Профилактика стрессовых ситуаций и эмоционального выгорания педагога
статья по зож на тему

Кончева Светлана Дмитриевна

Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека. Педагог изо дня в день сосредотачивает все силы на том, чтобы воспитывать, объяснять, опекать, поддерживать. Незаметно для себя он настраивается на то, чтобы только отдавать, а восстанавливать душевные силы, пополнять их забывает, не успевает.

Проблема здоровья учителя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_stressovyh_situatsiy_.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика стрессовых ситуаций и эмоционального выгорания педагога

Учитель нач. классов МБОУ Лицей №7 Кончева С.Д.,
Учитель нач. классов МБОУ Лицей №7 Аранова Л.О.

Будьте  добрыми,  если захотите;
Будьте  мудрыми,  если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.

                                                                         Конфуций.

Наше здоровье можно представить в виде равностороннего треугольника: сторонами, которого являются физическое и психическое здоровье, а в основании лежит социальное благополучие.

Учение провели многочисленные исследования и сделали вывод, что наше здоровье на половину зависит от нас самих, от нашего образа жизни.

Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека. Педагог изо дня в день сосредотачивает все силы на том, чтобы воспитывать, объяснять, опекать, поддерживать. Незаметно для себя он настраивается на то, чтобы только отдавать, а восстанавливать душевные силы, пополнять их забывает, не успевает.

Проблема здоровья учителя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса.

50% – образ жизни. Эта та составляющая формулы здоровья, которая зависит от самого человека. Но для большинства педагогов образ жизни – это школа и профессиональные обязанности.

“Работа съедает”, это признают многие педагоги. Даже наш продолжительный летний отдых не способствует полноценному восстановлению сил: мы проводим его дома, на дачах, ремонтируя школьные кабинеты, приводя в порядок шкафы, составляя рабочие программы. Усталость и стресс накапливаются. Вот некоторые характерные симптомы, о которых упоминают учителя:

– ощущение тупика, одиночество; 
– периодически срываешься, начинаешь кричать на детей из-за мелочи; 
– ярость и желание ответить очень грубо на провокации; 
– понимаешь, что ждешь звонка с урока с самого начала урока;
– резкость и несдержанность в общении с коллегами;
– не удается быстро восстанавливаться, часто болеешь, боишься перемен; 
– начинаешь много есть по вечерам (или забываешь поесть);
– непроходящая усталость, бессонница, постоянные мысли о работе;
– ощущение автоматизма и рутинности, напрасного труда без значимого результата; 
– желание плакать, грусть, повышенная раздражительность, чувство тревоги;
– ощущение бесправия и принесения себя в жертву; 
– желание уволиться, уйти на другую работу, уехать подальше; 
– комплекс вины, ощущение, что всем должен и ничего не успеваешь;
– начинаешь хуже выглядеть.

Профессию педагога можно отнести к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.

К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:

– миопия (близорукость);
– ларингит;
– синдром хронической усталости;
– гиподинамия;
– остеохондроз.

Причинами заболеваний являются:

  1. отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
  2. снижение двигательной активности;
  3. эмоциональная перенапряженность;
  4. большая учебная нагрузка;
  5. отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки.

Существуют психологические причины, разрушающие здоровье педагога:

  1. отсутствие навыка управления своими эмоциями;
  2. частое превышение своих психических возможностей;
  3. неумение вырастить в себе и освоить эмоции радости;
  4. неспособность смеяться над жизненными неудачами;
  5. неумение противостоять стрессам.

Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:

– чтобы не болеть;
– чтобы принимать правильное решение.

Чтобы сделать из себя здорового человека, нужно быть сильнее своих эмоций, но, ни в коем случае не подавлять их. Для управления своим состоянием важно отслеживание, осознание, понимание, признание и правильная оценка того, что сейчас с Вами происходит. Если Вы осознаете и признаетесь себе, что Вы сейчас очень злы (расстроены, испуганы, обижены и т.д.), то Ваше неприятное чувство станет меньше. Также для постоянного мониторинга своего состояния, отслеживания и оценки можно использовать такой нехитрый прием:

Имейте под рукой (в доступном месте, ящике стола) стикеры красного, желтого и зелёного цветов. Периодически задаваться вопросом: «В каком состоянии я сейчас нахожусь?» и в зависимости от ответа, наклеивать стикеры перед собой. Зеленый – спокойное, желтый – некритическое, красный – накал. Таким образом, наклеивая зеленый, вы как бы делаете акцент на спокойном состоянии, и оно закрепляется. Наклеивая красный или желтый, вы признаете в себе свои отрицательные эмоции. Накал снижается. Для большего эффекта, наклеивая стикер, можно проговаривать свое состояние. Или наклеить красный стикер со всего размаху (соответственно состоянию).

7 советов по восстановлению душевного равновесия.

  1. Отдохните и выспитесь! Иногда накопившаяся физическая усталость является причиной душевного дискомфорта.
  2. Найдите для себя хобби. Начните вязать, вышивать, рисовать, мастерить – займитесь творчеством! Творчество для души помогает быстро восстановить душевное равновесие.
  3. Послушайте приятную музыку, потанцуйте, в конце-концов!
  4. Займитесь активным отдыхом, особенно, если ваша основная деятельность сидячая.
  5. Соберите приятный девичник дома, в кафе или вместе отправьтесь в культпоход (театр, музей, концерт, парк, зоопарк и т.д.).
  6. Устройте себе спа-процедуры  или  музыкально-поэтический салон. Удивите себя и близких. Отдохнёте.

Психологи выделяют здоровьеразрушающие эмоции: гнев, ярость, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревожность, грусть, отчаяние…
А есть эмоции
 здоровьесоздающие: интерес, радость, нежность, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение… Давайте чаще находить способы и возможности, чтобы испытывать положительные, а не отрицательные эмоции. Это тоже зависит от нас самих. У Дейла Карнеги есть замечательная книга «Как перестать беспокоиться и начать жить», в ней много хороших советов, которые помогают сберечь нервы, научиться радоваться каждому дню и спокойно воспринимать неприятности. Он напоминает  нам о том, что «умение видеть положительную сторону каждого события – стоит больше тысячи фунтов в год».

Здоровы Вы или нет – это результат того, во что Вы верили и что делали в прошлом.
Мы провели анкетирование в своем коллективе, чтобы выяснить, как наши педагоги относятся к своему здоровью.

Анкета для педагога:

1.Занимаетесь ли физической зарядкой более 3 раз в неделю?_______________

2.Ложитесь ли вы спать в одно и то же время?___________________

3.Спите ли вы 7-8 часов в сутки?______________________

4.Принимаете ли вы лекарства без назначения врача?________________

5.Уделяете ли вы внимание своему здоровью?

-целенаправленно уделяете внимание своему здоровью______________

- время от времени (когда заболит что-то)___________________

Вот какие результаты мы получили:

  • 86% не занимаются физической зарядкой более трех раз в неделю:
  • 87% не ложатся спать в одно и то же время;
  • 62% спят менее 7-8 часов в сутки;
  • 78% принимают лекарства без назначения врача;
  • 32% не уделяют внимания своему здоровью,
  • лишь  13% уделяют целенаправленное внимание своему здоровью.

Как же помочь тем коллегам, которые не уделяют должного внимания своему здоровью? Необходимо напомнить, что основным средством восстановления здоровья является психоэмоциональная и двигательная активность. 

Для сохранения и поддержки здоровья педагога необходимо применять:
– лечебно-оздоровительные упражнения:
– упражнения для позвоночника
– упражнения для осанки
– упражнения для шейного отдела позвоночника

Необходимо следить за своим физическим здоровьем:
– полноценное питание
– достаточный сон
– режим труда и отдыха
– занятия спортом

Надо соблюдать психоэмоциональное равновесие:
– позитивное мышление
– оптимизм
– управление эмоциями
– доброжелательное отношение к людям
– любовь к себе.

Наши рекомендации:
– Начинайте каждый день с чувством радости.
– Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
– Любите себя.

И помните, что если вы  чувствуете себя особенно усталыми в конце дня или, когда раздражительность свидетельствует, что ваши  нервы на пределе,  знайте, что в этот день Вы работали неэффективно.

Плодотворной Вам деятельности, уважаемые коллеги, сохранения и укрепления Вашего здоровья  и здоровья Ваших близких.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности

Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....

Психофизиологические основы профилактики эмоционального выгорания педагогов в условиях ФГОС

Успех педагогической деятельности учителя зависит не только от профессиональной подготовленности, устойчивых положительных качеств личности, но и от психического состояния учителя....

Программа по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов

Педагоги в значительной степени подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженност...

Статья: Коррекция и методы профилактики эмоционального выгорания педагога

Эмоциональное выгорание педагога - проблема очень серьезная и не редкая. Данная статья поможет как психологам, работающим в ОО, так и самим педагогам, которые либо склонны к выгоранию, либо уже находя...

Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ

Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ...