"Сделай дорогу счастливее". Практическое пособие для психологов,педагогов и родителей.
методическая разработка по зож на тему

Тамара Алексеевна Иванашкина

"Сделай дорогу счастливее". Практическое пособие для психологов,педагогов и родителей.КАЖДЫЙ ИЗ НАС СИЯЕТ ПО-СВОЕМУ…»

(Психологические характеристики педагогических типов)

 

 

Удачи Вам, сельские и городские,

Уважаемые учителя!

Добрые, злые и никакие

Капитаны на мостике корабля.

Удачи Вам, дебютанты и асы.

Удачи! Особенно по утрам,

Когда Вы входите в школьные классы,

Одни – как в клетку, другие – как в храм.

Р.Рождественский

 

 

Создай самого себя,

А затем воздействуй на других тем, что ты есть.

Гумбольдт

 

В каждом педагогическом коллективе есть учителя, свободные от догм и стереотипов, способные к профессиональному и личностному росту. Именно они помогают своим воспитанникам преодолеть отчуждение от школы, благодаря им дети идут на уроки с радостью.

Что же мешает остальным учителям стать для своих учеников друзьями без фамильярности и «авторитетами» без подавления личности ученика, получать удовлетворение от работы в школе? 

Есть разные стили учительского поведения, так сказать, разные «пьедесталы», на которые взбирается  педагог, чтобы спрятать от учеников свою личность. Для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, вполне применима классификация воспитателей, автором которой является Т.В. Лаврентьева.

Рис_01

Карабас-Барабас. Этот педагог требует беспрекословного послушания детей.  Такое общение в большей степени похоже на дрессировку, на выучку маленьких оловянных солдатиков. Основой всего воспитания являет­ся страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную актив­ность дошкольников. Поведение ребёнка, посещающего группу с таким Карабасом-Барабасом, похоже на пружину: постоянное давление сжимает её, при малейшем ослаблении пружина с огромной силой вырывается вверх, и её траектория становится малопредсказуемой, а сила – разрушительной.

Активность детей, освобождённых на некоторое время от давления та­кого воспитателя (например, на занятиях у других специалистов), направля­ется на выплеск накопившейся энергии, другими словами, дети не обращают внимания на слова взрослого, пока не устанут. Они быстро привыкают к сильным стимулам (окрику) и перестают реагировать на спокойный голос.

В случае необходимости (открытое занятие, диагностическое обследо­вание) дети в группе Карабаса-Барабаса могут показывать достаточно высо­кий уровень овладения какими-либо знаниями и умениями, но лишь в усло­виях искусственно созданного спектакля, так как знания и умения выдресси­рованы, усвоены автоматически. Стоит немного изменить условия игры, за­менить картинки, задать вопрос иначе, и дети уже не смогут воспроизвести усвоенное.

Самым печальным последствием такого воспитания является выработ­ка у детей двойной позиции, манипулятивных способностей. Уже дошколь­ник способен понять, что ложь помогает избежать неприятностей, а лесть - добиться одобрения. И все это является следствием использования диктата и дисциплины как основных мер воздействия.

Рис_02

 

Мальвина. Такой педа­гог чётко знает, что пра­вильно, а что нет, что нужно, а что бесполезно. Действия Мальвины уклады­ваются в чёткий и единст­венно пра­вильный стереотип. Она умна, но может действо­вать только  так и никак иначе, потому что считает та­кие действия един­ственно правиль­ными. Такой подход эффективен в воспи­тании у детей культурно-ги­гиениче­ских навыков, предпо­лагаю­щих выработку четко последователь­ных действий (сначала от­кручи­ваем кран, потом уж намыливаем руки, а не наоборот). Что же каса­ется повседневного общения, естественно возникаю­щих конфлик­тов, – здесь Мальвина действует просто: непонятное ей автоматиче­ски становится неправильным. Как следствие – от­сутствие у детей ини­циативности, самостоятельности, любознательности и эмоцио­нально­сти.

