Путешествие по городу Здоровейску.
классный час по зож (1 класс) на тему

Мишина  Марина Николаевна

Классный час для учеников начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka_mishina_m.n.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Мишина Марина Николаевна

МБОУ СОШ №1 имени М. Горького с углубленным изучением английского языка, г. Арзамас,

учитель начальных классов, стаж работы 30 лет.

«Путешествие по городу Здоровейску»

классный час

телефон 8(83147) 4-08-70


Цели:

1. Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.

2. Выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь.

Задачи:

–  сформировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасности жизни, здорового образа жизни;

- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

- научить бережному отношению к своему здоровью.

Методы: тематическая дискуссия, ролевая игра, анализ практической ситуации.

Возраст:  ученики начальной школы.

Оборудование: карта-схема путешествия, раздаточный печатный материал.

Методические советы на подготовительный период: распределение поручений между учениками

*художники- оформители рисуют карту-схему,

*действующие лица: «успевайка» (4 человека), модельеры (3 человека), «поваренок» (4 человека), «крепыш» (1человек), «куталки» (2 человека), доктор Чистюлькин,

*печатники(готовят раздаточный материал-памятки).

Сценарный план

  1. Человек и его здоровье.

Наверное, каждый из вас хочет быть сильным, бодрым, энергичным, чтобы выполнять любую работу: читать любимые книги, посещать кружки, бегать и плавать, забыть о головной боли или насморке.

Почему некоторые пожилые люди в выходные дни берут рюкзак и бодро идут в поход летом или катаются на лыжах зимой, а другие, такого же возраста, сидят на лавочках у дома и жалуются на свое здоровье — ломоту во всем теле, одышку? Как сохранить свое здоровье на долгие годы?

Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров, всегда будешь таким и не стоит об этом беспокоиться. Между тем здоровье — одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Каждый с юных лет должен заботиться о своем здоровье, иметь знания о гигиене и первой медицинской помощи, не вредить своему организму. Плохое здоровье, болезни служат причиной отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения. Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека — богатство или слава, один из древних философов ответил, что ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля.

Как вы думаете, прав ли древний философ? Почему?

2. Путешествие по городу Здоровейску.

Сегодня на классном часе мы отправимся в путешествие по городу Здоровейску. Мы познакомимся с его жителями, и они научат нас секретам здоровья. Посмотрите на карту нашего путешествия: на ней много остановок и на каждой нам предстоит узнать много интересного и ответить на многочисленные вопросы. Итак, в путь!

Остановка «Движение жизнь».

На воротах города Здоровейска мы прочитаем надпись: «Если хочешь быть сильным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть умным — бегай!» Правильна ли, с вашей точки зрения, эта пословица? Как вы понимаете ее смысл?

Известна и другая поговорка: «Кто много ходит, тот долго живет». Но с каждым годом двигательная активность человека уменьшается. А мышечный голод для здоровья человека так же опасен, как недостаток кислорода или витаминов. В школьном возрасте ребенок должен не менее 1,5 ч в день заниматься активными физическими упражнениями. Хорошо, когда человек с детства дружит с физкультурой. Это оградит его в будущем от болезней и преждевременной старости.

Прочитайте, по каким правилам движения живут в городе Здоровейске:

1. Утренняя зарядка обязательна, ее проводят 10—12 мин. Она должна быть энергичной.

2. Дорога в школу — прогулка пешком, даже если это несколько остановок на транспорте.

3.  Гимнастика до начала занятий поможет лучше заниматься во время уроков.

4.  Физкультминутка на уроке поможет отдохнуть голове, пальцам, спине.  Это всего лишь два-три упражнения и занимает 2-3 мин.

5.   На перемене необходимы подвижные игры и физические упражнения: прыжки со скакалкой,  общие  игры  «ручеек», «третий лишний» и др.

6.  На уроках физкультуры будьте активны, постарайтесь запомнить упражнения, некоторые из них потом включите в свою зарядку.

7. Участвуйте в разных спортивных соревнованиях, занимайтесь в секциях, катайтесь на коньках и на лыжах, ходите в походы. Побольше двигайтесь во время прогулок около дома, в группе продленного дня.

Остановка «Секреты успеваек».

В этом городе живут «успевайки». Почему они так себя называют?

