Берегите зеркало души.
презентация к уроку по зож (4 класс) на тему

Сластён Светлана Викторовна

                                                                                             Исследовательская работа учеников 4А класса "Берегите зеркало души".

Бытует мнение, что глаза — зеркало души. Чистые, блестящие, яркие глаза  — признак хорошего здоровья, а здоровье необходимо беречь, а глаза тем более, потому что свыше 85% информации окружающего нас мира, мы получаем через органы зрения.     

На уроке окружающего мира мы изучали органы чувств, и Светлана Викторовна показала нам обычные фотографии и фотографии со смазанным изображением, сказав, что так видят люди с плохим зрением. Смотреть на такое изображение было неинтересно и неприятно. Действительно, проблемы со зрением сейчас у многих.  Даже на примере учащихся нашего класса: 6 человек ходят в очках.

          Возник вопрос: отчего снижается острота зрения и как его сохранить? Появилась необходимость более подробно рассмотреть  данный вопрос.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя  общеобразовательная  школа №12 с углублённым изучением отдельных предметов»

Г. Губкина Белгородской области 

Программа воспитания и социализации

 обучающихся

3А класса

                                                                     

                                                           

                                                                                Классный руководитель:

                                                                                        Сластён Светлана Викторовна

2012г.

Нормативно-правовая база для разработки Программы «Воспитания и социализации учащихся начальной школы»

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  4. Программа развития МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углублённым изучением отдельных предметов»

Цель программы:

- создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.

Задачи воспитания и социализации младших школьников:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
  • осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;
  • формирование нравственного смысла учения.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • формирование у младшего школьника почтительного  отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Этапы реализации программы:

 Подготовительный этап:

  • Разработка программы «Воспитания и социализации учащихся начальной школы».
  • Создание системы мероприятий по реализации задач программы по всем направлениям.
  • Знакомство педагогов с различными педагогическими и методическими приемами и методами, направленными на создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
  • Создание системы работы  по повышению педагогической культуры родителей.

Практический этап:

  • Реализация воспитательных мероприятий по всем направлениям образовательного процесса.
  • Обучение через методическую учёбу, педсоветы, самообразование как педагогов, так и родителей.
  • Повышение педагогической культуры родителей через родительские собрания, родительские конференции, семейные гостиные, лектории.
  • Создание методических разработок и управленческих программ для организации работы с учащимися класса по всем направлениям программы.  
  • Отбор методов и приёмов, которые способствуют развитию у учащихся таких ценностей как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, творчество, духовный мир человека, эстетическое развитие.
  • Ориентирование учащихся на достижения мировой науки, культуры, религиозные идеалы как основы образования.
  • Разработка и внедрение новых педагогических технологий как в урочное время так и во внеурочной деятельности.
  • Проведение внеурочных  мероприятий по всем направлениям программы,   способствующих формированию у учащихся общенациональных ценностей как жизненного идеала.

Заключительный этап:

  • Мониторинг результативности и обобщение достигнутых результатов воспитательной деятельности.
  • Составление портфолио младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.
  • Подведение итогов и определение задач на будущую работу.

Участники реализации программы:

  • Учащиеся
  • Родители
  • Классный руководитель
  • Психолог
  • Социальный педагог
  • Представители общественности.

 Ценностные установки воспитания и социализации российских школьников, используемые в программе как основополагающие:

Содержанием воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. А именно:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных  школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
  • человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.

Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их  обучающимися.

Организация воспитания и социализации учащихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:  любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.

Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

 Актуализация

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы должна быть направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления.

 Уклад школьной жизни – это уклад жизни обучающегося, организуемый педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов воспитания и социализации (семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций).

В основе программы воспитания и социализации учащихся начальной школы и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

Аксиологический подход. Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценности – это смыслы воспитания и социализации. Они существуют ради того, чтобы научить человека принимать ценности через деятельность и оценивать деятельность, инициировать и поддерживать ее с нравственных, общественно одобряемых позиций.

По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию младших школьников:

воспитание – это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка;

социализация –  это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны.

Аксиологический подход изначально определяет систему воспитания и социализации школьников, весь уклад школьной жизни,  в основе которого – национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность, смысл всего современного образования и система базовых национальных ценностей. Система ценностей определяет содержание основных направлений воспитания и социализации младших школьников. Аксиологический подход  является определяющим для всего уклада школьной жизни.

Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей.

Системно-деятельностный подход. Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования, и его содержание раскрыто в Стандарте. Системно-деятельностный подход имеет свои особенности.

Первая заключена в том, что воспитание как деятельность принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду, но должно охватывать и пронизывать собой все  виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др. Для принятия ценностей важна системная организация различных видов нравственно ориентированной деятельности младшего школьника в образовательном учреждении.

Вторая особенность применения системно-деятельностного подхода обусловлена утратой семьей и школой монополии на воспитание и социализацию ребенка. На него, а также на родителей и учителей оказывают мощное воспитательное и социализирующее влияние (не всегда позитивное) СМИ,  Интернет, телевидение, иные источники информации, религиозные и общественные организации, молодежные сообщества и др. Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане.

Развивающий подход. Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося и определяет общую конструкцию Программы воспитания и социализации учащихся начальной школы.

Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. Развивающий характер воспитания и социализации достигается, когда ценности формулируются в виде вопроса, поставленного педагогом, принимаемого обучающимся и обращенного им к содержанию обучения, семейной, социальной, культурной жизни, к самому себе.

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

  • общеобразовательных дисциплин;
  • произведений искусства и кино;
  • традиционных российских религий;
  • периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
  • фольклора народов России;
  • истории, традиций и современной жизни своей малой родины;
  • истории своей семьи;
  • жизненного опыта своих родителей и прародителей;
  • общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
  • других источников информации и научного знания.

Таким образом, содержание разных видов учебной, социальной, культурной, семейной, религиозной и иной общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности в педагогическом процессе последовательно раскрываются в этом содержании.

Три вышеперечисленных подхода определяют концептуальную основу уклада школьной жизни.

Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.

Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому ученику. Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом устойчивых, традиционных нравственных начал.

Воспитание и социализация должны преодолевать самоизоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребенка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

Воспитание и социализация младших школьников, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее.

  

Материально-техническое обеспечение реализации программы

  • Обеспечение классного  кабинета необходимым оборудованием в соответствии с требованиям Федерального Государственного Образовательного стандарта начального общего образования.
  • Пополнение классной библиотеки  учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой.
  • Создание условий для использования  ИКТ в воспитании.
  • Привлечение представителей общественности, родителей, представителей религиозных организаций для выступления перед учащимися, организации совместных мероприятий.

Формы работы:

  • Творческие мастерские
  • Индивидуально групповые занятия с  учащимися
  • Экскурсии
  • Заочные путешествия
  • Встречи с интересными людьми, представителями общественности
  • Творческие конкурсы, акции
  • Участие в олимпиадах
  • Информационные и просветительские часы, беседы
  • Индивидуальное психолого-педагогическое консультирование
  • Предметные кружки
  • Кружки по интересам
  • Интеллектуальные марафоны 
  • Благотворительные мероприятия

Ожидаемые результаты:

Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

При организации любого вида деятельности школьников в целях их воспитания и социализации необходимо понимать различие между воспитательными результатами и эффектами.

Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности.

Эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата.

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

По каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной  коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным российским религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  •  трудолюбие;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  •  первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • ценностное отношение к природе;
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

План мероприятий

по реализации  программы

«Воспитания и социализации учащихся 3А класса»

Месяц

Второй уровень приобретения школьниками социальных знаний

( 3 класс)

Основные направления воспитания и социализации

Воспитание гражданственноти, патриотизма, уважение к правам и свободам человека

Воспитание нравствен-ных чувств и этичекого сознания

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Формирование ценностного  отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей  среде

Воспитание ценностного отношения к прекрасному

сентябрь

1.Экскурсия в городской краеведческий музей.

