. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; восприятие музыки; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
32 | Упражнения на развитие танцевального творчества. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; восприятие музыки; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
33 | Итоговое занятие. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; восприятие музыки; игры под музыку, общеразвивающие движения. |
Тематическое планирование.
1 дополнительный класс – 33 часа.
Блок и темы занятия | Количество часов | Форма проведения | Используемые ЭОР |
1 четверть – 8 часов. | |||
Раздел 1. Ритмико-гимнастические упражнения. (8 часов) - Вводный урок. - Разновидности ходьбы. - Танцевальный шаг на полупальцах. - Перестроения. - Подбрасывание малого мяча, обруча в малом ритме. - Перекатывание, катание, бросание малого мяча под музыку. - Упражнение с препятствиями и на координацию движений. - Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой. | 8 часов | учебная игра, ролевая игра; защита творческого проект; творческие конкурсы; КВН; заочная экскурсия коллективное творческое дело (КТД); тематические задания по подгруппам; беседа с игровыми элементами; сюжетно-ролевая игра; игра -путешествие; игра -имитация; викторины, соревнования, конкурсы. | Рекомендовано (на выбор): |
2 четверть – 8 часов. | |||
Раздел 2. Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами. (8 часов) - Вводный урок. - Упражнения на внимание. - Упражнения на расслабление мышц. - Упражнения на координацию движений. - Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы. - Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности. - Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности. - Итоговое занятие. | 8 часов | учебная игра, ролевая игра; защита творческого проект; творческие конкурсы; КВН; заочная экскурсия коллективное творческое дело (КТД); тематические задания по подгруппам; беседа с игровыми элементами; сюжетно-ролевая игра; игра -путешествие; игра -имитация; викторины, соревнования, конкурсы. | Рекомендовано (на выбор): |
3 четверть – 10 часов. | |||
Раздел 3. Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку. (10 часов) - Импровизация движений. - Упражнение в равновесии. - Индивидуальное творчество. - Упражнения с гимнастическими палками. - Упражнения с обручем. - Упражнения для развития ритма. - Упражнение на передачу в движении характера музыки. - Упражнения на передачу в движении характера музыки. - Упражнения на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание. - Итоговое занятие. | 10 часов | учебная игра, ролевая игра; защита творческого проект; творческие конкурсы; КВН; заочная экскурсия коллективное творческое дело (КТД); тематические задания по подгруппам; беседа с игровыми элементами; сюжетно-ролевая игра; игра -путешествие; игра -имитация; викторины, соревнования, конкурсы. | Рекомендовано (на выбор): |
4 четверть – 7 часов | |||
Раздел 4. Народные пляски и современные танцевальные движения. (7 часов) - Танцевальные упражнения и движения. - Соединение движения с музыкой. - Русские народные игры. - Упражнения на развитие танцевального творчества. - Элементы русских народных плясок. - Итоговое занятие. - Отчётный концерт. | 8 часов | учебная игра, ролевая игра; защита творческого проект; творческие конкурсы; КВН; заочная экскурсия коллективное творческое дело (КТД); тематические задания по подгруппам; беседа с игровыми элементами; сюжетно - ролевая игра; игра -путешествие; игра -имитация; викторины, соревнования, конкурсы. | Рекомендовано (на выбор): |
Календарно - тематическое планирование.
1 дополнительный класс.
№ п/п | Блок занятий (с указанием количества часов) | Тема занятия | Форма проведения | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Раздел 1. Ритмико-гимнастические упражнения. (8 часов) | Вводный урок. | Основные виды деятельности: игры под музыку; танцевальные движения; общеразвивающие движения. | ||
2 | Разновидности ходьбы. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
3 | Танцевальный шаг на полупальцах. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
4 | Перестроения. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
5 | Подбрасывание малого мяча, обруча в малом ритме. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения, восприятие музыки. | |||
6 | Перекатывание, катание, бросание малого мяча под музыку. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения, восприятие музыки. | |||
7 | Упражнение с препятствиями и на координацию движений. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
8 | Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
9 | Раздел 2. Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами. (8 часов) | Вводный урок. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | ||
10 | Упражнения на внимание. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
11 | Упражнения на расслабление мышц. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
12 | Упражнения на координацию движений. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
13 | Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
14 | Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности. | Основные виды деятельности: танцевальные движения; восприятие музыки. | |||
15 | Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности. | Основные виды деятельности: танцевальные движения; восприятие музыки. | |||
16 | Итоговое занятие. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
17 | Раздел 3. Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку. (10 часов) | Импровизация движений. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | ||
18 | Упражнение в равновесии.
| Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
19 | Индивидуальное творчество. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
20 | Упражнения с гимнастическими палками. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
21 | Упражнения с обручем. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
22 | Упражнения для развития ритма. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
23 | Упражнение на передачу в движении характера музыки. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
24 | Упражнения на передачу в движении характера музыки. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
25 | Упражнения на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
26 | Итоговое занятие. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
27 | Раздел 4. Народные пляски и современные танцевальные движения. (7 часов) | Танцевальные упражнения и движения. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; имитационные движения; игры под музыку, ритмическое отхлопывание, общеразвивающие движения. | ||
28 | Соединение движения с музыкой. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; имитационные движения; игры под музыку, ритмическое отхлопывание, общеразвивающие движения. | |||
29 | Русские народные игры. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; восприятие музыки; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
30 | Упражнения на развитие танцевального творчества. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; восприятие музыки; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
31 | Элементы русских народных плясок. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; восприятие музыки; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
32 | Итоговое занятие. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; восприятие музыки; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
33 | Отчётный концерт. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; восприятие музыки; игры под музыку, общеразвивающие движения. |
Тематическое планирование.
2 класс – 34 часа.
Блок и темы занятия | Количество часов | Форма проведения | Используемые ЭОР |
1 четверть – 8 часов. | |||
Раздел 1. Ритмико -гимнастические упражнения. (8 часов) - Вводный урок. - Разновидности ходьбы. - Танцевальный шаг на полупальцах. - Перестроения. - Подбрасывание малого мяча, обруча в малом ритме. - Перекатывание, катание, бросание малого мяча под музыку. - Упражнение с препятствиями и на координацию движений. - Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой. | 8 часов | учебная игра, ролевая игра; защита творческого проект; творческие конкурсы; КВН; заочная экскурсия коллективное творческое дело (КТД); тематические задания по подгруппам; беседа с игровыми элементами; сюжетно - ролевая игра; игра -путешествие; игра -имитация; викторины, соревнования, конкурсы. | Рекомендовано (на выбор): |
2 четверть – 8 часов. | |||
Раздел 2. Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами. (8 часов) - Вводный урок. - Упражнения на внимание. - Упражнения на расслабление мышц. - Упражнения на координацию движений. - Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы. - Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности. - Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности. - Итоговое занятие. | 8 часов | учебная игра, ролевая игра; защита творческого проект; творческие конкурсы; КВН; заочная экскурсия коллективное творческое дело (КТД); тематические задания по подгруппам; беседа с игровыми элементами; сюжетно-ролевая игра; игра -путешествие; игра -имитация; викторины, соревнования, конкурсы. | Рекомендовано (на выбор): |
3 четверть – 10 часов. | |||
Раздел 3. Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку. (11 часов) - Импровизация движений. - Упражнение в равновесии. - Индивидуальное творчество. - Упражнения с гимнастическими палками. - Упражнения с обручем. - Упражнения для развития ритма. - Упражнение на передачу в движении характера музыки. - Упражнения на передачу в движении характера музыки. - Упражнения на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание. - Упражнения на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание. - Итоговое занятие. | 11 часов | учебная игра, ролевая игра; защита творческого проект; творческие конкурсы; КВН; заочная экскурсия коллективное творческое дело (КТД); тематические задания по подгруппам; беседа с игровыми элементами; сюжетно-ролевая игра; игра -путешествие; игра -имитация; викторины, соревнования, конкурсы. | Рекомендовано (на выбор): |
4 четверть – 7 часов | |||
Раздел 4. Народные пляски и современные танцевальные движения. (7 часов) - Танцевальные упражнения и движения. - Соединение движения с музыкой. - Русские народные игры. - Упражнения на развитие танцевального творчества. - Элементы русских народных плясок. - Итоговое занятие. - Отчётный концерт. | 8 часов | учебная игра, ролевая игра; защита творческого проект; творческие конкурсы; КВН; заочная экскурсия коллективное творческое дело (КТД); тематические задания по подгруппам; беседа с игровыми элементами; сюжетно - ролевая игра; игра -путешествие; игра -имитация; викторины, соревнования, конкурсы. | Рекомендовано (на выбор): |
Календарно - тематическое планирование.
