Блокада Ленинграда
классный час (2, 3 класс)
Предварительный просмотр:
Классный час к дню снятия блокады Ленинграда
Сегодня мы с вами приоткроем одну из страниц самой страшной войны…..(1941-1945)
Снятию
блокады Ленинграда
посвящается…
БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА. 900 дней и ночей….(слайд)
Блокада Ленинграда гитлеровскими полчищами — это одна из самых страшных и трагически страниц не только Великой Отечественной войны, но всех войн, какие знало человечество.
Давайте оглянемся на блокадные дни и ночи. Как они, блокадники, выдержали, как, умирая от голода, спасали Ленинград и его бесценные сокровища, как из последних сил помогали фронту.
С 10 июля 1941 года началась героическая оборона Ленинграда. Первые фашистские бомбы были сброшены на город 6 сентября. Затем бомбёжки стали непрерывными. 19 сентября в налёте участвовало 276 фашистских самолётов, а всего в течение дня было шесть бомбёжек.
В ответ мирные жители поднялись на защиту города, создали армию народного ополчения (10 дивизий и 16 отдельных пулемётно-артиллерийских батальонов общей численностью свыше 130 тысяч человек). 20 тысяч жителей вошли в состав подразделений ПВО, 17 тысяч — в истребительные батальоны. Свыше 500 тысяч жителей Ленинграда строили оборонительные рубежи. Блокадный Ленинград сражался!
По решению Государственного комитета обороны уже в первые месяцы войны началась эвакуация из Ленинграда населения, промышленного оборудования, культурных ценностей музеев и различных учреждений. Из города и пригородов в 1941—42 годах было эвакуировано 1,7 миллиона человек, в том числе 200 тысяч воздушным транспортом.
Немецко-фашистским войскам не удалось с ходу ворваться в Ленинград.
Но окружённый город был лишён наземной связи с Большой землёй, началась 900-дневная блокада.
Заканчивались продукты питания, заканчивался каменный уголь для отопления. Введённые по карточной системе нормы стали снижаться:
- 1 октября 1941 года в третий раз был снижен хлебный паёк — рабочие и ИТР получали по 400 граммов хлеба в день, служащие, иждивенцы и дети по 200 граммов.
- С 20 ноября рабочие получали по 250 граммов хлеба, все остальные — по 125 граммов.
- С 25 декабря нормы несколько увеличились, но хлеб был сырой, состоял на две трети из примесей.
Иссякли запасы топлива, прекратилась подача электроэнергии.
Остановился трамвай.
Вышел из строя водопровод.
За время блокады в Ленинграде от голода умерли 641 тысяча жителей, десятки тысяч истощённых жителей умерли во время эвакуации. В городе, недавно многомиллионном, в 1943 году оставалось не более 800 тысяч жителей.
В тяжелейших условиях блокады трудящиеся города продолжали выпускать военную продукцию. Измождённые голодом люди работали днём и ночью под девизом: «Всё для фронта! Всё для защиты Ленинграда!»
Трудно было взрослым, но ещё тяжелее было детям.
Но они продолжали учится…трудились на заводах…
Вот лишь один пример блокадной судьбы 11-летней девочки Тани Савичевой. С декабря 1941 года по май 1942 года она вела дневник с короткими записями.
«Женя умерла 28 декабря в 12. 30 ч. утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 г.
Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч. ночи 1942 г.
Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.
Мама 13 мая в 7. 30 ч. утра 1942 г.
Савичевы умерли
Умерли все. Осталась одна Таня».
После смерти матери Таню поместили в детдом Смольнинского района Ленинграда, откуда в августе 1942 года она была эвакуирована в Горьковскую область. В детдоме села Красный Бор прожила два года, затем была переведена в Понетаевский детдом инвалидов. Умерла 1 июня 1944 года от неизлечимой болезни — прогрессирующей дистрофии — в больнице посёлка Шатки, где и похоронена.
Дневник Тани Савичевой хранится в государственном музее истории Ленинграда. Фотокопия экспонируется в музее Пискарёвского кладбища в Ленинграде.
Была создана ДОРОГА ЖИЗНИ, по которой в осаждённый город возились продукты, топливо, тёплые вещи. Создан мемориал.
12—20 января 1943 года была проведена наступательная операция Ленинградского и Волховского фронтов во взаимодействии с Балтийским флотом. В результате этой операции блокада была прорвана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января)
устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января) Цели и задачи: Обучающие:- формировать коммуникативные (речевые) умени...

Презентация "Блокада Ленинграда" (к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады)
Презентация "Блокада Ленинграда" подготовлена к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в рамках курса дополнительного образования "История и культура Санкт-Петербурга".Войн...

"Дети блокады" (сценарий к 72-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда)
Цель публикации этого материала - приобщение детей к историческому духовному и нравственному наследию Санкт- Петербурга. Этот материал будет полезен для проведения внеклассных занятий....

Сценарий праздничного внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.Вахта памяти. «Чтобы помнить... Блокада Ленинграда.»
Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...
Внеклассное мероприятие: "Блокадный Ленинград" к 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда
Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тв...

Проектная работа по теме"Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-герой, получивший орден "Красной звезды"за снятие блокады Ленинграда"
quot;Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".В.Васнецов Проектная работа по теме "Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-...
Мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда "Ты выстоял, великий Ленинград"
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями....
