Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
статья по зож (3 класс) на тему

Кирдяшкина Наталья Фёдоровна

В данной статье рассказывается о системе работы по сохранению здоровья обучающихся в урочное и внеурочное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_-_kopiya.doc232.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым».

Ж.-Ж. Руссо

     В условиях современной социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает. Результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20–25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Это свидетельствует о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья ребенка, его социально-психологическая адаптация во многом определяется средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. Как писал всемирно известный хирург и один из первых русских ученых-педагогов Н.И. Пирогов, «все будущее жизни находится в руках школы... прямое назначение школы, примиренной с жизнью, – быть руководителем жизни на пути к будущему».

     Стоит отметить, что задача школы состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья. И решение этой задачи, прежде всего, связано с применением здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

    Под здоровьесберегающими образовательными технологиями следует понимать комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.

  Одной из наиболее актуальных задач в условиях внедрения ФГОС является разработка и внедрение познавательно-развивающих педагогических технологий оздоровительной направленности на основе интеграции трех ключевых направлений: педагогического, физиологического и психологического.

      Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий как составляющей внедрения ФГОСов  –  это такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью. 

      Грамотное решение этой задачи позволяет решить также и другие, непосредственно с ней связанные: формирование и укрепление здоровья учащихся, воспитание у них культуры здоровья, а также сохранение здоровья педагогов.

     К основным проблемам, касающимся здоровья учащихся, относятся следующие:

  1. Здоровье и адаптация
  2. Гигиенические условия обучения
  3. Питание, водный режим
  4. Профилактика школьных болезней
  5. Влияние компьютеров на здоровье обучающихся.
  6.  Творческий характер образовательного процесса для полноценного  усвоения знаний и умений учащимися.

     Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов на уроках и внеурочной деятельности.

     Сегодня я хотела бы познакомить вас с системой работы по сохранению здоровья обучающихся, которая реализуется мною на уроках и предложить вашему вниманию те её составляющие, которые могут быть использованы в работе учителя начальных классов. Это

  • Эмоциональный климат урока
  • физкультминутка
  • артикуляционная гимнастика
  • кинезиологические приёмы
  • внеурочная деятельность

     Эмоциональный климат урока

     Эмоциональный климат урока во многом зависит от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора – один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника.

      Постоянная серьёзность – признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Это мощный противовес подкрадывающемуся к школьнику состояния утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока – показатель его качества, критерий для оценки. Полезная для здоровья «встряска» происходит и с мыслительным процессом, оживляя творческий настрой, причём не только учеников, но и учителя.

      Отдельная сторона оценки использования шуток на уроке – воспитательная. Примитивно–саркастический стереотип шуток, как проявление самоутверждения за счёт других, наносит непоправимый ущерб личностному развитию, культурному росту. К сожалению, образцов именно такого юмора (в повседневной жизни, на телеэкране) гораздо больше, чем умного и доброго.

      Задача учителя – попытаться помочь подростку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.

     В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях, в пункте 10.18 ежедневно  на занятиях проводятся физкультминутки.

Это позволяет:

  • снять усталость и напряжение;
  • внести эмоциональный заряд;
  • совершенствовать общую моторику и т.д.

Упражнения для формирования правильной осанки

У меня спина прямая

У меня спина прямая,

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь:

(Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь,

(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.

(Повороты туловища.)

Раз, два. три. четыре.

Три. четыре, раз. два.

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой.

(Повороты туловища.)

Прямо голову держу,

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз. два. три. четыре,

(Повороты туловища.)

Три. четыре, раз, два.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться.

(Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться,

(Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда!

(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз, два, три, четыре

(Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

Для начала мы с тобой

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)

     Для правильного и точного звукового произношения ребёнок должен иметь правильно сформированный речевой аппарат (язык, губы должны иметь силу и гибкость, точно и быстро менять положение для произношения различных по сложности звуков). Для этого в начальной школе широко используется артикуляционная гимнастика.