2 класс.
№ п/п | Блок занятий (с указанием количества часов) | Тема занятия | Форма проведения | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Раздел 1. Ритмико-гимнастические упражнения. (8 часов) | Вводный урок. | Основные виды деятельности: игры под музыку; танцевальные движения; общеразвивающие движения. | ||
2 | Разновидности ходьбы. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
3 | Танцевальный шаг на полупальцах. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
4 | Перестроения. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
5 | Подбрасывание малого мяча, обруча в малом ритме. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения, восприятие музыки. | |||
6 | Перекатывание, катание, бросание малого мяча под музыку. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения, восприятие музыки. | |||
7 | Упражнение с препятствиями и на координацию движений. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
8 | Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
9 | Раздел 2. Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами. (8 часов) | Вводный урок. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | ||
10 | Упражнения на внимание. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
11 | Упражнения на расслабление мышц. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
12 | Упражнения на координацию движений. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
13 | Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
14 | Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности. | Основные виды деятельности: танцевальные движения; восприятие музыки. | |||
15 | Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности. | Основные виды деятельности: танцевальные движения; восприятие музыки. | |||
16 | Итоговое занятие. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
17 | Раздел 3. Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку. (11 часов) | Импровизация движений. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | ||
18 | Упражнение в равновесии.
| Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
19 | Индивидуальное творчество. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
20 | Упражнения с гимнастическими палками. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
21 | Упражнения с обручем. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
22 | Упражнения для развития ритма. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
23 | Упражнение на передачу в движении характера музыки. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
24 | Упражнения на передачу в движении характера музыки. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
25 | Упражнения на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
26 | Упражнения на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
27 | Итоговое занятие. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
28 | Раздел 4. Народные пляски и современные танцевальные движения. (7 часов) | Танцевальные упражнения и движения. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; имитационные движения; игры под музыку, ритмическое отхлопывание, общеразвивающие движения. | ||
29 | Соединение движения с музыкой. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; имитационные движения; игры под музыку, ритмическое отхлопывание, общеразвивающие движения. | |||
30 | Русские народные игры. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; восприятие музыки; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
31 | Упражнения на развитие танцевального творчества. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; восприятие музыки; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
32 | Элементы русских народных плясок. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; восприятие музыки; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
33 | Итоговое занятие. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; восприятие музыки; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
34 | Отчётный концерт. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; восприятие музыки; игры под музыку, общеразвивающие движения. |
Тематическое планирование.
3 класс – 34 часа.
