Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС. Программа здоровьесбережения «В здоровом теле –здоровый дух» (из опыта работы)
статья по зож на тему

Мезенцева Светлана Анатольевна

Целью  настоящей программы является создание условий образовательной деятельности, соответствующих требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.В результате грамотно организованного учебно–воспитательного процесса  мы не только  научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь не только своё здоровье, но и здоровье окружающих людей, но из стен  общеобразовательного учреждения выйдет не только человек   интеллектуально развитый, но,  прежде всего личность, развитая духовно и физически. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      Использование инновационных педагогических технологий в начальной       школе в соответствии с ФГОС.

Программа здоровьесбережения «В здоровом теле –здоровый дух» (из опыта работы)

Мезенцева С.А., учитель начальных классов, МБОУ СОШ №14 г.Архангельска.

Представляю вам опыт работы классного руководителя по программе «В здоровом теле - здоровый дух».

 «Здоровье - не всё, но всё без  здоровья ничто» (Сократ)

Идея: формирование здорового образа жизни. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся.

Цель: создание условий образовательной деятельности, соответствующих требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса. Слайд 4

Задачи:      

 1. создание здоровьесберегающей среды  в классе;
2.рациональная организация учебно-воспитательного процесса ;
3.организация просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности здоровья и навыков здорового образа жизни;
4.организация физкультурно-оздоровительной работы с учащимися;
5.формирование социального партнерства между педагогами и родителями в здоровьесберегающей сфере;
6.профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся;
7.формирование комплексной просветительской деятельности в здоровьесберегающей сфере совместно с другими учреждениями и организациями

Срок реализации программы:1-4 классы.(4 года)  

Диагностический инструментарий:                          

  • Метод наблюдения
  • Анкетирование (родителей, учеников)
  • Индивидуальные беседы(с родителями, с детьми)
  • Тесты :«Кто ты сова или жаворонок», «Твой характер», «Родительское отношение к детям»
  • Методика незаконченных предложений: «Мне нравится…», «Я боюсь…», «Мне тревожно…»

Основные моменты деятельности классного руководителя:

1.Сотрудничество с медицинским персоналом школы:  

  • Изучение медицинских карточек при поступлении в школу
  • Анализ результатов медицинского обследования  обучающихся
  • Выделение учащихся класса, здоровье которых нуждается в пристальном внимании учителей физкультуры
  • Анализ здоровья учеников и результатов учёбы
  • Вакцинация

2.Сотрудничество с родителями учащихся:  

  • Психолого –педагогическое просвещение родителей (конференции, собрания, консультации, тренинги)
  • Вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс(открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации  и проведении внеклассных дел, совместные мероприятия с детьми)

3.Сотрудничество с психологом, социальным работником и логопедом школы:

  • Диагностика социального и психологического здоровья
  • Выделение «группы риска»
  • Мониторинги
  • Организация бесплатного питания детей из малообеспеченных семей
  • Психологическое сопровождение образовательного процесса в школе

4.Сотрудничество с внешкольными организациями с целью проведения просветительской и коррекционной работы)

  • Институт развития ребёнка
  • Детская поликлиника №1 отделение восстановительного лечения(кислородные коктейли 2 раза в год)
  • Абонемент в соляную пещеру в 1 классе

5.Организация и проведение внутриклассных, внеклассных мероприятий:

  • Лекции, беседы
  • Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников
  • Наглядная агитация: стенгазеты, уголки здоровья
  • Создание санитарного актива для проведения рейдов чистоты и личной гигиены учащихся

Формы работы с классным коллективом.

1.Физкультурно-оздоровительная работа включает в себя:

  • Спортивные конкурсы, соревнования, «Весёлые старты» между классами и внутри класса.
  • Походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы
  • Праздники и фестивали спортивной(военной) песни
  • Марафоны, кроссы, лыжные гонки
  • Ежегодная игра «Мама, папа, я- спортивная семья»
  • Организация «тихих» перемен(настольные игры, чтение книг, шашечные турниры)
  •  Подвижные игры на воздухе, на переменах (любимые игры детей по опросам)
  • Организация горячего питания в столовой, не первый год проходит акция «Молочные реки»

Программа включает в себя проведение классных часов по данной теме.

Темы классных часов разработаны для каждого класса.

1 класс.

  • Перемена с увлечением
  • Режим дня
  • Путешествие в Страну здоровья(2 часа)
  • Глаза- главные помощники человека
  • Правила безопасности при общении с животными
  • Можно и не ссориться

2 класс.

  • Домашние задания
  • Семейная спортивная спартакиада
  • Секреты здоровья
  • Если хочешь быть здоров

3класс.