Рис_03

 

Красная Шапочка. Эмоциональна, непоследовательна, взбалмошна, крик­лива и непрагматична. Вызывает у детей симпатию, основанную на схожести. В своих действиях импульсивна, не проду­мывает по­следствия хотя бы на полшага. Такая инфантильность приводит к плохой дисциплине и непослушанию  у детей, к развитию неорганизованности, не­умению предвидеть последствия своего поведе­ния.

 

 

Рис_04Спящая красавица. Безразлична и к де­тям, и к окружающему миру, «присутствуя, от­сутствует». Дети предос­тавлены сами себе. Её общение с ними носит абсолютно формальный ха­рактер, деятельность детей никак не регули­руется. Малыши не могут занять себя, у них от­сутствует потребность в новых ощущениях. Следствие – дети стано­вятся такими же без­различными к окружающему либо растормо­женными, основное и любимое занятие – ба­ловство.

 

 

imageНаседка. Наилучший вариант воспитательской позиции для ясельной группы. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность, по по­воду и без повода «кудахчет», ни на минуту не оставляя детей без внимания и неусыпного контроля. Всё расскажет, все покажет, разжует и в рот положит. В итоге у детей пропадает необходимость и потребность «махать крыльями» самостоятельно. Неуверенность в своих силах, низкая самооцен­ка, тревожность, лень – вот последствия такой воспитательской позиции.

 

 

Снежная королева. Эгоцентрична, самовлюблённа, создаёт ви­димость высокого профессионализма. Не терпит критики в свой адрес. Демонстра­тивна, любит повелевать, покрасоваться. На публике работает вдохновенно и бле­стяще, но в обычных ситуациях относится к делу поверхностно, спустя рукава, к детям относится равнодушно, холодно. Как след­ствие – эмоциональная бесчувственность, жесто­кость, безынициативность у её воспи­танников.

 

 

 

Рис_07Мери Поппинс. Разносторонне развитая, эрудированная, тактичная. Знает потребности детей, закономер­ности их развития. В общении естест­венна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Обу­чение детей проводит настолько ес­тественно, что они этого не заме­чают, ис­пользуя игру, проблемные ситуации в повседневной жизни. Главное – любит детей!

 

Рис_08Американский психотерапевт, исследователь семейных отноше­ний Вирджиния Сатир  предложила типологию стилей родительского воспитания, которую мы сочли возможным перенести на учителей школы. Вот эти типы: 

 

Учитель – Начальник.

Его «пьедестал» – власть. От учеников он тре­бует, прежде всего, послуша­ния.  Такой педагог похож на тирана, который постоянно подчеркивает свою силу, все на свете знает и считает себя образцом добродетели. Он всех обвиняет и держит в страхе. Это  «опытный» учи­тель, который хорошо знает скрытые пороки и тайные страхи своих учеников (да и своих коллег тоже). Он умело использует эти знания для поддержания своего авто­ритета, чувствует себя облеченным властью и поэтому особенно «принципиален». Он считает, что учитель должен дать ответ на любой вопрос и по любому поводу иметь свою единственно «правильную» точку зрения. Результаты такого стиля учительского поведения – кон­фликты, обиды, «бунт» учеников, отсутствие искренности во взаимо­отношениях  педагога с детьми.

 

Учитель – Компьютер. 

Рис_09Его «пьедестал» – компетентность. Он требует от учеников зна­ний, информации, фактов. Это – вещатель с каменным лицом, про­износящий прописные истины, по­хожий на робота. Он считает, что не только в обучении, но и в воспита­нии главное – компетентность. Если ею кто-то и обладает, то это он сам. Его речь богата безличными пред­ложениями (Все знают, что…», «Хорошо известно, что...», «Гово­рят…», «Есть мнение...»), а место­имений первого лица практически не со­держит. Это «закрытый», «хо­лод­ный»  учитель.

