СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА С ПОЗИЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
статья по зож на тему

Бородина Наталья Анатольевна

        В настоящее время  вопрос  здоровьесбережения школьников является одним из самых актуальных в условиях современной  школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                    Бородина  Наталья Анатольевна,

учитель начальных классов МКОУ «Каргапольская начальная общеобразовательная школа №3» Каргапольского района, Курганская область

                     

СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА С ПОЗИЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

        В настоящее время  вопрос  здоровьесбережения школьников является одним из самых актуальных в условиях современной  школы.

        Существует более 300 определений здоровья. Согласно Устава Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»  Говоря о здоровье, мы можем выделить несколько компонентов здоровья: физическое, соматическое, психическое, нравственное. Думаю, что каждый учитель знает, что критериями здоровья являются:

  1. Соматическое и физическое здоровье - « я могу ».
  2. Критерий, характеризующий потенциальные возможности человека его антропологическим показателям в соответствии с возрастом и полом.
  3. Группа критериев, характеризующих индивидуальные возможности личности и его жизненные позиции.
  4. Психическое здоровье - «я – хочу»
  5. Нравственное здоровье - «я должен ».

          По каким причинам дети испытывают слабость и утомляемость после занятий, в школе и дома, головные боли? Почему возникает состояние слезливости у школьников? Какие факторы влияют на причины здоровья ученика, как восстановить утраченные резервы здоровья ребёнка?                 Важнейшей целью внедрения здоровьесберегающих  общеобразовательных технологий в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Именно на воспитание культуры здоровья должны быть направлены усилия школы и семьи.

            Психологической основой является мотивация на ведение здорового образа жизни.

            Многолетними исследованиями Института возрастной физиологии РАО были выявлены школьные факторы риска (ШФР), которые отрицательно сказываются на развитии, росте и здоровье детей. К школьным факторам риска относятся: стрессовая педагогическая тактика; интенсификация учебного процесса; несоответствие методики и технологии обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; преждевременное начало дошкольного систематического обучения; несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

             Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют: в период интенсивного роста, развития и формирования всех

систем организма; комплексно и системно; длительно и непрерывно.    

            В соответствии с ФГОС каждое образовательное учреждение, должно прежде всего обеспечивать; равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой; психолого-медико-социальное сопровождение учащихся на каждом возрастном этапе; диагностику состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни школьника; эффективную коррекционную и реабилитационную работу по медицинским показателям каждого обучающегося; методики включения  в здоровьесберегающую деятельность; способы формирования личностных концепций здоровья; выработку умений, относящихся к саморегуляции эмоциональных состояний; самоконтролю в стрессовых ситуациях. Образовательное учреждение, обеспечивающее качественное выполнение  выше упомянутых критериев, может по праву называться школой со здоровьесберегающей средой. Работая в школе могу отметить что дети одного и того же возраста значительно отличаются друг от друга не только по своим способностям, темпу усвоения знаний, но и по работоспособности, по утомляемости при одной и той же нагрузке. Большую долю в устойчивости работоспособности вносят особенности нервной деятельности. Не меньшее значение в сохранении высокой работоспособности играет мотивация, интерес ребёнка к тому, что он делает. Лишь от совокупности всех этих факторов будет зависеть успешность обучения на протяжении всех лет учёбы в школе.

           Современное российское образование должно основываться на создании условий для повышения качества общего образования, и прежде всего предполагает проведение оптимизации учебной психологической и физиологической нагрузки обучающихся, создание в общеобразовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья, в том числе за счёт: реальной нагрузки содержания общего образования; повышения удельного веса и качества знаний физической  культуры; постоянного и системного мониторинга состояния здоровья обучающихся; улучшения организации питания в общеобразовательных учреждениях; качественной организации внеучебной деятельности.

              Говоря о здоровьесбережении в общеобразовательном процессе, нельзя ограничиваться лишь укреплением соматического (телесного) здоровья школьников.  Не менее важную роль,  в решении данной проблемы , имеет охрана психического здоровья обучающихся.  Современные требования  к ФГОС  НОО указывают на недопустимость явлений, когда в процессе учебно- познавательной деятельности дети находятся в состоянии хронического утомления, которое ведёт к хроническому нервному истощению. Где результатом психологической дезадаптации  являются: низкий уровень познавательной активности; низкий уровень мотивации учебной деятельности; неустойчивость эмоциональной среды; высокий уровень тревожности; несформированность навыков общения.

