Азбука здоровья
рабочая программа по зож (1 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_zdorovya_1_klass.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Федоровская средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов»
Название программы внеурочной деятельности: | «Азбука здоровья» |
Направление развития личности школьника: | Спортивно-оздоровительное |
Класс: | 1 |
Составитель: | Коновальцева Ирина Алексеевна |
Квалификационная категория: | |
Учебный год: | 2012-2013. |
Пояснительная записка.
Курс программы «Азбука здоровья» разработан для учащихся первых классов. На освоение программы отводится по 33часа.
Система начального образования обладает достаточным потенциалом для реализации основ воспитательной системы индивидуально – творческой ориентации ребёнка на процесс здоровьетворения. Поэтому необходимо в школе создание программы по сохранению здоровья ребёнка.
Всем нам хочется видеть детей здоровыми, жизнерадостными, счастливыми. Как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Общепризнанным считается тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека на 50-55%. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но в современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма. Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.
Основополагающие приоритеты данной программы:
1. Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития;
2.Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
Цель программы « Азбука здоровья»:
поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся начального звена, создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.
Задачи:
- Через практические задания в доступной форме познакомить с частями тела, внутренними органами и их функциями;
- Сформировать основы гигиенических навыков;
- Научить учащихся сознательно относиться к своему здоровью; добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения;
- Познакомить с правилами поведения на дороге, в экстремальных ситуациях.
- Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
Рассказ, беседа, иллюстрация, игры, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребёнку.
Актуальность
данной программы продиктована необходимостью решения проблемы снижения показателей здоровья как взрослого, так и детского населения нашей страны.
В основу программы « Азбука здоровья» положены следующие принципы:
1. Совместная творческая деятельность.
2. Индивидуализация деятельности.
3. Позитивность.
4. Целостное развитие.
5. Сочетание воспитательного и оздоровительного материала.
6. Наглядность.
Формы отчётности:
Проект, который может выполняться индивидуально и группой учащихся, отчёт о работе может быть представлен рефератом, буклетом, стенгазетой, альбомом.
Учебный план
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | В том числе занятия | |
теоретических | практических | |||
1 | Самопознание. | 7 | 2 | 5 |
2 | Я и другие. | 3 | 1 | 2 |
3 | Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний. | 14 | 5 | 9 |
4 | Питание и здоровье. | 2 | 1 | 1 |
5 | Основы личной безопасности и профилактика травматизма. | 3 | 1 | 2 |
6 | Предупреждение употребления ПАВ. | 2 | 1 | 1 |
7 | Подвижные игры. | 2 | 0 | 2 |
ИТОГО: | 33 | 11 | 22 |
Тематический план.
1 класс.
№ раздела | № темы | Тема раздела | Тема занятия | Кол. часов | Дата | корректировка |
1. | Самопознание. | 7часов | ||||
1. | Знание своего тела. | Знаешь ли ты своё тело? | 1ч. | |||
2. | Скелет – наша опора. | 1ч | ||||
3. | Осанка – стройная спина. | 1ч | ||||
4. | Если хочешь быть здоров – закаляйся. Как закаляться. Обтирание и обливание. | 1ч | ||||
5. | Самопознание через ощущение, чувство и образ. | Проявление эмоций через мимику, жесты, позы. | 1ч | |||
6. | Как настроение? (Настроение в школе). | 1ч | ||||
7. | Я пришел из школы. (настроение после школы). | 1ч | ||||
2. | Я и другие. | 3 часа | ||||
8. | Ты и твоя семья. | 1ч | ||||
9. 10. | Поведение в школе. Я – ученик. | 2ч | ||||
3. | Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний. | 14 часов | ||||
11. | Гигиена тела | Дружи с водой. Советы доктора воды. | 1ч | |||
12. | Друзья Вода и мыло. | 1ч | ||||
13. | Забота о глазах. Глаза – главные помощники человека. | 1ч | ||||
14. | Уход за ушами. Чтобы уши слышали. | 1ч | ||||
15. | Уход за руками и ногами. «Рабочие инструменты» человека. | 1ч | ||||
16. | Забота о коже. Зачем человеку кожа. | 1ч | ||||
17. | Надёжная защита организма. | 1ч | ||||
18. | Если кожа повреждена. | 1ч | ||||
19. | Гигиена полости рта. | Уход за зубами. Почему болят зубы. | 1ч | |||
20. | Чтобы зубы были здоровыми. | 1ч. | ||||
21. | Как сохранить улыбку красивой. | 1ч | ||||
22. | Гигиена труда и отдыха. | Режим дня. | 1ч | |||
23. | Как сделать сон полезным. | 1ч | ||||
24. | Что такое инфекция? | 1ч | ||||
4. | Питание и здоровье. | 2часа | ||||
25. | Питание – основа жизни. | Как следует питаться. Питание - необходимое условие для жизни человека. | 1ч. | |||
26. | Здоровая пища для всей семьи. | 1ч | ||||
5. | Основы личной безопасности и профилактика травматизма. | 3часа | ||||
27. | Безопасное поведение на дорогах. Умеешь ли ты правильно вести себя на дороге. | 1ч. | ||||
28. | Бытовой и уличный травматизм. Какие опасности могут подстерегать тебя дома. | 1ч. | ||||
29. | Как правильно вести себя на воде. | 1ч. | ||||
6. | Предупреждение употребления ПАВ. | 2 часа | ||||
30. | Вредные привычки. | 1ч. | ||||
31. | О вреде табака, алкоголя. | 1ч. | ||||
7. | Подвижные игры. | 2часа | ||||
32. | Народные игры. | 1ч. | ||||
33. | Обобщающее занятие. Итоговое мероприятие. | 1ч |
Содержание программы.
