Блокада Ленинграда
план-конспект занятия (4 класс)
расширить представления школьников о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия "Мужество и стойкость Ленинграда"
Цель: расширить представления школьников о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
- сформировать у обучающихся понятие «блокада»;
- познакомить обучающихся со страшным периодом в жизни нашей страны – блокадой Ленинграда, в том числе через акцию «Блокадная ласточка»;
- способствовать развитию познавательной активности обучающихся;
- воспитывать чувства патриотизма, чувства гордости за свою страну и народ.
Ход мероприятия
Педагог1 - П1, педагог2 – П2.
Деятельность детей, информация на доске | Деятельность педагогов |
П1: Здравствуйте, ребята. Сегодняшнее наше занятие необычное, мы проведем его вдвоем (представить молодого педагога). Давайте пожелаем друг другу хорошей плодотворной работы. | |
На доске открыты карточки 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года. Ответы детейОтветы детей | П1: Ребята, обратите внимание на даты на доске и скажите, о чём мы сегодня будем говорить на нашем занятии. П1:Да, ребята, речь сегодня пойдет о Великой Отечественной войне. Но не просто о войне, а об одном её эпизоде. Давайте узнаем, о каком. Послушайте небольшой стих Самуила Маршака и догадайтесь. Враги кричали: «Нет конца У ленинградского кольца!» Мечом рассёк его боец — И вот кольцу пришел конец. |
Тему занятия прикрепить на листе на доске | П1: Сегодня мы поговорим о страшном эпизоде Великой Отечественной войны, о блокаде Ленинграда. И тему нашего занятия мы назовём "Мужество и стойкость Ленинграда". |
На доске открыть карточки.Ответы детей | П1:На доске есть ещё даты. Что это за даты? С чем они связаны? (8 сентября 1941 г, 18 января 1943 г, 27 января 1944 г). |
Ответы детей | П1: Ребята, мы часто повторяем слово «Блокада». А что же такое блокада? |
Обратить внимание на карту на доске | П2:Ребята. Посмотрите на карту! Вот город Ленинград. Земля на карте вокруг Ленинграда закрашена коричневым цветом, значит, ее захватили фашисты. На коричневой земле –фашистская свастика. А там, где стоит Советская армия-красные звезды.Вы видите, что немцы окружили город в осадное кольцо и лишили его возможности общения с внешним миром. Это и есть блокада. |
Работа в группах. Выполняют задания на карточках. | П2: Ребята, давайте вспомним всё, что вы знаете о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. |
Рассказ педагога со слайдами | П1:Давайте послушаем небольшой рассказ о трагических страницах жизни блокадного города, вспомним о подвиге мирных жителей Ленинграда, которые ни за что не хотели сдаваться. И после этого мы проверим ваши ответы. |
Слайд 2 | П2:После начала войны очень скоро враг оказался рядом с городом Ленинградом и 8сентября 1941года был окружен вражескими войсками со всех сторон. Началась блокада Ленинграда. В кольце блокады оказалось много жителей этого города: дети, женщины, старики. |
Слайд 3 | П2:872 дня продолжалась блокада Ленинграда. |
Слайд4 | П2:Гитлер решил стереть город с лица земли. Его постоянно бомбили вражеские самолеты. И днём, и ночью осажденный город не засыпал. |
Слайд 5 | П2:Чтобы не допустить пожаров во время бомбежек, на крышах домов дежурили школьники. Они быстро научились гасить зажигательные бомбы. |
Слайд 6 | П2:В Ленинграде не было отопления, воды, электричества. Особенно тяжело приходилось зимой. Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах печки-«буржуйки», которые постоянно дымили и от них не было тепла. |
Слайд 7 | П2:За водой приходилось ходить к Неве, к специально прорубленным полыньям. |
Слайд 8 | П2:Но главным врагом ленинградцев стал голод. Замыкая круг блокады, немцы лишили жителей Ленинграда пропитания. Продукты неоткуда было завозить, и люди начали голодать. |
Слайд 9 | П2:Особенно тяжело приходилось детям. Ну как можно было объяснить маленькому ребенку, что есть нечего? |
Слайд 10 | П2:Единственным продуктом питания был хлеб. Но и его не хватало. Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки. |
Показать карточку | П1:По этим карточкам можно было получить свою норму хлеба. Хотя хлебом эту тёмно-коричневую липкую массу было трудно назвать, потому что муки в этом хлебе почти не было, он состоял из различных примесей. |
Показать спичечный коробок и рассказать, как использовали карточку | П1:В самую страшную для города зиму 1941-42 года суточная норма хлеба составляла: рабочим - 250 граммов, служащим и детям всего по 125 граммов! Что такое 125 граммов? Это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Если эту карточку люди теряли, то она уже не подлежала восстановлению. Люди были обречены на смерть. Ведь кроме этого маленького кусочка хлеба и воды у людей ничего не было. Всё было съедено. |
