Классный час на тему "Оказание первой медицинской помощи"
классный час (2 класс)

Оксана Эдуардовна Афанаьева

Классный час на тему "Оказание первой медицинской помощи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи при различных видах повреждений (4 класс)

1. Краткое введение

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ – это простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавшим при повреждениях, несчастных случаях и внезапных заболеваниях. Она оказывается на месте происшествия до прибытия врача или доставки пострадавшего в больницу.

Первая помощь является началом лечения повреждений, так как она предупреждает такие осложнения, как шок, кровотечение, развитие инфекции, дополнительные смещения отломков костей и травмирование крупных нервных стволов и кровеносных сосудов.

Следует помнить, что от своевременности и качества оказания первой помощи в значительной степени зависит дальнейшее состояние здоровья пострадавшего и даже его жизнь. При некоторых незначительных повреждениях медицинская помощь пострадавшему может быть ограничена лишь объемом первой помощи. Однако при более серьезных травмах (переломах, вывихах, кровотечениях, повреждениях внутренних органов и др.) первая помощь является начальным этапом, так как после ее оказания пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение. Первая помощь очень важна, но никогда не заменит квалифицированной (специализированной) медицинской помощи, если в ней нуждается пострадавший. Вы не должны пытаться лечить пострадавшего – это дело врача-специалиста. (1)

Необходимо рассказывать учащимся о методах первой помощи, чтобы они имели малейшее представление в стрессовой ситуации, как необходимо оказать помощь.


2. Содержание

ПРИВЕТСТВИЕ И ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Сегодня мы с вами проводим обобщающий урок по теме “Оказание ПМП при различных видах повреждений”. Как вы думаете, для чего мы проводим этот урок? Попробуйте сформулировать цель урока?

Очень часто в жизни люди оказываются в таких ситуациях, в которых не знают, как себя вести, а от их действий порой зависит благополучие и даже жизнь человека. Вот для того, чтобы быть полезным, а может быть и спасти человека мы и проводим этот урок.

ПРОВЕРКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.

По группам учащиеся выполняют задания на установление соответствий.

ПОВРЕЖДЕНИЯ

• УШИБ

• РАСТЯЖЕНИЕ

• АРТЕРИАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ

• ВЕНОЗНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ

• ПЕРЕЛОМЫ

• СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

• ИНСУЛЬТ

ПРИЕМЫ ПМП

1. ЖГУТ

2. ДАВЯЩАЯ ПОВЯЗКА

3. ПОКОЙ

4. ИММОБИЛИЗАЦИЯ

5. ХОЛОД

6. ПРИПОДНЯТОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОВРЕЖДЕННОЙ ЧАСТИ ТЕЛА

7. МАКСИМАЛЬНОЕ СГИБАНИЕ КОНЕЧНОСТИ

8. ПОДДЕРЖАНИЕ СОЗНАНИЯ И ДЫХАНИЯ

9. ВОЗВЫШЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

10. ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ

11. РЕАНИМАЦИЯ

Каждому виду повреждения соответствует прием ПМП, нужно восстановить эти соответствия (напротив каждого вида повреждения указать цифру соответствующего приема ПМП). Карточки с выполненными заданиями сдаются экспертам.

Немного подробнее поговорим о видах травм.

Порезы и ссадины

- Промой ранку чистой проточной водой с мылом. Удали загрязнения с помощью ваты, салфетки или туалетной бумаги.

- Неглубокие порезы и ссадины обработай раствором йода, спирта или перекисью водорода. Обязательно наложи на место пореза бактерицидный пластырь.

- Даже неглубокие ранки могут сильно кровоточить. Не пугайся, даже если тебе кажется, что крови очень много. Из большинства порезов кровь идёт несколько минут. Кровотечение легко остановить, сильно прижав к ране чистый носовой платок. Надавливай на ранку несколько минут, не отпуская.

- Если рана большая и глубокая, нужно закрыть её чистой повязкой, носовым платком или полотенцем и обратиться к врачу -может быть, понадобится накладывать швы.

- Не забывай, что если даже в самую маленькую ранку попадёт грязь, может начаться серьёзное воспаление.

Что необходимо предпринять, если ты получил ожог.

Ожоги

Ожоги могут появиться на отдельных участках кожи после длительного пребывания на солнце. Ожоги можно получить при неосторожном обращении с огнём, с различными химическими веществами, с электрическими приборами. Можно обвариться кипящей жидкостью или паром. Даже самые незначительные ожоги очень болезненны, вызывают покраснение и отёк кожи.

- Место ожога необходимо охладить под струёй воды.

- С не сильными ожогами - ожогами первой степени - не обязательно обращаться к врачу. Чтобы обожжённая кожа не слишком пересохла, её нужно смазать специальной мазью или растительным маслом. Возникшие на месте ожога пузыри нельзя трогать. Если их необходимо вскрыть, то лучше обратиться к врачу - в пузырь, вскрытый неправильно, может попасть инфекция.

Что необходимо предпринять при носовом кровотечении.

Кровотечение из носа

Кровотечение из носа, вызванное ударом, ушибом или перегревом, обычно прекращается уже через несколько минут.

Помни, что человек, у которого идёт из носа кровь, должен находиться в положении сидя.

Если кровотечение не прекращается, выполни такие несложные действия:

• ноздрю, из которой идёт кровь, плотно заткни ватным тампоном. Если под рукой не окажется ваты, используй для этого бумажную салфетку или кусок туалетной бумаги;

*после того как ватный тампон введён в ноздрю, плотно зажми нос пальцами и держи в таком положении не менее 1О минут;

*на переносицу желательно положить кусочек льда или мокрый носовой платок;

*чтобы кровь не затекала в гортань, голову нужно слегка наклонить вперед;

• после остановки кровотечения ватный тампон следует оставить в носу ещё на несколько часов;

• если кровотечение не удаётся остановить, обратись в травматологический пункт или вызови врача скорой помощи.

- Ребята, что необходимо, для оказания первой помощи? (Ответы детей) (2)

Домашняя аптечка

В каждом доме должны быть средства первой помощи. Набор таких средств удобно держать в специальном ящичке или коробке. Для того чтобы не растеряться, если вдруг произойдёт несчастный случай, детям нужно знать не только, где хранятся, но и для каких целей предназначено то или иное средство.

- Ребята, а у кого ещё должна быть обязательно аптечка?

(У водителя – автомобильная аптечка, чтобы и в дороге все необходимое для оказания первой помощи было под рукой)

Вот что необходимо иметь в домашней аптечке:

- стерильный перевязочный пакет в бумажной упаковке накладывают на раны, порезы, ссадины и ожоги, чтобы в поражённое место не попала инфекция;

- марлевые бинты и лейкопластырь -используют для при крепления перевязочного пакета к ране;

- вата -ватными тампонами удаляют загрязнения с ран, порезов и ссадин;

- бактерицидный лейкопластырь -наклеивают на небольшие порезы, ссадины и царапины;

- небольшой пинцет -им можно вытаскивать занозы;

- раствор перекиси водорода -используют для очистки и дезинфекции повреждённых участков кожи;

- йод -применяется для прижиганий, дезинфекции и обеззараживания ран, порезов и царапин;

- мазь, содержащая антибиотик -применяется для снятия воспалений на коже;

- палочки с накрученной на них ватой -применяются для смазывания и протирания;

- эластичный бинт -накладывается на запястье или голеностоп при растяжении связок;

- флакон одеколона или спирта - применяется для удаления загрязнений с кожи. Помни, ЧТО ЛИТЬ СПИРТ на открытую рану нельзя -можно получить сильный ожог;

- пузырь для льда -прикладывается на ушибленное место;

