«Нейропсихологическе игры-упражнения для младших школьников
план-конспект занятия (1 класс)

Мегежекская Александра Ивановна

конкретные нейропсихологические приемы для работы с детьми с СДВГ, РАС и ЗПР в практике учителя-дефектолога. Вот некоторые направления и примеры:

 

Общие принципы:

 

*   Индивидуальный подход: Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его сильные и слабые стороны. Нейропсихологическая диагностика помогает выявить эти особенности.

*   Системность и последовательность: Занятия должны быть регулярными и строиться по принципу от простого к сложному.

*   Создание положительной мотивации: Важно, чтобы ребенку было интересно заниматься, чтобы он чувствовал свой успех.

*   Сенсорная интеграция: Использование различных сенсорных стимулов (зрительных, слуховых, тактильных, проприоцептивных, вестибулярных) для стимуляции развития мозга.

*   Сотрудничество с родителями и другими специалистами: Важно, чтобы все участники образовательного процесса работали в одной команде.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нейропсихологическе игры-упражнения для младших школьников

Занятие 1

Развитие внимания

1. Игра «СТОП». Дети (ребенок) свободно двигаются по комнате под музыку. Как только музыка прекратилась, дети застывают на месте (не шевелятся). Игра повторяется 3-5 раз.

2. «Фокус»

По команде «Начали!» каждый мысленно «уходит» внутрь в себя, в свое тело. Затем с периодичностью в 5-30 секунд взрослый подает команды : «Правая кисть», «Мочка левого уха», левая нога, живот и т.д. Задача ребенка сосредоточится на этой части тела, почувствовать ее. Можно включить спокойную мелодию. Продолжительность 3-5 минут.

Дыхательные упражнения

«Воздушный шарик».- Ребенок ложится на спину. -Руки вытянуты вдоль туловища, ноги лежат прямо (перекрещивать их нельзя ). -Глаза смотрят в потолок.- Глубокий вдох через нос (рот закрыт) и, шумный выдох через открытый рот. -При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. -Ребенок может представить, что в животе у него находится цветной шарик,

который надувается при вдохе и сдувается при выдохе.- Взрослый кладет свою руку на живот ребенка и помогает при обучении дыханию. -Дети дышат по команде по команде «вдох-выдох» (5 раз).

Двигательные упражнения

«Зоопарк-1».

Дети ходят, изображая -косолапого мишку (на внешней стороны стопы), -птенчика (на мысочках),- уточку (на пяточках),двигаясь вперед и пятясь назад,- неуклюжего пингвина (на внутренней стороны стопы), двигаясь только вперед. -При этом глаза смотрят в точку (можно повесить маленькую фигуру на стене перед ребенком).

Игры с мячом

Ребенок и взрослый должны кидать друг другу с разных расстояний и ловить двумя руками большой мяч. - Мяч кидают сначала непосредственно в руки, -затем немного правее,- немного левее,- немного выше, - ниже.

Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху и ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками. Дети ловят мяч по очереди и бросают взрослому.

Растяжки

  1. «Струночка». Ребенок лежит на полу (вытянувшись струночкой, руки вместе над головой, ноги вместе), расслабившись. Один взрослый берет ребенка за руки, другой за ноги. По команде они одновременно, очень медленно и осторожно начинают растягивать ребенка в противоположные стороны. Заканчивают растягивать также одновременно, постепенно возвращая ребенка в исходное положение. Подается команда расслабиться. Обязательно обратите внимание на то, чтобы в этой «растяжке», равно как и во всех последующих, соблюдалось непременное условие: напряжение и расслабление должны занимать равные промежутки времени. Будьте осторожны и внимательны, действуйте с партнером синхронно. Не берите ребенка за лодыжки и запястья (во избежание вывихов), а чуть выше (на 5-7 см). Не сжимайте сильно руки. Следите за тем, чтобы во время упражнения ребенок не напрягался. Если напряжение возникает и сохраняется - не растягивайте дальше.

;Качалка». Сесть на пол, обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми позвонками по полу. На этом упражнении мы часто обнаруживаем, что у ребенка проблемы с удержанием головы. В этом случае ведущий (мама или кто-то из детей) помогают ему, кладя свою руку ему под голову ( на уровне сочленения шеи и затылка).

;Бревнышко». Ребенок лежит на спине, руки кладутся над головой, кисти соединены, пальцы «смотрят» вверх. Его просят перекатываться по полу направо, а потом налево. Обращается внимание на то, что «бревнышко» должно катиться ровно. Если ребенка все время «сносит», его просят закрыть глаза и внимательно последить, «что с чем соревнуется и что у него что обгоняет - ноги, руки, голова с плечами и т.д.» и скорректировать движения. Если ребенок не замечает, что его «сносит» в сторону, или не может самостоятельно исправить этот крен, ему дают внешние ориентиры – рисунок на ковре, линия стены и т.п. Полезно периодически останавливать ребенка и

просить, закрыв глаза, «подровнять» свое тело. Помогите ему стабилизировать свои ощущения, фиксируя его тело руками.

