картотека методики на ощущения, восприятие, представления, воображение и мышление
картотека

картотека методики на ощущения, восприятие, представления, воображение и мышление

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОЩУЩЕНИЯ (тактильные, слуховые, вкусовые и обонятельные)

Дидактическая игра «Узнай предмет на ощупь»

Автор / источник:

Используется в системе сенсорного развития в дошкольной и начальной школе; описания см. в методических рекомендациях по сенсорному развитию детей.

Цель:

Диагностика развития тактильных ощущений и осязательного восприятия: умения выделять форму, размер, фактуру, отдельные части предмета без опоры на зрение.

Как проводить

Подготовьте «чудесный мешочек» с 8–12 знакомыми ребёнку предметами (кубик, мяч, карандаш, пуговица, фигурки и т.п.).

Ребёнок засовывает руку в мешок и на ощупь определяет предмет.

Вариант 1: взрослый называет предмет — ребёнок находит его на ощупь.

Вариант 2: взрослый описывает свойства («маленький, круглый, гладкий…») — ребёнок подбирает подходящий предмет.

Фиксируете: сколько раз ребёнок угадывает верно, насколько уверенно, какие признаки называет.

Ссылка на описание/задания

Картотека сенсорных игр (в т.ч. «Узнай на ощупь»): — сенсорное развитие

Сборник игр с описанием хода игры «Узнай предмет на ощупь»: PDF, «Сенсорное развитие детей»

Дидактическая игра «Узнай на слух» (или «Угадай звук»)

Автор / источник:

Распространённая игра в коррекционных и общеобразовательных классах; конспект занятия — на Infourok и в пособиях по сенсорному развитию.

Цель:

Оценка слуховых ощущений и слухового восприятия: различение силы, тембра, источника звука, развитие слуховой памяти.

Как проводить

Подготовьте несколько источников звуков: колокольчик, шуршащий пакет, стук карандаша, погремушку, хлопок в ладоши и т.п.

Ребёнок сидит спиной или с закрытыми глазами. Взрослый издаёт один звук.

Ребёнок:

либо узнаёт и называет источник звука;

либо показывает карточку с изображением соответствующего предмета.

Можно усложнять: различать громкий/тихий, «длинный/короткий» звук, серии из 2–3 звуков (проверка слуховой памяти).

Ссылка на описание/задания

Конспект занятия «Дидактическая игра “Узнай на слух”»:

Infourok

Примеры игр «Угадай звук» (сенсорное развитие):

— сенсорные игры


ВОСПРИЯТИЕ (целостные образы, зрительно-пространственное восприятие)

Методика Л. Ф. Тихомировой «Поиск информации» (диагностика восприятия)

Автор:

Л. Ф. Тихомирова, книга «Развитие познавательных процессов школьников».

Цель:

Исследовать объём и точность зрительного восприятия: сколько объектов ребёнок успевает воспринять и воспроизвести.

Как проводить (адаптировано для 1–4 класса)

Подготовьте лист с смешанной информацией: короткие слова, числа, маленькие картинки.

Дайте инструкцию: «Посмотри на лист и постарайся запомнить всё, что сможешь. Потом напишешь/нарисуешь на своём листе то, что запомнил».

Время предъявления — около 1 минуты.

Затем ребёнок воспроизводит (пишет слова, числа, рисует значки).

Подсчитываете количество элементов (нормой для младших школьников считается диапазон около 7±2 единиц).

Ссылка на описание/задания

Описание методики и пример инструкции:

Психологический институт РАО — статья о книге Тихомировой

Корректурная проба Б. Бурдона (вариант для детей)

Автор:

Б. (Бенжамен) Бурдон; в России широко используется модификация «корректурной пробы» для детей.

Цель:

Исследование объёма и точности зрительного восприятия в сочетании с устойчивостью и концентрацией внимания.

Как проводить (школьный вариант)

1. Используйте бланк со строками случайных букв (или цифр/фигур).

2. Инструкция:

«Просматривай строки слева направо и вычёркивай все буквы “Е” (или другую букву). Работай быстро и аккуратно».

3. Время работы: 3–5 минут. Каждую минуту говорите «Черта!» — ребёнок ставит вертикальную черту в месте, где остановился.

4. Оценивайте:

сколько знаков просмотрено;

сколько пропусков/лишних зачёркиваний;

динамику работоспособности по минутам.

Ссылка на бланк и описание

Бланк и инструкция: — корректурная проба Бурдона (PDF)

Пояснение и нормы для детей 6–10 лет: — методики внимания (PDF)


ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (образные представления, зрительная память)

Методика/упражнение «Запомни и нарисуй»

Автор / источник:

Используется в программах Н. П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников» и других пособиях по развитию памяти.

Цель:

Диагностика зрительных представлений и внутреннего плана действия: умеет ли ребёнок удерживать образ и воспроизводить его в нужной последовательности.

Как проводить (вариант для 1–3 класса)

1. Подготовьте образец:

либо комбинация геометрических фигур;

либо картинка с персонажами/предметами.

2. Покажите образец на 20–30 секунд.

3. Уберите и попросите ребёнка нарисовать точно так же (форма, расположение, последовательность).

4. Оценка:

сколько элементов сохранил;

как точно передал форму и расположение;

не «додумывает» ли лишнее.

Ссылка на описание/задания

Упражнение «Запомни и нарисуй» для младших школьников:

Infourok — упражнения для развития памяти 1 класса

Вариант в книге Н. П. Локаловой: PDF «120 уроков психологического развития…»

Методика «Запомни рисунки» (по Плаксиной)

Автор:

В отечественной литературе упоминается как методика Плаксиной для диагностики кратковременной зрительной памяти.

Цель:

Определение объёма и точности зрительных представлений (кратковременной зрительной памяти).

Как проводить

1. Подготовьте карточки с простыми рисунками (фигурки, предметы) — обычно 6–10 картинок.

2. Покажите ребёнку ряд картинок в течение 15–20 секунд.

3. Уберите образец.

4. Попросите:

либо назвать всё, что запомнил;

либо выбрать эти рисунки из большего набора;

либо нарисовать по памяти.

5. Подсчитайте количество правильно воспроизведённых элементов и типичные искажения.

Ссылка на описание/бланк

Подробная инструкция и стимульный материал: — «Методика “Запомни рисунки”»

Вариант в комплексе методик памяти: Infourok — «Диагностика памяти. Методика “Узнай фигуры”, “Запомни рисунки”»


ВООБРАЖЕНИЕ (творческое воображение, оригинальность образов)

Методика М. Д. Маховер «Рисунок несуществующего животного»

Автор:

М. Д. Маховер (Machover); в России адаптирована как методика «Рисунок несуществующего животного».

Цель:

Диагностика творческого воображения, особенностей образной сферы и, в проективном варианте, личностных особенностей.

Как проводить (упрощённо для школы)

Дайте лист А4 и карандаши.

Инструкция:

«Придумай и нарисуй такое животное, которого не бывает в природе и которого ещё никто не рисовал».

Время — до 20–25 минут (но в начальной школе часто хватает 10–15).

Анализируете:

оригинальность идеи (не повторяет ли известных персонажей);

количество деталей, необычность сочетаний;

способность объяснить, как животное живёт, чем питается (можно спросить).

Ссылка на описание

Статья с инструкцией и схемой анализа: — «Методика “Несуществующее животное”»

Краткое описание и бланк: Infourok

Тест «Незаконченные рисунки» (Я. Л. Коломенский, Е. А. Панько)

Автор:

Я. Л. Коломенский, Е. А. Панько.

Цель:

Диагностика творческого воображения и изобразительных способностей: как ребёнок «додумывает» и преобразует заданные образцы.

Как проводить

Подготовьте листы с небольшими «зачёркнутыми» элементами, линиями, точками, геометрическими фрагментами.

Инструкция:

«Из каждого рисунка сделай что-нибудь целое и интересное. Добавляй, дорисовывай как хочешь».

Время: 10–15 минут.

Анализ:

количество придуманных образов;

оригинальность решений;

разнообразие тем (не повторяет ли одно и то же).

Ссылка на описание/бланки

Диагностические задания Коломенского и Панько:

Infourok — «Диагностические задания для определения творческих и изобразительных способностей…»


МЫШЛЕНИЕ (обобщение, классификация, логические операции)

Методика «Исключение предметов (четвёртый лишний)»

Автор:

Вариант задач на классификацию и обобщение; подробно описан Н. Л. Белопольской, а также как субтест теста Р. Амтхауэра.

Цель:

Диагностика уровня обобщения и классификации, понимания существенных признаков понятий.

Как проводить

Подготовьте карточки или списки по 4 слова/рисунка, где одно лишнее (например: «яблоко, груша, слива, стул»).

Инструкция:

«Посмотри на четыре слова/картинки. Найди, что здесь лишнее, и объясни — почему».

Оценивайте:

правильно ли выбирает «лишний»;

по какому основанию объединяет остальные;

самостоятельность объяснения.

Ссылка на описание/материалы

Методика «Детская предметная классификация» (М. К. Семаго, Н. Я. Семаго)

Автор:

М. К. Семаго, Н. Я. Семаго.

Цель:

Диагностика понятийного мышления: умения группировать предметы по существенным признакам, переходить от ситуативных объединений к логическим.

Как проводить (кратко)

Подготовьте набор из 32 карточек с реалистичными изображениями предметов разных категорий (одежда, посуда, игрушки, животные и т.д.).

Инструкция:

«Разложи картинки по кучкам так, как ты считаешь правильным. Потом расскажи, почему ты так разложил».

Сначала ребёнок делит, как ему удобно, потом можно попросить «подумать ещё и разложить по-другому» (проверка гибкости).

Оцениваются:

основание классификации (по цвету/размеру или по родовым понятиям);

количество независимых групп;

умение назвать группу одним словом.

Ссылка на описание/бланк

Описание методики и принципы подбора карточек:

PDF «Методика “Детская предметная классификация”»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Без воображения нет мышления.

О взаимосвязи мышления и воображения....

Методики определения творческого потенциала, уровня воображения.

методики включают: методики определения творческого потенциала, устойчивости интересов, определния уровня воображения....

Творческие задания для развития творческого воображения и мышления

В статье приводится описание и классификация творческих заданий на развитие воображения и мышления, выделены задания, которые могут обеспечить постепенное погружение в поисковую деятельность...

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжёлый - лёгкий) упражнения на сравнение различных предметов по тяжести.

Конспект (технологическая карта урока) по внеурочной деятельности учащихся 3 - го класса. Психомоторика.Цель:- формировать у детей понятие о том, что различные предметы и материалы имеют свой вес;Зада...

Развитие восприятия и воображения на уроках изобразительного искусства

Развитие познавательных процессов и способностей человека к творческой переработке полученных впечатлений от окружающего мира – это, прежде всего, формирование целостной системы творческих качес...

картотека методики на ощущения, восприятие, представления, воображение и мышление

картотека методики на ощущения, восприятие, представления, воображение и мышление...