              Именно современная школа должна создать в школе благоприятный психологический климат учебного процесса; применять личностно-ориентированные способы учебной работы (индивидуальные задания разных типов и уровней, выбор вида учебной деятельности с учётом индивидуальных особенностей индивида). Всё это повышает уровень познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Имея правильный взгляд на проблемы современного образования, учитель с помощью правильно подобранных методов обучения влияет на снижение уровня тревожности, психического напряжения учащихся, способствует сохранению соматического и психического здоровья каждого школьника.

             Одним из наиболее значимых здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе педагоги, психологи считают индивидуальный подход в обучении школьников, где формы и способы дифференсации основываются на принципах индивидуального дозировании, а именно на продуманной и методически обоснованной учебной нагрузке, на определении уровня сложности заданий в пределах стандартных и повышенных требований в соответствии с индивидуальными возможностями. Понимая вышесказанное, в своей работе на каждом уроке использую: индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки, её рациональное распределение по времени; гибкие вариативные формы  системы учебного процесса.

              Наследственность, условия внешней среды, деятельность здравоохранения, образ жизни человека - это факторы, определяющие уровень общественного здоровья.

               Говоря о процессе обучения учителю, недостаточно лишь обозначить  школьные факторы риска: неудовлетворительное состояние внутришкольной среды; нерациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузки ; низкая двигательная активность;  неадекватные возможностям учащихся методы обучения, недифференцированный уровень требований; стрессовые психологические факторы; временные или стойкие нарушения здоровья обучающихся, отсутствие культуры здоровья. Необходимо, прежде всего, указать на способы их устранения: административный контроль за соблюдением СанПин; повышение уровня материально- технической базы ОУ; создание комфортности и условий среды, соблюдение требований к составлению расписания уроков, объёму учебной нагрузки, объёму домашних заданий; повышение эффективности физического воспитания; использование методик обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся, индивидуальный дифференцированный подход к обучению;  педагогические технологии сотрудничества; профилактическое, реабилитационные, оздоровительные мероприятия; медико-психолого-педагогическое сопровождение;  учебно-воспитательная система педагогической работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

                На каждом уроке с позиции сохранения здоровья, обучающихся начальной школы, учитель должен учитывать: количество видов  учебной деятельности (норма 4-7 видов, однообразность урока ведёт к утомлению); среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма 7-10 минут); количество видов преподавания (словесный, наглядный и т.д.- норма не менее 3 ); чередование видов преподавания; наличие и выбор места на уроке  методов ( свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, взаимодействия, свобода творчества, самооценка, взаимооценка; место и деятельность применения  ТСО;  поза учащихся (чередование позы); наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке (физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек); наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание связей; наличие мотивации деятельности учащихся на уроке ( внешняя мотивация- оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент); психологический климат на уроке ( взаимодействие между учителем и учеником, комфорт- напряжение, сотрудничество-авторитарность,  учёт возрастных особенностей между учениками- сотрудничество, соперничество, дружелюбие, враждебность, заинтересованность ,безразличие, активность ,пассивность); наличие на уроке эмоциональных разрядок ( шутка, улыбка, музыка, стих); плотность урока(количество времени затраченное школьниками на учебную работу не менее 60 % и не более 75-80%);темп урока (быстрый, спокойный).

                 Учитывая вышесказанное, я считаю, что формирование здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении, с переходом на новый уровень проектирования учебного процесса ,направленного на реализацию качественно новой, личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, обеспечивает качественное развитие школьника,  его творческих способностей, интереса к обучению, формированию желания и умения учиться, воспитанию нравственных и эстетических чувств, освоению системы знаний, умений, навыков, охране и укреплению физического и психического здоровья детей, сохранению и поддержке индивидуальности ребёнка.

                                               Литература.