Рис_10Результат такого стиля учительского поведения – снижение уверенности у учеников, отсутствие у них положительных эмоций на уроках (особенно страдает самоуважение тех ребят, которые встречают затруднения в овладении данным учебным предметом) и снижение мотивации к занятиям, даже отвращение, несмотря на то, что учитель все делает «ради своего предмета».

 

Учитель – Мученик.

Его «пьедестал» – бесконфликтность. От учеников этот учитель ожидает послушания. Он хочет только служить другим, идет на большие жертвы ради пустяков и все­гда выступает с позиции миротворца. Больше всего такой педагог боится конфликтов. Он испытывает постоян­ное чувство вины и взваливает на себя чужую работу. По сути, он все время избегает душевного напряже­ния, сопутствующего конфликтам. Его позиция пагубна для детей: одних учеников она провоцирует на мани­пуляцию учителем, у других форми­рует страх возникновения проблем.

 

Учитель – Приятель.

Рис_11Его «пьедестал» – популярность. От учеников он требует хоро­шего к себе отношения. Это снис­ходительный товарищ, всегда и во всем готовый простить (незави­симо от возможных последствий). Такой учитель ведет себя безза­ботно и, по сути, равнодушно по отношению к ученикам и их про­блемам. Результат подобного стиля учительского поведения – отсутствие у  детей чувства ответ­ственности.

 

 

 

 

Учитель – Штамповщик.

Рис_12Вероятно, это самый рас­пространенный тип учителя. Он любит детей, но из-за отсутст­вия творческого начала дейст­вует под давлением сложив­шихся стереотипов, шаблонов, устаревших требований, рабо­тает по готовым рецептам, оди­наково со всеми классами и со всеми детьми. Учиться у такого педагога неинтересно, скучно, а уровень знаний у учащихся бывает невысокий.

 

Все это – разновидности позиций «на пьедестале». Возможно, что в поведении конкретного учителя они смешаны, и в одних ситуа­циях он ведет себя как начальник, а в других – как компьютер или му­ченик. Вспомните конкретные примеры проявлений описанных ситуа­ций.  Что Вы сами чувствуете, забираясь иногда на пьедестал?

 

Учитель – самоактуализатор (без пьедестала).

Рис_13Теперь обратимся к иной позиции – партнерской. Партнерская позиция для учителя означает отсутствие вообще  ка­кого-либо пьедестала. Учителя-партнеры ощущают себя лидерами-вдохновите­лями, а не авторитарными руководите­лями. Свою задачу они видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в лю­бой жизненной ситуации. Они готовы со­общать своим ученикам негативные оценки так же, как и позитивные, они го­товы огорчаться, гневаться, расстраи­ваться так же, как и веселиться, и радо­ваться. Их поведение не расходится со словами.

Все мы всего лишь люди. Никто не превращается в воспитателя автоматически в тот момент, когда получает диплом педагогического института. Умение выбирать соответствующую ситуацию и время, чтобы поговорить с учениками тогда, когда они готовы выслушать учи­теля, приходит после многих ошибок и разочарований. Учителя, реа­лизующие партнерскую позицию, принимают изменения как неотъем­лемую часть бытия и стараются творчески использовать их в своей жизни.

 

Принципы профессиональной деятельности учителя –самоактуализатора.

– Я хочу, чтобы школа стала для детей  вторым домом, и я постараюсь  все сделать для этого.

– Я хочу, чтобы меня любили, поэтому буду жить по принципу: относись к детям так, как бы хотел, чтоб они относились к тебе.

– Я не всезнайка, поэтому я и не буду стремиться  казаться им.

– Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства, поэтому я позволю детям учить себя.

– Мне нужно, чтобы ученики меня поняли и приняли, поэтому я буду стараться понимать и принимать детей.

– Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле, поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

– Я – человек и склонен ошибаться, поэтому я буду терпелив к ошибкам детей.

– Почти всему, что я знаю, я научился на собственном опыте, поэтому я позволю детям приобрести собственный опыт.

– Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя, поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самостоятельности у ребенка.

– Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли, поэтому я буду стараться смягчить удар.

– Я чувствую страх, когда я беззащитен, поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.

И, чтобы это у меня получилось, я не забуду:

– входить в класс с улыбкой;

– при встрече заглянуть каждому ребенку в глаза, узнать его настроение и поддержать, если ему плохо;

– быть выдержанным, терпеливым, уравновешенным, внимательным;

– вовремя ободрить, поддержать, быть рядом с ребенком в трудной ситуации;

– не принижать и не завышать планку трудности;

– постараться вселять в ребенка веру в себя;

– радоваться маленьким успехам своих учеников, сопереживать их неудачам;

– извиниться, если не прав, быть терпеливым к ошибкам детей;

– не выделять любимчиков, в каждом можно найти предначертанное ему;

– корректировать поведение слишком самонадеянных, иначе их будут избегать; слишком скромных – их  не будут уважать; слишком болтливых – на них не будут обращать внимание; слишком молчаливых – с ними не будут считаться; слишком суровых – с ними трудно общаться; слишком добрых – их растопчут;

– жить с детьми полной жизнью: радоваться и огорчаться вместе с ними, увлекаться и удивляться, шутить и наставлять, быть нетерпимым ко лжи и насилию, справедливым, упорным, правдивым;

– нести детям добрую энергию.

Мои принципы общения с родителями.

– Помнить, что их дети – самое дорогое в жизни. Быть умным и тактичным. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.

– Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание – вооружать их новыми знаниями в области педагогики и психологии.

– Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.

 

Любой педагог в разных ситуациях может проявлять и снисхождение, и уступчивость, и отстранённость, но с течением времени в силу развития или неразвития механизмов принятия и терпения та или иная форма поведения может закрепляться. В зависимости от того, какая форма закрепляется, мож­но выделить типы педагогов с терпимым, толерантным или нетерпимым от­ношением.

Коротко опишем каждый тип педагога, используя схему:

педагогическое кредо; лозунг, которым пользуется педагог; пози­ция, зани­маемая по отношению к ребёнку; способы общения; преоб­ладающая форма отношений; тактика поведения.

Рис_14Предлагаемая психологическая характеристика педагогических типов не преследует цели обидеть педагогов или злорадно указать на их  недочеты, она  необходима, прежде всего, для понимания причин появления  недостатков в работе и для предостере­жения педагогов от грубых воспитательных ошибок.

Педагоги с преобладанием пре­небрежения как формы выражения не­терпимого отношения к детям («Дикта­тор»).

Педагогическое кредо: «Я по­ставлю вас на место!»

Лозунг, которым руководствуется взрослый: «Вы ответите мне за всё!»

Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, – «сверху», кон­троли­рующая, принуждающая, это преследующий «родитель».

Способы общения: запрет, требование, манипулирование, угроза, нака­зание, оскорбление.

Преобладающая форма отношений: пренебрежительное отноше­ние к ребёнку, презрение, неприязнь, вплоть до ненависти.

Тактика поведения: диктат.

Рис_15Педагоги с преобладанием отстранённости как формы выраже­ния нетерпимого отношения к детям («Снежная Королева»).

Педагогическое кредо: «Оставьте меня в покое!»

Лозунг, которым пользуется педагог: «Это вы сами в состоянии сде­лать!»

Позиция, занимаемая по отношению к ребёнку, – безучастный, холод­ный, от­странённый «взрослый», «на равных», но не вместе.

Способы общения: холодная на­блюдательность, раздражённое непри­ятие, различные виды манипулирования.

Преобладающая форма отношений: отстранённость, безучастность, иг­норирование.

Тактика поведения: сосуществование рядом, но не вместе; уход от про­блем.

Педагоги с преобладанием импульсивности как формы выраже­ния нетерпимого отношения к детям («Боец»).

Рис_16Педагогическое кредо: «Я выле­плю из вас людей!»

Лозунг, которым пользуется пе­дагог: «Делай, как я!»