Блок и темы занятия | Количество часов | Форма проведения | Используемые ЭОР |
1 четверть – 8 часов. | |||
Раздел 1. Ритмико -гимнастические упражнения. (8 часов) - Вводный урок. - Разновидности ходьбы. - Танцевальный шаг на полупальцах. - Перестроения. - Подбрасывание малого мяча, обруча в малом ритме. - Перекатывание, катание, бросание малого мяча под музыку. - Упражнение с препятствиями и на координацию движений. - Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой. | 8 часов | учебная игра, ролевая игра; защита творческого проект; творческие конкурсы; КВН; заочная экскурсия коллективное творческое дело (КТД); тематические задания по подгруппам; беседа с игровыми элементами; сюжетно - ролевая игра; игра -путешествие; игра -имитация; викторины, соревнования, конкурсы. | Рекомендовано (на выбор): |
2 четверть – 8 часов. | |||
Раздел 2. Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами. (8 часов) - Вводный урок. - Упражнения на внимание. - Упражнения на расслабление мышц. - Упражнения на координацию движений и развитие двигательной активности. - Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы. - Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности. - Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности. - Итоговое занятие. | 8 часов | учебная игра, ролевая игра; защита творческого проект; творческие конкурсы; КВН; заочная экскурсия коллективное творческое дело (КТД); тематические задания по подгруппам; беседа с игровыми элементами; сюжетно-ролевая игра; игра -путешествие; игра -имитация; викторины, соревнования, конкурсы. | Рекомендовано (на выбор): |
3 четверть – 10 часов. | |||
Раздел 3. Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку. (11 часов) - Импровизация движений. - Упражнение в равновесии. - Индивидуальное творчество. - Упражнения с гимнастическими палками. - Упражнения с обручем. - Упражнения для развития ритма. - Упражнение на передачу в движении характера музыки. - Упражнения на передачу в движении характера музыки. - Упражнения на умение сочетать движение с музыкой. - Упражнения на внимание. - Итоговое занятие. | 11 часов | учебная игра, ролевая игра; защита творческого проект; творческие конкурсы; КВН; заочная экскурсия коллективное творческое дело (КТД); тематические задания по подгруппам; беседа с игровыми элементами; сюжетно-ролевая игра; игра -путешествие; игра -имитация; викторины, соревнования, конкурсы. | Рекомендовано (на выбор): |
4 четверть – 7 часов | |||
Раздел 4. Народные пляски и современные танцевальные движения. (7 часов) - Танцевальные упражнения. - Танцевальные движения. - Соединение движения с музыкой. - Упражнения на развитие танцевального творчества. - Элементы русских народных плясок. - Итоговое занятие. - Отчётный концерт. | 8 часов | учебная игра, ролевая игра; защита творческого проект; творческие конкурсы; КВН; заочная экскурсия коллективное творческое дело (КТД); тематические задания по подгруппам; беседа с игровыми элементами; сюжетно - ролевая игра; игра -путешествие; игра -имитация; викторины, соревнования, конкурсы. | Рекомендовано (на выбор): |
Календарно - тематическое планирование.
3 класс.
№ п/п | Блок занятий (с указанием количества часов) | Тема занятия | Форма проведения | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Раздел 1. Ритмико-гимнастические упражнения. (8 часов) | Вводный урок. | Основные виды деятельности: игры под музыку; танцевальные движения; общеразвивающие движения. | ||
2 | Разновидности ходьбы. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
3 | Танцевальный шаг на полупальцах. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
4 | Перестроения. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
5 | Подбрасывание малого мяча, обруча в малом ритме. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения, восприятие музыки. | |||
6 | Перекатывание, катание, бросание малого мяча под музыку. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения, восприятие музыки. | |||
7 | Упражнение с препятствиями и на координацию движений. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
8 | Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
9 | Раздел 2. Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами. (8 часов) | Вводный урок. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | ||
10 | Упражнения на внимание. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
11 | Упражнения на расслабление мышц. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
12 | Упражнения на координацию движений и развитие двигательной активности. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
13 | Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
14 | Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности. | Основные виды деятельности: танцевальные движения; восприятие музыки. | |||
15 | Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности. | Основные виды деятельности: танцевальные движения; восприятие музыки. | |||
16 | Итоговое занятие. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
17 | Раздел 3. Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку. (11 часов) | Импровизация движений. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | ||
18 | Упражнение в равновесии.
| Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
19 | Индивидуальное творчество. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
20 | Упражнения с гимнастическими палками. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
21 | Упражнения с обручем. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
22 | Упражнения для развития ритма. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
23 | Упражнение на передачу в движении характера музыки. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
24 | Упражнения на передачу в движении характера музыки. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
25 | Упражнения на умение сочетать движение с музыкой. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
26 | Упражнения на внимание. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
27 | Итоговое занятие. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
28 | Раздел 4. Народные пляски и современные танцевальные движения. (7 часов) | Танцевальные упражнения. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; имитационные движения; игры под музыку, ритмическое отхлопывание, общеразвивающие движения. | ||
29 | Танцевальные движения. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; имитационные движения; игры под музыку, ритмическое отхлопывание, общеразвивающие движения. | |||
30 | Соединение движения с музыкой. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; восприятие музыки; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
31 | Упражнения на развитие танцевального творчества. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; восприятие музыки; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
32 | Элементы русских народных плясок. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; восприятие музыки; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
33 | Итоговое занятие. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; восприятие музыки; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
34 | Отчётный концерт. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; восприятие музыки; игры под музыку, общеразвивающие движения. |
Тематическое планирование.
4 класс – 34 часа.
Блок и темы занятия | Количество часов | Форма проведения | Используемые ЭОР |
1 четверть – 8 часов. | |||
Раздел 1. Ритмико -гимнастические упражнения. (8 часов) - Вводный урок. - Разновидности ходьбы. - Танцевальный шаг на полупальцах. - Перестроения. - Подбрасывание малого мяча, обруча в малом ритме. - Перекатывание, катание, бросание малого мяча под музыку. - Упражнение с препятствиями и на координацию движений. - Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой. | 8 часов | учебная игра, ролевая игра; защита творческого проект; творческие конкурсы; КВН; заочная экскурсия коллективное творческое дело (КТД); тематические задания по подгруппам; беседа с игровыми элементами; сюжетно - ролевая игра; игра -путешествие; игра -имитация; викторины, соревнования, конкурсы. | Рекомендовано (на выбор): |
2 четверть – 8 часов. | |||
Раздел 2. Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами. (8 часов) - Вводный урок. - Упражнения на внимание. - Упражнения на расслабление мышц. - Упражнения на координацию движений и развитие двигательной активности. - Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы. - Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности. - Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности. - Итоговое занятие. | 8 часов | учебная игра, ролевая игра; защита творческого проект; творческие конкурсы; КВН; заочная экскурсия коллективное творческое дело (КТД); тематические задания по подгруппам; беседа с игровыми элементами; сюжетно-ролевая игра; игра -путешествие; игра -имитация; викторины, соревнования, конкурсы. | Рекомендовано (на выбор): |
3 четверть – 10 часов. | |||
Раздел 3. Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку. (11 часов) - Импровизация движений. - Упражнение в равновесии. - Индивидуальное творчество. - Упражнения с гимнастическими палками. - Упражнения с обручем. - Упражнения для развития ритма. - Упражнение на передачу в движении характера музыки. - Упражнения на передачу в движении характера музыки. - Упражнения на умение сочетать движение с музыкой. - Упражнения на внимание. - Итоговое занятие. | 11 часов | учебная игра, ролевая игра; защита творческого проект; творческие конкурсы; КВН; заочная экскурсия коллективное творческое дело (КТД); тематические задания по подгруппам; беседа с игровыми элементами; сюжетно-ролевая игра; игра -путешествие; игра -имитация; викторины, соревнования, конкурсы. | Рекомендовано (на выбор): |
4 четверть – 7 часов | |||
Раздел 4. Народные пляски и современные танцевальные движения. (7 часов) - Танцевальные упражнения. - Танцевальные движения. - Соединение движения с музыкой. - Упражнения на развитие танцевального творчества. - Элементы русских народных плясок. - Итоговое занятие. - Отчётный концерт. | 8 часов | учебная игра, ролевая игра; защита творческого проект; творческие конкурсы; КВН; заочная экскурсия коллективное творческое дело (КТД); тематические задания по подгруппам; беседа с игровыми элементами; сюжетно - ролевая игра; игра -путешествие; игра -имитация; викторины, соревнования, конкурсы. | Рекомендовано (на выбор): |
Календарно - тематическое планирование.
4 класс.