Раздел 1
САМОПОЗНАНИЕ (7 часов)
ЗНАНИЕ СВОЕГО ТЕЛА
Части тела, их функциональное предназначение.
Внутренние органы и их предназначение. "Язык" тела. Рост и развитие человека, периодизация развития. Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам.
САМОПОЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ ОЩУЩЕНИЕ, ЧУВСТВО И ОБРАЗ
Эмоциональная сфера личности: чувства, настроение, эмоциональные переживания, ощущения. Способы проявления эмоций и выражения чувств.
Раздел 2
Я И ДРУГИЕ(3 часа)
Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения.
Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. Поведение на улице и в общественных местах. Правила поведения с незнакомыми людьми.
Родственные связи - семья. Правила семейного общения. Права ребенка в семье. Правила групповой деятельности.
Раздел 3
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (14 часов).
ГИГИЕНА ТЕЛА
Кожа и ее придатки (ногти, волосы). Функциональное предназначение. Уход за кожей, волосами и ногтями. Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.
ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА
Общее представление о строении ротовой полости, временные и постоянные зубы. Прикус и вредные привычки, нарушающие его.
Факторы риска развития стоматологических заболеваний. Уход за зубами.
ГИГИЕНА ТРУДА И ОТДЫХА
Периоды изменения работоспособности. Режим дня.
Субъективные и объективные признаки утомления. Активный и пассивный отдых. Сон как наиболее эффективный отдых.
Гигиена органов зрения, факторы, приводящие к утомлению.
Профилактика инфекционных заболеваний.
Микромир: микробы, простейшие, грибки, вирусы. Взаимодействие человека с микромиром. "Хорошие" и "плохие" микробы. Представление об инфекционных заболеваниях. Способы "пассивной" защиты от болезни: мытье рук, ношение маски, одноразовые шприцы и т.д.
Представление об "активной" защите - иммунитете.
Раздел 4
ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ (2 часа)
ПИТАНИЕ - ОСНОВА ЖИЗНИ
Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья, важнейшие пищевые источники. Как происходит пищеварение. Режим питания. Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Традиции приема пищи в разных странах.
Правила поведения за столом.
ГИГИЕНА ПИТАНИЯ
Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой.
Раздел 5
ОСНОВЫ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА(3 часа)
БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА ДОРОГАХ
Основные ситуации — "ловушки", в которые обычно попадают дети: "закрытый обзор", "отвлечение внимания", "пустынная улица", "середина проезжей части улицы", "родители с детьми". Сигналы регулирования дорожного движения. Правила безопасного поведения у ж\д путей.
БЫТОВОЙ И УЛИЧНЫЙ ТРАВМАТИЗМ
Опасные факторы современного жилища, школы, игровой площадки.
Ожоги. Опасность при пользовании пиротехничесими средствами.
Электротравма. Опасность при игре с острыми предметами. Падение с высоты. Опасности открытого окна, катания на перилах, прыжков с крыш гаражей и т.д. Элементарные правила безопасности при катании на велосипеде. Правила пользования роликами, экипировка. Опасность, которая подстерегает роллера на улице. Оказание первой помощи при простых травмах (ссадинах, царапинах, поверхностных ранах). Укусы зверей, змей, насекомых.
ПОВЕДЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
Экстремальная ситуация в городе. Экстремальная ситуация в деревне.
Экстремальная ситуация, связанная с незнакомым человеком.
Правила поведения при пожаре. Вызов экстренной помощи: 01,02,03,04, службы спасения. Стихийные бедствия, техногенные катастрофы.
Раздел 6
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ(2 часа).
Общее представление о психоактивных веществах. Почему люди употребляют психоактивные вещества. Вред табачного дыма.
Что такое алкоголь и чем опасно его употребление. Поведение с людьми, употребляющими психоактивные вещества.
Информационные ресурсы:
1. «Здоровье» учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов под редакцией В.Н.Касаткина, Л.А.Щеплягиной, Москва 2003.
2. Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, О.Е.Жиренко «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов Природы», Москва «ВАКО», 2008 г.
3. В.Н.Касаткин, И.А.Паршутин, О.Л.Рязанова, Т.П.Симонятова, М.А.Сударикова, Ю.Л.Балабан и др. «Программа профилактики курения в школе», Москва 2003г.
4. В.Н.Касаткин, И.А.Паршутин, А.С.Митькин, Т.П.Симонятова, М.А.Сударикова, Ю.Л.Балабан и др. «Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе», Москва 2003г
5. В.Н.Касаткин, Т.П.Симонятова, А.С.Митькин, М.А.Сударикова, Ю.Л.Балабан и др. «Предупреждение насилия в школе», Москва 2003г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Азбука здоровья"
Руководитель кружка мама ученика, врач. P10100022.JPG...
Программа «Азбука здоровья» по формированию здорового образа жизни у детей со сложной структурой де-фекта 1 – 4 классов.
Программа для учащихся классов-групп....
Внеурочное занятие по формированию здорового образа жизни во 2 классе на тему "Азбука Здоровья".
Познакомить учащихся с компонентами здорового образа жизни. Содействовать сохранению здоровья школьников и окружающих его людей,развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интер...
Конспект занятия по программе «Азбука здоровья». 2класс Беседа «Пейте, дети, молоко – будете здоровы»
Конспект занятия по программе "Азбука здоровья" беседа "Пейте дети молоко - будете здоровы"...
Конспект занятия по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" "Пейте, дети, молоко, будете здоровы!"
Занятие отвечает требованиям ФГОС...
«Азбука здоровья»ГБНОУ Школа здоровья индивидуального развития
Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин: фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, ...
Занятие по здоровому образу жизни с младшими школьниками "Азбука здоровья"
Знакомство детей с правилами Здорового образа жизниПамятка родителямПрограмма здоровья для семьи...