Исследовательский проект "Чья это столовая?"
проект (4 класс)
Проект на исследование место обитания и питания дятла.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 416.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Михаленинская основная школа
Проект
«Чья это столовая?»
Автор: Чевычелова Валерия,
ученица 4 класса, 10 лет
Руководитель:Тихова Т.Е.,
учитель начальных классов,
I квалификационная категория
д. Михаленино
2023 год
Содержание
- Введение ………………………………………………………стр. 3-4
- Замысел проекта ………………………………………стр.3
- Гипотеза……………………………………………… стр. 3
- Цель …………………………………………………… стр. 3
- Задачи ………………………………………………… стр. 3
- Методы сбора информации ………………………… стр. 3
- Тип проекта …………………………………………… стр. 3
- Участники проекта …………………………………… стр. 3
- Ожидаемые результаты ……………………………….. стр. 4
- Вопросы, направляющие проект …………………… . стр. 4
- План проведения проекта …………………………....... стр. 4 - 5
- Основная часть ……………………………………………….. стр. 5 - 11
- Строение еловой шишки ……………………………… стр. 5
- Опрос учащихся ……………………………………….. стр. 5
- Кто питается семенами ели …………………………… стр. 5 - 7
- Вид дятлов в Нижегородской области ……………….. стр. 7 - 8
- Опрос местных жителей…………………………………стр. 8
- Большой пестрый дятел………………………………..стр. 9 - 13
- Интересные факты из жизни дятлов …………………стр.13 - 14
- Заключение ……………………………………………….……..стр. 14
- Список литературы …………………………………………… стр. 15
- Введение
Замысел проекта
На пришкольной территории по периметру растет очень много разных деревьев. Это и лиственные - береза, клен, ясень, рябина, осина, дуб; и хвойные – ель, сосна, пихта, кедр. Мы часто с классом совершали прогулки, тематические экскурсии, рассматривая листву, следили за сезонными изменениями в живой и неживой природе. Однажды весной моё внимание привлекло интересное место. Это столб. Рядом со столбом на земле было множество разбросанных шишек. Меня это очень заинтересовало, и я решила узнать: чья это столовая.
Проблема заключается в поиске ответа на вопрос: откуда шишки появились там, где их не должно быть? Я решила провести наблюдения и найти ответ на свой вопрос.
Гипотеза: допустим - это столовая птиц.
Цель: расширить знания о природе.
Задачи:
Познакомиться с многообразием животных, которые питаются семенами хвойных деревьев. Научиться проводить наблюдения в природе. Узнать больше о природе своего края.
Методы сбора информации: Уроки по окружающему миру, занятия по внеурочной деятельности. Информационные ресурсы интернет, книги, энциклопедии. Экскурсии в сельскую, школьную библиотеку. Социологический опрос школьников.
Проект среднесрочный.
Время реализации проекта: 1 месяцев.
Участники проекта:
• ученики начальной школы
• родители;
• учитель биологии, классный руководитель.
Ожидаемые результаты:
• повысить экологическую компетентность;
• знание многообразия живой природы;
• умение проводить наблюдения в природе.
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос:
Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос проекта «Чья это столовая?»
Проблемные вопросы:
• Почему шишки оказались там, где их быть не должно?
• Кто питается семенами еловых шишек?
Учебные вопросы:
• Как устроена еловая шишка?
• Какие виды дятлов обитают у нас?
• Интересные факты из жизни дятлов?
• Чем можно помочь дятлу в голодный год?
План проведения проекта:
Подготовительный этап:
• Выявление уровня знаний по проблеме.
• Формулирование проблемы, цели, задач и сроков реализации проекта.
• Разработка плана работы.
Основной этап:
- Беседа по теме с учителем биологии.
- Опрос учеников начальной школы.
- Работа со справочной литературой, поиск информации в сети Интернет.
Заключительный этап
- Обобщение полученных знаний.
- Изготовление буклетов, подготовка презентации, выступление перед учащимися начальной школы.
