Проект «Семейное воспитание» (воспитание ребёнка в условиях трансформации института семьи)
проект
Проект позволит сформировать правильное отношение ребёнка к институту семьи в рамках ОУ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.45 КБ | |
| 35.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №4»
Проект «Семейное воспитание» (воспитание ребёнка в условиях трансформации института семьи)
Возраст обучающихся: 7-16 лет
Срок реализации проекта: 5 лет
г.Великий Новгород
2025г.
Проект адресован учащимся 1-10 классов (7-17 лет). Проект является социально-педагогическим и направлен на социализацию личности обучающихся , на формирование духовно-нравственных и семейных ценностей, на воспитание уважения к старшим.
Проект позволит:
- Воспитывать гражданские чувства, обусловленные гордостью и ответственностью за свою семью.
- Актуализировать образовательные возможности школы и семьи, помочь родителям установить с детьми тесные продуктивные отношения.
- Повысить мотивацию обучающихся к теме семейных ценностей через разные формы организации образовательного процесса.
- Повысить психологическую и педагогическую грамотность участников проекта.
Исполнители проекта:
Руководитель проекта: Леонова Анна Анатольевна, учитель начальных классов
Участники проекта:
учащиеся 1-10 классов
классные руководители1-10 классов
школьный психолог
учитель физической культуры
учителя английского языка
учитель технологии
социальный работник
родители
1.Актуальность.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального и общего образования в пункте 8 говорится о необходимости становления личностных характеристик, главной из которых является уважение и принятие ценности семьи и общества, готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом. Также ФГОС в пункте 12.3 прописывает важность формирования уважительного отношения к России, родному краю, своей семье. Пункт 12.4 рекомендует знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значений в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
В современном мире происходят изменения в образе жизни молодежи, наблюдается снижение возраста начала половой жизни. В России почти каждый 10-й ребенок рождается у матери моложе 20 лет, изменяются брачно-семейные отношения в молодежной среде. Альтернативой традиционной семье выступают свободные отношения, не связанные с браком или какими-либо обязательствами.
Беспризорность, социальное сиротство и невнимательное отношение некоторых родителей к собственным детям становятся причинами таких опасных явлений, как преступления в отношении детей и подростковая преступность. По данным Следственного комитета при Прокуратуре РФ, в 2008 году жертвами преступного насилия в России стали 126 тысяч детей, от преступлений погибли 1914 детей, 2330 детей подверглись насилию. В розыске находится 12,5 тысяч несовершеннолетних.
К числу угроз для молодого поколения россиян можно также отнести наркоманию и детский алкоголизм. По официальной статистике, в России пьют 11,5 тысяч детей. 161-му ребенку в возрасте от 10 до 14 лет поставлен диагноз «алкоголизм». Средний возраст злоупотребляющих алкоголем среди молодых снизился в последние годы с 14 до 11 лет.
В связи с этим особенно актуальными становятся все аспекты духовно-нравственного и семейного воспитания детей и молодежи.
Возможности школы по данной проблеме показал анализ:
SWOT-АНАЛИЗ по МАОУ «....»
Сильные стороны школы:
| Слабые стороны школы:
|
Возможности школы:
| Угрозы для школы:
|
2.Цель проекта.
Создание условий для воспитания у обучающихся традиционных семейных ценностей( любви и уважения к близким, уважение младшим поколением старшего поколения, принятие позиции ответственного отца и доброй матери, понимание важности полной семьи и бережных отношений в ней друг к другу).
3.Задачи проекта
- Социальное развитие личности и патриотическое воспитание через институт семьи;
- Методическое обеспечение процесса взаимодействия школы и семьи;
- Профилактика асоциального поведения и правонарушений в детско-подростковой среде через работу с семьёй;
- Разработка системы классных часов на тему семейного воспитания;
- Разработка программы элективных курсов «Семейные ценности»
4.Ключевые идеи проекта.
●Пропаганда семейных ценностей ( надо понимать, что все участники семейных отношений должны знать их ценность, защищать и беречь их. Этого можно достичь с помощью различных видов деятельности: опрос-тестов, стенгазет, элективных курсов, показа презентаций, массовых мероприятий с семьями);
●Профилактический характер деятельности проекта ( проект не требует обязательного и скорого исполнения предложенного материала в силу большой занятости родителей, но ставит рекомендательный характер) ;
●Широкий социальный контекст мероприятий ( проект предусматривает взаимодействие участников проекта с социальными партнёрами в лице представителей от наркологического диспансера и отдела ПДН);
●Взаимодействие различных структур, интеграция их усилий в работе с социально- проблемными семьями (дружное взаимодействие классных руководителей, обучающихся, их родителей и школьного психолога позволят снизить процент социально-проблемных семей) ;
5.Содержание проекта.