2.Экскурсия в школьный краеведческий музей

1.1 сентября «День знаний»

2.Урок нравственности

3.Участие в акции «Соберем детей вместе в школу»

1.Экологический десант по уборке пришкольной территории

2.Сбор семян для птиц

3.Ежемесячные генеральные уборки класса

1.Участие в общешкольном Дне здоровья «Бег для всех»

2.Класный час «Если хочешь быть здоров»

3.Беседы с медсестрой «Как важно беречь здоровье с малых лет»

1.Подготовка к празднику урожая.

2.Подготовка к выставке поделок.

3.Акция «Помоги зоопарку!»

1.День знаний

2.Урок нравственности

3.Подготовка к выставке цветов

октябрь

1.Кл. часы «День флага Белгородской области»

2.Конкурс чтецов «Война 1812 года»

1.День самоуправления

2.День пожилого человека

3.Праздник урожая

4.Выставка поделок, приуроченная к празднику урожая.

1.Экологический десант по уборке пришкольной территории

2. Сбор каштанов в школьном дворе.

3.Изготовление листовок о здоровом образе жизни

1.Участие в акции «Пропаганда здорового образа жизни»

2.Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни»

3.Спортивные соревнования «Веселые старты»

1.Праздник урожая

2.Экологическая акция «Посади дерево»

3.Экологический субботник

4.Акция

«Что положить в кормушку для птиц»

1.Фотоконкурс «Славим осень золотую»

2.Подготовка к Дню учителя, и участие в нем.

3.Выставка «Осенняя фантазия»

4. Мероприятие «Нарисуй осень в красках»

ноябрь

1.Праздник, посвященный Дню народного единства.

2.Просмотр презентации «Минин и Пожарский. Кто они?»

1.Информационные беседы «Красивые и некрасивые поступки»

2.Концерт, посвященный Дню матери

3.Путешествие в Страну волшебных слов.

1.Акция «Покормите птиц зимой» - изготовление кормушек для птиц.

Участие в акции «Сделай добрые дела»

3.Акция «Книга - твой друг, береги ее!»

1. Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья»

2.Беседа «О пользе физической культуры»

3.Праздник «Мойдодыр»

1.Фоторепортаж «Мой любимый уголок природы»

2.Беседа «Люди! Берегите природу!»

3.Акция «Кормушка»

1.День согласия и народного единства.

2.День поэзии.

3.Этнологическая экскурсия в с.Уколово.

декабрь

1.Акция «Мы патриоты нашей Родины»

2. Классные часы «День Конституции»

3.Просмотр художественных фильмов о защитниках русской земли

1.Участие в акции «Покормите птиц зимой»

2.Мастеркая Деда мороза

3.Конкурс на самый новогодний класс

4.Новогодняя сказка «Здравствуй, Новый год!»

5.Участие в конкурсе «Креативная елка»

1.Проект «Живи елка!»

2.Изготовление украшений для новогодних праздников 3.Мастерская Деда Мороза»

4.Ежемесячные генеральные уборки класса

1.Встреча с медработником «О рациональном питании»

2.Беседа с родителями «О профилактике гриппа и ОРВИ»

3.Прогулка в зимний лес.

4.Спортивные соревнования «Быстрее, дальше, сильнее!».

1.Участие в акции «Живи елка!»

2. Участие в акции «Покорми птиц зимой!»

1.Конкурс карнавальных костюмов.

2.Конкурс на лучшую новогоднюю открытку.

3.Участие в выставке» Елочная фантазия»

4.Участие в празднике «Здравствуй Новый год!»