Да потому, что все успевают: и уроки приготовить, и в спортивной секции позаниматься, и с  друзьями поиграть. Да еще книгу почитать и по дому помочь. В чем секрет? Попросим «успеваек» поделиться с нами своими секретами.

Первый «успевайка». Секрет первый: взялся за дело — не отвлекайся. Учишь уроки — по сторонам не смотри. Решил сувенир сделать в подарок маме — собирай его. Идешь в магазин — сначала сделай покупки, а уж потом поиграй с друзьями.

Второй «успевайка». Секрет второй: делай быстро и хорошо. Можно застелить постель без единой морщинки за 20 сек, если потренироваться. Можно аккуратно посуду помыть за 3 мин, если постараться. Есть интересные дела: чтение книги, игры, просмотр телепередач. А есть и не очень: посуду помыть, в магазин сходить, комнату прибрать... Но ведь и неинтересные дела нужно выполнять. Постарайся делать их тоже с интересом.

Третий «успевайка». Секрет третий: верный помощник «успеваек» — режим дня. Режим дня помогает хорошо учиться и укреплять здоровье. У каждого ученика должен быть составлен вместе с родителями свой личный режим дня: ведь одному приходится заниматься в спортивной секции, другому ходить в музыкальную школу; один учится в I классе, а другой — в III.

Четвертый «успевайка». Режим дня должен чередовать учебу с отдыхом, тихие игры с подвижными, прогулки с просмотром телепередач. Перед вами — примерный режим дня младшего школьника:

Встань в семь утра. Сходи в туалет. Убери постель. Сделай зарядку. Умойся и оботрись или прими душ. Почисти зубы. Надень форму. Не спеша позавтракай, вымой за собой тарелку и чашку.

Дорога в школу — своеобразная прогулка. Далее — часы, которые ты проведешь в школе.

Вернувшись из школы, прежде всего сними и вытряхни или почисти и аккуратно повесь одежду, в которой занимаешься в школе. Надень домашнюю одежду. Вымой руки и пообедай.

Отдохни. Поиграй с друзьями во дворе. Сходи в магазин. Подкрепись полдником.

Приготовь уроки. Когда половина уроков будет готова, устрой маленький отдых. Потом погуляй.

Поужинай. Помоги по хозяйству. Почитай. Поиграй в тихие игры, посмотри телевизор — выбери веселую и добрую передачу, а не боевик или фильм ужасов, иначе ты будешь плохо спать.

Проверь сумку — все ли собрано в школу, приготовлена ли одежда, сменная обувь. Вымой ноги. Сходи в туалет. Постели постель. Пожелай родным «спокойной ночи» и ложись.

Остановка «В гостях у доктора Чистюлькина».

В городе Здоровейске все знают дом доктора Чистюлькина. Он всегда придет на помощь и даст нужный совет. Давайте и мы познакомимся с ним.

Доктор Чистюлькин. Ребята могут и запруду на ручейке соорудить, и целый город из песка построить, и грядку прополоть. От всякой работы руки становятся грязными. И ничего страшного — даже хорошо, что руки от работы пачкаются. Но соблюдайте простое правило: после любой работы руки нужно вымыть. Если мы не будем соблюдать чистоту нашего тела, то с нами могут случиться разные неприятности:

1. Если случайно потер глаза грязными руками, можешь занести туда инфекцию, и глаза воспалятся.

2.  На грязной коже находится множество микробов, которые так и норовят заползти в какую-нибудь маленькую царапинку на коже. В таком случае возникает воспаление.

3.  За едой ты можешь облизать грязные пальцы, а от этого легко заболеть.

— Ребята, а как вы моете руки?

Оказывается, многие ребята не умеют мыть руки. Придут с улицы — и к крану, пустят воду, ладошку о ладошку чуть-чуть потрут без мыла и к полотенцу потянутся, грязь на нем и останется. Прочитайте памятку о том, как правильно мыть руки:

1.  Закатай рукава.

2.  Намочи руки.

3.  Возьми мыло и намыль руки до появления пены.

4.  Потри не только ладони, но и тыльную их сторону.

5. Смой пену.

6.  Проверь, хорошо ли вымыл руки.

7.  Вытри руки.

8.  Проверь, сухо ли вытер руки, — приложи тыльной стороной к щеке.