     Регулярные занятия артикуляционной гимнастикой  развивают речевой слух ребёнка, помогают научиться чёткому, правильному произношению. Необходимо всегда помнить, что фонетически чётко поставленное произношение – это основа для формирования письменного навыка в начальных классах.

Примерные упражнения: *

  1. «Бегемотики» - открыть рот как можно шире, удерживать в таком положении до счёта «пять», затем закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

Рот пошире открываем, в бегемотиков играем:

Широко откроем ротик, как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя, до пяти считаю Я.

А потом закроем рот – отдыхает бегемот.

        О.Перова

  1. «Слон» - вытянуть вперёд губы трубочкой, «набрать» водичку, при этом слегка причмокивать.

Я водичку набираю и ребяток поливаю!

Буду подражать слону! Губы «хоботом» тяну.

А теперь и отпускаю и на место возвращаю.

                                                 Е.Косинова

       На втором этапе задания усложняются, увеличивается темп выполнения. Важно добиться от учащихся умения удерживать положения губ и языка неизменным на разные промежутки времени. Упражнения должны выполняться плавно, чётко и точно.

     Примерные упражнения: *

  1. «Заведи мотор» - улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и произносить: «дын-дын-дын…» (сначала медленно, затем – темп увеличивается). Повторять 10-15 секунд.

А теперь давай заведём мотор вот так: «ДЫН-дын, дын; ДЫН-дын, дын…»(выделенный слог произносится сильнее, на него делается ударение). Повторить 4-5 раз.

     По шоссе машина мчит, во все стороны рычит.

За рулём лихой шофёр, «Дын-дын-дын» - гудит мотор.

  1. «Раз, два, три, за мною повтори» (игра для развития речевого слуха) – посмотри на рисунки. Девочка поёт: «А-а-а-а», Волк воет: «У-у-у-у», мышка пищит: «И-и-и-и», певец поёт: «О-о-о-о», медведь ревёт: «Ы-ы-ы-ы».

- угадай, кто это. (Учитель произносит эти звуки, а ребенок угадывает).

- изобрази всех, кто нарисован на картинке.

- угадай, кто пел свою песны сначала, а кто потом. (учитель произносит два вида звуков, например: «А-а-а-а; и-и-и-и»).

     Если регулярные занятия не приносят должного эффекта и результата, необходимо обратиться к логопеду. При более «сложных» случаях – к врачу-логопеду для проведения специального массажа.

     Известно, что школьники, находящиеся в состоянии психоэмоционального стресса, не могут сосредоточиться на изучаемом предмете, имеют неустойчивое внимание, низкую работоспособность, их мотивация на хорошую учебу понижена. К сожалению, никто в настоящее время не учит школьных учителей специальным методам работы с психически неуравновешенными и эмоционально неустойчивыми детьми. Однако сама жизнь заставляет школьных учителей считаться с тем, что дети в состоянии эмоционального стресса значительно хуже воспринимают учебный материал, чем это предусмотрено программой обучения, и искать способы снятия эмоционального стресса для повышения качества усвоения учебного материала.    

      Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

      Для успешного обучения ребенка, гармонизации его мыслительной деятельности необходимо учитывать его психофизиологические особенности при подборе методик обучения. Особенно важно это для детей, имеющих трудности для адаптации и усвоения программного материала. В этом случае кинезиологическая  коррекция может служить средством профилактики и преодоления  нарушений устной речи, чтения и письма, укрепления психического здоровья ребенка. Кроме того, кинезиологические  упражнения способствуют

  • улучшению почерка, так как развивает мелкую моторику рук,
  • позволяют улучшить, внимание, память, пространственные представления,
  • повышают работоспособность, снижают утомляемость,
  • активизируют познавательные процессы и повышают способность к произвольному контролю.

Описание: http://festival.1september.ru/articles/313690/img1.jpg

Описание: http://festival.1september.ru/articles/313690/img1.jpg

Описание: http://festival.1september.ru/articles/313690/img1.jpg

Описание: http://festival.1september.ru/articles/313690/img3.jpg

   

   Глазодвигательные упражнения  способствуют развитию концентрации внимания,  обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции,  умение управлять движениями и контролировать своё поведение. В своей практике для  профилактики близорукости я использую:

  • потолочный тренажёр для глаз (при использовании упражнений происходит укрепление мышц шейных позвонков и укрепление мышц глаза)
  • упражнения, снимающие утомление глаз

Гимнастика для глаз

Ах, как долго мы писали.

Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали.

{Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо.) Ах, как солнце высоко.

{Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,

{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.) Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. {Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

Бабочка.

Спал цветок (Закрыть глаза, расслабить­ся, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулся,

(Поморгать  глазами.) Больше спать не захотел,

(Руки   поднять   вверх (вдох). Посмотреть на руки.) Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).) Взвился вверх и полетел.

{Потрясти    кистями,    посмот­реть вправо-влево.)

     На заключительном этапе занятия подводятся итоги коллективной  и индивидуальной работы. В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка, укрепляющая уверенность, что завтра получится еще лучше. Но главное, о чем необходимо помнить, - занятие от начала до конца должно быть добрым, нацеленным на сохранение и укрепление здоровья учащихся!

     Федеральный государственный образовательный стандарт на законодательном уровне закрепил положения и особенности организации внеурочной деятельности. Теперь каждый ученик России является важным звеном во внеклассной работе. Пункт 13 раздела III ФГОС общего образования гласит, что «Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность» [1]. Внеурочная деятельность в рамках данного нормативно-правового акта должна организовываться «по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)» [1, п. 13 Раздел III].

     В рамках этой работы используются такие педагогические приемы, как проведение тематических экскурсий, бесед; участие в конкурсах различного уровня; организация спортивных мероприятий и физкультурных разминок; осуществление проектной деятельности; работа с родителями.

  1. Познавательная внеурочная работа в виде бесед, организации и проведения экскурсий, походов, целевых прогулок;

     Практика проведения различных тематических мероприятий обеспечивает формирование у учащегося представления о культуре здоровья, что достигается по средствам изучения теоретических основ здорового образа жизни. Следует отметить, что благодаря информированию о негативных последствиях вредных и пагубных привычек (курения, компьютерной зависимости и др.) на человеческий организм у ученика формируется важный психологический фактор - мотивация на ведение здорового образа жи   

2.      Участие в конкурсах различного уровня.

     Благодаря данному направлению внеурочной работы можем наблюдать, что привлечение учеников к участию в конкурсах позволяет закрепить полученные теоретические знания на практическом опыте, а успешный результат занятия способствует проявлению интереса к проблеме здоровья.

3.      Организация спортивных мероприятий и физкультурных разминок.

     Обязательными элементами организации здоровьесбережения должны выступать физкультминутки и спортивные занятия различной направленности, так как значимость физических упражнений для растущего организма доказана многочисленными научными исследованиями.

     Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.

Список использованных источников:

1.Абрамова И.В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – Самара, 2004. – С. 170.

2. Андреева, И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И.Г. Андреева //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.15-19

3.Антипова, Л.П. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе/Л.П. Антипова //Начальная школа.-2011.-№8.-С.106-108

4. Будаева, Н.А. Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе /Н.А. Будаева //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№3.-С.32-36

5.Галан Т. Г. Здоровьесбережение в рамках внеурочной деятельности в основной школе (из опыта работы учителя) [Текст] / Т. Г. Галан // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, январь 2014 г.).  — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 77-79.

6. 6. Гурьев, А.В. Особенности планирования основных направлений работы по сохранению здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе /А.В. Гурьев //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.20-26

7.        Казин Э.М.  «Здоровьесберегающие технологии в школе», М.: 1999.

8. Ковалёва Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе / Начальная школа – 1996. - № 7. – С. 17-22.

9. Москаленко О.    Физкультминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004

10.Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.

11.«Уроки логопеда», Е.Косинова, Москва, «Эксмо», 2006 год.

12.Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. М.: Аркти, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Выступление и презентация по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Эколого-гигиенические, психолого-педагогические, учебно-воспитательные технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения.

В статье рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии и предлагаются практические советы для их реализации....

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения".

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения". В презентации рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии,...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Презентация на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходим...