Современные образовательные технологии и формы организации воспитательной работы по сплочению временного детского коллектива
методическая разработка (4 класс)
Отчёт работы над темой самообразования
«Современные образовательные технологии и формы организации воспитательной работы по сплочению временного детского коллектива»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отчёт работы над темой самообразования
«Современные образовательные технологии и формы организации воспитательной работы по сплочению временного детского коллектива»
Воспитатель ГОБООУ ЗСШИ Силяева А. М.
Сегодня я хочу представить вам отчёт о работе над темой по самообразованию «Современные образовательные технологии и формы организации воспитательной работы по сплочению временного детского коллектива»
Основные направления работы:
- изучение литературы и ресурсов;
- практическое применение;
- обмен опытом.
Цель работы по теме самообразования: создание условий для сплочения детского коллектива и построения эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
- сформировать доверительные отношения;
- способствовать развитию ответственности и вклада каждого участника;
- формировать благоприятный психологический климат;
- способствовать осознанию каждым участником своей роли, функций;
- развивать умение работать в команде;
- создавать ситуацию успеха.
Что одному не под силу, то легко коллективу.
Пословица.
Слайд 2. Сплочённость коллектива – это идейное, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство его участников, которое развивается, основываясь на организационном единстве.
Организовать временный детский коллектив - сложная, трудоемкая задача, т. к. он представляет собой социальную группу детей, собранных на основе общих целей и объединены одними задачами.
Новый коллектив для ребенка – это всегда страх и потеря безопасности. Вот почему так важно уделить большое внимание сплочению детского коллектива и помочь ребенку влиться в него как можно легче и без особых негативных последствий.
Для детей временный коллектив первоначально ассоциируется не только с временным пребыванием в кругу сверстников, а также с возможностью воплощения новой социальной роли в новом круге общения.
В современном воспитании большое место отводится уникальности ребенка и его социальному месту, что и способна развить организация детей, собравшихся в коллектив на непродолжительное время.
- установление положительных отношений между взрослыми и детьми, формирование нравственного климата во временном коллективе;
- продуманная и спланированная организация жизнедеятельности детей и педагогическое управление временным детским коллективом;
- разнообразная деятельность (спортивная, интеллектуальная, художественно-прикладная, творческая);
- создание ситуации значимости и успеха для каждого члена временного детского коллектива.
Слайд 4. Цель работы по теме самообразования: создание условий для сплочения детского коллектива и построения эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
- формировать доверительные отношения;
- способствовать развитию ответственности и вклада каждого участника
- формировать благоприятный психологический климат;
- способствовать осознанию каждым участником своей роли, функций
- воспитывать умение работать в команде;
- создавать ситуацию успеха.
Основные этапы и направления работы:
- изучение литературы и ресурсов;
- практическое применение;
- обмен опытом.
Слайд 5. Сплочённость детского коллектива – это важнейшая задача в работе с детьми, особенно в условиях нашей санаторной школы - интернат. Почему это так важно? Потому что от степени единства, взаимопонимания и доверия внутри группы напрямую зависит:
1. Эффективность образовательного процесса: дети лучше воспринимают информацию и участвуют в активностях в комфортной атмосфере.
2. Психологическое благополучие участников: чувство принадлежности снижает тревожность и стресс адаптации.
3. Дисциплина и управляемость: сплоченный коллектив легче самоорганизуется и следует общим правилам.
4. Достижение воспитательных целей: формирование коммуникативных навыков, толерантности, ответственности за общее дело происходит именно в процессе сплочения.
5. Общий успех смены: удовлетворенность детей и результативность программы в целом.
Особенность ВДК – его временность. У нас нет месяцев на естественное формирование связей. Мы должны создать условия для быстрого и эффективного превращения группы незнакомых или малознакомых детей в команду, способную к совместной деятельности и взаимоподдержке. Здесь на помощь приходят современные образовательные технологии и продуманные формы воспитательной работы.
Слайд 6. Образовательные технологии как фундамент сплочения.
