Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
статья по зож на тему

Дуракова Наталья Ивановна

Эта статья об использовании здоровьесберегающих технологий на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

«Здоровье до того превышает все остальные блага,

 что здоровый нищий счастливее больного короля»

А. Шопенгауэр

        Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Она находит отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании». Проблемы формирования культуры здоровья школьников подтверждена в работе правительства Российской Федерации: национальной образовательной инициативой «Наша Новая школа».

          С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни.          В заботе о здоровье детей необходимо использование приемов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.  Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы.  Педагогу начальных классов работу можно вести в следующих направлениях:

1.  Для укрепления здоровья и профилактики нарушения осанки и ОРВИ рекомендуется ежедневное проведение утренней зарядки до уроков (8- 10 минут).

2.  Для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей необходимо включение в утреннюю зарядку и в физкультурные минутки на уроках дыхательных упражнений, формировать у детей привычку правильно дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично.

          Например:

  • «Свеча» (глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на воображаемое пламя).
  • Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание, на выдохе считать от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца.
  • Быстро произнести скороговорку, считалку.

3. В целях профилактики улучшения зрения на уроках проводятся упражнения для глаз. Они выполняются сидя на стуле, спина прямая, руки лежат на коленях. Всякий раз, по мере выполнения отдельных упражнений, взгляд фокусируется на каком-нибудь предмете. Это способствует концентрации зрения.

          Например:

  • Несколько раз посмотреть вверх, вниз, вверх, вниз. Закрыть глаза.
  • Несколько раз посмотреть поочередно налево, направо. Закрыть глаза.
  • Медленно вращать глазами по кругу, вправо, закрыть глаза; влево, закрыть глаза.
  • Попеременно посмотреть на кончик своего носа, затем на предмет вдали.
  • Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.

4.   Для развития мелкой моторики можно использовать  гимнастику для рук. Во время физкультурной минутки учащиеся выполняют 5-6 упражнений и заканчивают обязательно расслаблением кистей рук.

          Например:

  • Руки согнуты в локтях на весу. Пальцы рук с силой сжать в кулак и разжать.
  • Вращение каждым пальцем руки.
  • Вращение кистями рук.
  • Круговое вращение рук в локтевых суставах перед собой.
  • Пальцы рук в «замке». Прижать руки к груди, развернуть ладонями вперед, потянуться руками вперед.

        Все эти упражнения лучше всего сочетать с учебными предметами или даже темой урока. Для учащихся начальных классов, в силу их возраста, лучше физкультминутки проводить  в стихотворной форме, в виде отдельных общеразвивающих, танцевальных  упражнений под музыку. Говоря о здоровьесберегающих технологиях, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. Чтобы этого избежать можно использовать  игровые методы психокоррекции. Эти игры проводятся на уроках (в конце урока, когда выполнена учебная программа), во внеурочной деятельности, на переменах. Работу можно вести в следующих направлениях:

  • Развитие внимания: «Будь внимателен», «Слушай хлопки», «Съедобное несъедобное»
  • Развитие памяти и восприятия, наблюдательности: «Повтори за мной», «Запомни движения», «Испорченный телефон».
  • Развитие произвольных движений и самоконтроля: «Замри», «Море волнуется...»
  • Развитие мышления и речи: «Определи игрушку», «Сочини предложение», «Картинки-загадки».
  • Игры, способствующие снятию страхов в общении: «Кто за кем», «Нарисуй свой страх»

        Учитывая, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, не следует требовать от учащихся сохранения неподвижной позы в течение всего урока.

        Формы организации деятельности учащихся на уроках:

  • работа в группах (как статическая, так и подвижная);
  • работа в парах;
  • опрос с использованием мяча.

        Одним из методов, укрепляющих здоровье детей во время уроков, является использование подвижных игр дидактической направленности (Игра «Цепочка», игра «Змейка», игра «Собери листочки»).

         В качестве приема здоровьесбережения, можно использовать технологию сотрудничества, технологию уровневой дифференциации обучения. При этом каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Привычно переживаемая ситуация успеха, способствует повышению самооценки учащихся, снижает страховые барьеры, формирует доверие к педагогу и доброжелательные взаимоотношения в классном коллективе.

        Объем домашнего задания и степень его сложности следует также соизмерять  с возможностями каждого ученика. Если ребенок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому можно предложить детям разноуровневые задания и оставить за ними право выбора в соответствии с собственными силами.

        Немаловажное место в рамках здоровьесберегающей технологии занимает внеклассная работа с детьми и привлечение родителей учащихся. На классных часах можно проводить беседы из цикла: «Как вырасти здоровым».  На этих занятиях рекомендуется рассматривать темы здоровьесбережения, эстетического и нравственного воспитания, вопросы пропаганды здорового образа жизни.

        Таким образом, использование здоровьесберегающих  технологий в начальной школе даёт хорошие  результаты: проводимые занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приносят детям чувство удовлетворения, радость. После занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся  более требовательными и заботливыми друг к другу. 

Литература

  1. БусловскаяЛ.К. Здоровьесберегающие технологии в начальном образовании — Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2011
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании», 2014
  3. Ирихин В.Н. Урок и здоровье школьников. - Тирасполь: Приднестровский университет, 2009
  4. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения  в начальной школе. - М.: Вентана Граф, 2008
  5. Современная Гуманитарная Академия:  Здоровьесберегающие образовательные технологии. - М.: СГУ, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Выступление и презентация по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Эколого-гигиенические, психолого-педагогические, учебно-воспитательные технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения.

В статье рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии и предлагаются практические советы для их реализации....

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения".

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения". В презентации рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии,...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Презентация на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходим...