Глаза - главные помощники человека.
план-конспект занятия по зож (2 класс) по теме

Екатеринушкина Алевтина Юрьевна

урок разработан по предмету ОЗОЖ  в рамках медико-гигиенического раздела

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок здоровья22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Глаза - главные помощники человека

Цель: учить  заботиться о сохранении зрения, выяснить причины ухудшения зрения, разучить физминутки для глаз.

I. Домашнее задание.

-  Как правильно следует мыть руки и лицо.

II. Постановка  темы  занятия.

-  Как человек общается с окружающей средой?

(5 органов чувств - с помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания.)

-  Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир?

Для того чтобы быть здоровыми, вы должны знать свое тело и любить его. Потому что никто не позаботится о нас лучше, чем вы сами.

-  А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадки:

«Два братца через дорогу живут, друг друга не видят». (Глаза.)

Два соседа-непоседы день на работе. Ночь на отдыхе. (Глаза)

Живет мой братец за горой,
Не может встретиться со мной. (Глаза)

Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг на друга не глядят. (Глаза)

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)

Есть у каждого лица два красивых озерца, между ними есть гора.

(Глаза и нос)

-  Как вы думаете, кто из животных самый юркий? Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облака высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.

Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Глаза являются главными помощниками человека.

-  Почему?

(Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.)

Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза!

-  Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его?

   Цветное колечко. Это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка - роговица. В центре глаза мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это - зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.

Через глаза поступает ≈ 90% информации из окружающего мира. После органов дыхания и кровообращения глаза являются самыми работающими органами человека.

Мы  чистим зубы каждый день, но каждый ли день мы заботимся о столь важных органах как глаза??? Только представьте, какую роль выполняют каждый день наши глаза. Как же относимся к ним мы? Мы беспощадно используем их, глядя в монитор компьютера, монитор телевизора, книги, журналы и т.д. и т.п.

Статистика утверждает, что среди школьников становится все больше детей со слабым зрением. Согласно ежегодным медицинским осмотрам, перед поступлением в школу снижение остроты зрения наблюдается у 8% детей, среди школьников – более чем у 20%.

В России, по данным независимых источников, каждый второй житель имеет какое-либо нарушение зрения. От воспалительных заболеваний ежегодно нарушается зрение у 4 млн. россиян. 60 % россиян старше 50 лет испытывают серьезные проблемы со зрением, каждый пятый из них страдает глаукомой. Среди основных причин заболеваний органов зрения специалисты называют: воспалительные заболевания (число вызванных ими нарушений зрения в России составляет около 4 млн.); травмы (около 2 млн. заболеваний); близорукость (более 1,5 млн.); глаукома (более 770 тыс.), сообщает АМИ-ТАСС.

III. Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз»

Гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова

Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости)

Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.

Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.

Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.

Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза.

Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.

IV. Опыт (дети наблюдают)

   Яркий свет - зрачок сужается, слабый - расширяется. Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.

-  Как защищены глаза? (Веки, ресницы защищают их.)

-  Что еще оберегает глаза?

Отгадайте загадку:

Под мостом-мостищем, под соболем-соболищем два соболька разыгрались.

(Брови и глаза.)

   Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.

  Когда так говорят и почему. «Придет беда – потечет вода»

-  А зачем человеку слезы? (Тоже защищают глаза от пыли.)

V. Каковы факторы, приводящие к снижению остроты зрения?

Авитаминоз, ранения и ожоги роговицы глаза, хронические инфекционные и аллергические заболевания, наследственность, напряженная зрительная работа, вирусы, бактерии, нарушение обмена веществ в организме, эндокринные нарушения, воздействие ультрафиолетового, радиоактивного излучения, воздействие пыли, ветра.

Утомление глаз, головная боль, затуманенность зрения возникают также при длительном зрительном напряжении: чтении, работе за компьютером, работе с мелкими деталями, шитье.

  Как же сохранить зрение?

1. Умываться по утрам.

2. Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день.

3. Сидеть не ближе 3 м от телевизора.

4. Играть на компьютере можно не более 15 минут.

5 Не читать лежа.

6. Не читать в транспорте.

7. Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов.

8. При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.

9. Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 см.

10. Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец).

11. Делать гимнастику для глаз.

12. Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.

VI. Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз»

Группа вторая (для укрепления мышц)

Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.

Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.

Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так -8-10 раз.

Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз.

VII. Обобщение.

Послушайте высказывания, что для глаз полезно, что вредно, если полезно – хлопните в ладоши, если нет – топните ногой.

1. Читать лежа.

2.  Смотреть на яркий свет.

3.  Смотреть близко телевизор.

4.  Оберегать глаз от ударов.

5. Промывать по утрам глаза.

6. Тереть глаза грязными руками;

7. Читать при хорошем освещении.

Детям раздаются памятки  с комплексом упражнений для улучшения аккомодации  глаз.  (упражнения выполняются из положения стоя)

Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.

Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз.

Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.

 Если вы носите очки

Не горюйте, со временем с помощью очков зрение может улучшиться.

1. Берегите свои «вторые» глаза.

2. Храните их в футляре.

3. Не кладите стеклами вниз.

4. Регулярно мойте теплой ВОДОЙ с мылом.

5. Снимайте во время занятий спортом.

VIII. Итог урока

-  Что для глаз полезно, а что вредно?

-  Как  помочь своим глазам?

-  Заучите физминутки для глаз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глаза - главные помощники человека (урок здоровья)

Архивы содержат конспект урока, музыкальный файл к презентации и презентацию....

Внеклассное занятие "Глаза - главные помощники человека"

Для того, чтобы быть здоровыми, нужно хорошо знать свое тело и любить его.Приобщение к здоровому образу жизни, выработка навыков гигиены зрения,выработка особого мнения о здоровом образе жизни чело...

Занятие по внеурочной деятельности. Школа здоровья. "Глаза - главные помощники человека"

Внеурочная деятельность. Школа здоровья. "Глаза - главные помощники человека"...

Урок: "Глаза - главные помощники человека".

Цель: изучить строение органа зрения и определить основные правила, которые помогут сберечь зрение.Задачи:  1. выявить главные причины ухудшения зрения;   2. разработать советы по улучш...

Глаза - главные помощники человека.

Классный час о сохранении здоровья обучающихся....

Внеурочная деятельность. Кружок "Умники и умницы". "Глаза-главные помощники человека".

Занятия данного кружка направлены на формирование библиографических умений (подбор литературы по заданной теме; использование словарей, справочников, энциклопедий; сужение круга поиска информации раци...

Забота о глазах. Глаза - главные помощники человека.

Как человек общается с окружающей средой? ( С помощью зрения, слуха, обаяния, вкуса, осязания - пити органов чувств. Сегодня, дети, вы познакомитесь со строением глаза, его функциями, способами защиты...