Эти технологии задают структуру и принципы взаимодействия, создавая среду для формирования связей. В своей работе применяю следующие образовательные технологии:
- здоровьесберегающие;
- информационно - коммуникативные технологии (ИКТ);
- технологию сотрудничества. Равноправное партнерство педагога и детей, совместное целеполагание и планирование. Атмосфера доверия и взаимопомощи стирает искусственные барьеры "взрослый-ребенок", создает ощущение команды, где каждый ценен. Педагог выступает не контролером, а помощником и старшим товарищем;
- развивающее обучение, направленное на формирование и развитие теоретического мышления;
- технологию проблемного обучения, которая способствует развитию познавательной активности, самостоятельной поисковой деятельности творческого, мышления);
- личностно-ориентированное обучение, при котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира, при данном подходе на первый план выходит развитие индивидуальности ребёнка, его способности к самостоятельному мышлению, критическому анализу и креативности;
- технологию развития критического мышления, основная задача которой развивать у детей умение детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;
- технология исследовательской деятельности
- технология проектной деятельности (общая цель, объединяющая всех участников, требует постоянного взаимодействия, поиска компромиссов, взаимопомощи);
- игровую технологию, т.к. гры – естественная и понятная детям среда. Игры снимают напряжение, создают позитивный эмоциональный фон, требуют взаимодействия, развивают эмпатию и доверие;
- технологию активного метода обучения, которая стимулирует познавательную деятельность обучающихся. Активные методы обучения строятся на практической направленности, игре и творчестве в процессе, взаимодействия, коммуникации, диалоге и использовании знаний обучающихся, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению, движении и самоанализе;
- кейс-технологии (ситуационные методы). Анализ реальных или смоделированных проблемных ситуаций. Совместный поиск решения сложных ситуаций (этические дилеммы, конфликты, нештатные ситуации) объединяет группу, учит слушать разные мнения, находить консенсус. Разбор конфликтной ситуации между участниками, обсуждение "Что делать, если…", моделирование ситуации выбора в условиях ограниченных ресурсов.
Слайд 7. Формы воспитательной работы - это, как инструменты для "Социального клея". Эти формы – конкретные мероприятия и активности, в которые внедряются образовательные технологии для непосредственного воздействия на коллектив.
Слайд 8. Организационно - адаптационный этап (знакомство, снятие напряжения):
Игры на знакомство и взаимодействие: "Три факта о себе", "Мы идём в поход", "Поиск общего", "Поменяйтесь местами те, кто".
КТД: творческие мастерские, воркшоп «Наша команда», совместное оформление отрядного уголка, создание эмблемы, выбор актива.
Слайд 9. Игра «Разведшкола» направлена на получение информации в ходе совместной поисковой деятельности, позволяет каждому участнику проявить себя и внести свой вклад в общее отрядное дело.
На этапе формирования внутригрупповых связей провожу мероприятия, направленные на развитие доверия, и сотрудничествас
Слайд10. Тимбилдинги и командные игры: Спортивные эстафеты, интеллектуальные брейн-ринги, творческие конкурсы между микрогруппами с акцентом на общий результат отряда.
Слайд 11. Развивающая игра "Веревочный курс" (серия специальных физических и интеллектуальных заданий на преодоление препятствий, требующих командной работы, страховки, поддержки)
"Свечка" (вечерний огонек) – это ритуал вечернего общения в доверительном кругу для обмена впечатлениями дня, благодарностями, решения мелких вопросов.
Слайд12. ИгроТрек «Круг коммуникаций, который направлен на развитие коммуникативных качеств и конструктивного взаимодействия. Участникам были предложены игры: "Три факта о себе", "Докажи", "Объясни пословицу", в ходе которых участникам необходимо было проявить навыки общения и критического мышления, умение смотреть на проблему под разными углами и приводить аргументы. В ходе рефлексии выяснилось, что самым трудным оказалось отстаивать свою точку зрения и выступать перед аудиторией.