  1. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка.-М.,Знания,1980.
  2. Антропова М.В. Изучение общей умственной работоспособности школьников в возрастном аспекте. //В кн.: Методы исследования функций организма в онтогенезе. М.,:Просвещение, 1975. 4. Бердышев‚ С.Н. Здоровый образ жизни. Том 1-2 / С. Н. Бердышев. - М.: Мир книги‚ 2006.
  3. Басина Е.З. Становление самооценки и образа Я.Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. Под ред. Эльконина Д. Б. , Венгера А.Л.- М., Педагогика,1988.
  4. Безруких М.М., Сонькина В. Д. ,Методические рекомендации: здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения.-М.:Триада-фарм.-2002.
  5. Коваленко В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: « Вако », 2004, 296  с. ( Педагогика. Психология. Управление.).

  6. Монахов В. М.  Изучаем технологию Монахова за семь дней. -Новокузнецк, 2000.

  7. Менчинская  Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся.М.:Вентана-Граф,2008.-112с.-(Педагогическая мастерская).

  8. Орехова В.А. Педагогика в вопросах и ответах:учебн.пособие.-М.:КНОРУС,2006,с.147.
  9. СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии.-М.:Народное образование,1998.
  10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. -М.: АПК ПРО,22002.-с.62.
  11. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. Ростов на Дону:феникс,2007.-285 с.
  12. Тверская Н.В. Некоторые подходы к диагностике здоровья школьников при формировании здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении .-М.: Педагогический поиск,2001.
  13. Цукерман Г.А., Суховерина  Ю.И.Как младшие школьники становятся субьектами учебной деятельности?( Три года лонгитюдного исследования).- Психологическая наука и образование, №1,2000.
  14.  Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.- Томск: Пеленг,1993.
  15. Цукерман Г.А., Шияновская С.И., Табачникова Н.Л., Суховерина Л.А., Романиева М.П., Миндарова В.А., Оценка без отметки., Рига,1999.
  16. Шмелькова Л. В. и др.: Школа адаптивного образования, инновационный проект в действии, Курган,2003.
  17. Щукина Г.И.» Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М.,Просвещение.-220с.
  18.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48с. – (Стандарты второго поколения)


           



Предварительный просмотр:

                                                                    Бородина  Наталья Анатольевна,

учитель начальных классов МКОУ «Каргапольская начальная общеобразовательная школа №3» Каргапольского района, Курганская область

                     

СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА С ПОЗИЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

        В настоящее время  вопрос  здоровьесбережения школьников является одним из самых актуальных в условиях современной  школы.

        Существует более 300 определений здоровья. Согласно Устава Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»  Говоря о здоровье, мы можем выделить несколько компонентов здоровья: физическое, соматическое, психическое, нравственное. Думаю, что каждый учитель знает, что критериями здоровья являются:

  1. Соматическое и физическое здоровье - « я могу ».
  2. Критерий, характеризующий потенциальные возможности человека его антропологическим показателям в соответствии с возрастом и полом.
  3. Группа критериев, характеризующих индивидуальные возможности личности и его жизненные позиции.
  4. Психическое здоровье - «я – хочу»
  5. Нравственное здоровье - «я должен ».

          По каким причинам дети испытывают слабость и утомляемость после занятий, в школе и дома, головные боли? Почему возникает состояние слезливости у школьников? Какие факторы влияют на причины здоровья ученика, как восстановить утраченные резервы здоровья ребёнка?                 Важнейшей целью внедрения здоровьесберегающих  общеобразовательных технологий в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Именно на воспитание культуры здоровья должны быть направлены усилия школы и семьи.

            Психологической основой является мотивация на ведение здорового образа жизни.

            Многолетними исследованиями Института возрастной физиологии РАО были выявлены школьные факторы риска (ШФР), которые отрицательно сказываются на развитии, росте и здоровье детей. К школьным факторам риска относятся: стрессовая педагогическая тактика; интенсификация учебного процесса; несоответствие методики и технологии обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; преждевременное начало дошкольного систематического обучения; несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

             Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют: в период интенсивного роста, развития и формирования всех

систем организма; комплексно и системно; длительно и непрерывно.    