  • Мы школьники, а это значит
  • Учись учиться
  • Правила здоровья
  • Здоровье и болезнь
  • Здоровая пища
  • Гигиена и её значение
  • Правда об алкоголе

4 класс.

  • Режим дня –это серьёзно (дискуссия)
  • Компьютер- мой помощник
  • Урок здоровья
  • Мода и здоровье
  • Азбука безопасности
  • Моё свободное время

Также с беседами  на различные темы приходят родители, школьный врач.

  • О секретах хорошей осанки «Выпрямись!»
  • Как победить простуду
  • Профилактика гриппа
  • Вредные привычки
  • Сорт в нашей жизни
  • Спорт в моей семье

Содержание и формы работы по просвещению родителей.  

1.Консультации по запросам родителей :

  • Приёмы развития саморегуляции
  • Утомляемость ребёнка и как с ней бороться
  • Если ваш ребёнок часто болеет
  • Подвижные и медлительные дети
  • Леворукость и праворукость

2.Собрания.

  • Трудности адаптации первоклассников к школе
  • Развитие интереса к спорту у ребёнка
  • Вредные привычки и как от них избавиться
  • Домашнее задание: каким ему быть и как его выполнять
  • Режим дня школьника

3.Дискуссии:

  • Культура общения с компьютером
  • Физическое здоровье ребёнка- залог успешности учебной деятельности
  • Ваш ребёнок взрослеет. Что нужно знать родителям о половом воспитании.

Во время урочной деятельности на каждом уроке обязательно проведение физкультминуток, динамических пауз, музыкальных минуток отдыха. В начальной школе они чаще всего проводятся в игровой форме. Литературы выпущено очень много, стараюсь к каждому предмету, даже к каждой теме на уроке подобрать подходящие физкультминутки.

К оздоровительным мероприятиям относится точечный массаж по Уманской (актуален в зимнее время)

На уроках окружающего мира и на занятиях по ОБЖ в нач. школе проводится обучение оказанию первой медицинской помощи.  

В своей работе использую методику проектов. По своим интересам дети выбирают темы для исследований. Бывает, что темы касаются здоровья Во 2 классе ученики, например, для исследования выбирали такие темы: «Польза йогурта», «Исследование интересов учеников начальной школы», «Жевательная резинка: вред или польза?», «Вредные привычки» В 3 классе хотим затронуть тему питания младших школьников.

Очень важна для сохранения здоровья учащихся Рациональная организация учебного процесса, которая включает:

  • Составление расписания уроков в соответствии с нормами СаН ПиНа
  • Дозировка домашних заданий в соответствии с возрастными нормами
  • Индивидуализация обучения
  • Соблюдение требований к использованию ТСО
  • Использование здоровьесберегающих технологий

Постоянное соблюдение гигиенических правил письма и правил чтения на уроке и дома формируют правильную осанку, предупреждают нарушения зрения. Опорные таблицы в кабинете подсказывают гигиенические правила зрительной работы, упражнения  гимнастики для глаз.

«Пальчиковые игры», гимнастика для пальцев развивают мелкую моторику руки. Особенно актуальны в 1 классе, т.к. учителя нач. классов отмечают, что наибольшую проблему в обучении современных 1-класссников представляет неподготовленность руки к письму.

 

              Вывод:

  В последнее время перемены, произошедшие в стране, привели к появлению негативных социальных явлений, отражающихся в первую очередь на здоровье людей. Ребёнок – барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым, поэтому как никогда актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего детства. Именно поэтому школа призвана обеспечить условия в образовательной среде для формирования здорового образа жизни путём создания такой окружающей среды, которая способствует сохранению и укреплению здоровья.

      За время обучения в школе ребёнок должен всем овладеть. Учитель видит свою главную задачу в том, чтобы обучать, инициировать, контролировать учебный процесс так, чтобы дети учились искусству учёбы,  не нанося вред своему здоровью и здоровью окружающих. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг  от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учёных-практиков, учителей, родителей. Хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию ребёнка, способствует безболезненной адаптации к новой для младшего школьника учебной деятельности, связанной с напряжённой умственной нагрузкой.

     Решить проблему физического и психического здоровья  школьников, создать мотивацию на ведение здорового образа жизни успешно помогают здоровьесберегающие  образовательные технологии. Работа школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной в полной мере, когда профессионально и в системе реализуются здоровьесберегающие технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Необходимо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные. Поэтому актуальным...

Использование современных обучающих технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС.

 Раскрывая содержание организации проектной деятельности в начальной школе как способа реализации требований ФГОС, я акцентирую внимание на следующих идеях:- проектная деятельность формиру...

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии ФГОС

Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимается не только предметные...

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Необходимо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные. Поэтому актуальным...

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС...

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Необходимо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные. Поэтому актуальным...