Слайд13. Проектная деятельность. Реализация выбранных детьми проектов (см. выше).
Слайд14. Интеллектуальные турниры, игры, состязания
Слайд15, 16. Игры в кругу друзей.
Элементы психологического тренинга:Упражнения на доверие ("Слепой и поводырь"), развитие эмпатии, невербальное общение.
Этап стабилизации и достижения результатов (Чувство "Мы")
Подготовка и проведение итогового мероприятия смены: Где отряд представляет себя как единое целое.
Рефлексивные практики: Углубленные "Свечки".где анализируется путь отряда, достижения и трудности, вклад каждого в общий успех.
Слайд 17. В ходе воспитательной работы по данной теме определила для себя ключевые принципы успешного сплочения через технологии и формы:
1. Добровольность и позитив: участие должно быть по желанию (кроме базовых организационных моментов), атмосфера – дружелюбная и поддерживающая.
2. Активность и вовлеченность каждого: формы должны быть подобраны так, чтобы каждый ребенок мог найти свою роль и внести вклад. Необходимо избегать выпадения "тихих" или "неуспешных".
3. Постепенность и последовательность. От простого знакомства – к доверию, от доверия – к сотрудничеству, от сотрудничества – к ответственности и чувству "Мы". Нельзя начинать с глубоких личных откровений или экстремальных испытаний на доверие.
4. Рефлексия – обязательный элемент! После каждой значимой активности (игры, КТД, проекта, отрядного дела) должно быть время на обсуждение: Что было? Как мы работали вместе? Что получилось хорошо? Что можно улучшить? Какие чувства возникали? Без рефлексии опыт не осмысливается и не становится инструментом сплочения. Для этой цели использую «Кубик эмоций»
5. Роль педагога, задача которого - создать условия, предложить инструменты, мягко направлять, поддерживать, а не командовать и контролировать каждый шаг. Необходимо быть искренним и открытым. Всегда старюсь быть не над детьми, не рядом, а вместе с ними.
6. Учет возраста и индивидуальных особенностей: игры и задания для младших школьников и подростков будут принципиально разными. Очень важно учитывать особенности детей с ОВЗ, если они есть в коллективе.
В заключение хочу отметить, что работа над темой самообразования оказалась продуктивной и полезной. Внедрение современных образовательных технологий в воспитательный процесс способствует не только повышению качества знаний, но и развитию личностных качеств учащихся.
Описанные выше формы работы позволяют детям быстрее адаптироваться к новым условиям проживания, раскрепоститься, подружиться с другими детьми, получить положительные эмоции и социализироваться.
Сплочение временного детского коллектива – это не стихийный процесс, а результат целенаправленной, системной работы, основанной на грамотном сочетании современных образовательных технологий и разнообразных, тщательно отобранных форм воспитательной работы. Это искусство создания из отдельных "атомов" единой, сильной и дружной "молекулы" за короткий срок.
Описанные выше формы работы позволяют детям быстрее адаптироваться к новым условиям проживания, раскрепоститься, подружиться с другими детьми, получить положительные эмоции и социализироваться. Инвестируя силы и творчество в этот процесс, мы создаем не просто комфортную среду, а настоящую "лабораторию" социального опыта, где дети учатся самому главному – жить, общаться, дружить и творить ВМЕСТЕ. И этот опыт, этот дух команды, они унесут с собой далеко за пределы смены.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сплочённость коллектива – это идейное, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство его участников, которое развивается, основываясь на организационном единстве. Что одному не под силу, то легко коллективу. Пословица. установление положительных отношений между взрослыми и детьми, формирование нравственного климата во временном коллективе; продуманная и спланированная организация жизнедеятельности детей и педагогическое управление временным детским коллективом; разнообразная деятельность (спортивная, интеллектуальная, художественно-прикладная, творческая); создание ситуации значимости и успеха для каждого члена временного детского коллектива
Цель работы по теме самообразования: создание условий для сплочения детского коллектива и построения эффективного командного взаимодействия. Задачи: - формировать доверительные отношения; - способствовать развитию ответственности и вклада каждого участника - формировать благоприятный психологический климат; - способствовать осознанию каждым участником своей роли, функций - воспитывать умение работать в команде; - создавать ситуацию успеха.