            В соответствии с ФГОС каждое образовательное учреждение, должно прежде всего обеспечивать; равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой; психолого-медико-социальное сопровождение учащихся на каждом возрастном этапе; диагностику состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни школьника; эффективную коррекционную и реабилитационную работу по медицинским показателям каждого обучающегося; методики включения  в здоровьесберегающую деятельность; способы формирования личностных концепций здоровья; выработку умений, относящихся к саморегуляции эмоциональных состояний; самоконтролю в стрессовых ситуациях. Образовательное учреждение, обеспечивающее качественное выполнение  выше упомянутых критериев, может по праву называться школой со здоровьесберегающей средой. Работая в школе могу отметить что дети одного и того же возраста значительно отличаются друг от друга не только по своим способностям, темпу усвоения знаний, но и по работоспособности, по утомляемости при одной и той же нагрузке. Большую долю в устойчивости работоспособности вносят особенности нервной деятельности. Не меньшее значение в сохранении высокой работоспособности играет мотивация, интерес ребёнка к тому, что он делает. Лишь от совокупности всех этих факторов будет зависеть успешность обучения на протяжении всех лет учёбы в школе.

           Современное российское образование должно основываться на создании условий для повышения качества общего образования, и прежде всего предполагает проведение оптимизации учебной психологической и физиологической нагрузки обучающихся, создание в общеобразовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья, в том числе за счёт: реальной нагрузки содержания общего образования; повышения удельного веса и качества знаний физической  культуры; постоянного и системного мониторинга состояния здоровья обучающихся; улучшения организации питания в общеобразовательных учреждениях; качественной организации внеучебной деятельности.

              Говоря о здоровьесбережении в общеобразовательном процессе, нельзя ограничиваться лишь укреплением соматического (телесного) здоровья школьников.  Не менее важную роль,  в решении данной проблемы , имеет охрана психического здоровья обучающихся.  Современные требования  к ФГОС  НОО указывают на недопустимость явлений, когда в процессе учебно- познавательной деятельности дети находятся в состоянии хронического утомления, которое ведёт к хроническому нервному истощению. Где результатом психологической дезадаптации  являются: низкий уровень познавательной активности; низкий уровень мотивации учебной деятельности; неустойчивость эмоциональной среды; высокий уровень тревожности; несформированность навыков общения.

              Именно современная школа должна создать в школе благоприятный психологический климат учебного процесса; применять личностно-ориентированные способы учебной работы (индивидуальные задания разных типов и уровней, выбор вида учебной деятельности с учётом индивидуальных особенностей индивида). Всё это повышает уровень познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Имея правильный взгляд на проблемы современного образования, учитель с помощью правильно подобранных методов обучения влияет на снижение уровня тревожности, психического напряжения учащихся, способствует сохранению соматического и психического здоровья каждого школьника.

             Одним из наиболее значимых здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе педагоги, психологи считают индивидуальный подход в обучении школьников, где формы и способы дифференсации основываются на принципах индивидуального дозировании, а именно на продуманной и методически обоснованной учебной нагрузке, на определении уровня сложности заданий в пределах стандартных и повышенных требований в соответствии с индивидуальными возможностями. Понимая вышесказанное, в своей работе на каждом уроке использую: индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки, её рациональное распределение по времени; гибкие вариативные формы  системы учебного процесса.

              Наследственность, условия внешней среды, деятельность здравоохранения, образ жизни человека - это факторы, определяющие уровень общественного здоровья.

               Говоря о процессе обучения учителю, недостаточно лишь обозначить  школьные факторы риска: неудовлетворительное состояние внутришкольной среды; нерациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузки ; низкая двигательная активность;  неадекватные возможностям учащихся методы обучения, недифференцированный уровень требований; стрессовые психологические факторы; временные или стойкие нарушения здоровья обучающихся, отсутствие культуры здоровья. Необходимо, прежде всего, указать на способы их устранения: административный контроль за соблюдением СанПин; повышение уровня материально- технической базы ОУ; создание комфортности и условий среды, соблюдение требований к составлению расписания уроков, объёму учебной нагрузки, объёму домашних заданий; повышение эффективности физического воспитания; использование методик обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся, индивидуальный дифференцированный подход к обучению;  педагогические технологии сотрудничества; профилактическое, реабилитационные, оздоровительные мероприятия; медико-психолого-педагогическое сопровождение;  учебно-воспитательная система педагогической работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