январь

1.Беседы «Наши права и обязанности»

1.Рождетвенские праздники

2.Участие в акции «Живи, елка»

3.Чтение и обсуждение рассказов В.Осеевой

1.Конкурс на лучшую снежинку.

2.Участие в конкурсе «Самое Новогоднее окно»

3.Ежемесячные генеральные уборки класса

1.Лекторий для родителей «Что едят наши дети»

2.Кл. час. «Чистота – залог здоровья»

3.Бееда «Осторожно, гололед»

1.Участие в акции «Покорми птиц зимой!»

2.Конкурс рисунков «Зимний пейзаж!»

1.Рождественские посиделки.

2.История колядок

3.Поездка в кинотеатр.

4.Просмотр презентации «Рождество»

Февраль

1.Экскурсия в краеведческий музей

2.Кл. час «На защите отечества»

3Экскурсия«Народные промыслы»

1.Творчекий проект «Я – защитник Отечества»

2.Беседа «Красота спасет мир»

1.Участие в предметных неделях

2. «Книжкина неделя»

3.Ежемесячные генеральные уборки класса

1.Читательская конференция «О вкусной и здоровой пище»

2.Лыжные соревнования «Да здравствуют лыжи!»

3.Регулярные прогулки на воздух «Мы слепили снеговик»

1.Беседа : Наша зеленая планета

2.Создание компьютерных презентаций «Губкин– зимой!»

1.Конкурс «Вперед, мальчишки!»

2.Изготовление открыток и подарков для наших пап.

3.Кл. час «История армии родной»

март

Конкурс лучших презентаций «Наши права и обязанности»

1.Праздник 8 марта

2.Участие в акции «Милосердие»

3. «А, ну-ка, девочки!»

1. Изготовление листовок «Охраняйте первоцветы»

2.Участие в акции «Подарок для мамы своими руками»

3.Ежемесячные генеральные уборки класса

1.Кл. час с психологом «Все мы такие разные»

2.Беседа «Осторожно, лед на речке тронулся!»

3.Родительское собрание «Что такое режим дня?»

1.Экологический десант

2. Старт акции «Внимание! Первоцвет»

1.Праздник 8 марта

2.Праздник Масленицы.

3. Участие в театральном конкурсе.

4.Встречи с выдающимися земляками.

апрель

1.Заочное путешествие в мир галактики, посвященное Дню космонавтики

2.Участие в акции «Ветеран живет рядом»

1.1 апреля – День юмора и смеха

2. Классный час «Что такое живопись»

1.Экологический десант по уборке пришкольной территории

2.Операция «Чистый двор»

1.Организация подвижных перемен на свежем воздухе.

2.Кл. час «Что мы знаем о компьютере. Друг он нам или враг?»

1. Акция «Внимание! Первоцвет!»

2.День птиц.

3.День земли

1.Акция «Зеленая улица»

2.Праздник Пасхи

3.Выставка рисунков «пасхальная радость»

4.Кл. час. «Наши пернатые друзья»

май

1.Кл.час «Праздник мира и труда»

2.Встреча с участниками ВО войны «Никто не забыт, ни что не забыто»

3.Смотр строя и песни

1.Утренник, посвященный Дню Победы.

1.Экологический десант по уборке пришкольной территории

2.Участие в акции «Ветеран живет рядом»

3.Ежемесячные генеральные уборки класса

1.День здоровья с участием родителей «Занимайся физкультурой»

2.Семейная «Спартакиада»

 

1.Экскурсия в парк «Здравствуй лето!»

2.Уборка пришкольной территории.

3.Участие в акции «Полейте деревья»

1.Участие в акции «Благоустройство школьного двора»

2.Конкурс сочинений

«Как я хочу провести лето»

3. Организация летнего лагеря «Солнышко».

Тематика   родительских  собраний  в  3А классе.

дата

тема собрания

задачи   собрания

формы  проведения

выход

сентябрь

«Ознакомительное

собрание (вводное).