- Основная часть
Что бы найти ответ на наш вопрос «Чья это столовая?» я поняла, что моих знаний не хватает и сначала необходимо изучить строение шишки. Я обратилась к учителю биологии Захлыстиной Т.В..
Строение еловой шишки.
Шишка – это видоизмененный побег, состоящий из оси и чешуек. На твердых чешуйках располагаются семена. Незрелые шишки зеленоватого цвета с плотно прижатыми чешуйками. У зрелой коричневой шишки чешуйки открываются, семена падают на землю, их подхватывает ветер. Так распространяются семена хвойных деревьев.
Я рассмотрела строение шишки, при измерении длины еловой шишки оказалось, что длина шишки достигает 12 см., длина чешуек 1 см., под чешуйками находятся семена.
Опрос учащихся
Одноклассникам и ученикам 1, 2, 3 классов я показала найденные шишки и остатки от них. На вопрос: Что случилось с шишками? Ребята отвечали по – разному: кто говорил, что чешуйки отлетели от мороза, кто – что, шишки засохли, и был ответ, что она еще не выросла. В опросе участвовало 12 учащихся, но никто не дал достойный ответ. Я решила провести исследование и о своих результатах рассказать всем ученикам начальной школы.
Кто питается семенами ели?
На прогулке можно найти шишки, объеденные животными – и я как настоящий следопыт, попробовала различить остатки шишек. Мне помогла ответить на вопрос: Чья это «столовая»? - «Большая энциклопедия растений».
Я узнала, что питательную ценность для животных представляют семена ели. Способы использования их разными зверями и птицами неодинаковы. Под елями часто можно найти шишки, обработанные белками. Сорвав шишку, белка поворачивает ее вокруг оси, обгрызая чешуйки и выбирая из-под них семена. Зверек начинает отделять чешуйки всегда с толстого конца шишки, от черешка. Это и понятно, ибо основания чешуек у вершинной части шишки или возле ее середины прикрыты свободными частями других чешуек.
Обработанная белкой шишка представляет собой шероховатый стержень толщиной около 1 —1,5 см и с некоторым количеством неотделенных чешуек на вершине (см. рис. 1а, б - приложение 2). Будучи чем-то напуганной, белка бросает шишку. При этом на большей или на меньшей концевой части остаются неотделённые чешуйки, под которыми покоятся семена. Можно приблизительно определить место, где белка питалась. Если чешуйки рассеяны под елью на большой площади, то можно заключить, что зверек обгрызал шишку более или менее высоко на дереве. Если же чешуйки сосредоточены на земле в одном месте близко друг к другу, то можно быть уверенным, что белка обрабатывала шишку именно в этом месте (иногда на пне или на стволе упавшего дерева).
Сброшенная ветром на землю или оброненная клестом еловая шишка — хороший подарок мышам. Эти зверьки обгрызают чешую не столь близко от стержня шишки, как это делает белка, поэтому оставляют его более толстым. Иногда зверек не затрудняет себя переворачиванием шишки или у него не хватает для этого сил, чешуйки оказываются обгрызенными лишь с одной стороны (см. рис. 1в - приложение 1).
Любителями семян ели и сосны являются различные виды дятлов.
Сорвав с дерева шишку, большой пестрый дятел летит с ней к своей «кузнице», которая представляет собой щель в стволе дерева или в суку. Иногда дятел сам выдалбливает такую щель в месте, которое по какой-либо причине оказывается удобным для этого, иногда использует щель, образовавшуюся по другой причине. В последнем случае он подправляет ее, приспосабливает для своей надобности. В щель-«кузницу» дятел втискивает шишку вершиной вверх, ударами клюва отгибает чешуйки и вынимает семена. Обработанную таким образом шишку, дятел выбрасывает после того, как принесет новую. Под деревом, на котором расположена «кузница» дятла, обычно рассыпано много, сотни и даже тысячи, шишек ели или сосны, часто и те, и другие. Шишки, обработанные дятлом, можно узнать по отогнутым или оттопыренным чешуйкам (см рис 1д - приложение 2)
Семенами ели и сосны питаются клесты. Наличие такой пищи позволяет клестам выводить птенцов даже зимой. Обработанная клестом шишка отличается тем, что в ней остается много не отогнутых чешуй и невынутых семян. Вокруг сорванных клестом шишек остаются зеленые веточки, так как птица срывает их неаккуратно, не так, как это делает дятел. (см рис 1г - приложение 2)
Меня удивили цифры сколько шишек срывают животные за день (см. Приложение 3).
