Статья "ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ "
методическая разработка по зож по теме

Пряникова Марина Геннадьевна

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

МБОУ СОШ №6

Пряникова Марина Геннадьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Новокузнецк.

       Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально-стрессовой ситуации. Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

        Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

       Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. 

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы. 

 Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя.

 Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.                               Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы.

С какими же трудностями сталкиваются родители и учителя в первые годы обучения детей, каковы их основные жалобы? 

  • Хроническая неуспешность. (Трудности адаптации ребенка в школе связаны с отношением родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка. )
  • Уход от деятельности. (Когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя.) 
  • Негативистская демонстративность (Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка.)
  • Вербализм. (Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. )
  • Ребенок ленится. (Это выражается: сниженная потребность познавательных мотивов, мотивация избегания неудач, неуспеха, общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента, высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе.)

       Всё это подчёркивает необходимость рассматривать адаптацию, как повышение уверенности ребёнка в себе, развитие способности управлять своим поведением, расширение опыта, сохранения и укрепления здоровья.

      В данной программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса.

  Цель программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период.

     Планируемый результат: создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации первоклассников.

     Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

  • сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
  • установление контакта с учащимися, с учителем;
  • формирование адекватного поведения;
  • овладение навыками учебной деятельности.

Психолого-педагогические условия благоприятной адаптации   первоклассников к обучению

I.   Организация режима школьной жизни первоклассников.

II. Создание предметно-пространственной среды.                

III. Организация оздоровительно-профилактической работы.

IV. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период.

V. Организация внеучебной жизни первоклассников.

VI. Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.

VII. Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.

Новизна программы заключается в том, что впервые в практике МБОУ «СОШ №6» разработан материал, который рассчитан на учебный год, для адаптации ребенка к школьной жизни, повышения уверенности в себе, развития способности управлять своим поведением, расширения опыта сохранения и укрепления здоровья.

Программа рассчитана на 30 часов. Занятия проводятся в 1 раз в неделю (по 20-25 минут).

  1. Занятия проводятся в течение учебного года.
  2. Занятия проводятся с периодичностью один раз в неделю.
  3. Номера занятий отражают последовательность их проведения.
  4. Завершающее занятие является итоговым и носит для детей праздничный характер.
  5. Занятия проводятся одновременно со всем классом.

Они строятся в доступных и интересных для детей формах: ролевые игры, психогимнастика, рисование, групповые обсуждения, освоение приемов саморегуляции, направленное воображение.

Комплексные занятия направлены на решение целого ряда задач:

развивать:

  • представления об окружающем мире (уметь смотреть и видеть, слушать и    услышать);  
  • эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности на уроке;
  • деловые отношения в совместной деятельности;
  • позитивное отношения к себе;
  • умения саморегуляции, самоконтроля и адекватных форм их проявления в  поведении;
  • психические процессы (памяти, внимания, мышления, речи);
  • благоприятные условия для самовыражения и самоанализа посредством процесса творчества;

формировать:

  • мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • навыки толерантного взаимодействия;
  • эмоциональное и физическое состояние учащихся средствами художественной деятельности;
  • представления о ценности здоровья и  необходимости бережного  отношения к нему;
  • сознательное отношение к своему здоровью, стимулировать желания совершенствовать его и вести здоровый образ жизни.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны знать:

  • основные школьные  правила,
  • позитивные взаимоотношения между  людьми (вежливость, терпение, уважение прав другого  человека и др.);
  • факторы роста (рациональное  питание, двигательная активность и  др.) и здоровья (гигиена тела, питание, движение и др.);
  • формы обращения, слова-комплименты;
  • невербальные средства общения (знаки, взгляд, жесты) для регуляции и саморегуляции нормативного поведения;
  • некоторые положительные и отрицательные  черты  характера;
  • значение ощущений и восприятия  в познании мира;
  • правила дружбы, честной  игры;
  • приемлемые для  себя стереотипы поведения и способы  разрешения  конфликтов;
  • приемы мобилизации, концентрации внимания, а также снятия мышечного и эмоционального  напряжения.

уметь:

  • подчинять свое поведение новым нормам и правилам;
  • общаться со сверстниками и старшими;
  • преодолевать негативные эмоциональные состояния;
  • применять теоретические знания о здоровом образе жизни, в повседневной деятельности;
  •  решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: в познании и объяснении действительности, во взаимоотношении людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков, разрешения  проблем;
  • планировать  свое  время;
  • вести дискуссию, выслушивать  различные  мнения, доказывать  свою точку зрения;
  • анализировать собственный  жизненный  опыт;
  • останавливаться и принимать  конструктивное  решение в  трудных и опасных  ситуациях.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел 1.    Здравствуй школа

ЦЕЛЬ: Знакомство первоклассников с учителем и друг с другом.  Познакомить с правилами поведения в классе.