- большая клеёнка -используется для различных процедур (например, для приготовления компрессов). Клеёнку подкладывают под больного, чтобы во время процедуры не намочить постель;

- термометр -используется для измерения температуры тела;

- таблетки фурацилина -применяются для приготовления обеззараживающего раствора, который используется для обработки различных ран;

- перманганат калия (марганцовка) -используется для приготовления дезинфицирующего раствора;

- питьевая сода -раствор питьевой соды помогает при изжоге и несварении желудка;

- таблетки активированного угля -применяются при пищевых отравлениях;

- болеутоляющие лекарства (анальгетики) -используются при головной или зубной боли.

РОЛЕВАЯ ИГРА.

Ребята, вы молодцы, не только теоретически знаете материал, но и умеете применять свои знания на практике. А теперь перейдем к последней части нашей работы.

Часто нам кажется, что беда, чрезвычайная ситуация может случиться где – то далеко, там, где нас нет, и мы никогда не можем оказаться. Но ведь это может произойти и в обычной жизни: ребенок стянул с плиты горячий чайник на себя, малыш упал с дерева, ударился головой, кто-то споткнулся, кто-то поскользнулся и если именно вы оказались рядом, то что же вы, все-таки, будете делать? Давайте рассмотрим несколько таких жизненных ситуаций.

Ребятам раздаются ситуации из школьной жизни и предлагается про инсценировать их, оценить, принять решение.

Оценивается: анализ ситуации (определение сознания, признаки возможных повреждений), действия по оказанию ПМП. Не следует делать акцент и оценивать артистизм учащихся, а оценить рациональность действий.

Ситуация 1.

На спортивной площадке. Играя в футбол, ученик получил удар мячом по голове.

Ситуация 2.

В столовой. Ученик поскользнулся на пролитом киселе. Вы наблюдаете кровотечение.

Ситуация 3.

В классе. Учащийся на уроке потерял сознание.

Ситуация 4.

На перемене. Сбегая по лестнице, ученик споткнулся и упал, почувствовав при этом острую боль в области тазобедренного сустава.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Наш урок подходит к концу. Я думаю, что поставленные задачи мы с вами выполнили. А теперь слово экспертам. Эксперты оценивают действие каждой группы и выставляют оценки.

Но я думаю, что главным итогом являются не оценки, которые вы заработали, а те умения, которые вы сможете применить в сложной жизненной ситуации.

ВСЕМ СПАСИБО, ДО СВИДАНИЯ


3. Заключение

Данная разработка подойдет для классных руководителей, а также учителей ОБЖ в 5 классе. Очень важно знать азы первой помощи, что необходимо выполнять и как поступать.


4. Список использованных источников и литературы

(1)

(2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся оказывать первую медицинскую помощь

Очень часто наша жизнь зависит от того, кто находится рядом с нами. И каждый из нас должен уметь оказать помощь себе и тому, кто рядом. Предлагаемый урок учит детей оказывать помощь при ранах, ссадина...

Учимся оказывать первую медицинскую помощь

Каждый ребенок должен уметь оказать первую помощь себе и тому, кто рядом с ним. Урок расскажет о том, как оказать первую помощь при ранах, ссадинах, ожогах и носовом кровотечении; что должно быть в до...

Комплектование школьной аптечки первой медицинской помощи

Рекомендации по содержанию аптечки первой медицинской помощи в кабинете начальных классов...

Классный час " Общие правила оказания первой медицинской помощи"

Данная разработка состоит из презентации и конспектазанятия.Она поможет учителю познакомить детей с основными видами травм и  оказанием первой  помощи....

Занятие по ОБЖ для учащихся начальных классов "Активный отдых на природе. Оказание первой медицинской помощи"

Занятие проводится с учащимися начальных классов.Цель занятия-формирование понятия "Первая медицинская помощь", ознакомление с приемами оказания первой медицинской помощи в условиях природы....

Первая медицинская помощь.

Первая медицинская помощь....