Значение  общения в развитии личностных

качеств  ребёнка.

Возрастные особенности  ребёнка 9 лет»

1.Помочь родителям к изменению статуса ребёнка в семье.

2.Определить значение общения для детей и взрослых.

3.Понимание значимости

перехода малыша в новое псих. и соц. статус

1.Самопредставление учителя и представление родителей.

2.Составление заповедей общего воспитания.

4.Составление родителями вопросов, по которым   хотели бы получить совет.

Общие правила общения.

Выработка этических норм взаимоотношений

родителей с учителем.

ноябрь

«Результаты  1 четверти.

Семейные традиции

и способность ребёнка трудиться в коллективе, в семье.

Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника».

1.Познакомить родит.

коллектив с результатами успеваемости уч-ся на конец 1 четверти.

2.Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка

в семье.

3.Обратить внимание родителей на особенности физического развития, эмоционального состояния.

1.Игра «Корзина чувств» (родители делятся  впечатлениями детей о школе

2.«Подготовка памяток для родит.по сохранению здоровья.

3.Анкетирование родителей по проблеме воспит

4.Подготовка педагогических ситуаций.

Выработка общих правил поведения среди одноклас.

Составление телепрограммы класса.

Составление днев-ника по домаш-ним делам.

декабрь

«Результаты 2 четверти.

Рекомендации родителям в помощь преодоления трудностей в обучении.

Мой ребёнок становится трудным

1.Обсужд. с родит. значения в жизни человека положит. эмоц. сферы.

2.Убедить родит. в необходимо-сти  формирования у ребёнка привычки  выполнения режима дня.

3.Познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей.

4.Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.

1.Просмотр рисунков «Мои маленькие радости». Обсуждение.

2.Тест родителей

«Эмоц. реакции».

3.Предворит. тест

учащихся.

3.Анализ ситуаций из жизни класса.

4Выработка режима

дня.

5.Родительское «НЕЛЬЗЯ»

при соблюдении режима

Выработка

традиц. кл.

Рекомендац.

для родит.

Памятки:

«Причины дет.

неуправляемости»

Примерные  поведенческие

ситуации.

промежут.

февраль

«Родителям о внимании и внимательности.

Правила выполнения

разных видов письменных работ»

1.Важность  и значимость проблемы развития детского внимания.

2.Познакомить род. с

методами и приёмами

развития письма.

1.Творч. лаборатория

2Рекоменд. упраж.

3.Памятка для родит.

4.Беседа , рекомендации учителя.

Памятки.

Упражнения

Анкета

март-апрель

«Результаты 3 четверти.

Эстетическое воспитание ребёнка в семье.

Домашняя школа интеллектуального

развития ребёнка»

1.Обсудить с родителями проблему формирования эстетической культуры ребёнка

2.Показать родителям значение развития воображения для формирования учебных умений младших шк.

3.Предложить родителям конкретные  задания и упр. по развитию воображения уч-ся.

1.Беседа с родителями.

2. «Круглый стол»,

обмен  мнениями.

3.Корзина предложений.

4.Обмен советами.

5.Упражнения для

развития воображения уч-ся дома.

1.Рисунки детей. Расшифровка рисунков.

2.Рекомендации

учителя-психолога.

3.Выставка рисунков.

проектов.

май

«Перелистывая страницы учебного года». Итоги года.

1.Подвести итоги года,

совм. деятельности

родит. и учителя.

2.Способств. развитию

инициативы род. и уч-ся.

3.Метод. помощь родителям.

в подгот. уч-ся к уч.году

1.Анкетирование родителей.

2.Выставка достижений

за год.

3.Мини концерт.

4.Конкурс для родителей.

1.Рекомендации

для родителей.

2.Занимат. упр.

3.Оздоров. минутки, упр.