Осуществление проекта предполагает:
●занятия при реализации проекта проводятся в рамках внеурочной деятельности;
●системность занятий и мероприятий;
●наполняемость групп до 30 человек
●поэтапность осуществления проекта:
1 этап начальный
Осень 2025 года ( выяснение уровня сформированности понятия семейных ценностей у обучающихся и их родителей, определение количественного состава участников проекта, изучение информационных данных по теме проекта педагогами, разработка элективных курсов педагогами и психологом, разработка классных часов, выявление социально- неблагополучных семей на основе социального паспорта класса ) ;
2 этап основной (проведение в системе запланированных мероприятий)
2025/2026 учебный год
2026/ 2027 учебный год
2027/ 2028 учебный год
3 этап заключительный
2028/ 2029 учебный год (определение качественной результативности проведённых мероприятий)
Основные направления реализации проекта
Основными направлениями реализации проекта являются:
1. Диагностика учащихся:
- выявление особенностей семейного воспитания;
- составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.);
- выявление положения учащихся в системе семейных отношений.
2. Взаимодействие семьи и школы:
- создание условий для участия родителей в воспитательном процессе школы;
- создание и проведение системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся;
- пропаганда здорового образа жизни через спортивные мероприятия с семьёй.
Организация совместной деятельности
Формы деятельности | Мероприятия |
Познавательная | Выпуск стенгазет, проведение элективных курсов, показ презентаций, открытые уроки, мастер-классы, встречи с социальными партнёрами, написание сочинений |
Трудовая | Помощь в проведении мероприятий, выставки творческих работ учащихся |
Досуговая | Совместные праздники, подготовка концертов, соревнования, конкурсы |
Спортивная | Дни здоровья, недели спорта, спортивные праздники |
3. Просветительская деятельность: организация психолого-педагогического просвещения родителей через:
- родительские собрания;
- индивидуальные беседы;
- психологические практикумы;
- оказание психологической помощи;
- предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций;
- работа с педагогическими кадрами
- родительские конференции
Мероприятия на 1 и 2 полугодие 2025 года
№ | Название мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Проведение опрос-теста на тему «Что для меня идеальная семья» | ||
2 | Выпуск стенгазеты на тему: «Виды семейного воспитания на Руси» | . | |
3 | Открытые уроки: -учителя начальных классов -учителя физической культуры -учителя английского языка -учителя труда | ||
4 | Спортивное мероприятие для всей семьи «Папа, мама, я- спортивная семья» | ||
5 | Проведение родительских собраний | Сентябрь- май | Классные руководители |
Мероприятия на 1 полугодие 2026 года
№ | Название мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Спортивное мероприятие для всей семьи «Лыжня школы» | Классные руководители | |
2 | Выпуск стенгазеты на тему «Современные виды семейного воспитания» | ||
3 | Написание сочинений на тему «Я- идеальный(-ая) отец (мать)» | Классные руководители | |
4 | Психологический практикум для родителей | психолог | |
5 | Спортивное мероприятие для всей семьи «Баскетбол с семьёй» | Классные руководители | |
6 | Элективный курс «Семейные ценности» 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс | ||
7 | Мастер-классы родителей на тему «Стили семейного воспитания в моей семье» | ||
8 | Встреча с представителями наркологического диспансера | Май-июнь 2026 | |
9 | Встреча с представителем ПДН | Май-июнь 2026 |
Мероприятия на 2 полугодие 2026 года
№ | Название мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Проведение опрос-теста на тему «Кто для меня идеальный отец» | ||
2 | Выпуск стенгазеты на тему «Великие отцы России» |
| |
3 | Открытые уроки: -учителя начальных классов -учителя физической культуры -учителя английского языка -учителя труда | . | |
4 | Спортивное мероприятие для всей семьи «Папа, мама, я- спортивная семья» | Классные руководители | |
5 | Проведение родительских собраний | Сентябрь, декабрь | Классные руководители |
6 | Показ презентации на тему «Неблагополучная семья: причина и риск» |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №4»
Проект «Семейное воспитание» (воспитание ребёнка в условиях трансформации института семьи)
Возраст обучающихся: 7-16 лет
Срок реализации проекта: 5 лет
г.Великий Новгород
2025г.