№ п/п | Блок занятий (с указанием количества часов) | Тема занятия | Форма проведения | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Раздел 1. Ритмико-гимнастические упражнения. (8 часов) | Вводный урок. | Основные виды деятельности: игры под музыку; танцевальные движения; общеразвивающие движения. | ||
2 | Разновидности ходьбы. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
3 | Танцевальный шаг на полупальцах. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
4 | Перестроения. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
5 | Подбрасывание малого мяча, обруча в малом ритме. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения, восприятие музыки. | |||
6 | Перекатывание, катание, бросание малого мяча под музыку. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения, восприятие музыки. | |||
7 | Упражнение с препятствиями и на координацию движений. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
8 | Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
9 | Раздел 2. Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами. (8 часов) | Вводный урок. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | ||
10 | Упражнения на внимание. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
11 | Упражнения на расслабление мышц. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
12 | Упражнения на координацию движений и развитие двигательной активности. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
13 | Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку; общеразвивающие движения. | |||
14 | Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности. | Основные виды деятельности: танцевальные движения; восприятие музыки. | |||
15 | Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности. | Основные виды деятельности: танцевальные движения; восприятие музыки. | |||
16 | Итоговое занятие. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
17 | Раздел 3. Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку. (11 часов) | Импровизация движений. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | ||
18 | Упражнение в равновесии.
| Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
19 | Индивидуальное творчество. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
20 | Упражнения с гимнастическими палками. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
21 | Упражнения с обручем. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
22 | Упражнения для развития ритма. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
23 | Упражнение на передачу в движении характера музыки. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
24 | Упражнения на передачу в движении характера музыки. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
25 | Упражнения на умение сочетать движение с музыкой. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
26 | Упражнения на внимание. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
27 | Итоговое занятие. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
28 | Раздел 4. Народные пляски и современные танцевальные движения. (7 часов) | Танцевальные упражнения. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; имитационные движения; игры под музыку, ритмическое отхлопывание, общеразвивающие движения. | ||
29 | Танцевальные движения. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; имитационные движения; игры под музыку, ритмическое отхлопывание, общеразвивающие движения. | |||
30 | Соединение движения с музыкой. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; восприятие музыки; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
31 | Упражнения на развитие танцевального творчества. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; восприятие музыки; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
32 | Элементы русских народных плясок. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; восприятие музыки; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
33 | Итоговое занятие. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; восприятие музыки; игры под музыку, общеразвивающие движения. | |||
34 | Отчётный концерт. | Основные виды деятельности: ритмико-гимнастические движения; танцевальные движения; восприятие музыки; игры под музыку, общеразвивающие движения. |
Методическое обеспечение программы.
Название раздела программы | Основные формы работы с детьми | Основные методы работы | Оборудование |
Ритмико -гимнастические упражнения. | - урок; -учебно-практическое занятие; -фронтальная; -групповая; -парная (учитель ученик, ученик-ученик); -игра; | -показательный; -организация учебно -практической, спортивной, игровой деятельности обучающихся; -стимулирования и мотивации деятельности и поведения обучающихся; - контроля и самоконтроля деятельности и поведения обучающихся. | Малые мячи, обручи, флажки, гимнастические палки, скакалки по количеству детей в классе; гимнастическая скамья, кегли, музыкальный инструмент. |
Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами. | Детские барабаны, колокольчики по количеству детей в классе; музыкальный инструмент. | ||
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку. | Флажки, гимнастические палки, скакалки по количеству детей в классе; гимнастическая скамья; музыкальный инструмент. | ||
Народные пляски и современные танцевальные движения. | Флажки, платочки; музыкальный инструмент. |
Список используемых источников
- Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. М., 2021.
- Галанов А.С. Игры, которые лечат. М., 2020
- Движения под музыку в детском саду / Под ред. Косицыной М.А.
- Картушина М.Ю. Оздоровительные вечера досуга. М., 2023
- Конорова Е.В. «Методическое пособие по ритмике» выпуск 1 – Музыка, 2022
- Котышева Е.Н.«Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями» - Речь, 2020
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития. М., 2023.
- Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе в спец. детском саду для детей с нарушением интеллекта / Под. ред. Зарина А.П., Ложко Е.Л., СПб. 2024.
- Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение: Нач. классы / Сост. Л. А. Вохмянина. – М.: Дрофа, 2020.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. -М., 2021.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2023.