Пусть твоим правилом будет: мыть руки после игры, после туалета, прогулки и обязательно перед едой.

В чистоте нуждается и твой дом. Давай подумаем, что ты можешь для этого сделать. Прежде всего чисто там, где мало пыли. Пришел с улицы — смени обувь или тщательно вытри ноги, верхнюю одежду почисти. Но пыль все равно попадет в комнату. Значит, нужно чаще проводить влажную уборку: протирать пыль с поверхностей, подметать или пылесосить ковры, мыть пол. Не забудь полить комнатные растения — они освежают воздух и украшают твой дом. Запомни правило: дом и человек — друзья. От чистоты в доме каждого человека зависит чистота нашего общего дома — планеты Земля.

Остановка «Наш Дом моделей».

Следующая наша остановка — Дом моделей города Здоровейска. Его модельеры познакомят нас с основными правилами выбора одежды, некоторые из них вы уже знаете из своего личного опыта. Давайте вспомним, как изменяется выбор одежды людей в зависимости от времени года.

Первый модельер. Поздней весной и в летнее время следует надевать светлую одежду из льняных или хлопчатобумажных тканей, так как она отражает жаркие солнечные лучи и пропускает воздух. При необходимости носить солнцезащитные очки. В осеннее и зимнее время одежду выбирают более теплую из шерстяных и синтетических тканей. Нужно обязательно следить за чистотой одежды и обуви. Для лыжных походов и катания на коньках лучше надевать вязаные изделия и куртки.

Второй модельер. Следует правильно выбирать одежду: в школу — изделия из прочной ткани, не слишком ярких тонов, не мнущуюся, свободную для движений; для утренников, вечеров в школе — более нарядную, яркую, из легких шелковых тканей. Для дома многие используют старые вещи, но и за ними нужно ухаживать, чтобы не выглядеть неряхой.

Третий модельер. Обязательный элемент одежды — носовой платок (или даже несколько). Он необходим при чихании, насморке, если внезапно из носа пойдет кровь, и других неприятностях. Не следует носить одну и ту же одежду и обувь и в школу, и дома, и гулять в ней на улице. Кроме того, нужно носить только свою одежду и обувь, пользоваться только своим носовым платком, полотенцем и другими вещами во избежание заражения различными болезнями от других людей.

Остановка «Веселые поварята».

Чтобы продолжить наше путешествие, необходимо подкрепиться. У жителей города Здоровейска есть правила рационального, т.е. правильного и здорового питания. Сейчас веселые поварята нас накормят и расскажут об этих правилах.

Первый поваренок. Некоторые ребята постоянно жуют. А другие совсем наоборот — заиграются и про еду забудут, а потом сядут за стол и так много сразу съедят, что животы начинают болеть или в сон клонит. Ученые установили, что если каждый день есть в определенные часы, то именно к этому времени появляется аппетит, начинает выделяться желудочный сок, пища переваривается быстрее и лучше. Польза от этого всему организму. Лучше всего есть в течение дня четыре-пять раз. Промежутки между приемами пищи должны равняться 3-4 часам. Перед уходом в школу нужно обязательно завтракать. В обед съедать гораздо больше, чем в завтрак, полдник и ужин. Ужинать советуем не позднее, чем за полтора часа до сна.

Второй поваренок. Для нормального обмена веществ организму требуется определенное количество воды. Сколько же нужно выпивать воды? В прохладный день, если не занят физической работой, примерно 1,5-2 л. Это считая суп, компот и всякую другую жидкую пищу. В любой пище есть вода. Арбуз, огурцы почти целиком состоят из воды. Хорошо утоляют жажду минеральная вода, тонизирующие напитки. Особенно полезны натуральные фруктовые и овощные соки, содержащие много витаминов. Воду лучше пить кипяченую. Нельзя пить сразу после бега, пробежек, игры.

Прочитайте золотые правила питания и хорошо их запомните:

1. Свежеедение. Наиболее полезны свежие растения, лежалое и подсохшее менее ценно. При хранении неизбежно ухудшаются вкусовые качества. Практический совет: нельзя оставлять приготовленную пищу даже на несколько часов, так как в ней начинают идти процессы брожения и гниения.