П1:После войны блокадник Лев Макаров написал: Мы ели все, что можно есть, И отравиться не боялись. Могу все травы перечесть, Которыми тогда питались: Полынь, крапиву, лебеду, С берез побеги молодые, — Чтобы нависшую беду Прогнать на веки вековые. И, кроме трав, столярный клей, Ремни солдатские варили. И стали мы врага сильней, И начисто его разбили. | |
Слайд 11 Показать картинку, спросить, как зовут девочку. Ответы детей | П2:Голодная смерть косила людей. Весь мир знает печальную историю одиннадцатилетней ленинградской девочки. |
Ответы детей | П1:А кто знает историю Тани Савичевой? П1: Как только началась война, Таня стала вести дневник. В этом дневнике всего 9 страниц и на 6-ти из них – даты смерти её родных. Блокада отняла у девочки всю её семью. Дневник Тани Савичевой стал историей летописи блокадного Ленинграда. |
Слайд 12 | П2:Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера, которое соединяло Ленинград со страной, была проложена автомобильная дорога, которую назвали «Дорогой Жизни». Ее протяженность составляла около 44 км. |
Слайд 13 | П2:По «Дороге жизни» в Ленинград везли мешки с мукой. По тому же ледовому пути из осаждённого города вывозили мирных жителей. Фашисты знали про эту дорогу и бомбили машины, на которых везли хлеб! Дорога была ещё опасна и тем, что уже весной лед становился тонким и обламывался. Машина с грузом уходила под воду и тонула. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Многие погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов, потому что знали, что людям нужен хлеб! Каждая четвертая машина не вернулась из рейса, провалившись в полынью или попав под бомбежку. |
Слайд 14 | Несмотря на тяжелое положение, город на протяжении всей блокады продолжал жить: работали предприятия, которые выпускали военную технику и оружие, работали театры и музеи. Дети продолжали учиться. Это было необходимо. Нужно было доказать врагу, а, главное самим себе, что блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить. |
Слайд 15 | П2: 18 января 1943 года произошло событие, которого так долго ждали все советские люди. В этот день наши войска разорвали блокадное кольцо, и город был спасен от голода. В Ленинград стали ввозить первые поставки продовольствия. |
Обратить внимание на карту на доске | П1: Ребята, обратите ещё раз на карту. 18 января наши войска отбили у врага совсем небольшую полоску земли – от 8 до 11 километров вдоль южного берега Ладожского озера, разорвав блокадное кольцо. Таким образом, после тяжелейшей 16-месячной борьбы появилась сухопутная связь между Ленинградом и Большой землёй. Через этот сухопутный коридор в кратчайшие сроки была проложена железная дорога длиной в 33 км. 7 февраля 1943 года в Ленинград, после полуторагодового перерыва, пришел первый поезд с «Большой земли». После прорыва блокадного кольца обстановка в осажденном городе во многом улучшилась. Возобновление сухопутной связи с Большой землей позволило увеличить нормы продовольственного снабжения. |
Слайд 16 | П2:Полностью снять блокаду Красной армии удалось лишь через год. Это произошло 27 января 1944 года. В этот день в городе на Неве прогремел праздничный салют. Ликовал весь советский народ! |
Слайд 17 | П2:Несмотря на суровые испытания и огромные жертвы, Ленинград выстоял в жестокой борьбе и мы всегда должны помнить о той страшной трагедии, чтобы никогда она не повторилась в наши дни. |
Дети по очереди продолжают предложения | П1:Итак, ребята, давайте проверим ваши работы. Продолжите предложение. Город Ленинград (ныне Санкт-Петербург) находился в блокаде 872 дня. Люди страдали от голода, но дети продолжали ходить в школу. Дети блокады работали не покладая рук. Они «чинили» одежду раненых, делали бинты, носили воду, рубили дрова, разносили письма по домам и даже выступали перед семьями красногвардейцев с импровизированными концертами. С 20 ноября 1941 года в сутки жителям блокадного Ленинграда выдавали рабочим -250 граммов хлеба, всем остальным – 125 граммов. «Дорога жизни» проходила через Ладожское озеро. |
Слайд 18 | П1:Ребята, обратите внимание на цифры на слайде. |
Работа в группах, расшифровывают словосочетание Ответы детей | П2:Ребята, переверните карточку. И давайте выполним ещё одно задание. Вам нужно расшифровать словосочетание. Получилось словосочетание: БЛОКАДНАЯ ЛАСТОЧКА. П2:Ребята, кто-нибудь слышал это словосочетание? Что оно означает? |