Проект адресован учащимся 1-10 классов (7-17 лет). Проект является социально-педагогическим и направлен на социализацию личности обучающихся , на формирование духовно-нравственных и семейных ценностей, на воспитание уважения к старшим.
Проект позволит:
- Воспитывать гражданские чувства, обусловленные гордостью и ответственностью за свою семью.
- Актуализировать образовательные возможности школы и семьи, помочь родителям установить с детьми тесные продуктивные отношения.
- Повысить мотивацию обучающихся к теме семейных ценностей через разные формы организации образовательного процесса.
- Повысить психологическую и педагогическую грамотность участников проекта.
Исполнители проекта:
Руководитель проекта: Леонова Анна Анатольевна, учитель начальных классов
Участники проекта:
учащиеся 1-10 классов
классные руководители1-10 классов
школьный психолог
учитель физической культуры
учителя английского языка
учитель технологии
социальный работник
родители
1.Актуальность.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального и общего образования в пункте 8 говорится о необходимости становления личностных характеристик, главной из которых является уважение и принятие ценности семьи и общества, готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом. Также ФГОС в пункте 12.3 прописывает важность формирования уважительного отношения к России, родному краю, своей семье. Пункт 12.4 рекомендует знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значений в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
В современном мире происходят изменения в образе жизни молодежи, наблюдается снижение возраста начала половой жизни. В России почти каждый 10-й ребенок рождается у матери моложе 20 лет, изменяются брачно-семейные отношения в молодежной среде. Альтернативой традиционной семье выступают свободные отношения, не связанные с браком или какими-либо обязательствами.
Беспризорность, социальное сиротство и невнимательное отношение некоторых родителей к собственным детям становятся причинами таких опасных явлений, как преступления в отношении детей и подростковая преступность. По данным Следственного комитета при Прокуратуре РФ, в 2008 году жертвами преступного насилия в России стали 126 тысяч детей, от преступлений погибли 1914 детей, 2330 детей подверглись насилию. В розыске находится 12,5 тысяч несовершеннолетних.
К числу угроз для молодого поколения россиян можно также отнести наркоманию и детский алкоголизм. По официальной статистике, в России пьют 11,5 тысяч детей. 161-му ребенку в возрасте от 10 до 14 лет поставлен диагноз «алкоголизм». Средний возраст злоупотребляющих алкоголем среди молодых снизился в последние годы с 14 до 11 лет.
В связи с этим особенно актуальными становятся все аспекты духовно-нравственного и семейного воспитания детей и молодежи.
Возможности школы по данной проблеме показал анализ:
SWOT-АНАЛИЗ по МАОУ «....»
Сильные стороны школы:
| Слабые стороны школы:
|
Возможности школы:
| Угрозы для школы:
|
2.Цель проекта.
Создание условий для воспитания у обучающихся традиционных семейных ценностей( любви и уважения к близким, уважение младшим поколением старшего поколения, принятие позиции ответственного отца и доброй матери, понимание важности полной семьи и бережных отношений в ней друг к другу).
3.Задачи проекта
- Социальное развитие личности и патриотическое воспитание через институт семьи;
- Методическое обеспечение процесса взаимодействия школы и семьи;
- Профилактика асоциального поведения и правонарушений в детско-подростковой среде через работу с семьёй;
- Разработка системы классных часов на тему семейного воспитания;
- Разработка программы элективных курсов «Семейные ценности»
4.Ключевые идеи проекта.
●Пропаганда семейных ценностей ( надо понимать, что все участники семейных отношений должны знать их ценность, защищать и беречь их. Этого можно достичь с помощью различных видов деятельности: опрос-тестов, стенгазет, элективных курсов, показа презентаций, массовых мероприятий с семьями);
●Профилактический характер деятельности проекта ( проект не требует обязательного и скорого исполнения предложенного материала в силу большой занятости родителей, но ставит рекомендательный характер) ;
●Широкий социальный контекст мероприятий ( проект предусматривает взаимодействие участников проекта с социальными партнёрами в лице представителей от наркологического диспансера и отдела ПДН);
●Взаимодействие различных структур, интеграция их усилий в работе с социально- проблемными семьями (дружное взаимодействие классных руководителей, обучающихся, их родителей и школьного психолога позволят снизить процент социально-проблемных семей) ;
5.Содержание проекта.