Позиция, занимаемая по отно­шению к ребёнку, – «снизу», эмоцио­нально неус­тойчивый «подросток», стремящийся всем показать, что он «взрослый».

Способы общения: наставление, за­прет, требование, наказание, мани­пули­рование.

Преобладающая форма отно­шений: неприятие с эмоциональным реа­гирова­нием, стремление из­менить поведение ребёнка, скорректировать его личность.

Тактика поведения: диктат.

Педагоги с преобладанием высокомерия как формы выражения  нетерпимого отношения к детям («Сноб»).

Рис_доп_03Педагогическое кредо: «Ох, уж эти детки!»

Лозунг, которым пользуется педагог: «И ко­гда только вы вырастете!»

Позиция, занимаемая по отношению к ре­бёнку, – «сверху», позиция надменного, кичли­вого «родителя».

Способы общения: нотация, морализиро­вание, наставление, разъясне­ние, назидание.

Преобладающая форма отношений: высо­комерие, надменность, кичли­вость.

Тактика поведения: контроль, опека.

Педагоги с преобладанием терпеливости как формы выражения чрезмерно толерантного отношения к детям («Стоик»).

Педагогическое кредо: «Все можно пере­жить! Терпи, сколько выдер­жишь!»

Лозунг, которым пользуется педагог: «Всё получится, нужно только немного подождать!»

Позиция, занимаемая по отношению к ребёнку, – «рядом, но не вме­сте».

Способы общения: диалог, поддержка, манипулирование.

Преобладающая форма отношений: терпеливость, выдержка, самооб­ладание, самоконтроль.

Тактика поведения: сосуществование рядом.

Педагоги с преобладанием беспомощности как формы выраже­ния неоправданного толерантного отношения к детям («Золушка»).

imageПедагогическое кредо: «Я готов всё вытер­петь, лишь бы вам было хо­рошо».

Лозунг, которым пользуется педагог: «Ну что я могу для тебя сде­лать?»

Позиция, занимаемая по отношению к ре­бёнку, – «снизу», приспособ­ление.

Способы общения: приноравливание к де­тям;

Преобладающая форма отношений: бес­помощность.

Тактика поведения: невмешательство.

Педагоги с преобладанием снисхож­дения как формы выражения терпимого от­ношения к детям («Черепаха Тортилла»).

Педагогическое кредо: «Это дети, и этим всё сказано!»

Лозунг, которым пользуется педагог: «У вас всё получится со временем!»

Позиция, занимаемая по отношению к ребёнку, – «сверху», пози­ция покровительствующего «родителя».

Способы общения: наставление, нотация, разъяснение, морали­зирова­ние, убеждение.

Преобладающая форма отношений: снисходительность, покрови­тель­ственное отношение.

Тактика поведения: опека, забота, умеренный контроль.

Педагоги с преобладанием уступчивости как формы выражения терпимого отношения к детям («Альтруист»).

Рис_18Педагогическое кредо: «Я так вас люблю, что готов всё при­нять, лишь бы вам было хорошо!»

Лозунг, которым пользуется пе­дагог: «Всё дано от природы, я мало, что могу сделать!»

Позиция, занимаемая по от­но­шению к ребёнку, – «снизу», приспо­соб­ление.

Способы общения: уступчи­вость, сговорчивость, поклади­стость. Преобладающая форма отношений: уступчивость.

Тактика поведения: попустительство.

Педагоги с преобладанием сотрудничества как формы выраже­ния оправданно терпимого отношения к детям («Миролюбец»).

Рис_доп_04Педагогическое кредо: исходить из интересов ребёнка и перспек­тив его дальнейшего развития.

Лозунг, которым пользуется педагог: «У тебя все получится, в случае необходимости можешь рассчитывать на мою помощь!»

Позиция, занимаемая по от­ношению к ребёнку, – «рядом», позиция друга, помощника, на­ставника, когда это необходимо.