                На каждом уроке с позиции сохранения здоровья, обучающихся начальной школы, учитель должен учитывать: количество видов  учебной деятельности (норма 4-7 видов, однообразность урока ведёт к утомлению); среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма 7-10 минут); количество видов преподавания (словесный, наглядный и т.д.- норма не менее 3 ); чередование видов преподавания; наличие и выбор места на уроке  методов ( свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, взаимодействия, свобода творчества, самооценка, взаимооценка; место и деятельность применения  ТСО;  поза учащихся (чередование позы); наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке (физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек); наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание связей; наличие мотивации деятельности учащихся на уроке ( внешняя мотивация- оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент); психологический климат на уроке ( взаимодействие между учителем и учеником, комфорт- напряжение, сотрудничество-авторитарность,  учёт возрастных особенностей между учениками- сотрудничество, соперничество, дружелюбие, враждебность, заинтересованность ,безразличие, активность ,пассивность); наличие на уроке эмоциональных разрядок ( шутка, улыбка, музыка, стих); плотность урока(количество времени затраченное школьниками на учебную работу не менее 60 % и не более 75-80%);темп урока (быстрый, спокойный).

                 Учитывая вышесказанное, я считаю, что формирование здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении, с переходом на новый уровень проектирования учебного процесса ,направленного на реализацию качественно новой, личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, обеспечивает качественное развитие школьника,  его творческих способностей, интереса к обучению, формированию желания и умения учиться, воспитанию нравственных и эстетических чувств, освоению системы знаний, умений, навыков, охране и укреплению физического и психического здоровья детей, сохранению и поддержке индивидуальности ребёнка.

                                               Литература.

  1. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка.-М.,Знания,1980.
  2. Антропова М.В. Изучение общей умственной работоспособности школьников в возрастном аспекте. //В кн.: Методы исследования функций организма в онтогенезе. М.,:Просвещение, 1975. 4. Бердышев‚ С.Н. Здоровый образ жизни. Том 1-2 / С. Н. Бердышев. - М.: Мир книги‚ 2006.
  3. Басина Е.З. Становление самооценки и образа Я.Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. Под ред. Эльконина Д. Б. , Венгера А.Л.- М., Педагогика,1988.
  4. Безруких М.М., Сонькина В. Д. ,Методические рекомендации: здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения.-М.:Триада-фарм.-2002.
  5. Коваленко В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: « Вако », 2004, 296  с. ( Педагогика. Психология. Управление.).

  6. Монахов В. М.  Изучаем технологию Монахова за семь дней. -Новокузнецк, 2000.

  7. Менчинская  Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся.М.:Вентана-Граф,2008.-112с.-(Педагогическая мастерская).

  8. Орехова В.А. Педагогика в вопросах и ответах:учебн.пособие.-М.:КНОРУС,2006,с.147.
  9. СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии.-М.:Народное образование,1998.
  10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. -М.: АПК ПРО,22002.-с.62.
  11. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. Ростов на Дону:феникс,2007.-285 с.
  12. Тверская Н.В. Некоторые подходы к диагностике здоровья школьников при формировании здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении .-М.: Педагогический поиск,2001.
  13. Цукерман Г.А., Суховерина  Ю.И.Как младшие школьники становятся субьектами учебной деятельности?( Три года лонгитюдного исследования).- Психологическая наука и образование, №1,2000.
  14.  Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.- Томск: Пеленг,1993.
  15. Цукерман Г.А., Шияновская С.И., Табачникова Н.Л., Суховерина Л.А., Романиева М.П., Миндарова В.А., Оценка без отметки., Рига,1999.
  16. Шмелькова Л. В. и др.: Школа адаптивного образования, инновационный проект в действии, Курган,2003.
  17. Щукина Г.И.» Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М.,Просвещение.-220с.
  18.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48с. – (Стандарты второго поколения)


           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.

Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников,  целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока......

Урок с позиции здоровьесбережения. Современный урок как элемент формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать у...

Проведение урока в начальной школе с позиции здоровьесбережения

Доклад о цели ,принципах здоровьесберегающих технологий. О требованиях к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения....

Статья:"ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ"

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социа...

Современный урок с позиции здоровьесбережения

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.Как обеспечить школьнику возможность сохранения...

Доклад на РМО «Современный урок с позиции здоровьесбережения»

Здоровьесберегающий урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность обучающихся, профилактику раннего и выраженно...

Выступление на тему «Современный урок с позиции здоровьесбережения»

Здоровьесберегающий урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность обучающихся, профилактику раннего и выраженно...