Основные этапы и направления работы: Изучение литературы и ресурсов Практическое применение Обмен опытом
Важность сплочения детского коллектива 1. Развитие социальных навыков Сплочение помогает детям развивать социальные навыки, такие как умение слушать, сотрудничать, разрешать конфликты и поддерживать друг друга. 2. Улучшение эмоционального благополучия Дети, чувствующие себя частью команды, испытывают меньше стресса и тревоги. Они становятся более уверенными в себе и получают эмоциональную поддержку от своих товарищей. 3. Повышение уровня доверия Работа в команде способствует развитию доверия между детьми, что важно для формирования здоровых и долгосрочных отношений. 4. Подготовка к взрослой жизни Навыки, полученные в лагере, такие как умение работать в коллективе, решать проблемы и достигать общих целей, будут полезны детям в их будущей жизни, как в личной, так и в профессиональной сферах.
Образовательные технологии как фундамент сплочения: Здоровьесберегающие Информационно - коммуникативные технологии (ИКТ) Технология сотрудничества Развивающее обучение Технология проблемного обучения Личностно-ориентированное обучение Технология развития критического мышления Технология исследовательской деятельности Технология проектной деятельности Игровая технология Технология активного метода обучения Кейс-технологии (Ситуационные методы)
Формы воспитательной работы – это инструменты для «социального клея" Эти формы – конкретные мероприятия и активности, в которые внедряются образовательные технологии для непосредственного воздействия на коллектив.
Игры на знакомство и взаимодействие «Три факта о себе» «Мы идём в поход» «Поменяйтесь местами те, кто…» «Игрушка по кругу»
Игра «Разведшкола»
Тимбилдинги «Волейбол на покрывале» «Лабиринт» «Сила дружбы» «Молекулы»
Развивающая игра «Верёвочный курс» «Электрическая цепь» «Полоса препятствий» « Волна» «Все на борт» «Узелки» «Гусеница»
ИгроТрек «Круг коммуникаций»
Мини-проект «Великий праздник Пасха» Мини-проект «Мобильный телефон: друг или враг?»
Интеллектуальные турниры, игры, состязания Креатив бой Где логика? Эрудит Интерактивные викторины
«Игры в кругу друзей» «Пианино» «Считалочка» « Джанга » «Строим вместе» « Твистер »
«Подари комплимент» « Наборщик» «Фанты» « Чья команда круче?» « Игры в кругу друзей»
Ключевые Принципы успешного сплочения через технологии и формы: 1.Добровольность и позитив 2.Активность и вовлеченность каждого 3. Постепенность и последовательность 4. Рефлексия – обязательный элемент 5. Роль педагога 6 . Учет возраста и индивидуальных особенностей 7.Создание ситуации успеха
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе в начальных классах»
Материал содержит информацию о том,как применение современных обучающих технологий в учебном процессе позволяет разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся....
«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе. Технология проектного обучения».
Основные идеиИсходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни".Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.Главные...

Доклад ШМО на тему: "Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"
Данный материал содержит информацию о современных образовательных технологиях в учебно-воспитательном процессе в начальной школе в свете ФГОС....

Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе (Из опыта работы)
Из опыта работы учителя по современным образовательным технологиям в начальной школе....

Современные образовательные технологии в учебно-воспитательной деятельности.
В условиях реализации требований ГОС НООнаиболее актуальными становятся технологии:● Информационно – коммуникационная технология;которой отводится большое значение, т.к. ученикдолжен владеть инф...

Доклад: "Современные образовательные технологии в учебно- воспитательном процессе"
Доклад: "Современные образовательные технологии в учебно- воспитательном процессе"...

Доклад: «Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе»
Доклад:«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе»...