2.  Сыроедение. Издавна считалось, что в сырых растениях содержится наибольшая живительная сила. Современные исследования показали, что в сырых растениях, особенно дикорастущих, сохраняется значительно больше полезных веществ, чем в вареных. Они повышают обмен веществ в организме.

3.  Разнообразие и сбалансированность питания. Чем больше разных продуктов включено в рацион, тем больше активных веществ поступает в организм. Это особенно важно в связи с тем, что при физических и умственных нагрузках потребность в них увеличивается.

4.  Определенное чередование продуктов. Оно указывает на то, что нельзя долго использовать одно и то же блюдо или продукт.

5.  Сезонность питания. Весной и летом нужно увеличить количество растительных продуктов. В холодное время года добавить в рацион пищу, богатую белками и жирами.

6. Ограничение в питании.

7.  Получать удовольствие от пищи. Это значит, прежде всего, отказаться от спешки, когда мы садимся за стол. Кроме того, следует отказаться от привычки читать во время еды и разговаривать на повышенных тонах.

8.   Определенное сочетание  продуктов. Есть несовместимые блюда, и это обязательно следует учитывать. При неблагоприятных пищевых сочетаниях в кишечнике развиваются повышенное брожение и гниение пищи. Наиболее остро это проявляется при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Третий поваренок. Для любого человека важно соблюдать правила поведения за столом. Напомним их вам:

1.  Сиди за столом прямо, не облокачивайся на него.

2.  Ешь с закрытым ртом, не чавкай.

3. Когда ешь только вилкой, держи ее в правой руке. Если пользуешься вилкой и ножом, держи вилку в левой руке, а нож в правой.

4.  Не подноси пищу ко рту на ноже — это некрасиво и опасно.

5.  Мясные и рыбные кости, косточки от фруктов клади на отдельную тарелку или на край своей тарелки.

6.  Следи, чтобы остатки еды, крошки хлеба не падали на стол, на пол.

7. Не читай во время еды и не смотри телевизор. Это отвлекает внимание, пища хуже пережевывается и не так хорошо усваивается организмом.

8.  Перед едой вымой руки, после еды прополощи рот.

Четвертый поваренок. Я расскажу, как нужно правильно есть некоторые блюда.

1. Суп из тарелки берут ложкой понемногу, чтобы он быстрее остыл. Ко рту ложку подносят острым концом, дуть на нее не надо — брызгами   можно   испачкать  скатерть   или одежду соседа. Нельзя громко втягивать суп с ложки. Хлеб нужно отламывать маленькими кусочками, а не откусывать от всего куска.

2.  С общего блюда кушанья берут специально  положенной ложкой - своей брать нельзя. Неприлично выбирать с блюда, берут ближайший кусок. Нельзя брать соль пальцами — для этого используют специальную ложечку (если ее нет, можно поддеть соль кончиком ножа или ручкой ложки или вилки).

3.  Котлету едят только вилкой, без ножа. Вилку берут в правую руку и отламывают от котлеты по кусочку. Крошить сразу всю котлету не надо — она быстро остынет, да и на тарелке будет некрасиво. Ножом пользуются, когда едят жаркое. Тогда вилку берут в левую руку, а нож в правую и срезают мясо по кусочку. Яичницу, рыбу, овощи едят вилкой.

4.  Чай в чашки наливают не до самого края. Сахар из сахарницы берут щипчиками, песок ложкой, размешивают его осторожно. Размешав, ложку кладут на блюдце; пьют чай тихо.

Остановка «Почему нельзя?».

Жители города Здоровейска прекрасно знают, какой вред организму могут принести так называемые вредные привычки: курение, алкоголизм, наркомания и токсикомания.

Почему люди курят? Одни начинают потому, что хотят попробовать, другие — чтобы создать определенный образ. К курению привыкают быстро, а вот бросить курить бывает трудно, а порой и невозможно. Курение вредно сказывается на работе сердца, мозга, легких и других органов. Но особенно вреден табак для растущего организма. Для детей он в два-три раза вреднее, чем для взрослого. Ребенок, который начинает курить, хуже растет, быстро устает при любой работе, плохо справляется с учебой, чаще болеет. Ученые подсчитали, что от каждой выкуренной сигареты жизнь человека сокращается на 15 мин!

