Внеклассное занятие "Веселая грамматика"
классный час (2 класс)

Внеклассное занятие "Веселая грамматика" для знакомства детей со словесными задачами по грамматике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеклассное занятие30.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Веселая грамматика»

Словесные задачи

Кл. руководитель: Сиукаева Д. М.

Цель:

 - познакомить детей со словесными задачами по грамматике – шарада, метаграмма, логогриф, анаграмма.

Задачи:

1.Развивать логическое мышление, умение классифицировать, анализировать

2. Развивать  речь, память, мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности

3.Воспитывать интерес к грамматике, культуру общения, чувство взаимовыручки;

     - Здравствуйте, дорогие ребята. Мы с вами знаем с уроков литературы, что такое загадка. Кто помнит, что такое загадка?

(В загадке приводятся различные сравнения предмета, явления. Эти сравнения помогают догадаться, отгадать о чем идет речь. Отгадка – слово, его смысл, его значение должны оставаться неизменными).

     Как вы думаете, кроме загадок существуют другие словесные задачи?

Да, конечно их много. С некоторыми из них сегодня я хочу вас познакомить. И так, давайте мы с вами отправимся в путешествие (Включается презентация)

     К словесным задачам относятся шарады, метаграммы, логогриф, анаграмма и другие задачи, основанные на каких – либо изменениях и переменах в составе загаданных слов.

  - Словесные задачи основаны на разделении слов на части, на перестановке или замене в них букв, на добавлении или сокращении некоторых букв или слогов, а значит, и на непрерывно меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от этих изменений.

Сегодня разберем основные виды словесных задач.

Шарада загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Например, «пар – ус», «вино - град», «бой – кот» и т.п. Шарада всегда отгадывается по частям. Отгадывание отдельных частей слова облегчает отгадывание целого слова. По своему характеру шарада ближе к обычным загадкам, чем другие виды словесных задач.

Метаграмма – задача, основанная на последовательном изменении в слове 1 или нескольких букв. Это наиболее легкий вид словесных задач, т.к. достаточно по приводимым признакам отгадать слово с одной из указанных слов, чтобы легко было определить и все остальные слова. В метаграммах может меняться не только первая , но и любая другая буква, например, последняя. Могут меняться и целые слоги.

Логогриф Логогриф отличается от метаграммы тем, что в метаграмме 1 буква заменяется другой, а в логогрифе какая –нибудь буква отнимается совсем, или же, наоборот, прибавляется новая. Например, в слове «плот» поставить букву «и» после 1-ой буквы, то получится новое слово «пилот». 

Анаграммы – Если какое – либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называются – анаграммами. Например, «липа» - «пила».

Шарады

  1. Первый слог — мужское имя.

Буква гласная — второй.

Слово в целом - знак почтовый.

Угадайте вы какой.  Марка.

  1. Мое начало — буква алфавита,

Она всегда шипит сердито.

Второго корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое весной жужжит

То сядет на цветок

То снова полетит.  Шмель.

  1. Начало деревом зовется,

Конец – читатели мои,

Здесь в книге целое найдется,

И в каждой строчке есть они.  Буквы.

  1. Первое я в удивлении восклицаю,

Второе с книжной полки я снимаю,

Когда же первое с вторым соединятся,

Получится мельчайшая частица.  Атом.

  1. Часть танца – слог мой первый,

Вино – мой слог второй,

На целом перевозят

Через реку бечевой.  Паром.

  1. Начало – голос птицы,

Конец на дне пруда,

А целое в музее

Найдете без труда.  Картина.

  1. Мой первый слог – предлог,

И во втором мы проживем все лето,

А целое от нас

Давно уж ждет ответа.  Задача.

  1. Первый слог найдешь средь нот,

А второе – бык несет.

Хочешь целое найти,

Так ищи его в пути.  Дорога.

  1. Мое начало есть в свинце,

И в серебре и в стали,

А корабли в моем конце

Вчера к причалу стали.

И если дружен ты со мной,

Настойчив в тренировках,

Ты будешь в холод, в дождь и зной

Выносливым и ловким.  Спорт.