4.Основы безоп. жизнед.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примеры диагностических методик изучения детского коллектива

Урок физкультуры

 Учащимся раздаются листы бумаги. На листе бумаги учащиеся должны построить свой класс на уроке физической культуры. Задача состоит в том, что ребята не должны быть выстроены по росту, а по степени значимости каждого ученика в коллективе. Это может выглядеть так:

Учащиеся должны написать в квадратиках имена учащихся класса. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, его включенности в жизнь детского коллектива.

Солнце, тучка, дождик

Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

Пьедестал

        Учащимся класса раздают листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь пять человек из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.

        Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

Дом, в котором я живу

        Учащимся класса предлагается построить на листике бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.

Круги на воде

        Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов, один в другом. В каждый круг нужно вписать имена одноклассников по степени значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трех имен одноклассников.

Мультфильм о нашем классе

        Учащимся класса предлагается создать мультфильм о своем классе. Для того, чтобы мультфильм получился, ребятам предлагается подготовить один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, лист бумаги (по одному листочку). Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. Кадры склеиваются, и ребятам предоставляется возможность озвучить каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить  много информации о классе.

  1. Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются.
  2. Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма.
  3. Какая эмоциональная окраска фильма (злой, добрый, смешной и т.д.)
  4. Какие проблемы поднимает мультфильм.

Социометрия 

Целью социометрического исследования является изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров в классе. Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания.

Задание 1. Ты можешь пригласить с собой в поездку только 5 одноклассников. Кого ты выберешь?

Задание 2. У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трём одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок.

Задание 3. Прошло десять лет после окончания школы. У тебя появилась возможность встретиться только с тремя бывшими одноклассниками. С кем бы ты хотел встретиться? Запиши их фамилии.

Задание 4. Ты победил на выборах, и у тебя есть возможность сформировать свою команду для работы из бывших одноклассников. Их должно быть не более трёх. Кого ты предпочтёшь?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игры, развивающие умения поддерживать дружеские отношения

«Страна Х» (коллективный рисунок)

Цель: Развитие навыков участия в совместной деятельности.

Материалы: Большой лист бумаги, фломастеры, восковые пастели, и т.д. Детям предлагается вместе придумать свою страну, дать ей название и нарисовать. Каждый ребенок рисует на общей картине то, что хочет. Взрослый также может участвовать в коллективном рисовании.

«Нарисуй узор» (картинки-варежки)

Цель: Тренировка умения осуществлять совместную деятельность.

Материалы: Несколько пар вырезанных из бумаги варежек с различными узорами. Количество «половинок» должно быть равно количеству детей в группе.

А) Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги варежка. Каждая из них имеет свою форму и узор. Одинаковых «половинок» - две; они образуют пару. Дети ходят по комнате и ищут свою пару. После этого каждая пара должна, не разговаривая, закончить узор, изображенный на варежках, причем ей дается только один набор карандашей и фломастеров.

Б) Каждой паре детей даются чистые варежки. Они должны договориться, как их украсят. Условие присутствия одного набора карандашей сохраняется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: "Милосердие - зеркало души человека"

«Милосердие – это активная доброта». (И.Н. Шевелев)  Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро....

Классный час "Милосердие - зеркало души человека"

Воспитывать в детях человечность, милосердие, умение прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни....

Классный час "Глаза - зеркало души" 4 класс

Предлагаю вам конспект классного часа, который был проведен в 4 классе по теме «Глаза – зеркало души». Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, воспитателей группы продленного дня...

Воспитанность-зеркало души.

 Как сделать, чтобы все  ребята стали вежливыми, культурными, тактичными, внимательными. Чтобы все поняли самое главное: культура поведения заключается в глубоком уважении к людям! А ...

Проект социальной направленности "Зеркало души"

Проект социальной направленности, реализуемый педагогом и школьниками на базе детского дома....

Классный час «Милосердие – зеркало души»

Предназначен материал для проведения классного часа по теме " Толерантность" в начальной школе....