Как сохранить здоровье школьника
статья по зож (2 класс) на тему

Галанцова Ольга Григорьевна

Расширить представления учащихся о стрессе; научить способам «избегания» потенциально опасных и оскорбительных для человека ситуаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_vo_2_klasse_azbuka_pitaniya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как сохранить здоровье школьника

Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.

Аристотель

Каждый из нас тысячами невидимых нитей связан с другими людьми дома,  в школе, на работе, на улице,  в магазине, в транспорте и т.д. Чьи-то взгляды (дружелюбные, безразличные, угрюмые, сердитые), улыбки или насмешки, добрые или грубые слова — это психологическая среда, от которой в определенной мере зависит наше самочувствие и здоровье.

Обеспечивая школьников (в доступной их возрасту форме) знаниями и представлениями об особенностях психической жизни человека, о возможностях и резервах собственного «Я», мы оказываем существенное влияние на становление физического и психического здоровья, а также рефлексивного мышления обучающихся. Для реализации этих задач предусмотрен курс «Всё о конфликтах и стрессах». Главные его цели: расширить представления учащихся о стрессе; научить способам «избегания» потенциально опасных и оскорбительных для человека ситуаций и приёмам правильных действий и поступков в неожиданно возникающих стрессовых ситуациях (приложение 5) .

Изучая курс «Всё о конфликтах и стрессах», ребята научились правильно давать самооценку своим поступкам и действиям, отличать поведение, способствующее укреплению здоровья, от того поведения, которое вредит здоровью человека.

На занятиях ребята постоянно включались в процесс общения по поводу создаваемых ситуаций, соотносили действия и поступки анализируемых героев и свои собственные, что способствовало развитию мышления, наблюдательности и других сторон и качеств учащихся.

В процессе реализации курса «Здоровое сердце» (4 класс) предполагается формирование у младших школьников умения заботиться о своём здоровье, адекватно оценивать свои поступки и действия, предупреждать сердечно-сосудистые заболевания и несчастные случаи, связанные с ними, а также вредные привычки (курение, употребление наркотиков и алкоголя).

Основным средством обучения младших школьников в ранней профилактике сердечно-сосудистых заболеваний было пособие для учащихся «Здоровое сердце», которое состоит из восьми разделов. В структуру занятий входили обязательный и дополнительный материалы, «Правила на всю жизнь», разнообразные вопросы, задания для проведения парной и групповой работы, опытов, а также для работы с родителями, занятия, задания, тесты.

Постоянными персонажами, предстающими на занятиях в разных сюжетах, были Доктор Сердце и Больное Сердце. С  их помощью ребята знакомились и усваивали такие непростые понятия, как «токсикомания», «алкоголизм», «курение», «переедание», «гиподинамия» и т.д.

Для самостоятельного чтения на уроках или дома использовался материал из рубрики «Интересно знать».

Своеобразным результатом подведения итогов занятия были игровые задания «Круг», «Инопланетяне», «Впечатления», «Комплименты», «Рассказ по цепочке». В конце занятия дети делились своими впечатлениями о прочитанном  (игра «Впечатления»), рассказывали, друг другу о том, что нового и интересного они узнали на занятии (игра «Круг») и т.д.

Достаточно много домашних заданий, предполагающих совместную работу с родителями. Родителям дети рассказывали о том,  что нового они узнали об органах кровообращения, заболеваниях крови, сосудов и сердца, о мерах по их профилактике и т.д.

Детям родители объясняют смысл каких-то выражений, высказываний, пословиц, показывают домашнюю аптечку, лекарственные растения.

Родители помогают детям построить режим дня, организовать правильное питание.

Для более эффективного формирования навыков как здорового образа жизни в целом, так и ранней профилактики сердечно-сосудистых заболеваний предназначен «Дневник здоровья». С помощью вкладыша ребята работали с контурными рисунками («Органы кровообращения», «Сердце», «Кровь» и др.), записывали свои показания пульса при различных обстоятельствах, показания частоты дыхания, заполняли различные таблицы об организации своего питания, рисовали рисунки, плакаты, записывали свой режим дня и т.д.

Проведение тестов «Как это делаю я», «Достаточно ли ты двигаешься?», «Здоровое питание», «Алкоголь — зло», «Как я забочусь о своих лёгких и сердце», «Что надо делать, чтобы укрепить своё сердце» и других помогало ребятам проверить себя, своих товарищей, а мне проконтролировать формирование определенных навыков.

Наиболее результативными формами и методами при изучении курса «Здоровое сердце» были работа в группах, парах, наблюдения, опыты, сюжетно-ролевые игры.

Так, при изучении темы «Пульс» дети учились определять пульс, а также его изменение после приседаний, после подвижных игр, на перемене, во время тихого отдыха. Интересными для учеников были исследования о взаимосвязи дыхательных движений и частоты пульса.

На практических занятиях мы с ребятами разучивали физические упражнения для деятельности сердца, упражнения для снятия стресса, упражнения по измерению ловкости, быстроты, гибкости и выносливости.

Фельдшер школы помогала организовать занятия  по оказанию первой помощи при кровотечениях, порезах, ранениях, при обмороке.

Метод демонстрации применяли при измерении кровеносного давления, при выслушивании сердца с помощью фонедоскопа.

В результате изучения курса «Здоровое сердце»  у учащихся

  • расширялись и углублялись представления о деятельности сердечно-сосудистой системы;
  • формировались представления о здоровом образе жизни как доступном средстве эффективной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;
  • формировались навыки оказания первой помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как сохранить здоровье школьника".

Материал для родителей....

Как сохранить здоровье школьника?

По статистике в период обучения здоровье школьников заметно ухудшается. Если в школу отправляют 70 процентов относительно здоровых детей, то уже к 11 классу их остается всего 30 процентов. Врачи...

Как сохранить здоровье школьника?

По статистике в период обучения здоровье школьников заметно ухудшается. Если в школу отправляют 70 процентов относительно здоровых детей, то уже к 11 классу их остается всего 30 процентов. Врачи...

Круглый стол «Как сохранить здоровье школьников при переходе на ФГОС»

Сценарий собрания для родителей будущих первоклассников....

Восемь способов сохранить здоровье школьника

Как же помочь ребёнку выдержать неподъёмную учебную нагрузку и сохранить его здоровье?...

Восемь способов сохранить здоровье школьника

Восемь способов сохранить здоровье школьника...

«Как сохранить здоровье школьника»

Текст выступления на НПК в рамках Дней науки в школе...