  1. Мой первый слог найдешь тогда,

Когда в котле кипит вода.

Местоимение – слог второй.

А в целом – школьник, столик твой.  Парта.

Метаграмма

  1. Я пышно красуюсь на клумбе в саду,

Захочешь - поставь меня в вазу...

     Но с буквою «К» в огород я пойду,

И если капусту на грядке найду,

Капусте достанется сразу.

                                         Роза. Коза.

  1. С «д» из года в год встречаем,

С «т» за ними ходит вслед,

С «п» в лесу мы замечаем,

С «л» труду наносит вред.

Дед. Тень. Пень. Лень.

  1. С «г» полезное растение,

С «ш» пугает нас порой,

С «п» несет нам разрушение,

С «в» навалена горой.

Горох. Шорох. Порох. Ворох.

Логогриф

  1. Я глубока и многоводна,

И ты, как все, гордишься мной,

А если букву мне прибавишь,

Я птицей сделаюсь лесной.

Волга. Иволга.

  1. Мы резким голосом кричим

И ковыляем так комично.

Но вставь нам «Л», и зазвучим

Тогда довольно мелодично.

Гуси. Гусли.

  1. На берегу морском

Я круглый год валяюсь,

Отменишь мягкий знак-

И вверх я устремляюсь. 

                              Галька. Галка.

  1. Пойди-ка в сад и погляди:

Я там цвету, благоухая.

Но «Г» приставишь впереди,

И в небе я загромыхаю.

                              Роза. Гроза.

  1. Мы всех - и взрослых, и детей-

В часы досуга развлекаем,

Но если к нам прибавить «Т»,

Мы их ужасно испугаем. 

                              Игры. Тигры.

Анаграмма

  1. Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои-

И целый лес ты мною свалишь. 

                                         Липа. Пила.

  1. Я — дерево в родной стране,
    Найдешь в лесах меня ты всюду,
    Но слоги переставь во мне-
    И воду подавать я буду

                                          Сосна.  Насос.

  1. Географию со мной

Изучают в школе дети,

Дай порядок букв иной

И найдешь меня в буфете. 

                                          Атлас. Салат.

  1. Лежу я на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь –

В кастрюлю я полезу.

Шпала. Лапша.

  1. Читайте слева вы меня,

И псом презлющим буду я.

Но времени я буду счет,

Когда прочтешь наоборот.

Кит. Крит.

Итог урока. Рефлекция.

1.Что нового сегодня узнали?

2. Какие словесные задачи вам известны?

3. Кому понравилось занятие? Кому не понравилось?

Спасибо за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассная грамматика 1 класс

Игры с буквами и словами для учащихся 1 класса....

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Грамматику". 3-4 класс

Внеклассное мероприятие можно использовать во время проведения недели Русского языка в начальной школе.Цель: развивать интерес к изучению родного языка, формировать положительную мотивацию школьной де...

Внеклассное мероприятие "Занимательная грамматика"

Это веселый урок русского языка, где дети побывают в гостях у букв, поют песни, рассказывают стихи....

внеклассное мероприятие " В мире грамматики"

Часто наши дети не любят уроки русского языка. Считают их не интересными, скучными, трудными.    Мир грамматики – сложный мир, который требует от детей внимания, усидчивости, трудолюбия и с...

Внеклассное мероприятие «Чудесная Грамматика» 4 класс

Цели:vПовышение эффективности изучения русского языка. vРазвитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, приведение аналогий... vВоспитание интереса к предмету.Формы работы: в группах Пр...

Конспект внеклассного мероприятия «Занимательная грамматика» для учащихся 1 классов.

Цели: 1.    Привитие интереса к изучению русского языка.2.    Развитие творческих способностей.3.    Развитие фонематического слуха.4.    Ра...

Сценарий внеклассного мероприятия"Путешествие в царство Грамматики"

Представляю вашему вниманию сценарий спектакля "Путешествие в царство Грамматики" . Содержание  праздника  направлено на  повторение  темы "Части речи" . Спектакль в трех действиях...