Виды дятлов Нижегородской области
На сайте www.lesnoytur.ru мы узнали разновидности дятла, которые обитают в наших лесах.
Самый распространенный из дятлов - большой пестрый - живет повсеместно, где есть древесная растительность. Иногда он гнездится и в городских садах и парках. Встреча с ним в лесу любого типа - обычное явление.
У белоспинного и малого пестрого дятлов различаются мужские и женские "головные уборы" - красный верх головы у самцов и черный - у самок.
Родственник дятлов - немногочисленная в Нижегородской области лесная птица вертишейка.
Опрос местных жителей
Итак, рассмотрев шишки, я выяснила, что так поработал дятел. Но их так много, какой же именно дятел ? Я стала опрашивать местное население. Может быть кто слышал и видел дятла. Было опрошено 6 жителей близлежащих домов. Несколько человек ответили, что действительно дятел был на нашем месте и на ближайших елях его тоже видели. Это большой пестрый дятел. Я решила узнать про этого дятла больше.
Большой пестрый дятел.
Обратились в библиотеку ….
Пестрый дятел по своим размерам схож с размерами взрослого дрозда. Длина взрослых особей может достигать до 30 сантиметров, при размахе крыльев почти в полметра. При этом птица может весить все 100 граммов. В основном окрасе птицы преобладает черный и белый цвет. При этом хвост снизу отличается розовым или ярко-красным цветом. Независимо от вида, пестрый дятел характеризуется разноцветным внешним видом. В области верхней части головы, на спине и на хвосте с низу преобладает черный цвет с присутствием синеватого блеска.
Лоб, щеки, брюхо и плечи отличаются буровато-белым оттенком. Плечевая область характеризуется наличием весьма крупных полей белого оттенка, которые разделяются черной полосой на спине. Перья на крыльях черного цвета, с наличием широких белых пятен. Радужная оболочка глаз красная или карего цвета. Цвет клюва – свинцово-черный. Основание клюва выделено выразительной черной полосой, которая тянется к зашейку и распространяется на боковые поверхности шеи. Щеки белого оттенка также имеют каемку черного цвета.
Хвост у дятлов средний по величине, заостренный и достаточно жесткий. Пестрые дятлы неплохо летают и достаточно быстро, при этом они много времени проводят на стволах деревьев. С помощью крыльев дятлы перелетают с дерева на дерево, а вот с помощью хвоста они удерживаются на деревьях, когда они перемещаются по их стволам и веткам с низу вверх.
Характер поведения и образ жизни
Большие пестрые дятлы характерные тем, что создают немало шума, при этом зачастую живут рядом с человеческим жильем. В основном эти птицы предпочитают вести одиночный образ жизни, занимая определенную кормовую территорию. Величина такого участка может находиться в пределах от 2-х до 20-ти га, в зависимости от характера лесной зоны.
Дятлы не очень-то боятся людей, поскольку быстро перемещаются по стволам деревьев или могут легко перелететь с ветки на ветку.
По наблюдениям специалистов, находясь в естественной среде, дятлы способны прожить около 10 лет. Известен случай, когда дятел прожил почти 13 лет.
Питание
Рацион питания этих пернатых весьма обширен и разнообразный, при этом птица может употреблять в пищу, как животные, так и растительные компоненты.
Самцы и самки находят для себя пропитание на различных территориях. С наступлением весны и с продолжением лета пестрые дятлы в основном питаются всевозможными насекомыми и их личинками.
При этом дятлы, хотя и в редких случаях, но питаются дарами рек, морей и озер. Уже на исходе осени эти птицы начинают приближаться к жилью человека, где они питаются кормом, который человек оставляет в кормушках, а также падалью. Дятлы также способны разорять гнезда некоторых небольших птиц, таких как мухоловки-пеструшки, обыкновенная горихвостка, синица, зяблики, славки и т.д.