Слайд 19 | П1: Дело в том, что весной 1942 года немецкое командование заявило: «Отныне даже птица не сможет пролететь через кольцо блокады». Но ленинградцы продолжали верить в Победу. Именно тогда появилась Блокадная ласточка. Это был маленький жестяной значок, а на нём – ласточка с письмом в клюве. Его начали носить на одежде многие жители Ленинграда. Ласточка стала для жителей осаждённого города символом надежды. Таким образом, люди показывали, что ждут хороших вестей с фронта, от своих родных, что не теряют связи со своей страной. |
Слайд 20 | П1:Каждый год 18 января, в день прорыва блокады Ленинграда, (а в этом году исполнилось 80 лет со дня прорыва блокады Ленинграда) в нашей стране стартует патриотическая акция, которая называется «Блокадная ласточка». Завершается Акция 27 января, в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. |
Дети оформляют стенд, педагоги помогают. Прикрепляют стенд на доску. | П1:Мы с вами тоже можем поучаствуем в этой акции. Для этого изготовим фигурки маленьких ласточек. На листе бумаги оформим информационный (импровизированный) стенд по заготовкам. |
Дети пишут и читают письма, сворачивают их треугольником и вкладывают в конверт для письма на стенде. | П1:Ребята, многие из вас сейчас в том же возрасте, что и дети, которые выживали в блокадном Ленинграде. У этих детей было свое особенное детство, непохожее на других. Это была жизнь в нечеловеческих условиях, где царили голод, холод, страх, ежедневные потери, постоянная угроза жизни от бомбардировок и обстрелов. Но, несмотря ни на что, они верили, что наступит день, и их детство вернется. А как им хотелось вместе со всеми получить добрую весточку о том, что всё закончилось. Давайте, ребята, напишем письмо детям Блокадного города. Пусть эта весточка придёт сквозь время тем, кто её так ждал. |
П1:Присоединяясь к подобным акциям, мы отдаём дань памяти тем, кто сражался и погиб в блокадном городе. Мы показываем, что помним эти страшные дни и сочувствуем людям, которые пережили одно из самых страшных и трагических событий в истории нашей страны - блокаду Ленинграда. | |
Дети пишут слово, проговаривают его, сворачивают листок бумаги в комок и бросают его в корзину | П1:Война – это страшное слово. Ребята, я хочу, чтобы вы сейчас закрыли глаза и подумали, какое чувство вы испытываете, когда слышите слово «война». У вас в руках есть листочки и ручки. Напишите это чувство. Сейчас мы соберем ваши чувства в эту корзину. Всё, ребята, наша «корзина» собрала все ваши тревоги, страхи и удалила их. |
Дети выходят к доске, берутся за руки и дарят соседу добрую улыбку | П2:А мы с вами сейчас соберёмся в круг, возьмёмся за руки, посмотрим соседу в глаза и подарим ему молча самую добрую улыбку (по очереди). |
П1:Ребята, пусть на ваших лицам почаще будут вот такие милые улыбки и вы никогда не испытаете то, что пережили жители блокадного Ленинграда! Пусть ваше детство будет безоблачным и счастливым. | |
П1:На этом наше занятие закончено. Всем спасибо. До свидания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января)
устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января) Цели и задачи: Обучающие:- формировать коммуникативные (речевые) умени...

Презентация "Блокада Ленинграда" (к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады)
Презентация "Блокада Ленинграда" подготовлена к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в рамках курса дополнительного образования "История и культура Санкт-Петербурга".Войн...

"Дети блокады" (сценарий к 72-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда)
Цель публикации этого материала - приобщение детей к историческому духовному и нравственному наследию Санкт- Петербурга. Этот материал будет полезен для проведения внеклассных занятий....

Сценарий праздничного внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.Вахта памяти. «Чтобы помнить... Блокада Ленинграда.»
Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...
Внеклассное мероприятие: "Блокадный Ленинград" к 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда
Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тв...

Проектная работа по теме"Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-герой, получивший орден "Красной звезды"за снятие блокады Ленинграда"
quot;Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".В.Васнецов Проектная работа по теме "Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-...
Мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда "Ты выстоял, великий Ленинград"
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями....