Осуществление проекта предполагает:
●занятия при реализации проекта проводятся в рамках внеурочной деятельности;
●системность занятий и мероприятий;
●наполняемость групп до 30 человек
●поэтапность осуществления проекта:
1 этап начальный
Осень 2025 года ( выяснение уровня сформированности понятия семейных ценностей у обучающихся и их родителей, определение количественного состава участников проекта, изучение информационных данных по теме проекта педагогами, разработка элективных курсов педагогами и психологом, разработка классных часов, выявление социально- неблагополучных семей на основе социального паспорта класса ) ;
2 этап основной (проведение в системе запланированных мероприятий)
2025/2026 учебный год
2026/ 2027 учебный год
2027/ 2028 учебный год
3 этап заключительный
2028/ 2029 учебный год (определение качественной результативности проведённых мероприятий)
Основные направления реализации проекта
Основными направлениями реализации проекта являются:
1. Диагностика учащихся:
- выявление особенностей семейного воспитания;
- составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.);
- выявление положения учащихся в системе семейных отношений.
2. Взаимодействие семьи и школы:
- создание условий для участия родителей в воспитательном процессе школы;
- создание и проведение системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся;
- пропаганда здорового образа жизни через спортивные мероприятия с семьёй.
Организация совместной деятельности
Формы деятельности | Мероприятия |
Познавательная | Выпуск стенгазет, проведение элективных курсов, показ презентаций, открытые уроки, мастер-классы, встречи с социальными партнёрами, написание сочинений |
Трудовая | Помощь в проведении мероприятий, выставки творческих работ учащихся |
Досуговая | Совместные праздники, подготовка концертов, соревнования, конкурсы |
Спортивная | Дни здоровья, недели спорта, спортивные праздники |
3. Просветительская деятельность: организация психолого-педагогического просвещения родителей через:
- родительские собрания;
- индивидуальные беседы;
- психологические практикумы;
- оказание психологической помощи;
- предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций;
- работа с педагогическими кадрами
- родительские конференции
Мероприятия на 1 и 2 полугодие 2025 года
№ | Название мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Проведение опрос-теста на тему «Что для меня идеальная семья» | ||
2 | Выпуск стенгазеты на тему: «Виды семейного воспитания на Руси» | . | |
3 | Открытые уроки: -учителя начальных классов -учителя физической культуры -учителя английского языка -учителя труда | ||
4 | Спортивное мероприятие для всей семьи «Папа, мама, я- спортивная семья» | ||
5 | Проведение родительских собраний | Сентябрь- май | Классные руководители |
Мероприятия на 1 полугодие 2026 года
№ | Название мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Спортивное мероприятие для всей семьи «Лыжня школы» | Классные руководители | |
2 | Выпуск стенгазеты на тему «Современные виды семейного воспитания» | ||
3 | Написание сочинений на тему «Я- идеальный(-ая) отец (мать)» | Классные руководители | |
4 | Психологический практикум для родителей | психолог | |
5 | Спортивное мероприятие для всей семьи «Баскетбол с семьёй» | Классные руководители | |
6 | Элективный курс «Семейные ценности» 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс | ||
7 | Мастер-классы родителей на тему «Стили семейного воспитания в моей семье» | ||
8 | Встреча с представителями наркологического диспансера | Май-июнь 2026 | |
9 | Встреча с представителем ПДН | Май-июнь 2026 |
Мероприятия на 2 полугодие 2026 года
№ | Название мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Проведение опрос-теста на тему «Кто для меня идеальный отец» | ||
2 | Выпуск стенгазеты на тему «Великие отцы России» |
| |
3 | Открытые уроки: -учителя начальных классов -учителя физической культуры -учителя английского языка -учителя труда | . | |
4 | Спортивное мероприятие для всей семьи «Папа, мама, я- спортивная семья» | Классные руководители | |
5 | Проведение родительских собраний | Сентябрь, декабрь | Классные руководители |
6 | Показ презентации на тему «Неблагополучная семья: причина и риск» |
Так же руководителем образовательной организации 1 раз в год проводятся
№ | Название мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Управляющий совет | директор | |
2 | Родительская конференция | директор |
6.Ресурсное обеспечение проекта.