Способы общения: понима­ние, помощь, диалог, поддержка. Преобладающая форма отноше­ний: сотрудничество. Тактика по­ведения: сотрудничество, нена­вязчивое, естественное созда­ние ситуаций, требующих от детей про­явления активности.   Это идеальный тип педагога во всех отноше­ниях, он любит детей, с удовольствием с ними работает.

Система отношений с детьми основана на типологии терпимого, толерантного и нетерпимого отношения  учителей (см. таблицу).

 

Объекты терпимости, толерантности, нетерпимости

 

Терпимость,

толерант­ность

Объекты

Нетерпимость

1. Объект воспринима­ется как «иное»

Ученики

 

Родители

 

Коллеги

 

Отдельный человек

 

Отдельное мнение

 

Идеология

 

Научная система

 

Вещь

 

Предмет

1. Объект воспринимает­ся как «чужое», «чуждое»

2. Интерес к объекту, стремление понять его

2. Отсутствие интереса к объекту, ограниченность сложившимися стереоти­пами

3. Дифференциация от­но­шения к объекту: что-то принимается, что-то нет (понимание, эмо­циональ­ная устойчи­вость)

3. Враждебное отношение к объекту (подозритель­ность, недоверие, возму­щение, ненависть)

4. Стремление пози­тивно взаимодейство­вать, убеж­дать и быть убеждённым, принятие объекта как дан­ности

4. Избегание объекта, вы­ражение враждебного от­но­шения, агрессивные дейст­вия, стремление подчинять или подавить

От нас, родителей, воспитателей, учителей, зависит то, какими вырастут наши дети, ученики.

 

Если ребенок окружен критицизмом,

Он учится обвинять.

Если ребенок видит враждебность,

Он учится драться.

 

Если над ребенком насмехаются,

Он учится быть робким.

Если ребенка постоянно стыдят,

Он учится чувствовать себя виноватым.

 

Если ребенок окружен терпимостью,

Он учится быть терпимым.

Если ребенка поддерживают,

Он учится уверенности.

 

Если ребенка хвалят,

Он учится ценить других.

Если с ребенком обходятся справедливо,

Он учится справедливости.

 

Если ребенок чувствует себя в безопасности,

Он учится верить.

Если ребенка ободряют,

Он учится нравиться самому себе.

 

Если ребенка принимают и обращаются

С ним дружелюбно,

Он учится находить любовь в этом мире.

 

Дорис Лоу Ноулт

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19_str_sdelay_dor.sch_.docx1.72 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое пособие по русскому языку

Данное  пособие предназначено для развития у младших школьников умения делить слова на слоги, опираясь на правила слогоделения, сформулированные Р.И. Аванесовым. Пособие может быть исполь...

Практическое пособие по обучению грамоте, 1 класс "Построим пирамиду из звуков"

Материал составлен на основе практического пособия «Игровые технологии обучения в начальной школе: Е.В. Калмыкова....

С.И.Косолапов "О подготовке руки к работе" часть 1 (практическое пособие для учителей начальных классов)

С.И.Косолапов "О подготовке руки к работе" часть 1  (практическое пособие для учителей начальных классов...

С.И.Косолапов "О подготовке руки к работе" часть 2 (практическое пособие для учителей начальных классов)

С.И.Косолапов "О подготовке руки к работе" часть 2  (практическое пособие для учителей начальных классов...

С.И.Косолапов "О подготовке руки к работе" часть 3 (практическое пособие для учителей начальных классов)

С.И.Косолапов "О подготовке руки к работе" часть 3 (практическое пособие для учителей начальных классов)...

"Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми" (О.Уайльд)

Уважаемые родители. В рамках наших родительских собраний вы часто просите дать совет, подобрать "ключ" к решению  вопросов, связанных с воспитанием наших детей. Думаю, что предлагаемый ...

«Как сделать детей счастливыми»

Из конфет и пирожных, Из сластей всевозможных - Вот из этого сделаны девочки. Из колючек, ракушек, Из зеленых лягушек - Вот из этого сделаны мальчики. ...