Глазодвигательные упражнения

Исходное положение (И.п.) –лежа на спине, голова фиксирована (лежит неподвижно). Ноги у ребенка выпрямлены, а руки лежат вдоль туловища. Ноги не перекрещиваются. Пальцы рук не подвижны. Нужно учиться следить глазами за яркой точкой на конце ручки, так, чтобы не двигать при этом головой. Взрослый берет ручку (ярким концом вниз) и плавно перемещает ее над глазами ребенка. Глаза ребенка следят за яркой точкой на конце ручки. Необходимо на 1-2 секунды задерживать ручку в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих крайних точках. Это упражнение выполняется на трех уровнях:

сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии руки, согнутой в локте, и, наконец, около переносицы. Сначала взрослый держит ручку на расстоянии вытянутой руки ребенка напротив его переносицы. Затем он медленно перемещает ручку влево, задерживаясь на 1-2 секунды. Возвращается на середину, задерживается на 1-2 секунды и перемещает ручку вправо, задерживая ее в крайней точке на 1-2 секунды. Возвращается на середину, опять держит ее неподвижно в течение 1-2 секунд. Перемещает ручку вверх, задерживаясь на 1-2 секунды, затем – на середину (остановка 1-2 секунды); так же вниз – на середину («крест»).

То же самое сделать:- на среднем уровне (на расстоянии руки ребенка, согнутой в локте).- близком уровне (у переносицы ребенка, на расстоянии ладони ребенка). «Конвергенция -1». Ребенок лежит. Поднять предмет на уровень вытянутой руки ребенка, прямо над переносицей. Медленно двигать предмет к переносице, добиваясь того, чтобы оба глаза смотрели на него. Выполнить 2 раза

Базовые сенсомоторные взаимодействия

1«Партизан». Ползание на животе. Ребенок ложится на живот и ползет по-пластунски так, как сможет. Взрослый следит за правильностью выполнения упражнения, фиксирует внимание на проблемных зонах ребенка и помогает ему. Если ребенок при ползании игнорирует ноги, то ему надо больше ползать без рук. Если игнорируется одна из ног, рекомендуется надеть ему утяжелитель (бутылка с водой или мешочек с крупой), и таким образом «включить» ее в выполнение задания. На ползание не следует жалеть времени!

(Это упражнение диагностическое и позволяет выявить возможности ребенка.) Базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую деятельность. В первое занятие упражнения этого раздела не включаются.

Мелкая моторика

«Домик». Пальцы сжаты в кулаки последовательно разгибаются, а потом сгибаются в кулак.

В этом домике пять этажей:

На первом живет семейство ежей,

На втором семейство зайчат,

На третьем – семейство рыжих бельчат,

На четвертом живет с птенцами синица,

На пятом сова –очень умная птица.

Ну что же, пора нам обратно спуститься :

На пятом сова,

На четвертом синица,

Бельчата на третьем,

Зайчата –втором,

На первом ежи, мы еще к ним зайдем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему "Нейропсихологическое сопровождение обучения младших школьников"

В работе с детьми, испытывающими трудности в обучении, особенно в начальной школе, педагог-психолог все чаще применяет нейропсихологические методы, подтверждающие свою валидность и эффективность как д...

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников

Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...

Программа «Умные движения» (нейропсихологическая коррекция младших школьников).

   Одним из методов, успешно используемых нейропсихологами , является метод замещающего онтогенеза(МЗО)- нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов...

Нейропсихологический подход к коррекции нарушений письменной речи на логопедических занятиях с младшими школьниками.

В статье раскрывается суть  нейропсихологического подхода к коррекции нарушений речи в условиях логопункта общеобразовательной школы. Дается характеристика трех групп детей с нарушениями чтения и...

Программа нейропсихологической коррекции младших школьников " Умные движения"

Задачи программы : -развитие произвольного внимания и саморегуляции ; -формирование сенсомоторного контроля;-оптимизация тонуса;- преодоление ригидных телесных установок и синкенезий....

Нейропсихологический подход к коррекции нарушений ВПФ на психологических занятиях с младшими школьниками,со статусом ОВЗ.

За последние годы увеличилось количество учащихся, у которых нарушения устной и письменной речи, задержка психического  развития вызваны неврологическими проблемами. Такие  нарушения  с...