Особенно опасно для детского организма употребление алкоголя. При первом употреблении возникает острое алкогольное отравление, часто со смертельным исходом. К смерти или слабоумию и инвалидности ведет вдыхание токсичных и наркотических веществ. Большинство преступлений, порой очень жестоких, совершают подростки в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Страдает сам ребенок, его родители и в опасности жизнь других людей. Никогда не прикасайся к алкоголю, наркотику или токсичному веществу, кто бы тебе его ни предлагал! Подумай о своей судьбе и о своих родителях!

Остановка «Улица хорошего настроения».

Сейчас мы прогуливаемся по улице Хорошего настроения. Жители города Здоровейска стараются никогда не унывать, помогать друг другу и приносить окружающим радость.

— Как вы думаете, почему человеку нужно хорошее настроение?

— Каким образом его можно создать?

Прежде всего, положительные эмоции необходимо получать в семейном общении. Вспомните, когда вы последний раз всей семьей отдыхали на природе, ходили в театр, в кино, в городской парк. Очень хорошо, если у вас эти походы случаются часто. Старайтесь говорить своим близким и друзьям, одноклассникам только добрые и ласковые слова, помогите им в трудную минуту, рассмешите их, когда это необходимо. Умейте правильно выбрать книгу для чтения, смотрите по телевизору больше детских передач, а не жестокие боевики и фильмы ужасов, не сидите бесцельно за компьютером. Свою комнату вы можете превратить в уголок хорошего настроения, где вас будут окружать любимые игрушки, книги, сделанные вами поделки и сувениры. Помните — если вы будете по-доброму относиться к окружающим вас людям, они вас будут любить вдвойне.

Остановка «Станем неболейками».

Наше путешествие подходит к концу. Это последняя остановка. Мы сегодня много узнали о секретах здоровья и сами можем стать жителями этого прекрасного города, стать «неболейками»  и  «успевайками». Жители города Здоровейска хотят рассказать нам еще об одной составной части здоровья — закаливании.

Крепыш:

Говорил я им зимой: закалялись бы со мной.

Утром — бег и душ бодрящий.

Как для взрослых, настоящий!

На ночь окна открывать, свежим воздухом

дышать!

Ноги мыть водой холодной, и тогда микроб

голодный

Вас вовек не одолеет. Не послушались —

болеют!

Куталки:

Поздно поняли мы, братцы, как полезно

закаляться!

Кончим кашлять и чихать — станем душ

мы принимать

Из водицы ледяной!

Крепыш: Погодите! Ой-ой-ой!

Крепким стать нельзя мгновенно,

Закаляйтесь постепенно!

— Существует поговорка: «В здоровом теле — здоровый дух!» Как вы ее понимаете?

3. Компоненты здоровья.

Совместное обсуждение и построение схемы, выделение взаимосвязей компонентов здоровья:

Вывод: здоровье человека –жизненно важная ценность, оно складывается из многих взаимосвязанных  друг с другом компонентов.

Список использованной литературы.

Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. -М.. Молодая гвардия,1978.- 192с.

Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. – Петрозаводск: Карелия. 1991- 144с.

Новолодская Е.Г. Уроки здоровья: Начальная школа, 2001.- №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кл.час "Путешествие по городу Здоровейску"

Кл.час в 1 классе по программе Начальная школа 21 века. Составлен на основе здоровьесберегающих технологий....

Путешествие по городу Здоровейску.

Разработка внеклассного мероприятия по ЗОЖ....

Окружающий мир 2 класс "Путешествие по городу Здоровейску"

УМК "Школа России".Увлекательное путешествие в город Здоровейск, где ребята в игровой форме познакомятся с правилами личной гигиены....

"Путешествие по городу Здоровейску"

Очень интересное занятие по теме "Здоровье"....

Интегрированный урок (окруж. мир + матем.) "Если хочешь быть здоров. Путешествие по городу Здоровейску".

Интегрированный урок (окруж. мир + матем.) с использованием сюжетно-ролевых игр, ИКТ, музыкальной физкультминутки поможет сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человечес...

Путешествие по городу Здоровейску

Дети отправляются в увлекательное путешествие по стране Здоровья. Знакомятся с жителями города Здоровейска, вместе отгадывают загадки, выполняют занимательные задания, узнают секреты здоровья....