ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
статья по зож на тему

Лобанова Татьяна Александровна

В статье рассказывается о необходимости организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования в связи с переходом на ФГОС второго поколения. Описывается опыт работы ОУ по преемственности и формиро­ванию культуры здорового образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. Материал будет интересен для учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Т.А.Лобанова

МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Частинская начальная школа-д/сад», с.Частые, РФ

Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Но особая  необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования назрела в связи с переходом на ФГОС второго поколения, который предполагает, что у дошкольника при поступлении в школу должны быть сформированы интегративные качества, которые создадут предпосылки для формирования универсальных учебных действий учащегося [2]. Поэтому необходимо, чтобы воспитатели и учителя придерживались одинаковых взглядов на принципы развития ребёнка и основывали на них свою работу. Без этого не может быть ни преемственности, ни перспективности.

Современное общество бьет тревогу о состоянии здоровья нации. Неутешительные данные статистики в нашем образовательном учреждении, также, свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Следует отметить, что традиционная система школьного образования ни структурно, ни содержательно не готова к решению проблем здоровьесбережения детей, имеющих отклонения в физическом и психофизическом развитии. В связи с ухудшением здоровья детей, не полностью сформировавшейся мотивацией к ведению здорового образа жизни в дошкольном возрасте возникла необходимость продуманных качественных перемен, направленных на формирование здоровой личности в условиях непрерывности образования [1]. По нашему мнению, одной из ключевых позиций преемственной связи между дошкольным учреждением и школой должен стать вопрос здоровьесбережения детей. Здоровьесбережение ребёнка – ведущая задача ФГОС второго поколения, по которой понимают систему мер, обуславливающих сохранение здоровья на всех этапах онтогенеза,  защиту от нарастающих болезнетворных сущностей (биологических, химических, психических, физических по своему происхождению).

Наряду с созданием условий рассматривается вопрос и о формировании здоровья.  Здоровьеформирование рассматривают как процесс становления позитивной Я-концепции, интегрирующим элементом которой является внутренняя картина здоровья.

Вот почему нас, педагогов детского сада и учителей начальной школы объединяет общая цель: оптимизация воспитательно-образовательного процесса в формировании у детей основ базовой культуры здоровьесбережения. Преемственность в рамках формирования здоровья и здорового образа жизни между нашими педагогами существует много лет. Участие в инновационной работе позволило нам успешно сотрудничать в формировании у детей базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой. Наш опыт позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе образования, сущность которого заключается в следующем: детский сад формирует фундаментальные личностные качества ребенка (систему представлений, умения и навыки ЗОЖ, систему ценностных отношений к самому себе и своему здоровью, физической культуре как деятельности особой значимости для своего здоровья и др.), школа "подхватывает" достижения ребенка-дошкольника, расширяет знания и развивает накопленный им потенциал. Целью своей работы ставим создание образовательной среды, способствующей формированию культуры здорового образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе преемственности воспитательных и образовательных воздействий на этапах дошкольного и начального общего образования.

Цель направления

План работы

Оценка уровня физического развития детей, мониторинг состояния здоровья учащихся и воспитанников.

  1. Определение уровня психологической готовности к обучению детей 1 класса
  2. Изучение медицинских карт детей дошкольного и младшего школьного возраста в период адаптации
  3. Контроль качества заполнения листков здоровья учащихся в журналах
  4. Изучение уровня физического развития детей

Методическое

  1. Разработка календарно – тематического планирования учебных дисциплин с учетом введения уроков здоровья
  2. Разработка динамических пауз в 1 классе
  3. Разработка плана закаливающих мероприятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста
  4. Открытый просмотр режимных моментов с элементами закаливания

Работа с детьми

  1. Сохранение и укрепление здоровья учащихся и воспитанников элементами учебного и воспитательного процесса путем внедрения в него здоровьесберегающих технологий.
  2. День здоровья; открытие спартакиады воспитанников и обучающихся.
  3.  «Веселые старты» (подготовительные группы, классы)
  4. Акция «Мы выбираем здоровье» (рисунки, плакаты и т.д.) (старшие группы, классы)

Работа с родителями

  1. Ознакомление родителей с направлениями работы по сохранению и укреплению здоровья детей, развитие педагогического сотрудничества всех участников воспитательно-образовательно го процесса.
  2. Анкетирование родителей “Ваши пожелания и ожидания”; “Школьные трудности периода адаптации”.
  3. Подготовка наглядного информационного материала “Закаливание детей в семье”.

Работа в социуме с. Частые

  1. Посещение спортивных кружков.
  2. Участие в совместных акциях

     

Создавая специальные условия мы добились повышения уровня знаний детей о здоровье и здоровьеформирующих факторах, сформировали мотивацию к ведению здорового образа жизни самими детьми и их родителями, повысили уровень практических умений и навыков ведения здоровой жизни.

Преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе, будет способствовать сохранению и укреплению его физического и психического здоровья, а это важнейшая задача образования и его основной результат.

Список литературы:

1. Каменская В.Г. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: Книжный дом, 2008.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 177856 октября 2009 г. № 373 Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.Непрерывное образованиепонимается как связь,...

Доклад на тему «Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием»

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и нача...

Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет...

Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС и ФГТ

Цель преемственности  – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на п...

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов.

Преемственность между школьным и дошкольным отделениями коррекционного учреждения....

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.         Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывны...

презентация к докладу "Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС начального общего образования» "

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития    проделанную ребёнком». Л. С. Выготский С 1 сентября 2011-2012 ...