Как правило, дятлы добывают для себя пропитание на стволах деревьев, в том числе и на поверхности грунта. Птица перемещается по стволу дерева, отыскивая насекомых, в том числе и под корой деревьев. В случаях обнаружения, дятел мощными ударами своего клюва проделывает углубление, после чего своим языком достает добычу. Эти птицы не «работают» на живых, здоровых деревьях. Для них особый интерес представляют старые, больные и засохшие деревья. Ранней весной дятлы питаются насекомыми с поверхности земли, разоряя муравейники, а также питаясь опавшими плодами или падалью.
Начиная с поздней осени, а также в зимний период рацион питания дятлов основан на кормовых элементах растительного происхождения, богатых на белок. К подобным кормам следует отнести семена различных хвойных пород деревьев, желуди, орехи и т.д. Особенно интересна технология добычи семян из сосновых и еловых шишек. В первую очередь дятел просто срывает шишку и перемещает ее на своеобразную наковальню. После этого птица крепит шишку и с помощью клюва начинает наносить удары. Семена отщипываются клювом от чешуек и поедаются.
На территории, где кормится дятел может быть до полусотни «наковален», хотя многие из них пернатыми не используются. Под конец зимы под подобными «наковальнями» можно обнаружить присутствие остатков, состоящих из разбитых на части шишек хвойных пород деревьев.
Пестрые дятлы также питаются семенами многих растений, таких как дуб, бук, граб, миндаль, лещина и т.д. В некоторых случаях дятлы питаются нежной осиновой корой и сосновыми почками, мякотью крыжовника и смородины, вишни, сливы, можжевельника, малины, крушины и ясеня.
Семейный образ жизни
Как правило, все виды дятлов относятся к моногамным разновидностям птиц, хотя имеются сведения о том, что в Японии у дятлов может проявляться совсем не моногамность. В основном все птицы этого семейства готовы к спариванию в возрасте 1 года. После формирования пары, птицы остаются вместе и после завершения периода размножения, до следующего процесса размножения, который намечается следующей весной. Птицы южных и северных широт приступают к брачному периоду практически в одинаковые сроки, хотя эти сроки несколько отличаются. Брачный период наступает в марте и продолжается до середины мая. В этот период формируются пары. Как только пара сформирована, птицы начинают строить гнезда в дуплах деревьев, расположенных на высоте не больше 8-ми метров над землей. В основном этим занимается самец.
Уже через 10 дней будущее потомство начинает самостоятельно карабкаться к месту входа в дупло, используя пяточные мозоли. Выкармливают птенцов, как самка, так и самец. Это продолжается на протяжении 3-х недель, пока птенцы не научатся летать. Причем часть птенцов следует за самкой, а часть за самцом. После того, как птицы научатся летать, родители еще полторы недели подкармливают свое потомство. После этого они становятся полностью самостоятельными.
Дятлы не только полезные, поскольку уничтожают множество вредителей, защищая зеленые насаждения, но и уникальные по своим возможностям птицы. Зачастую можно услышать в лесу, как дятел стучит по стволу дерева. Эти звуки разносятся на сотни, а то и тысячи метров. При этом, не каждый знает, что в этот момент клюв птицы ударяется по стволу дерева с частотой до 25 ударов в секунду, а его голова испытывает перегрузки до 1000 g. Ни одно живое существо на нашей планете не способно выдерживать такие перегрузки. Дятел может стучать по дереву по нескольким причинам, хотя многие думают, что так он только добывает для себя пищу. Во-первых, таким способом он добывает для себя пропитание. Во-вторых, он заявляет о своем присутствии, указывая, что территория занята. В-третьих, он привлекает к себе противоположный пол.
Дятлы – это настоящие лекари лесных насаждений. Трудно даже представить, какой огромный ущерб могли бы нанести вредители зеленым насаждениям, если бы не эти неутомимые труженики.