Правовое обеспечение:
- Конвенция ООН о правах ребёнка.
- Федеральный закон об образовании в РФ от 29.12.2012.
- Конституция РФ «Семейный кодекс» ст.38
Материальное обеспечение:
-каб.№
-спортзал
-кабинет психолога
-кабинет директора
-спортивная площадка школы
-кабинет кулинарии
-актовый зал
-фойе школы
Информационное обеспечение:
-сайты образования
-социальный паспорт класса
-виды и результаты тестирования школьным психологом
-сведения школьной медсестры
Технологическое обеспечение:
-педагогические технологии
-психологические технологии
Управленческое обеспечение:
-учителя начальных классов
-учитель труда
-школьный психолог
-учитель английского языка
-школьный соц.работник
Финансовое обеспечение:
-родительская помощь
-спонсорская помощь
-школьная помощь
7.Ожидаемые результаты проекта.
В результате реализации проекта предполагается развитие следующих тенденций:
Для учащихся:
- развитие мотивации к созданию в будущем полной семьи;
- становление культуры семьянина;
- повышение культуры семейных отношений
Для семей учащихся:
- развитие и повышение информационной культуры семьи по вопросам образования, деятельности образовательного учреждения, особенностей воспитания в семье;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей как воспитателей своих детей;
Для педагогов:
- становление исследовательской и рефлексивной культуры педагога;
- появление новых профессиональных потребностей в освоении современных технологий взаимодействия с родителями учащихся;
- стремление к интеграции в совместной деятельности с коллегами, учащимися, родителями.
Критерий | Показатель | Прогнозируемая динамика | ||||
2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | ||
Тесты | Количество правильных ответов | 50% | 55% | 60% | 65% | 70% |
Мероприятия | Количество проведённых мероприятий | 5 | 6 | 7 | 7 | 8 |
Мероприятия | Количество вовлечённых школьников | |||||
Начальная школа | 30% | 35% | 37% | 40% | 45% | |
Среднее звено | 15% | 17% | 20% | 22% | 25% | |
Старшее звено | 10% | 15% | 20% | 25% | 30% | |
Удовлетворённость качеством проведённых мероприятий | Удовлетворённость качеством родителей | 30% | 35% | 37% | 40% | 45% |
Удовлетворённость качеством школьников | 20% | 25% | 27% | 30% | 40% | |
8.Литература
- Аверченко А.Т. Вопросы воспитания, М.:ЭНАС-КНИГА, 2012.
- Грейданус Д.И. Здоровье и воспитание подростка. Полное практическое руководство для родителей.М.:Мартин,2012.
- Зайцев С.М. Всё о воспитании детей. Мн.: Книжный дом, 2011.
- Миллер А. В начале было воспитание. М.: Акад.Проект Фонд «Мир», 2013.
- Репринцева Г.И. Семейные традиции воспитания детей в культуре и быту народов России: Учебно- методическое пособие. М.: Форум, 2013.
- Сергеева В.П. Основы семейного воспитания: Учебник для студ. сред. профессионального образования. М.: ИЦ Академия,2013.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.,1999.
8.Образовательные сайты
http// semeynoe-vospitanie
http//www.semya-rastet.ru
www/nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ И УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ».
В данной работе находится материал для проведения родительского собрания в начальной школе....
Роль семьи и условия семейного воспитания
Одной из главных функций семья является воспитание детей.Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям....

Формирование у обучающихся 1 класса по системе Л. В. Занкова ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни
Как развивать ценностные представления об институте семьи, о семейных ценностях и культуре семейной жизни...

Родительское собрание на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ И УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ».
Данный материал поможет учителю начальных классов провести родительское собрание....

Доклад на родительском собрании. Тема: "Особенности семейного воспитания, воспитание любовью".
Данный материал будет полезен учителям начальных классов при подготовке к родительскому собранию....
Влияние семьи на становление личности ребёнка. Проблемы семейного воспитания и взаимодействие семьи и школы.
Влияние семьи на становление личности ребёнка. Проблемы семейного воспитания и взаимодействие семьи и школы....

Завершился 2024 год - год особого внимания к развитию семейных ценностей, укреплению института семьи и усилению мер поддержки.
Семья - это место, где дети чувствуют себя в безовасности, получают любовь, поддержку и заботу. Семья помогает детям расти и учиться новым вещам. Вместе с семьей дети делятся радостями и печалями, соз...
