Создание благоприятных условий для сохранения здоровья учащихся
статья по зож на тему

Создание благоприятных условий для сохранения здоровья учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание благоприятных условий для сохранения здоровья учащихся.

 

Сегодня, когда процесс обучения становится все более интенсивным,  когда возрастают требования к педагогам и выпускникам, негативное влияние образовательной среды школы становится весьма ощутимым, проблемы здоровья детей выходят на первый план.

Интенсификация обучения приводит к ухудшению здоровья учащихся  – как психического, так и физического. Обостряются и такие проблемы, как профессиональное выгорание педагогов - т.е. истощение их эмоциональных и личностных ресурсов, изменяются их личностные качества.

О том, насколько образовательная среда может быть небезопасной можно судить по следующим цифрам. Как показали исследования Института возрастной физиологии,  за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения  и осанки, в 4 раза – частота психоневрологических отклонений, и в 3 раза – патология органов пищеварения.  

Прежде чем мы перейдем к рассмотрению вопроса  безопасной среды обучения, имеет смысл ответить на вопрос: а что же такое образовательная среда? И какую среду можно считать безопасной?

Определений, конечно, существует множество, однако мы под образовательной средой понимаем пространство, окружение школьника, совокупность возможностей для реализации его образовательных потребностей, становления его образованности.

Среда каждой школы по-своему уникальна, ведь направленность школ разная, в школах разный психологический климат, по-разному организован учебно-воспитательный процесс, разные психологические характеристики учащихся и учителей. Несмотря на различия, образовательная среда любой школы – это  структура, включающая компоненты, каждый из которых обладает возможностями для образования и воспитания школьника.

Какие же это компоненты? Это - информационный компонент, технологический и социальный компонент.

Информационный  компонент –  это вся информация, получаемая ребенком в школе, т.е. содержание учебного материала, программы, учебники. Сюда же  относят и информацию, получаемую от учителя.

Технологический компонент -  это учебная деятельность учителей и школьников. Другими словами, это работа учителя и ученика над  содержанием учебного материала.

Социальный компонент – это весь комплекс отношений учитель-ученик, учитель-учитель, ученик-ученик, администрация-учителя, родители-учителя и др. отношения, которые могут иметь место в школе.

И вот эта среда, которая, казалось бы, призвана обеспечить развитие учащихся, способствовать творческой реализации учителя, может стать фактором, оказывающим на них самое негативное влияние.

Замечу, что мы  сегодня не рассматриваем прямые угрозы для здоровья и жизни тех, кто учится или работает в школе, потому как - к счастью для всех - нас, данный вид угроз не является доминирующим.

Что же мы понимаем под безопасной образовательной средой? Это среда, обеспечивающая безопасность участников учебно-воспитательного процесса от угроз их позитивному развитию, физическому и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия.

Проще говоря, это среда, где не страдает психическое и физическое здоровье участников учебно-воспитательного процесса.

 

Какие объекты могут представлять опасность для участников  учебно-воспитательного процесса? Они есть в каждой школе.

Это:

учащиеся,

это и преподаватели,

Это учебно-воспитательный процесс,

ну и, наконец, уклад жизни школы.

Каждая школа по-своему решает проблему безопасности образовательной среды.

Наша модель выглядит так, как показано на слайде.

Как видно, мы решаем эту проблему через учебно-воспитательный процесс, через медико-социальную и психолого-педагогическую помощь учащимся и учителям, а также через создание здоровых и безопасных условий труда и учебы.

Поскольку наша школа является школой содействия укреплению здоровья, имеет смысл начать с медико-социальной и психолого-педагогической составляющей нашей работы.  

Мы ведем  опытно-экспериментальную работу  по теме «Школа содействия укреплению здоровья», целью которой является физическая реабилитация и оптимизация обучения и воспитания учащихся с учетом индивидуальных особенностей их психической деятельности.

Главной целью психолого-педагогической помощи является сохранение психологического здоровья детей. Эта помощь осуществляется в рамках двух моделей: с привлечением специалистов Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции,  и  без обращения к психологам Центра. Первая модель показана на слайде.  Как видно, главная роль в этом случае принадлежит Центру психолого-педагогической реабилитации и коррекции, а заместители директора являются связующим звеном между школой и Центром, координируют и анализируют эту работу. Работа по этой схеме осуществляется в случае, когда имеют место органические дефекты интеллекта, эмоциональной сферы детей.

Работа Центра  имеет трехступенчатую структуру:   диагностика психологического статуса и состояния учащихся, далее - определение уровня психологического здоровья, в зависимости от которого проводятся профилактическая и коррекционная работа в   индивидуальной и  коллективной форме.

Вторая модель– это работа без привлечения специалистов Центра. Вот так выглядит эта модель. Если сравнить две эти схемы, то видно, что работа администрации уже не координирующая. В этом случае администрация непосредственно обеспечивает психологическую безопасность. Основная работа здесь сводится к превентивным, предупредительным мероприятия. Они, касаются детей, нуждающихся в защите от:

Непомерной учебной нагрузки

Публичного унижения

Оскорбления

Высмеивания

От прямых угроз

Игнорирования

 

Мы перечислили основные факторы,  представляющие угрозу психологическому здоровью детей.

Далее. Хотя содержание работы определяется возможностями каждой конкретной школы, можно, тем не менее, указать какую роль играет администрация, какова направленность этой работы и ее формы.

Заместители директора. Их основная роль - организация  работы по формированию безопасной образовательной среды.  

Основное содержание этой деятельности: преобразование образовательной среды с учетом возможностей и особенностей учащихся и педагогического коллектива через привнесение в образовательную среду школы психологического содержания и психологических технологий. Большую помощь в этом нам, конечно, оказывает  Центр Психолого-педагогической  реабилитации и коррекции.

Обобщенные показатели также заставляют задуматься над данной проблемой и подходить к ее решению с еще большей серьезностью.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для сохранения здоровья младших школьников в процессе обучения.

В  настоящее  время  остро  стоит  вопрос  о  сохранении здоровья  школьников.  В  последние  годы  резко   ухудшилось  состояние ...

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов  в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС...

Методическая разработка по теме: «Сохранение здоровья учащихся начальной школы как важнейший фактор личностного роста в условиях реализации ФГОС»

В данной методической разработке раскрыты вопросы сохранения здоровья учащихся  младших классов с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках математики....

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения.

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов  в период адаптации к условиям образовательного учреждения....

Применение образовательных здоровьесберегающих технологий как условие сохранения здоровья учащихся начальных классов

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образо...