Из-за того, что дятлы находятся в постоянном движении, то они затрачивают много энергии, поэтому они постоянно хотят есть. За день они способны проинспектировать несколько десятков деревьев, сделав при этом до 1 млн. ударов своим клювом. При этом они перемещаются по стволам деревьев с низу вверх, а хвост им помогает в этом, выполняя функции опоры. Из-за этого он постоянно укорачивается. В течение года он становится короче на 1/10 часть.
Интересные факты, сведения...
1.Пестрый дятел контролирует свой участок и не позволяет чужакам посягать на его территорию. При встрече с подобным нарушителем границ, дятел занимает позу для нападения, открыв рот и взъерошив перья на голове.
2.Как правило, старые особи стараются придерживаться обжитых мест обитания, а вот молодые дятлы зачастую совершают миграции.
3.Ранней весной, когда рацион питания достаточно скудный, дятлы пробивают кору некоторых лиственных породах деревьев и пьют сок.
4.В начале мая самка пестрого дятла откладывает от 4-х до 8-ми яиц, белого цвета, причем достаточно блестящих. Высиживаются яйца поочередно самкой и самцом на протяжении 12 дней. После этого в гнезде появляется абсолютно беспомощное потомство пестрых дятлов. Как правило, они абсолютно голые и слепые.
5.Дятлы не только полезные, поскольку уничтожают множество вредителей, защищая зеленые насаждения, но и уникальные по своим возможностям птицы. Зачастую можно услышать в лесу, как дятел стучит по стволу дерева. Эти звуки разносятся на сотни, а то и тысячи метров. При этом, не каждый знает, что в этот момент клюв птицы ударяется по стволу дерева с частотой до 25 ударов в секунду, а его голова испытывает перегрузки до 1000 g. Ни одно живое существо на нашей планете не способно выдерживать такие перегрузки. Дятел может стучать по дереву по нескольким причинам, хотя многие думают, что так он только добывает для себя пищу. Во-первых, таким способом он добывает для себя пропитание. Во-вторых, он заявляет о своем присутствии, указывая, что территория занята. В-третьих, он привлекает к себе противоположный пол.
Дятлы – это настоящие лекари лесных насаждений. Трудно даже представить, какой огромный ущерб могли бы нанести вредители зеленым насаждениям, если бы не эти неутомимые труженики.
6.Из-за того, что дятлы находятся в постоянном движении, то они затрачивают много энергии, поэтому они постоянно хотят есть. За день они способны проинспектировать несколько десятков деревьев, сделав при этом до 1 млн. ударов своим клювом. При этом они перемещаются по стволам деревьев с низу вверх, а хвост им помогает в этом, выполняя функции опоры. Из-за этого он постоянно укорачивается. В течение года он становится короче на 1/10 часть.
- Заключение
Итак, моя гипотеза, что под елью, у столба столовая птиц – верна. В ходе исследования, сравнения шишек, опроса жителей - я выяснила, что это была столовая дятла.
Исследовательская работа меня очень увлекла, я узнала больше о жизни, питании дятла и поняла, что семена хвойных деревьев являются пищей для многих животных. Зима трудное время для лесных жителей, но дятлы способны выжить в зимние холода, прячась в дуплах старых деревьев.
Список литературы
- Плешаков, А.А. От земли до неба: атлас – определитель: пособие для учащихся общеобр. учреждений. –М.: Просвещение, 2010. – 222с.
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: Животные / Сост. П.Р.Ляхов. – М.: ТКО «АСТ», 1996. – 544с.
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: Растения / Сост. Л.А. Багрова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 512 с.
- Интернет ресурс nashzeleniymir.ru, www.lesnoytur.ru., www.bolshoyvopros.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников
Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....
Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован
Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»
Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»
В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...
Исследовательские задания для исследовательского занятия
методическая разработка...

Методика исследовательского обучения. "Упражнения, готовящие детей к исследовательской работе"
Творческая работа...
Проблемно-исследовательский метод преподавания и развитие исследовательских умений учащихся
Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения - то, что, пож...