Раздел 2.    Изучаем правила общения  

ЦЕЛЬ: Осознание детьми своего нового статуса школьника. Формирование реалистичного восприятия школьной оценки.

Раздел 3.    Познаем себя и других

ЦЕЛЬ: Продолжение знакомства первоклассников друг с другом и с правилами поведения во время урока.                                                                                                                                                

Раздел 4.    Мир вокруг меня

ЦЕЛЬ: Налаживание позитивного сотрудничества детей в классном коллективе. Отработка полученного опыта школьной жизни.

Раздел 5.    Я и моё здоровье

ЦЕЛЬ: формирование навыков ЗОЖ.

Раздел 6.    Мой внутренний мир

ЦЕЛЬ: Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению.

ЛИТЕРАТУРА

1.        Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2001.

2.        Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983  

3.        Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1997.

4.        Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? М.1996.

5.        Боно Э. Учите вашего ребенка мыслить. Минск.1998.  

6.         Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1991.  

7.         Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: Знание, 1994.

8.        Гейко В.А. «Роль семьи в развитии школьных успехов». // Начальная школа, №3, 1999, с. 60 – 61.

9.        Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Комплекс-Центр, 1993.            Гребенщиков И. В. Школа и семья. - Москва, 1985.

10.        Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. - М.: Редакционно-издательский цент Консорциума “Социальное здоровье России”, 1995

11.      Коренева Е.Н. Ох уж эти первоклашки! Ярославль.1999.

12.        Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. Рига.1999.

Методическое обеспечение программы

1.        Примерные  адаптационные занятия с первоклассниками, разработанные Пилипко Н.В., Громовой Т.В., Чибисовой М.Ю.

2.        Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй ,школа! Адаптационные занятия с первоклашками: Практическая психология учителю./ Под ред. Пилипко Н.В. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.

3.        Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть 1. Перевод с немецкого. – Москва: Генезис, 1998

4.        Методическое сопровождение адаптационного периода первоклассников: рекомендации, конспекты уроков, игры и упражнения. И.Ю.Гайдукова, Е.М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2009

ФИО

Пряникова Марина Геннадьевна

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Новокузнецк.

Должность

Учитель начальных классов

Учебная степень, учёное звание

Контактный телефон (рабочий, мобильный)

716592

89502659269

Е-mail



Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному направлению

«Здоровейка».

Пряникова Марина Геннадьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Новокузнецк.

«Результатом нашей работа должна стать осознанная молодым поколением

необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой       и  

спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех» -                

                                  Владимир Пути.

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. В нашей школе за последние годы накоплен опыт реализации здоровьесберегающего сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья обучающихся. На основании мониторинга можно констатировать, что с каждым годом растет заболеваемость обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, ожирение. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.

Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых.

Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» содержит знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» направлена на преодаление следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса.

В основу программы положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом преодоления  вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.

Цели программы:

обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья, включая формирование навыков самоооценки и самоконтроля по отношению к собственному здоровья.

Цель конкретизирована следующими задачами: 

Формировать представления о всех составляющих компонентах здоровья;

Обучать осознанному выбору модели поведения, позволяющему сохранять и укреплять здоровье;

Воспитывать коммуникативную культуру обучающихся, как необходимое условие ведения здорового образа жизни.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  «Здоровейка» предназначен для обучающихся 1-4 классов, адресована учителям начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю:        1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы - 34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» состоит из 7 разделов:

  • «Вот мы и в школе» - рассмотрение вопросов о личной гигиене, о значение утренней гимнастики для организма;
  • «Питание и здоровье» - ознакомление обучающихся с основами правильного питания, закрепление гигиенических навыков культуры поведения во время приема пищи, приобщение к кулинарным традициям современности и прошлого;
  • «Моё здоровье в моих руках» - изучение влияния окружающей среды на здоровье человека, необходимости чередование труда и отдыха и профилактики нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
  • «Я в школе и дома»- закрепление социально одобряемых норм и правил поведения обучающихся в образовательном учреждении, совершенствование навыков гигиены одежды, закрепление навыков соблюдения правил хорошего тона;
  • «Чтоб забыть про докторов»- ознакомление обучающихся с видами и правилами закаливания организма;
  • «Я и моё ближайшее окружение»- изучение особенностей развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте, влияние значимых взрослых на формирование культуры здоровья, профилактика вредных привычек, взаимосвязь эмоционального состояния и физического самочувствия  в школе и дома;
  • «Вот и стали мы на год  взрослей»- ознакомление с правилами оказания первой доврачебной помощи в летний период, ознакомление с опасностями летнего периода с последующим закреплением ожидаемых способов поведения со стороны обучающихся.

В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние  интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» состоит из четырёх частей:  

  • 1 класс «Первые шаги к здоровью». Цель: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
  • 2 класс «Если хочешь быть здоров». Цель: формирование культуры питания, понятий об иммунитете и закаливающих процедурах, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края, совершенствование культуры поведения в общественных местах.
  • 3 класс «По дорожкам здоровья». Цель: формирование понятий об  интеллектуальных способностях, личной гигиене, здоровье, микробах, вредных привычках, профилактики вредных привычек, применение лекарственных растений в профилактических целях.
  • 4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья». Цель: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» обучающиеся должны знать:

основные вопросы гигиены;

особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;

особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

основы рационального питания;

правила оказания первой помощи;

способы сохранения и укрепление  здоровья;

значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

уметь:

составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

различать “полезные” и “вредные” продукты;

использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевого энцефалита;

заботиться о своем здоровье;

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины и дни здоровья: «Красный, жёлтый, зелёный», «В здоровом теле здоровый дух», «Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим», «Моё здоровье в моих руках», «Спасатели вперёд!», «Умеем ли мы отвечать за своё здоровье», «Делу время, потехе час»;

творческие конкурсы: «Разговор о правильном питании», «Вкусные и полезные вкусности»; КВНы «Умники и умницы», «Чудесный сундучок», «Не зная броду, не суйся в воду», «Богатырская силушка»; ролевые игры: «Я, б, в спасатели пошёл», «Остров здоровья» «Мой горизонт»; школьная научно-практическая конференция « В мире интересного».

В нашей школе данная программа реализуется второй год. В течение прошедшего времени у обучающиеся первых и вторых классов: мы отмечаем повышение уровня заний о способах сохранения и укрепления здоровья. Одним из результатов данной программы является наличие следующих компетентностей:

  • Соблюдение режима дня школьника;
  • Основные вопросы гигиены;
  • Способы сохранения и укрепления здоровья;
  • Основы рационального питания;
  • Двигательная активность;
  • Правила оказания первой медицинской помощи.

Мониторируемые параметры отражены в следующих данных: так в начале изучения программы соблюдали режим дня 25% обучающихся , а по последним данным 100 %; 79% обучающихся стали заниматься в различных спортивных секциях: карате, гимнастика, плаванье, спортивные танцы; команда «Здоровечок» стала победителем в спортивно оздоровительной игре «Здоровые традиции моей семьи», победителями в школьном проекте «Неделя вежливости», все 100% школьников – участники физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий,  анкетирование показало, что 100% обучающихся соблюдают режим питания и стараются питаться правильно, применять способы снятия утомления 83,6%, снижение заболеваний ОРЗ

на 35 %.

Нашему педагогическому коллективу очень близки слова академика, хирурга Н. М. Амосова: “Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддержать его высокий уровень здоровья вполне возможно”. И, как сказал доктор медицинских наук В.Н. Касаткин, что именно “учительство – ведущая сила, которая влияет на здоровье нашего будущего, формируя его сегодня”.        

Литература

1.        Карасева, Т. В.  Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.

2.        Ковалько, В. И.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В. И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.

3.        Невдахина, З. И.  Дополнительное образование: сборник авторских программ / З. И. Невдахина. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.

4.        Кузнецова,  В. В.  В поиске ради здоровья. – Мурманск, 2007. – 120 с.

5.         Шапцева,  Н. Н.  Наш выбор – здоровье.  Издательство “Учитель”,- 2009.- 215 с.

ФИО

Пряникова Марина Геннадьевна

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Новокузнецк.

Должность

Учитель начальных классов

Учебная степень, учёное звание

Контактный телефон (рабочий, мобильный)

716592

89502659269

Е-mail


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

  Адаптация- естественое  состояние человека, проявляющаяся к приспособлении  к новым условиям жизни ,  новой деятельности, к новым социальным контактам, новым социальным ролям.  От успешной  адапптац...

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

ВведениеАдаптация - естественное состояние человека, проявляющаяся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значени...

ПРОГРАММА организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

Цель программы:создать психолого-педагогические условия,обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе....

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению

Цель программы:Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.Задачи: 1. Выявление особенностей психолого-пед...

Анализ по теме: «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

Организация режима школьной жизни первоклассников, создание предметно-пространственной среды,организация оздоровительно-профилактической работы,изучение социально-психологической адап...

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению

Начало школьной жизни-серьёзное испытание для многих детей, приходящих в первый класс.Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям... Как помочь ребенку,вы узнаете ,прочитав эту программу....

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Программа, разработанная учителями начальных классов, для создания  психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению....